Организация бюджетного процесса в муниципальных образованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении сущности и содержания бюджетного процесса на муниципальном уровне.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
– рассмотреть понятие бюджетного процесса, его принципы и участников;
– изучить понятие и содержание бюджетного процесса на муниципальном уровне;
– рассмотреть стадии бюджетного процесса в муниципальном образовании;
– выделить источники формирования и направления расходования муниципальных финансов;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….………… 3
Глава 1. Теоретические основы бюджетного процесса ………………………. 5
1.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы ………………………….. 5
1.2. Участники бюджетного процесса ………………………………………….. 6
Глава 2. Бюджет в муниципальном образовании ……………………………… 10
2.1. Бюджетный процесс на муниципальном уровне …………………………. 10
2.2. Стадии бюджетного процесса в муниципальном образовании ………….. 11
2.3. Источники формирования и направления расходования муниципальных финансов …………………………………………………………………………. 19
Глава 3. Проблемы и перспективы современного бюджетного процесса в муниципальном образовании …………………………………………………… 25
Заключение ………………………………………………………………………. 29
Список использованной литературы …………………………………………… 31

Файлы: 1 файл

паллав. курсавая.docx

— 73.44 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Тверской государственный университет

(ФГОБУ  ВПО ТвГУ)

 

Кафедра финансов

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

Тема: «Организация бюджетного процесса в муниципальных образованиях»

 

 

 

 

 

 

                                                                           Автор: 

Паллав Денис Владимирович,

080100.62 Экономика, 2-ой курс,

23 группа,

 

Научный руководитель:

к. э. н., доцент,

                                                                           Гуляева Ольга Станиславовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………….………… 3

Глава 1. Теоретические основы бюджетного процесса ………………………. 5

1.1. Понятие бюджетного  процесса и его принципы ………………………….. 5

1.2. Участники бюджетного  процесса ………………………………………….. 6

Глава 2. Бюджет в муниципальном  образовании ……………………………… 10

2.1. Бюджетный процесс  на муниципальном уровне …………………………. 10

2.2. Стадии бюджетного  процесса в муниципальном образовании  ………….. 11

2.3. Источники формирования  и направления расходования муниципальных  финансов …………………………………………………………………………. 19

Глава 3. Проблемы и перспективы  современного бюджетного процесса в  муниципальном образовании …………………………………………………… 25

Заключение ………………………………………………………………………. 29

Список использованной литературы …………………………………………… 31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночной экономики государственные  финансы выполняют свое общественное назначение – перераспределение  ограниченных финансовых ресурсов с  помощью государственного посредника – бюджетной системы. Определение  понятия бюджетной системы установлено в действующей редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации ст.6: основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что основные тенденции развития современной экономики предопределяют повышение значения муниципальных образований, как в аккумулировании финансовых ресурсов, так и в осуществлении необходимых расходов.

Соответственно, бюджетный  процесс Российской Федерации как  объект исследования курсовой работы – регламентируемая законодательством  Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и  иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и  утверждению бюджетной отчетности.

Особенности бюджетного процесса определяются формами правления  и государственного устройства. Для  федеративных государств  характерны единство бюджетного процесса и одновременно его децентрализация. При этом единство определяется общностью принципов и конституционно-законодательной базы организации бюджетного процесса. Децентрализация проявляется в вертикальном измерении, т.е. на каждом бюджетном уровне бюджетный процесс осуществляется в самостоятельном режиме. И горизонтальной децентрализации, следствием чего бюджетный процесс на всех уровнях не концентрируется в рамках одной организационной структуры, а строится на взаимодействии между собой многих таких структур, каждая из которых обладает собственной компетенцией и выполняет свою особую роль в этом процессе.

Цель курсовой работы состоит  в изучении сущности и содержания бюджетного процесса на муниципальном уровне.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

– рассмотреть понятие  бюджетного процесса, его принципы и участников;

– изучить понятие и содержание бюджетного процесса на муниципальном уровне;

– рассмотреть стадии бюджетного процесса в муниципальном образовании;

– выделить источники формирования и направления расходования муниципальных финансов;

– определить проблемы и перспективы современного бюджетного процесса в муниципальном образовании.

