Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 19:21, курсовая работа
В процессе управления любой организацией огромная роль принадлежит организационно-функциональной структуре, поскольку именно с ее помощью структурируются и формализуются подходы и методы управления, определяются группы исполнителей, разрабатываются системы контроля и внутриорганизационных взаимоотношений, то есть осуществляются все необходимые действия, направленные на достижение поставленных целей.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БАНКА РОССИИ
5
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА БАНКА
РОССИИ
15
2.1 ПринципысовременнойopганизацииЦБ 15
2.2 ОрганизацииуправленияБанкаРоссиииихполномочия 18
2.3 ЦентральныйаппаратБанкаРоссии 23
2.4 ТерриториальныеучрежденияинациональныебанкивсистемеБанка
России
25
2.5 Рассчетно-кассовые центры и другие организации, входящие в
структуруБанкаРоссии
30
3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА БАНКА РОССИИ В СВЕТЕ
НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Следует иметь в виду, что монополия на эмиссию банкнот на современном этапе вовсе не означает ее жесткого контроля или увязки с целями денежно-кредитного регулирования. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии. Главная задача денежно-кредитной политики — регулирование безналичной эмиссии, основным источником которой являются коммерческие банки. В то же время эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка (в форме, как банкнот, так и депозитов коммерческих банков) служат кассовым резервом любого коммерческого банка.
Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Кредитовать население рассчетно-кассовые центры Банка России могут только в той местности, где не имеется никаких филиалов и отделов коммерческих банков. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.
Банком России разработаны и в настоящее время действуют механизмы рефинансирования (кредитования) банков, которые можно разделить на 2 группы, различающиеся по степени оперативности принятия Банком России решения о предоставлении кредита. Один из них – кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России. Другой – кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства и (или) поручительства кредитных организаций.
В первом случае обеспечение по кредитам стандартизировано (Банком России определен конкретный перечень ценных бумаг – Ломбардный список Банка России), учет прав собственности на залоговое обеспечение осуществляется уполномоченными депозитариями (НП "Национальный депозитарный центр" и Дилерами на рынке ГКО - ОФЗ), оценка стоимости обеспечения производится на основании информации об итогах торгов ценными бумагами на организованном рынке ценных бумаг (уполномоченными Биржами являются ЗАО "Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ)" и ЗАО "Фондовая биржа ММВБ"). Время принятия решения колеблется от нескольких секунд до одного часа.
В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке в соответствии с законом. Такие резервы называются обязательными банковскими резервами. Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по депозитам (норму обязательных резервов). Через счета, открываемые коммерческими банками в центральном банке, последний осуществляет регулирование расчетов между ними. С внедрением электронных расчетных систем существенно снизилось значение традиционной для центрального банка функции расчетного центра банковской системы.
Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции, т.е. кредитором на крайний случай: банки обращаются за поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.
Во многих странах центральные банки осуществляют надзор за деятельностью банков (регистрация, лицензирование) либо монопольно (например, в Австралии, Великобритании, России), либо совместно с Минфином или другим государственным органом (например, в США). В ряде стран (например, в Канаде) функция банковского надзора возложена не на центральный банк, а на другой орган.
Отслеживанием работы коммерческих банков в России занимаются различные государственные и негосударственные учреждения. К негосударственным можно отнести различные аудиторские и консалтинговые фирмы, журналы, газеты. К государственным можно отнести МВД, ФСК, Минфин, ЦБ. Основную нагрузку в этом направлении взял на себя ЦБ РФ. Он осуществляет регулирование и надзор за банковской деятельностью. Являясь в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" органом банковского регулирования и банковского надзора, Банк России призван поддерживать стабильность банковской системы Российской Федерации, обеспечивать защиту интересов.
Надзор осуществляться двумя основными методами:
— проверка банковской отчетности и нормативов, согласно инструкций;
— ревизия.
Данная функция ЦБ очень важна, т.к. она позволяет отслеживать, как общие тенденции в банковском бизнесе, так и осуществлять оперативный надзор за банками. Свою политику ЦБ доводит до сведения КБ посредством издания инструкций, писем и т.д.
Для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы ЦБ РФ установил следующие экономические нормативы деятельности КБ:
Логично предположить, что банки не могут отдавать взаймы все имеющиеся у них деньги вкладчиков, поскольку последние имеют право отозвать свои деньги в любой момент. Однако банковский опыт показывает, что банки не только могут предоставить в кредит почти все средства на депозитах, но и удовлетворить требования своих вкладчиков. Тем не менее, для обеспечения собственной безопасности банки оставляют определенную фиксированную часть депозитов "незадействованной". Эти фонды именуются банковскими резервами.
Как отмечалось, независимо от принадлежности капитала центральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства центральный банк выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. Центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета, реализует государственные ценные бумаги. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются все правительственные расходы. В некоторых странах, например в США, большая часть бюджетных средств помещается в коммерческие банки.
