Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:08, курсовая работа
Целью настоящей дипломной работы является анализ операций коммерческих банков с драгоценными металлами.
Для достижения этой цели в дипломной работе выделяются следующие задачи:
- проследить историю использования драгоценных металлов в деятельности коммерческих банков;
- дать общую характеристику операций коммерческих банков с драгоценными металлами;
- рассмотреть роль золота в деятельности коммерческих банков;
- провести анализ динамики развития операций коммерческих банков с драгоценными металлами на примере филиала Сбербанка РФ;
- показать проблемы и перспективы развития банковских операций с золотом.
Введение 2
Глава 1. Экономические основы развития операций с драгоценными металлами 5
1.1 История использования драгоценных металлов в деятельности коммерческих банков 5
1.2 Общая характеристика операций коммерческих банков с драгоценными металлами 20
1.3 Роль золота в деятельности коммерческих банков 39
Глава 2. Анализ динамики развития операций коммерческих банков с драгоценными металлами в Сибирском банке Сбербанка РФ 44
2.1 Исследование динамики развития операций коммерческих банков с золотом 44
2.2 Оценка экономической эффективности операций коммерческих банков с золотом 66
Глава 3. Проблемы и перспективы развития банковских операций с драгоценными металлами 72
Заключение 81
Список литературы 85
Закрытие металлического счета осуществляется в соответствии с поручением клиента, либо по решению правопреемника клиента, либо по решению суда в соответствии с законодательством РФ. При наличии драгоценного металла на металлическом счете он не может быть закрыт. Перед закрытием находящийся на нем драгоценный металл должен быть переведен на другой металлический счет клиента, на счет его правопреемника или на специальный счет депозитария банка в соответствии с основанием для закрытия металлического счета. При закрытии металлического счета клиенту, его правопреемнику или судебному органу выдается справка о закрытии счета.
Операции с природными драгоценными камнями регулируются Положением о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 759 с изменениями, внесенными в него Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 215.
Указанное Положение распространяется на сделки с природными алмазами, рубинами, изумрудами, сапфирами, александритами, природным жемчугом в сыром (естественном) и обработанном виде, уникальными янтарными образованиями, приравненными в установленном порядке к драгоценным камням. Данный порядок распространяется на сделки с драгоценными камнями следующих видов:
а) сырые — сортировочные и оцененные;
б) обработанные — вставки для ювелирных изделий, полуфабрикаты и изделия технического назначения;
в) рекуперированные (извлеченные из инструмента).
Тарифы на услуги, оказываемые специально уполномоченными банками и другими субъектами сделок с природными драгоценными камнями, определяются по соглашению сторон при заключении договоров на совершение таких сделок.
Совершение сделок с сырыми несортированными природными драгоценными камнями не допускается. Сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней осуществляются субъектами добычи или Гохраном России в соответствии с российскими законодательством и нормативно-технической документацией. Субъекты добычи, не имеющие возможности осуществлять первичную классификацию и первичную оценку добытых драгоценных камней, передают их в установленном порядке в Гохран России для проведения сортировки, первичной классификации и первичной оценки.
Российские перерабатывающие предприятия могут реализовать: необработанные драгоценные камни, не использованные в производстве, — другим организациям, имеющим соответствующую лицензию на обработку драгоценных камней, в том числе через биржу драгоценных камней; обработанные драгоценные камни — непосредственно другим организациям, использующим драгоценные камни в своей деятельности, или через биржу драгоценных камней.
В целях осуществления
Составной частью данного фонда является Алмазный фонд Российской Федерации, который представляет собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 7 Закона РФ от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»).20
Согласно статье 9 указанного Закона
субъекты Российской Федерации по согласованию
с Правительством РФ могут создавать
свои государственные фонды
Создание данного фонда регулируется Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1999 г. № 537 «О порядке согласования вопроса о создании государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней субъекта Российской Федерации».21
Центральный банк России
и специально уполномоченные банки
имеют право совершать сделки
купли-продажи природных
Центральный банк РФ определяет перечень и характер операций с природными драгоценными камнями, которые могут совершать специально уполномоченные банки в пределах прав, предоставленных им Положением о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории РФ, включая сделки купли-продажи за свой счет и за счет клиентов по договорам комиссии или поручения, заключаемым с: обрабатывающими организациями; другими специально уполномоченными банками; с промышленными потребителями; инвесторами.
Инвесторы могут совершать сделки по купле-продаже обработанных драгоценных камней, их хранение, изготовление из них ювелирных изделий только через специально уполномоченные банки по заключенным с ними договорам поручения. Продажа несертифицированных ограненных природных драгоценных камней гражданам не допускается. Владельцы драгоценных камней могут использовать их в качестве залога.
Удовлетворение требований залогодержателя может быть осуществлено только за счет денежных средств, полученных в результате реализации в установленном порядке природных драгоценных камней, при преимущественном праве их покупки Минфином России и Центральным банком РФ.
Не допускается использование природных драгоценных камней в качестве средства платежа, а также при расчетах за кредиты, предоставляемые коммерческими банками юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, использующим драгоценные камни в производстве своей продукции.
