Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:08, курсовая работа
Целью настоящей дипломной работы является анализ операций коммерческих банков с драгоценными металлами.
Для достижения этой цели в дипломной работе выделяются следующие задачи:
- проследить историю использования драгоценных металлов в деятельности коммерческих банков;
- дать общую характеристику операций коммерческих банков с драгоценными металлами;
- рассмотреть роль золота в деятельности коммерческих банков;
- провести анализ динамики развития операций коммерческих банков с драгоценными металлами на примере филиала Сбербанка РФ;
- показать проблемы и перспективы развития банковских операций с золотом.
Введение 2
Глава 1. Экономические основы развития операций с драгоценными металлами 5
1.1 История использования драгоценных металлов в деятельности коммерческих банков 5
1.2 Общая характеристика операций коммерческих банков с драгоценными металлами 20
1.3 Роль золота в деятельности коммерческих банков 39
Глава 2. Анализ динамики развития операций коммерческих банков с драгоценными металлами в Сибирском банке Сбербанка РФ 44
2.1 Исследование динамики развития операций коммерческих банков с золотом 44
2.2 Оценка экономической эффективности операций коммерческих банков с золотом 66
Глава 3. Проблемы и перспективы развития банковских операций с драгоценными металлами 72
Заключение 81
Список литературы 85
Повышение цен на золото в первой половине 2004 года подняло инвестиционную привлекательность драгоценного металла во всем мире, однако в России золото как объект инвестиций остается маловостребованным.
Сибирский банк Сбербанка России в Западной Сибири является основным продавцом слитков и монет из драгоценных металлов. По данным Сибирского банка Сбербанка, спрос населения на памятные монеты на протяжении 2004 года колеблется без явной тенденции к росту.47
В то же время инвестиционные монеты, которые, в отличие от памятных, не облагаются при продаже налогом на добавленную стоимость, в 2004 году стали популярнее. За 7 месяцев 2004 года Сибирский Сбербанк реализовал столько же инвестиционных монет, сколько за весь 2003 год. Впрочем, общее количество проданных монет осталось незначительным - всего около 4000 штук по всему Западно-Сибирскому региону. Памятных монет за это время было продано почти 20000, в основном золотых и серебряных.48 Покупатели предпочитают памятные монеты несмотря на то, что им приходится платить вдобавок к цене еще и НДС, который при последующей продаже не возвращается. Это говорит о том, что население покупает монеты скорее для коллекции или для подарка, чем для сохранения средств.49
Наряду с монетами Сибирский банк Сбербанка Российской Федерации реализует и мерные слитки золота, серебра и платины весом от 5 до 1000 граммов, однако объемов продаж этого товара не раскрывает. С 1 июля 2004 года банк начал обратный выкуп у населения драгоценных слитков, а с 1 августа - инвестиционных монет. Возможность продать купленное золото добавляла бы ему инвестиционной привлекательности, если бы не большая разница цен продажи и выкупа.
По данным Сибирского банка Сбербанка Российской Федерации, цена покупки на золотые мерные слитки устанавливается в зависимости от их состояния - отличное или удовлетворительное. Цена на слитки отличного состояния равна курсу покупки золота Банком России за вычетом 1%, на слитки удовлетворительного состояния - за вычетом 3%. По состоянию на 23 августа 2005 года разница между ценой покупки и продажи золотых мерных слитков в Сибирском Сбербанке достигала 42% (с учетом уплаты покупателем НДС), для серебряной инвестиционной монеты «Соболь» - 26%, а для золотого «Червонца» - 12%.50
Специалисты Сибирского банка Сбербанка Российской Федерации не склонны связывать рост продаж драгоценных металлов с увеличением инвестиционного спроса населения. Колебания спроса на золото бывают, но они происходят скорее благодаря сезонным факторам. В конце весны и в начале лета продажи слитков падают. Это связано с падением спроса на ювелирные изделия из-за поры отпусков и, соответственно, с уменьшением спроса со стороны ювелирных предприятий - основных потребителей слитков из драгоценных металлов. К концу лета спрос начинает увеличиваться и достигает своего пика к декабрю. В сентябре в Москве проходит ежегодная ювелирная выставка, на которой предприятия ювелирной промышленности выставляют свои коллекции. Первый всплеск продаж банков происходит обычно перед выставкой, а второй - после выставки, на которой предприятия получают заказы на изготовление своих изделий и закупают драгоценные металлы для их изготовления.51
