Организация бюджетного процесса в муниципальных образованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении сущности и содержания бюджетного процесса на муниципальном уровне.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
– рассмотреть понятие бюджетного процесса, его принципы и участников;
– изучить понятие и содержание бюджетного процесса на муниципальном уровне;
– рассмотреть стадии бюджетного процесса в муниципальном образовании;
– выделить источники формирования и направления расходования муниципальных финансов;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….………… 3
Глава 1. Теоретические основы бюджетного процесса ………………………. 5
1.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы ………………………….. 5
1.2. Участники бюджетного процесса ………………………………………….. 6
Глава 2. Бюджет в муниципальном образовании ……………………………… 10
2.1. Бюджетный процесс на муниципальном уровне …………………………. 10
2.2. Стадии бюджетного процесса в муниципальном образовании ………….. 11
2.3. Источники формирования и направления расходования муниципальных финансов …………………………………………………………………………. 19
Глава 3. Проблемы и перспективы современного бюджетного процесса в муниципальном образовании …………………………………………………… 25
Заключение ………………………………………………………………………. 29
Список использованной литературы …………………………………………… 31

Файлы: 1 файл

паллав. курсавая.docx

— 73.44 Кб (Скачать файл)

Завершением бюджетного процесса является принятие представительным органом  решения «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования». По Бюджетному Кодексу, принятие решения по годовому отчету об исполнении бюджета должно основываться на результатах внешней проверки представительным органом. При выявлении несоответствия исполнения бюджета утвержденным параметрам представительный орган вправе не утверждать отчет об исполнении бюджета и обратиться в органы прокуратуры для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому решению о бюджете.

Законом №131-ФЗ также вводится контроль общественности за исполнением  бюджета. Также как и проект решения  о бюджете, отчет об исполнении бюджета  муниципального образования выносится  на публичные слушания (Ст. 28 закона 131-ФЗ). На публичные слушания отчет  об исполнении бюджета выносится  после проведения внешней проверки отчета и перед утверждением отчета об исполнении бюджета на заседании  представительного органа. При этом на публичных слушаниях должен обсуждаться  не только отчет об исполнении бюджета, но и отчет местной администрации  о проведенной работе и социально-значимых результатах финансовой политики муниципального образования в прошедшем финансовом году, которые в первую очередь  оцениваются жителями муниципального образования.

 

2.3. Источники формирования  и направления расходования муниципальных  финансов

Муниципальные финансы согласно действующему федеральному законодательству включают в себя средства местного бюджета, муниципальных внебюджетных фондов, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Основными источниками формирования муниципальных финансов выступают:

  • средства, передаваемые органам местного самоуправления вышестоящими органами власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством (перечисления из бюджетов вышестоящих органов власти);
  • собственные средства муниципального образования;
  • заемные средства [14, c. 387].

Финансовые ресурсы  местных бюджетов

Доходы местных бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в ред. Федерального закона от 20.08.2004 г. №120-ФЗ формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

Основные доходные источники, которыми располагают органы местного самоуправления, можно отнести к следующим  категориям — налоги, неналоговые  поступления, доходы от собственной  хозяйственной деятельности и муниципальный  кредит.

К собственным доходам местных  бюджетов относятся:

  • налоговые доходы, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;
  • неналоговые доходы, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • доходы, полученные местными бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций [14].

Выделяют две основные группы расходов:

  1. Обязательные расходы — расходы, связанные с финансированием выплат перед населением, в том числе по вмененным государственным полномочиям, а также закрепленные за муниципальным образованием федеральными и региональными законами.
  2. Дискреционные расходы — расходы на содержание муниципального хозяйства, то есть расходы на развитие местной экономики, дорожного хозяйства, строительства, территории.

Всю совокупность расходов местных  бюджетов можно разделить на две  большие группы.

К первой группе относятся собственные расходы муниципального образования, связанные с решением задач местного значения и обслуживанием муниципального долга. Указанные расходы можно сгруппировать по следующим направлениям:

  • содержание собственных органов управления;
  • проведение местных выборов;
  • реализация муниципального заказа;
  • исполнение собственных законов;
  • финансовая поддержка отраслей местного хозяйства;
  • финансовая помощь бюджетным учреждениям иных уровней власти;
  • обслуживание долговых обязательств муниципального образования;
  • специальные целевые программы местного значения;
  • инвестиции в местную инфраструктуру [14, c. 391].

Перечисленные расходы должны покрываться  средствами собственных источников доходов (налоговых и неналоговых  поступлений), а также трансфертов, в случае низкого уровня бюджетной  обеспеченности муниципального образования  и заемных средств, в случае соблюдения требований к размеру бюджетного дефицита.