ЦБ РФ и Минфин России совместным письмом от 03 октября 1996 г. «О порядке применения Положения о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории РФ, утвержденного Правительством Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 759» утвердили перечень операций и сделок, совершаемых банками с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации. К этим операциям кроме указанных в вышеназванном Положении относятся: 1) сделки купли-продажи как за свой счет, так и за счет клиентов по договорам (комиссии или поручения), заключаемым с обрабатывающими организациями, другими специально уполномоченными банками, с промышленными потребителями, инвесторами; 2) залоговые операции с природными драгоценными камнями при условии реализации залога в соответствии с требованиями вышеназванного Положения.
Согласно Федеральному закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»22 юридические лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, должны встать на специальный учет в государственной инспекции пробирного надзора, на территории которой они совершают эти операции.
Золото играет очень важную роль в финансовой политике Российской Федерации. Аффинированное золото в слитках, находящееся в федеральной собственности, образует золотой запас Российской Федерации. Он предназначен для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстремальных потребностей РФ при чрезвычайных ситуациях. Создание золотого запаса России регулируется статьей 8 Закона РФ от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».23
Золотовалютные резервы - государственные
запасы золота и иностранной валюты,
хранящиеся в центральном банке
или в финансовых органах, а также
принадлежащие государству
Золотое покрытие - отношение золотого резерва к количеству денег в обращении.
Золотой фиксинг - ежедневная фиксация ведущими дилерами рыночной цены золота на основе соотношения спроса и предложения.
Монетарное золото - золото, хранимое органами государственной власти в качестве финансового актива.
В отличие от большинства других металлов, золото появляется в больших количествах в чистой форме. Это - то, почему люди стали заинтересованными этим металлом. Первые открытия были сделаны в первом столетии ВС, когда золото было вымыто от речного песка в Bgypt.
Сегодня золото главным образом добывается как полезное ископаемое. Наиболее важные производящие золото страны в мире - Южная Африка, прежний Советский Союз, США, Австралия. Другие области, где золото произведено, должны быть найдены в Канаде, Бразилии, Колумбии, Гане, Филиппинах и раньше в Китае.
Всемирные золотые рынки отличаются от друг друга не только в их структуре но также и в их функциях. Важное различие должно быть оттянуто между первичными и вторичными рынками. Первичные рынки - которые получают недавно добытое золото, которое они тогда распределяют или непосредственно или через вторичные рынки.
Главные первичные золотые рынки, которые часто называются оптовыми торговцами, являются Цюрихом и Лондоном, вторичными золотыми рынками, которые являются розничными дилерами, - Франкфурт, Париж, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, Панама, Сингапур, Гонконг, Кувейт и другие.
Одна часть золотого запаса РФ хранится в Центральном банке РФ. Она учитывается на его счетах. Решение о расходовании этой части золотого запаса РФ принимается ЦБ РФ в порядке, согласованном с Правительством РФ. Отчет о состоянии учитываемой на счетах ЦБ РФ части золотого запаса России представляется ЦБ РФ Государственной Думе как составная часть доклада председателя Банка России о деятельности ЦБ РФ.24
Другая часть золотого запаса РФ находится в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. Она учитывается на счетах специального уполномоченного федерального органа исполнительной власти.25
Эта часть золотого запаса Российской
Федерации используется в соответствии
с планами, утвержденными Правительством
РФ, в стоимостных объемах, устанавливаемых
Федеральным законом о
Отпуск золота из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ для проведения операций на внешнем и внутреннем рынке, а также отпуск его сверх плана производится только по решению Президента России.
Правительство РФ своим постановлением от 27 июня 1998 г. № 861 утвердило Генеральные условия эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом.
Эти условия определяют порядок эмиссии и обращения долговых обязательств РФ в форме именных беспроцентных облигаций, погашаемых золотом (т. е. золотых сертификатов).
Золотые сертификаты являются государственными ценными бумагами, предоставляющими их владельцу право на получение в срок погашения, определенный условиями выпуска, золота в слитках (ГОСТ 28058-89, ОСТ 117-30-96) в количестве, эквивалентном 1 кг химически чистого золота за каждый погашаемый сертификат.26
Эмитентом золотых сертификатов от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Эмиссия золотых сертификатов осуществляется отдельными выпусками. Параметры выпуска (в том числе дата выпуска, номинальная стоимость, объем выпуска, количество сертификатов, дата погашения) определяются Министерством финансов Российской Федерации. Золотые сертификаты одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых владельцу прав. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые золотыми сертификатами каждого выпуска, является глобальный сертификат, оформляемый на этот выпуск Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Золотые сертификаты выпускаются
в документарной форме с
Золотые сертификаты передаются субъектам добычи драгоценных металлов на основании заключенных договоров в обмен на эквивалентное количество драгоценных металлов, направляемых на пополнение государственных запасов и резервов. Порядок учета, размещения и погашения золотых сертификатов определяется Министерством финансов Российской Федерации. Владельцами золотых сертификатов в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть юридические и физические лица.