Наибольшим спросом драгоценные металлы пользуются у производителей ювелирной промышленности и других видов промышленности, использующих драгоценные металлы. Среди населения предприятия ювелирной промышленности не фиксируют высокого спроса на драгоценные металлы в слитках или монетах, так как их приобретение частными инвесторами не слишком выгодно (банки закладывают в цену продаж 18% НДС). Также неудобно хранение слитков вне стен банка, ведь для последующей продажи они должны быть в идеальном состоянии, без царапин и деформации. Учитывая то, что некоторые особенно осторожные инвесторы все-таки предпочитают хранить часть сбережений в драгоценных металлах, банки предлагают клиентам размещать средства на «металлических счетах». При пользовании «металлическими счетами» клиент избавлен от проблем связанных с хранением слитков, так как он не получает на руки золото. Клиент, открыв счет, может покупать на него и продавать с него золото без потерь на НДС. Но услуги по открытию «металлических счетов» еще недостаточно распространены в России, и по данному направлению еще не сформирован межбанковский рынок. Для оживления данного рынка необходимо появление крупных игроков, которыми могут быть недропользователи и ювелиры.52
Проанализируем динамику основных показателей операций на рынке драгоценных металлов Сибирский банк Сбербанка России за 2000-2004 годы, а именно:
- объем продаж мерных золотых слитков;
- объем продаж золотых монет «Золотоискатель»;
- объем продаж золотых монет «Лунный камень»;
- ведение обезличенных металлических счетов;
- предоставление депозитных ячеек для хранения;
- информационные услуги (текущее состояние отечественного и мирового рынка драгоценных металлов).
В следующей таблице приведем данные о динамике объемов продаж 2001-2004 годы:53
Таблица 2 - Объемы сделок Сибирского банка Сбербанка России с золотом по разным направлениям
Объем продаж, млн. руб. |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Мерные золотые слитки |
17.5 |
15.8 |
16.7 |
17.4 |
Монеты «Золотоискатель» |
15.7 |
15.3 |
16.3 |
16.9 |
Монеты «Лунный камень» |
5.1 |
5.3 |
5.4 |
6,2 |
Ведение обезличенных металлических счетов |
0.23 |
0.31 |
0.37 |
0.41 |
Предоставление депозитных ячеек |
0.14 |
0.17 |
0.18 |
0.2 |
Информационные услуги |
0.02 |
0.03 |
0.03 |
0.04 |
Всего |
38.69 |
37.91 |
40.98 |
41.15 |
Данные таблицы 2 проиллюстрируем графическим представлением динамики этих показателей (рис. 6).
Рисунок 6. Объемы продаж золотых слитков и монет в 2001-2004 гг.
Как можно видеть из таблицы 2 и рисунка 1 , принципиально структура объемов продаж золота и сопутствующих услуг за 4 рассматриваемых года не поменялись, при этом прослеживается медленная тенденция к росту объемов продаж.
Для наглядности проанализируем распределение выручки от сделок с золотом Сибирского банка Сбербанка России по следующим направлениям:
- продажа золота;
- сопутствующие услуги: ведение обезличенных металлических счетов, предоставление депозитных ячеек и т.п.;
- сервисные услуги: информация о состоянии рынка драгметаллов.
Таблица 3 - Распределение объемов продаж в 2001-2004 годах54
Доля, % |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Продажа золота |
87 |
88 |
83 |
85 |
ОМС и депозитные ячейки |
10 |
8 |
12 |
11 |
Информационные услуги |
3 |
4 |
5 |
4 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
Представим эти данные графически (рис. 7):
Рисунок 7. Распределение объемов выручки при сделках с золотом
Как можно видеть из приведенных выше данных, структура выручки Сибирского банка Сбербанка России за 2001-2004 гг. также принципиально не меняется. Основную часть выручки дает собственно продажа золота, однако, при совершении сделок с золотом нельзя обойтись без сопутствующих сервисных и информационных услуг.
Максимальный объем продаж золота в банке за период с 2001 по 2004 годы наблюдался в 2002 году – 88% от всех сделок с золотом. Анализ динамики объемов продаж золота показывает, что в 2003 и 2004 году наблюдается незначительное снижение – на 5 % в 2003 году и на 3 % в 2004 году относительно 2002 года.