Ко второй группе относятся расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления:

  • обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в части финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных учреждений;
  • создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, организация деятельности таких комиссий;
  • осуществление выравнивания бюджетной обеспеченности поселений;
  • социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей- сирот, безнадзорных, ветеранов, малоимущих;
  • организация оказания специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях;
  • выплата гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
  • субвенции на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения;
  • предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидация их последствий;
  • организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
  • субвенции на покрытие дополнительных расходов убытки по тепло- и электроснабжению);
  • осуществление поселениями полномочий по первичному воинскому учету;
  • организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации и др.

Если проводить оценку расходов местных бюджетов по функциональному  направлению, то основные их разделы  можно объединить в следующие  группы.

Первую группу составляют расходы на производственную сферу, куда включаются расходы по содержанию и развитию системы жилищно-коммунального хозяйства, расходы на национальную экономику и охрану окружающей среды. Как правило, данные расходы связаны с содержанием и ремонтом автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования, а также с субсидированием определенных градообразующих предприятий муниципального образования или дотированием предприятий, имеющих важное социальное значение для местности.

Вторую группу расходов местных бюджетов, имеющих важнейшее значение для повышения уровня и качества бюджетных услуг в муниципальном образовании и отражающих эффективность проводимой в нем бюджетной политики, составляют социально-культурные расходы. Наибольший удельный вес в этой группе занимают расходы на образование.

Таким образом, направления использования  средств местных бюджетов в целом  по России характеризуются большой  долей расходов на социально-культурную сферу.

Вторым ключевым направлением муниципальных  расходов является жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство  территории, которое отражает собственные  полномочия органов МСУ по содержанию и развитию коммунальной и территориальной инфраструктуры. Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных бюджетов неодинакова и зависит от объема местного хозяйства и подведомственности его местным органам различного уровня.

Для современной финансовой системы характерен процесс усиления роли финансов местного самоуправления. Основными факторами этого процесса являются:

  • увеличение поступлений налоговых платежей при их обоснованном распределении между бюджетами различных уровней;
  • повышение общей эффективности использования финансовых ресурсов при осуществлении определенных расходов на местном уровне;
  • необходимость повышения качества жизни населения, в частности, комфортности проживания;
  • усиление требований к инфраструктуре городов и поселков при размещении производительных сил (при создании новых предприятий) [13, c. 99].

Таким образом, укрепление муниципальных финансов помимо экономических задач призвано решить важную социально-политическую задачу — развивать демократические начала в жизни общества, способствовать самоорганизации населения и росту его активности в обеспечении своих интересов.

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Формирование, т.е. составление, рассмотрение и утверждение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов осуществляется на основе положений  Бюджетного кодекса РФ, федеральных  законов: «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ» от 06.10. 1999 г. №184-ФЗ, «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, а также принятых в соответствии с ними актов регионального  бюджетного законодательства, муниципальных  правовых актов. Полномочия участников бюджетного процесса в субъекте РФ и муниципальных образованиях вытекают из соответствующих положений Бюджетного кодекса (глава 18) и должны быть установлены  в актах бюджетного законодательства субъектов РФ и муниципальных  образований. По проекту бюджета  субъекта РФ (муниципального образования) и по проекту годового отчета об исполнении бюджета проводятся публичные  слушания.

Новации бюджетного законодательства РФ 2007 г., введенные Федеральным законом  №63-ФЗ, принципиально повлияли на формирование региональных и местных бюджетов. Необходимо напомнить, что субъекты РФ и муниципальные образования  получают право выбора: составление  трехлетнего бюджета либо ежегодного бюджета и трехлетнего среднесрочного плана.

Формирование местных  бюджетов в настоящее время следует  рассматривать с позиций реформы  самоуправления, определенной Федеральным  законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ», (в действующей  редакции) где, до 01.01.2009 г. был определен  переходный период. До этого времени  муниципальные образования должны были самостоятельно определиться по разработке процедуры составления, рассмотрения и утверждения местного бюджета и оформить муниципальный правовой акт, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. В законе №131-ФЗ ст. 52 установлено, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Органы местного самоуправления обеспечивают осуществление бюджетного процесса. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и исполнение осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и федеральными законом №131-ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними правовыми актами РФ, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов. В том же законе №131-ФЗ в ст. 65 определено исполнение местного бюджета. Кассовое обслуживание исполнения бюджета муниципального образования осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.

Информация о работе Организация бюджетного процесса в муниципальных образованиях