Объектом исследования курсовой работы является бюджетный процесс  в муниципальном образовании.

Предмет курсовой работы –  понятие бюджетного процесса.

Структура курсовой работы представлена тремя главами основной части, введением, заключением, списком  использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

 

1.1. Понятие бюджетного  процесса и его принципы

 

В соответствии с Бюджетным  Кодексом: «Бюджетный процесс – это регламентированная законодательством деятельность органов государственной власти и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением» [2].

Основные начала бюджетного процесса определены Конституцией РФ, детальная регламентация дана Бюджетным  кодексом. При этом порядок бюджетного процесса, определяемый Бюджетным кодексом, применяется для всех уровней  бюджетной системы. Субъекты РФ и  органы местного самоуправления вправе конкретизировать порядок бюджетного процесса в пределах, определенных Бюджетным кодексом [1, 2].

Бюджетный процесс – это последовательное прохождение бюджета через его стадии:

1) составление проекта  бюджета;

2) рассмотрение проекта  и утверждение бюджета;

3) исполнение бюджета;

4) принятие отчета об  исполнении бюджета [9, c. 74].

Все стадии бюджетного процесса жестко регламентированы процессуальными  нормами бюджетного права, призванными  обеспечить четкое бюджетное планирование и соблюдение бюджетной дисциплины.

Бюджетный процесс строится на определенных принципах, соблюдение которых позволяет наиболее эффективно использовать средства государства. Помимо общих принципов построения бюджетной системы РФ, можно назвать такие принципы бюджетного процесса, как ежегодность бюджета и специализация бюджетных показателей.

Ежегодность бюджета означает, что бюджет принимается сроком на один год – с 1 января по 31 декабря. Ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, позволяет учесть происходящие изменения в темпах роста производства, изменение курса рубля и т.д. Очень важно обеспечить принятие бюджета до наступления очередного финансового года – это позволяет своевременно сконцентрировать бюджетные средства, а также обеспечить все указанные в бюджете направления расходования средств [13, c. 134].

Принцип специализации бюджетных  показателей означает, что бюджеты  всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации составляются по единой бюджетной классификации.

Бюджетный кодекс называет две категории субъектов, которые  от имени государства или муниципальных  образований осуществляют бюджетный  процесс. Это органы, обладающие бюджетными полномочиями, объединенные в систему, и участники бюджетного процесса. Перечень участников бюджетного процесса шире, чем перечень органов, обладающих бюджетными полномочиями.

 

1.2. Участники бюджетного  процесса

 

Основными участниками бюджетного процесса являются [2]:

  1. Президент РФ;
  2. органы законодательной (представительной) власти (на федеральном уровне – обе палаты Федерального Собрания РФ – Государственная Дума и Совет Федерации; на региональном и местном уровнях – областной и городской Совет депутатов соответственно): рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы;
  3. органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов и другие): осуществляют составление проекта бюджета, внесение его на утверждение соответствующего законодательного органа (федерального, регионального или местного), исполнение бюджетов, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджетов, представляют отчет об исполнении бюджета соответствующего уровня бюджетной системы на утверждение законодательных органов власти;
  4. органы денежно-кредитного регулирования, основной из которых Банк России: совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ;
  5. органы государственного и муниципального финансового контроля: осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ;

6) главные распорядители  и распорядители бюджетных средств: 

– главный распорядитель  средств бюджета (ГРБС) – это орган  государственной власти РФ, имеющий  право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям в соответствии с ведомственной классификацией расходов;

– распорядителем бюджетных  средств (РБС) является орган государственной  власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные  средства по подведомственным получателям  бюджетных средств;

7) бюджетополучатель –  это бюджетное учреждение или  иная организация, имеющая право  на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на текущий финансовый год.