В условиях хронического дефицита государственных бюджетов усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, по проведению конверсии и консолидации. Центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, различными способами повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов.
Вместе с тем Банк России не имеет права выделять средства на финансирование дефицитов госбюджета и государственных внебюджетных фондов.
Таким образом, Банк России в качестве своей основной функции формирует и претворяет в жизнь кредитно-денежную политику государства. Спектр деятельности Банка России весьма широк: от действия в качестве агента государства и управления банковскими холдинг-компаниями до обеспечения необходимого количества денег.
Перечисленные выше функции Центрального банка реализуются через его операции и инструменты.
Операции ЦБ определяются в зависимости от выполняемых функций и направления деятельности.
В общем случае операции ЦБ можно разделить на пассивные – операции по созданию ресурсов банка и активные – операции по их размещению.
Основные пассивные операции Банка России:
Основные активные операции Банка России:
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики, используемыми Центральным банком для воздействия на денежную массу, в соответствии с законодательством являются:
1. Операции на открытом рынке.
2. Изменение учётной ставки.
3. Изменение нормы обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБ;
4. Операции с валютными активами.
Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны.
Таким образом, ЦБ способен в значительной мере воздействовать на предложения денег в экономике. Величина предложения денег в экономике оказывает сильное влияние на развитие инфляционных процессов, уровень безработицы и увеличение выпуска в стране. Поэтому правильная политика Центрального банка, одной из функций которого является регулирование предложения денег, может стать важным стабилизирующим фактором развития экономики.
В странах с функционирующими центральными банками структура их звеньев управления образует некую систему. Система организации деятельности центрального банка состоит из определенных блоков:
2.1 Принципы современной организации ЦБ
Выделяют следующие принципы организационного построения ЦБ:
1) Принцип централизации деятельности.
Так как деятельность центрального банка носит общенациональный характер, звенья его структуры должны руководствоваться указаниями одного главного центра, обладающего соответствующими полномочиями. Таким центром – высшим органом Банка России – выступает Совет директоров. Он определяет основные направления деятельности ЦБ, руководит и управляет всей его системой.
Принцип централизованного построения позволяет обеспечить единство денежно-кредитной политики, поскольку решения, принятые в верхних эшелонах власти, имеют одинаковую силу для всех остальных звеньев организационной структуры ЦБ как системы.
2) Принцип разделения властных полномочий по соответствующим уровням управления. Тесно связан с принципом централизованного построения.
Соблюдение этого принципа на практике заключается в построении вертикальной структуры управления ЦБ.
В настоящее время организационная структура Банка России выглядит примерно таким образом:
Схема 1. Организационная структура Банка России. [7, C. 511].
Помимо верховной власти, представляемой центром (в форме НБС, Совета директоров), как первого уровня органов структуры, выделяют: 2 уровень (Национальные банки, главные управления, головные РКЦ и РКЦ), 3 уровень (полевые учреждения) и 4 уровень (учреждения инфраструктуры: вычислительные центры, инкассация, хранилища, учебные заведения, службы безопасности и др.).
Структуру Банка России на начало 2010 года образуют 1037 подразделений, в том числе: центральный аппарат, 79 территориальных учреждений, 623 подразделения расчетной сети, 5 Отделений и Операционное управление Московского главного территориального управления, Первое операционное управление, Межрегиональный центр безопасности, Центральное хранилище, 123 полевых учреждения, 4 информационно-вычислительных подразделения и другие вспомогательные подразделения.
3)Функциональный принцип.
Поскольку ЦБ представляет собой институт, регулирующий денежный оборот, его функциональные подразделения оказываются так или иначе связанными с регулированием денежного обращения в стране, а также с полномочиями, переданными ему государством, которые закреплены законодательством.
4) Принцип согласования с интересами других экономических субъектов.
При обособленности статуса центрального банка он в своей деятельности неизбежно сталкивается с другими экономическими субъектами, их задачами и интересами. Рассматриваемый нами принцип требует от центрального банка такого рода организации управления, которая, с одной стороны, учитывала бы, насколько это возможно, интересы других субъектов, а с другой - не противоречила бы выполнению его главных целей и задач. Соблюдение баланса интересов достигается участием различных сторон в деятельности звеньев управления центрального банка. Так, по российскому законодательству министр финансов Российской Федерации и министр экономики и торговли Российской Федерации (или, по их поручению, по одному из заместителей) принимают участие в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. Практика взаимодействия Банка России и Правительства Российской Федерации такова, что они информируют друг друга о предполагаемых действиях общегосударственного значения, координируют свою политику, организуют регулярные консультации.
В целом можно говорить о соответствии организационной структуры Банка России названым в курсовой работе основным современным принципам организации. Ориентирование при построении организационной структуры центрального банка на эти принципы позволяет создать центральный банк, отвечающий всем международным нормам.
Информация о работе Организационная и функциональная структура Банка России