Организационная и функциональная структура Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

В процессе управления любой организацией огромная роль принадлежит организационно-функциональной структуре, поскольку именно с ее помощью структурируются и формализуются подходы и методы управления, определяются группы исполнителей, разрабатываются системы контроля и внутриорганизационных взаимоотношений, то есть осуществляются все необходимые действия, направленные на достижение поставленных целей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БАНКА РОССИИ
5
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА БАНКА
РОССИИ
15
2.1 ПринципысовременнойopганизацииЦБ 15
2.2 ОрганизацииуправленияБанкаРоссиииихполномочия 18
2.3 ЦентральныйаппаратБанкаРоссии 23
2.4 ТерриториальныеучрежденияинациональныебанкивсистемеБанка
России
25
2.5 Рассчетно-кассовые центры и другие организации, входящие в
структуруБанкаРоссии
30
3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА БАНКА РОССИИ В СВЕТЕ
НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ (2).doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)
    1. НБ республики Адыгея Банка России;
    2. НБ республики Алтай Банка России;
    3. ГУ Банка России по алтайскому краю;
    4. ГУ Банка России по амурской области;
    5. ГУ Банка России по архангельской области
    6. ГУ Банка России по астраханской области;
    7. НБ республики Башкортостан Банка России;
    8. ГУ Банка России по белгородской области;
    9. ГУ Банка России по брянской области;
    10. НБ республики Бурятия Банка России;
    11. ГУ Банка России по владимирской области;
    12. ГУ Банка России по волгоградской области;
    13. ГУ Банка России по вологодской области;
    14. ГУ Банка России по воронежской области;
    15. НБ республики Дагестан Банка России;
    16. ГУ Банка России по еврейской автономной области;
    17. ГУ Банка России по забайкальскому краю;
    18. ГУ Банка России по ивановской области;
    19. ГУ Банка России по республике Ингушетия;
    20. ГУ Банка России по иркутской области;
    21. НБ кабардино-балкарской республики Банка России;
    22. ГУ Банка России по калининградской области;
    23. НБ республики Калмыкия Банка России;
    24. ГУ Банка России по калужской области;
    25. ГУ Банка России по камчатскому краю;
    26. НБ карачаево-черкесской республики Банка России;
    27. НБ республики Карелия Банка России;
    28. ГУ Банка России по кемеровской области;
    29. ГУ Банка России по кировской области;
    30. НБ республики коми Банка России;
    31. ГУ Банка России по костромской области;
    32. ГУ Банка России по краснодарскому краю;
    33. ГУ Банка России по красноярскому краю;
    34. ГУ Банка России по курганской области;
    35. ГУ Банка России по курской области;
    36. ГУ Банка России по ленинградской области;
    37. ГУ Банка России по липецкой области;
    38. ГУ Банка России по магаданской области;
    39. НБ республики Марий Эл Банка России;
    40. НБ республики Мордовия Банка России;
    41. МГТУ Банка России;
    42. ГУ Банка России по мурманской области;
    43. ГУ Банка России по нижегородской области;
    44. ГУ Банка России по новгородской области;
    45. ГУ Банка России по новосибирской области;
    46. ГУ Банка России по омской области;
    47. ГУ Банка России по оренбургской области;
    48. ГУ Банка России по орловской области;
    49. ГУ Банка России по пензенской области;
    50. ГУ Банка России по пермскому краю;
    51. ГУ Банка России по приморскому краю;
    52. ГУ Банка России по псковской области;
    53. ГУ Банка России по ростовской области;
    54. ГУ Банка России по рязанской области;
    55. ГУ Банка России по самарской области;
    56. ГУ Банка России по г. Санкт-Петербургу;
    57. ГУ Банка России по саратовской области;
    58. НБ республики Саха (Якутия) Банка России;
    59. ГУ Банка России по сахалинской области;
    60. ГУ Банка России по свердловской области;
    61. НБ РСО-Алания Банка России;
    62. ГУ Банка России по смоленской области;
    63. ГУ Банка России по ставропольскому краю;
    64. ГУ Банка России по тамбовской области;
    65. НБ республики Татарстан Банка России;
    66. ГУ Банка России по тверской области;
    67. ГУ Банка России по томской области;
    68. НБ республики Тыва Банка России;
    69. ГУ Банка России по тульской области;
    70. ГУ Банка России по тюменской области;
    71. НБ удмуртской республики Банка России;
    72. ГУ Банка России по ульяновской области;
    73. ГУ Банка России по хабаровскому краю;
    74. НБ республики Хакасия Банка России;
    75. ГУ Банка России по челябинской области;
    76. НБ чеченской республики Банка России;
    77. НБ чувашской республики Банка России;
    78. ГУ Банка России по чукотскому автономному округу;
    79. ГУ Банка России по ярославской области.

Общая численность персонала территориальных учреждений Банка России составляет на данный момент около 25000 человек (35,39% от общей численности служащих Банка России).

