Организационная и функциональная структура Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

В процессе управления любой организацией огромная роль принадлежит организационно-функциональной структуре, поскольку именно с ее помощью структурируются и формализуются подходы и методы управления, определяются группы исполнителей, разрабатываются системы контроля и внутриорганизационных взаимоотношений, то есть осуществляются все необходимые действия, направленные на достижение поставленных целей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БАНКА РОССИИ
5
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА БАНКА
РОССИИ
15
2.1 ПринципысовременнойopганизацииЦБ 15
2.2 ОрганизацииуправленияБанкаРоссиииихполномочия 18
2.3 ЦентральныйаппаратБанкаРоссии 23
2.4 ТерриториальныеучрежденияинациональныебанкивсистемеБанка
России
25
2.5 Рассчетно-кассовые центры и другие организации, входящие в
структуруБанкаРоссии
30
3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА БАНКА РОССИИ В СВЕТЕ
НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ (2).doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Организации  управления Банка России и  их полномочия

 

В состав органов управления Банком России входят Национальный банковский совет (НБС) и Совет директоров.

До 2002 года единственным высшим органом управления Банка России был Совет директоров, а НБС выполнял при нём консультативные и экспертные функции. С принятием в 2002 году Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" НБС становится верховным органом управления БР.

Национальный банковский совет – коллегиальный орган. В его состав входят 12 человек, назначаемых на четыре года, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое – Государственной Думой из числа депутатов Госдумы, трое – Президентом РФ, трое – Правительством РФ. В состав НБС входит также Председатель Банка России.

Председателем НБС на данный момент является Министр Финансов Российской Федерации А. Л. Кудрин.

НБС заседает не реже одного раза в квартал, по инициативе председателя НБС, его заместителя или по требованию не менее трех членов НБС.

К компетенции Национального банковского совета относятся:

а) утверждение общего объема административно-хозяйственных расходов и отчета об их исполнении, объема капитальных вложений, правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России, порядка формирования провизии и распределения прибыли, остающейся в его распоряжении;

б) решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;

в) определение аудиторской организации — аудитора годовой финансовой отчетности ЦБ РФ;

г) внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности ЦБ РФ и его структурных подразделений;

д) рассмотрение проекта и основных направлений денежно-кредитной политики, вопросов совершенствования банковской системы, а также информации по основным вопросам деятельности ЦБ РФ и т.п.

НБС фактически был создан для контроля за деятельностью Совета директоров Банка России со стороны государства.

Высшим органом управления Банка России является также и Совет директоров, в состав которого входят Председатель Банка России и 12 членов, работающих на постоянной основе. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой (по представлению Президента РФ) сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Он является высшим должностным лицом Банка России и несет всю полноту ответственности за его деятельность, обеспечивая реализацию возложенных на него функций. Он действует от имени Банка России. Кандидатура на должность Председателя ЦБ РФ представляется для рассмотрения и утверждения в Государственную Думу Президентом РФ. Занимать должность Председателя Банка России одному и тому же лицу разрешается не более трех сроков подряд. Государственная Дума рассматривает вопрос и об освобождении Председателя Банка России от должности. Председатель Банка России вправе подписывать приказы и издавать указания, обязательные для всей системы Банка России.

У Председателя Центрального банка Российской Федерации имеется 4 первых заместителя. Председатель Банка России назначает их на эти должности и освобождает от должности. Обязанности между ними распределены следующим образом:

Первый — Департамент эмиссионно-кассовых операций, Центральное хранилище и др.;

Второй — Сводный экономический департамент, Департамент операций на открытом рынке, Департамент валютных операций, Департамент международных финансово-экономических отношений и др.;

Третий — Департамент платежных систем и расчетов, Операционное управление, Департамент организаций и исполнения госбюджетных и внебюджетных фондов и др.;

Четвертый — Департамент банковского регулирования и надзора, Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций, Департамент валютного регулирования и валютного контроля и др.

В таком распределении обязанностей прослеживается функциональный принцип организационного построения ЦБ.

На данный момент Председателем Банка России является С.М. Игнатьев.

Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному Президентом РФ. Они не могут быть депутатами (членами) законодательных (представительных) органов власти, а также членами Правительства Российской Федерации; не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях. Члены Совета директоров работают на этой должности на постоянной основе и получают за это зарплату.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его замещающего. Председатель Банка России обладает правом решающего голоса.

Заседания Совета директоров проводятся не реже одного раза в месяц, по инициативе Председателя Банка России или не менее трех его членов.

В контексте денежно-кредитного регулирования Совет директоров принимает решения по поводу:

    • выпуска и изъятия банкнот и монет из обращения, общего количества выпуска наличных денег;
    • установления обязательных нормативов для кредитных учреждений;
    • величины резервных требований в процентах к обязательствам кредитных организаций, а также порядка их депонирования в Банке России;
    • списка векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов центрального банка, а также случаев, когда кредиты обеспечиваются другими ценностями, гарантиями и поручительствами;
    • изменения процентных ставок Банка России;
    • пролонгирования в исключительных случаях ранее предоставленных кредитов;
    • лимитов операций на открытом рынке;
    • участия в международных организациях;
    • участия в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
    • купли и продажи недвижимости, необходимой для деятельности Банка России и его служащих;
    • прямых количественных ограничений;
    • организации формирования резервов кредитных организаций.

В рамках надзорной и контрольной функции Совет директоров:

    • принимает решение о создании для Банка России органа банковского надзора;
    • устанавливает порядок проведения проверок кредитных организаций;
    • определяет перечень сведений о деятельности коммерческих банков;
    • принимает решения по проведению мероприятий в целях финансового оздоровления кредитных учреждений;
    • определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации;
    • разрешает создание по экономическим регионам территориальных учреждений;
    • дает разрешения территориальным банкам на выдачу гарантий и поручительств, вексельных и других обязательств от имени Банка России.

В рамках организации своей деятельности как самостоятельного юридического лица, обладающего определенными финансовыми возможностями, Совет директоров:

    • вносит предложения в Государственную думу об изменении своего уставного капитала;
    • утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;
    • определяет порядок образования и использования резервов и фондов;
    • вводит порядок направления его прибыли в резервные фонды;
    • устанавливает структуру своего баланса.

Обладая кадровой независимостью, являясь самостоятельным звеном управления, наделенного определенным административным ресурсом, Совет директоров:

    • разрабатывает структуру Банка России;
    • определяет и утверждает порядок своей работы;
    • принимает решения о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;
    • утверждает положения о соответствующих подразделениях, уставы предприятий, обеспечивающих деятельность Банка России;
    • утверждает перечень должностей служащих Банка России;
    • устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России;
    • определяет условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности и права, систему дисциплинарных взысканий служащих Банка России;
    • создает пенсионный фонд для дополнительного обеспечения своих служащих;
    • организует страхование жизни и медицинское страхование персонала Банка России и др.

 

2.3 Центральный аппарат Банка России

 

Центральный аппарат Банка России образован 22 департаментами и 3 главными управлениями. Они занимают промежуточное положение между организациями управления ЦБ РФ и непосредственными исполнителями операций, направленных на выполнение функций ЦБ: 2, 3, и 4 уровней в структуре Банка России. Департаменты ЦБ не обладают полномочиями в сфере издания Постановлений, Правил и др., подчиняются Председателю Банка России (через его заместителей); их задача – исполнение на практике правил, норм, нормативов и т.д., установленных организациями управления ЦБ РФ, контроль за их исполнением, анализ состояния банковского сектора, прогнозирования влияния возможных изменений в денежно-кредитной политике. Каждый департамент занимается работой в определенной, возложенной на него сфере деятельности Банка России. Департаменты несут ответственность по результатам от выполнения вышеназванных задач перед органами управления ЦБ РФ.

Исходя из вышесказанного можно, с определенной долей условности, назвать НБС, Совет директоров и Председателя Банка России законодательными органами управления в структуре ЦБ РФ, а центральный аппарат – исполнительным.