Законодательные органы власти на всех уровнях в плане реализации бюджетных полномочий имеют право  рассматривать и утверждать бюджеты, бюджеты внебюджетных фондов, заслушивать  отчеты об их исполнении, а также  осуществлять последующий контроль за исполнением бюджетов. В компетенцию этих органов входит формирование контролирующих структур и определение их прав и обязанностей в части исполнения соответствующего бюджета и внебюджетных фондов. На федеральном уровне к таковым контролирующим органам относится Счетная палата РФ.

Определяющая роль в бюджетном  процессе принадлежит органам исполнительной власти всех уровней. Именно они обеспечивают всю подготовительную работу по составлению  проектов бюджетов (включая бюджеты  государственных внебюджетных фондов), готовят необходимые документы  и материалы, которые затем вносят вместе с проектами бюджетов для  утверждения в законодательные  органы. На исполнительные органы ложится  самая ответственная миссия в бюджетом процессе – исполнение бюджета, что включает в себя сбор доходов в бюджет, управление государственным или муниципальным долгом, осуществление расходов и контроля за исполнением бюджета. На исполнительные органы власти возлагается также обязанность представлять отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных органов власти.

Главные распорядители исполняют  соответствующую часть того или  иного бюджета и призваны обеспечить эффективное и целевое использование  выделенных в их распоряжение бюджетных  средств. Кто конкретно может  быть главным распорядителем, определяется ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. ГРБС в соответствии с решением Правительства РФ предоставляются  полномочия представлять государство  при заключении договоров о предоставлении другим субъектам бюджетных средств на возвратной основе, обеспечении государственных или муниципальных гарантий, а также бюджетных инвестиций.

Большое значение имеет то, что ГРБС составляют бюджетную роспись. Под бюджетной росписью понимается документ о поквартальном распределении  доходов и расходов соответствующего бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета [16, c. 234]. Этот документ устанавливает также распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и должен составляться в соответствии с бюджетной классификацией. Главные распорядители несут ответственность за соответствие бюджетной росписи показателям, утвержденным законом или решением о бюджете.

Кроме того, ГРБС наделяются полномочиями по осуществлению контроля по отношению к распорядителям, бюджетным  учреждениям и получателям бюджетных  средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения на основе установленных нормативов заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг.

Конечным звеном в цепочке  распределения бюджетных средств  выступают, получатели бюджетных средств, которые могут быть представлены бюджетными учреждениями или иными  организациями, которые имеют право  на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на очередной год.

В целом права получателей  бюджетных средств заключаются  в основном в своевременности  и полноте получения бюджетных  средств, использовании этих средств  согласно бюджетной росписи. В случае задержки финансирования получатели бюджетных  средств имеют право на их индексацию и компенсацию в случае недофинансирования. В число основных обязанностей получателей  бюджетных средств включены: соблюдение сроков и объема возврата бюджетных средств, внесение платы за пользование этими средствами, если они были предоставлены на возмездной и возвратной основе.

 

ГЛАВА 2. БЮДЖЕТ В  МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

2.1. Бюджетный процесс  на муниципальном уровне

 

Бюджетный процесс осуществляется самостоятельно органами местного самоуправления. Общие правовые рамки этого процесса устанавливаются Бюджетным Кодексом РФ, конкретизация положений федерального законодательства на уровне муниципальных  образований должна осуществляться муниципальными правовыми актами.

В соответствии со ст. 44 Закона №131-ФЗ, порядок формирования, утверждения  и исполнения местного бюджета, а  также порядок контроля за его исполнением должен определяться Уставом муниципального образования. Более детальная регламентация бюджетного процесса должна осуществляться Положением о бюджетном процессе. В положении о бюджетном процессе должны определяться порядок и сроки каждого этапа бюджетного процесса, бюджетные полномочия всех участников бюджетного процесса, принципы формирования и расходования средств бюджета [23, c. 112].

Информация о работе Организация бюджетного процесса в муниципальных образованиях