Отношения ГУ и НБ с коммерческими банками, предприятиями и организациями строятся на базе договоров, заключенных ими от лица Банка России, в связи с чем ответственность по данным договорам несет его центральный аппарат.

Главной задачей ГУ и НБ является обеспечение единства федеральной политики в области денежно-кредитных отношений, надзора за деятельностью коммерческих банков. Территориальные учреждения осуществляют сбор информации о банках на подведомственной территории, проводят ее первичную обработку в рамках своих полномочий, а затем отсылают ее в департаменты центрального аппарата. В свою очередь, работники центрального аппарата систематизируют сведения, поступающие из регионов, и анализируют их. На основе такого анализа могут составляться прогнозы развития экономики отдельных регионов и страны в целом. Целесообразность создания и функционирования территориальных учреждений Банка России обусловлена не только тем, что они являются центрами аккумуляции и обработки информации о финансовом положении в коммерческих банках, но и тем, что это позволяет обеспечить взаимоконтроль работы всех подразделений Банка России.

 

2.5 Рассчетно-кассовые  центры и другие организации, входящие в структуру Банка  России

 

Расчетно-кассовые центры являются структурными подразделениями территориальных учреждений ЦБ РФ. Они создаются при территориальных учреждениях ЦБ РФ с разрешения Банка России на основании приказа начальника территориального учреждения.

Организованные по региональному принципу РКЦ включают:

1) Головной расчетно-кассовый  центр;

2) Межрайонный расчетно-кассовый  центр;

3) Районный расчетно-кассовый  центр.

Каждый РКЦ имеет:

а) Наименование, включающее названия того населенного пункта, где он территориально функционирует, и соответствующего территориального управления, в состав которого он входит;

б) Идентификационный код (номер по МФО);

в) Печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, а также штампы, используемые для выполнения возложенных на него полномочий.

РКЦ выполняет следующие возложенные на него функции:

    • Обеспечивает межбанковские и внутрибанковские расчеты кредитных учреждений, расположенных на территории его обслуживания;
    • Проверяет реализацию коммерческими банками требований обязательного резервирования, достоверность расчетов, своевременность и полноту проведенных перечислений;
    • Участвует в предоставлении коммерческим банкам кредитов Банка России (в порядке передоверия);
    • Во взаимодействии со специализированными службами доставки обеспечивает централизованное экспедирование почтовых расчетно-денежных документов на внутрирегиональном и межрегиональном уровнях и др.

Головные РКЦ производят, кроме вышеназванных названных, некоторые дополнительные операции, например, проводят расчеты по итогам операций на организованном рынке ценных бумаг.

Таким образом, РКЦ организуют расчетное, кредитное, кассовое и валютное пространство России и являются проводниками денежно-кредитной политики Правительства РФ и Центрального банка РФ. Для реализации возложенных на них функций расчетно-кассовые центры открывают коммерческим банкам корреспондентские счета и осуществляют постоянное наблюдение за движением средств на этих счетах. Анализируя обороты и остатки денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков, расчетно-кассовые центры получают необходимую информацию о состоянии текущей ликвидности коммерческих банков.

В Банке России с 2003 года проводится программа оптимизации расчетной сети. В рамках этой программы в 2009 году было ликвидировано 2 расчетно-кассовых центра. Общее количество РКЦ по сравнению с 2003 годом сократилось почти вдвое и на конец 2009 года составляло 546 учреждений.

Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ и иных органов безопасности.

Полевые учреждения стоят особняком в организационной структуре Банка России. Это связано с "двойным" подчинением полевых учреждений центральному банку и органам Министерства обороны Российской Федерации. С одной стороны, полевые учреждения выступают составной частью системы Банка России, решения о создании и ликвидации полевых учреждений принимает Совет директоров Банка России (по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации). С другой стороны, полевые учреждения комплектуются из числа военнослужащих, которые, руководствуясь военным законодательством, должны соблюдать принцип единоначалия. Согласно банковскому законодательству, полевые учреждения являются воинскими учреждениями и в своей деятельности руководствуются воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением Банка России и Министерства обороны Российской Федерации.

Подобного рода двойственность делает полевые учреждения, с одной стороны, похожими на территориальные учреждения Банка России, с другой — существенно отличными от них.

Схожесть проявляется в том, что полевые учреждения:

1) Занимаются банковским  обслуживанием юридических и  физических лиц;

2) Могут по разрешению  Банка России эмитировать наличные  деньги в обращение;

3) Осуществляют в связи  с деятельностью обслуживаемых  ими лиц организацию денежного  обращения (наличных и безналичных  расчетов);

4) При необходимости по  решению Банка России выполняют полномочия РКЦ, выполняющих, как отмечалось, межбанковские и внутрибанковские расчеты кредитных учреждений, расположенных в данном регионе;

5) В своей банковской  деятельности регулируются исключительно  федеральными законами и нормативными  актами Банка России.