 

Центральный аппарат:

    1. Департамент исследований и информации;
  1. Департамент наличного денежного обращения;
  1. Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России;
  1. Департамент регулирования расчетов;
  1. Департамент бухгалтерского учета и отчетности;
  1. Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций;
  1. Департамент банковского регулирования и надзора;
  1. Главная инспекция кредитных организаций;
  1. Департамент операций на финансовых рынках;
  1. Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках;
  1. Департамент финансового мониторинга и валютного контроля;
  1. Департамент платежного баланса;
  1. Департамент методологии и организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  1. Юридический департамент;
  1. Департамент полевых учреждений;
  1. Департамент информационных систем;
  1. Департамент кадровой политики и обеспечения работы с персоналом;
  1. Финансовый департамент;
  1. Департамент внутреннего аудита и ревизий;
  1. Департамент международных финансово-экономических отношений;
  1. Департамент внешних и общественных связей;
  1. Административный департамент;
  1. Главное управление недвижимости Банка России;
  1. Главное управление экспертизы и планирования капитальных затрат Банка России;
  1. Главное управление безопасности и защиты информации. [21].

Как уже отмечалось, общее руководство центральным аппаратом распределено между четырьмя первыми заместителями председателя Банка России, которые отчитываются перед председателем за деятельность подчиненных им департаментов.

В процессе своей деятельности департаменты центрального аппарата тесно взаимодействуют между собой. Так, департамент банковского регулирования и надзора является заказчиком ряда инспекционных проверок, а также потребителем "продукции", которую производят работники главной инспекции кредитных организаций. На основании актов проведенных инспекционных проверок департамент банковского регулирования и надзора делает выводы о качестве представляемой коммерческими банками отчетности. Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций совместно с подразделениями безопасности, эмиссионно-кассовой работы проводит отбор наиболее достойных претендентов на занятие высоких должностей в коммерческих банках. При планировании мероприятий по предотвращению сбоев в деятельности коммерческих банков сводно-экономический департамент и департамент банковского регулирования и надзора взаимодействуют с главной инспекцией кредитных организаций, департаментом валютного регулировании и валютного контроля. [12, C. 41]

Численность сотрудников центрального аппарата Банка России составляет на данный момент более 2500 человек (около 4% от общей численности служащих Банка России) [7, C. 512]. В ближайшее время НБС планирует сокращение количества сотрудников центрального аппарата.


 

2.4 Территориальные  учреждения и национальные банки  в системе Банка России

 

Эффективность выполнения возложенных на департаменты центрального аппарата Банка России функций во многом зависит от успешной работы территориальных подразделений этого банка, поскольку на них ложится основная нагрузка по реализации его функций.

К территориальным банкам чаще всего относят главные территориальные управления и их отделения, расчетно-кассовые центры, национальные банки. Каждое территориальное учреждение Банка России представляет собой обособленное подразделение ЦБ РФ, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть функций Банка России. По решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов РФ, или на территории одного субъекта несколько территориальных учреждений.

Данные учреждения не обладают статусом юридического лица, они действуют от имени Банка России по доверенности. Их права ограниченны, в частности, они не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии и поручительства, векселя и другие обязательства без соответствующего разрешения Совета директоров Банка России. Функции, задачи и основные направления деятельности территориальных органов Банка России определяются Типовым положением, утверждаемым Советом директоров.

Современная система территориальных учреждений Банка России представлена 59 главными управлениями (ГУ), 5 их отделениями, 19 национальными банками (НБ), аппаратом уполномоченного Представителя Банка России в Чеченской Республике.

Деление территориальных учреждений на ГУ и НБ обуславливается Различием между субъектами РФ: республиками и другими субъектами: областями, краями, автономными округами. Республики обладают, как правило, большим суверенитетом, на их территории создаются НБ, на территории других субъектов – ГУ.

Балансы ГУ и НБ являются составными частями баланса Банка России.

В организационном плане территориальные учреждения Банка России включают отделы либо управления в зависимости от направленности и масштабов осуществляемой ими деятельности. Организационная структура территориального учреждения Банка России, его размер и численность сотрудников зависит от ряда факторов, определяющими среди которых являются:

    • Число самостоятельных банков в данном регионе (чем больше банков, тем уже специализация надзорных органов);
    • Масштабы деятельности коммерческих банков на подведомственной территории.

В настоящее время в структуре Банка России существуют следующие территориальные и национальные банки:

Информация о работе Организационная и функциональная структура Банка России