Объем продаж ОМС и депозитных ячеек напротив, увеличился в 2004 году на 4 % , а в 2004 году – на 3% относительно 2002 года.
Объем продаж информационных услуг существенно не изменился.
Охарактеризуем доходы от сделок с золотом Сибирского Банка Сбербанка России за 2003-2004 годы. Характеристика темпов прироста доходов за исследуемый период приведена в таблице 4 и на рис. 8.
Таблица 4 - Темпы прироста доходов от сделок с золотом Сибирского Банка Сбербанка России в 2004 году55
Показатели |
Темпы прироста в 2004 г. | |
Руб. |
% | |
1 |
2 |
3 |
Доходы от сделок с золотом |
900000 |
+2.6 |
Расходы от сделок с золотом |
697000 |
+3.0 |
Расходы на персонал |
42600 |
+1.4 |
Балансовая прибыль от сделок с золотом |
188600 |
+9.2 |
Рисунок 8. Темпы прироста доходов от сделок с золотом Сибирского Банка Сбербанка России
Рост доходов банка
был определен увеличением
Таблица 5 - Анализ динамики расходов Сибирского Банка Сбербанка России при сделках с золотом, руб.56
Расходы |
2003 |
2004 |
Отклонение |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Операционные и прочие расходы при операциях с золотом: |
|||
Всего |
2178000 |
2875000 |
+6970 |
в том числе: |
|||
налоги |
9000 |
18900 |
+99 |
проценты уплаченные |
1806000 |
2267100 |
+4611 |
уплаченная комиссия за услуги банков и клиентам |
95400 |
95400 |
+617 |
амортизационные отчисления по основным фондам |
8600 |
8712 |
+112 |
прочие расходы |
2590 |
631 |
-1959 |
2. Расходы на содержание |
|||
всего |
135700 |
178300 |
+42400 |
в том числе: |
|||
фонд оплаты труда |
70900 |
98900 |
+28000 |
расходы на служебные командировки |
10500 |
30700 |
+20200 |
прочие расходы |
54300 |
48700 |
-5600 |
3. Штрафы, пени, неустойки: |
|||
полученные |
68300 |
85400 |
+17100 |
уплаченные |
36103 |
12900 |
+2600 |
Из таблицы 5 следует, что основным видом расходов банка являются расходы, связанные с выплатой процентов, что отрицательно характеризует деятельность банка с учетом однозначного изменения уровня доходов по данным операциям. Существенно сократились показатели прочих расходов, но подробный анализ данных составляющих провести не представляется возможным. Кроме этого, следует положительно определить незначительный рост доходов, связанных с содержанием персонала (рис. 9).
Рисунок 9. Динамика расходов Сибирского Банка Сбербанка России при сделках с золотом
Данные выводы подтверждает расчет доли каждой статьи расходов в совокупном объеме расходов банка (см. табл.6)
Таблица 6 - Структура расходов Сибирского Банка Сбербанка России при сделках с золотом (%)57
Расходы |
2003 |
2004 |
Отклонение | |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Расходы |
100 |
100 |
- | |
1. Операционные и прочие расходы банка: |
||||
всего |
94,1 |
94,2 |
-0,1 | |
в том числе: |
||||
налоги |
0,4 |
0,6 |
0,2 | |
проценты уплаченные |
78,1 |
74,3 |
-3,8 | |
уплаченная комиссия за услуги банков и клиентам |
4,1 |
3,1 |
-1,0 | |
амортизационные отчисления по основным фондам |
0,4 |
0,3 |
-0,1 | |
прочие расходы |
11,2 |
2,1 |
-9,1 | |
2. Расходы на содержание |
||||
Всего |
5,9 |
5,8 |
-0,1 | |
в том числе: |
||||
фонд оплаты труда |
3,1 |
3,2 |
0,1 | |
расходы на служебные командировкам |
0,5 |
1,0 |
0,5 | |
прочие расходы |
0,5 |
1,6 |
1,1 |
Говоря об эффективности сделок Сибирского Банка Сбербанка России с золотом необходимо отметить то, что, согласно данным таблицы 3.4, темп прироста прибыли от сделок с золотом Сибирского банка Сбербанка России в 2004 году по сравнению с 2003 годом составил 188600 руб., что составило 9,2%, то прибыль от этих сделок составила:
– в 2003 году: 188600/9,2×100 = 2050000 руб.:
– в 2004 году: 2050000+188600 = 2238600 руб.