Не менее заметно и отличие полевых учреждений от территориальных учреждений обычного вида. Отличие состоит в том, что:

        1. Клиентами полевых учреждений является особая категория лиц — воинские части, учреждения и организации Минобороны России и иных государственных органов; юридические лица обеспечивающие безопасность Российской Федерации; физические лица, проживающие на территории объектов, обслуживаемых, в соответствии с их особым статусом, только полевыми учреждениями;
        2. Полевые учреждения, как правило, не имеют полномочий по банковскому надзору, контролю и регулированию (за исключением регулирования денежного обращения);
        3. Вопросы дислокации полевых учреждений должны согласовываться с Банком России;
        4. Полевые учреждения могут создаваться и функционировать непосредственно в гарнизонах, для обслуживания российских войск, расположенных за пределами страны, создаваться и функционировать в этой связи на территории иностранных государств;
        5. В своей деятельности полевые учреждения руководствуются, о чем уже говорилось, как военным законодательством, регулирующим их деятельность как воинских учреждений, так и банковским законодательством, регулирующим их банковскую деятельность, а также нормативными актами Банка России.

Численность сотрудников полевых учреждений Банка России составляет на данный момент около 2100 человек (2,98% от общей численности служащих Банка России).

В структуру Банка России входят другие организации, обеспечивающие его деятельность: 13 банковских школ, учебно-методический центр, центр подготовки персонала и 19 организаций, подведомственных ЦБ РФ, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, Центральное хранилище. Они играют огромную роль в организации деятельности учреждений центрального банка, поддерживают его эффективное функционирование.

Их подразделяют на:

    • учреждения, поддерживающие функциональную деятельность Банка России в области регулирования денежного оборота. К ним можно отнести вычислительные центры, центральные хранилища, Российское объединение инкассации;
    • учреждения, организующие информационное обеспечение центрального банка. Не случайно в структуре управления Центрального банка Российской Федерации функционирует Департамент информационных систем, руководителем которого по должности является заместитель Председателя Банка России, в его обязанности входит также решение вопросов, связанных с Главным центром информатизации, Межрегиональным центром информатизации, развитием информационной системы, электронных банков данных, сбора и обработки информации. Важное место здесь занимают также структуры, обеспечивающие безопасность и защиту банковской информации, защиту платежных документов;
    • учреждения, обеспечивающие надлежащее функционирование системы с позиции ее технической стороны. При Банке России действуют различные технологические центры;
    • учреждения, обеспечивающие подготовку и переподготовку банковского персонала, методическую сторону деятельности учебных центров;
    • учреждения, организующие научные исследования банковской сферы. Немалую роль здесь играют различные консультационные структуры (советы, центры), создаваемые в международной практике не только в верхних эшелонах власти, но и на уровне территориальных учреждений.

В этих организациях, не имеющих прямого отношения к исполнению обязанностей центрального банка, работает значительная часть сотрудников Банка России. Численность работников Центрального хранилища составляет на данный момент около 5000 человек (6,94% от общей численности служащих Банка России); подразделений социально-бытового назначения – около 8700 человек (12,17% от общей численности служащих Банка России).

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что рассчетно-кассовые центры и полевые учреждения фактически являются непосредственными исполнителями задач, которыми и обуславливается необходимость существования ЦБ.

 

3. Организационная  структура Банка России в свете  нового федерального закона о  Центральном банке

 

В действующем федеральном законе № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", принятым Государственной Думой 10 июня 2002 года организационной структуре Банка России посвящены ст. 83-86 13 главы "Принципы организации Банка России", а также глава 3 "Национальный банковский совет и органы управления Банком России", в которой описаны органы управления Банком России.

Основы современной организационной структуры Банка России отмечены в ст. 83 как "единая централизованная структура" и "вертикальная структура управления". Ст. 84-85 посвящены территориальным учреждениям Банка России, ст. 86 – полевым учреждениям.

Свое начало ЦБ РФ берет в 19 веке. 31 мая 1860 года император Александр II подписал указ об образовании Государственного банка Российской Империи. Этот акт стал одним из ключевых звеньев в цепи "Великих реформ" экономической и социально-политической сфер России. Создание Государственного банка явилось решающим этапом модернизации банковской системы страны, он стал инструментом экономической политики, ориентированной на стабилизацию финансовой системы и переход к интенсивному развитию рыночной экономики. Банк сыграл заметную роль в становлении двухуровневой модели банковской системы по образцу западноевропейских стран, прямо поддержав создание сети негосударственных банковских структур.

Центральный банк Российской Федерации – правопреемник Государственного банка СССР – является ведущим звеном двухуровневой банковской системы и занимает особое место в народно-хозяйственной системе современной России.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Первоначально он назывался Государственный банк РСФСР. В июне 1991г. был утвержден его Устав (Банка России), он был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В ноябре 1991г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур Верховный Совет РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

Информация о работе Организационная и функциональная структура Банка России