Организация финансового менеджмента на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:22, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение темы «Организация финансового менеджмента на предприятии», главными задачами : раскрыть содержание финансового менеджмента как вида деятельности, определить цели, задачи и функции финансового менеджмента на предприятии, рассмотреть структуру и функции финансовой дирекции, ее права и ответственность, дать характеристику объектов управления, рассмотреть приемы и способы финансового менеджмента на предприятии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Содержание, цели и функции финансового
менеджмента………………………………………………………………….5
2. Субъекты и объекты финансового менеджмента…………………………20
3. Приемы, способы и методы финансового менеджмента…………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы…………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Копия Копия Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.59 Кб (Скачать файл)

Существуют следующие  основные формы расчетов: наличные и безналичные, которые могут  функционировать только в органическом единстве. Наличные расчеты – это налично-денежные расчеты денежными единицами. Безналичные расчеты включают расчеты с помощью кредитных и дебитных карточек, смарт-карты; платежные поручения; инкассо; документарный аккредитив; расчеты чеками, а также расчеты в иных формах, предусмотренные законом, банковскими правилами и применяемыми в практике обычаями делового оборота.

Под перемещением капитала для его прироста понимается инвестиционная сделка, связанная, как правило, с  долгосрочным вложением капитала, поэтому  приемы, направленные на перемещение  капитала, представляют собой способы  осуществления его прироста, способы  получения дохода на капитал в  форме его прироста. К основным приемам данной группы относятся: депозит, рента, лизинг, селинг, факторинг, франчайзинг, овердрафт и множество других. Рассмотрим некоторые из них.

Депозит представляет собой  вклад денежных средств или ценных бумаг в банк на хранение. Он является источником банковского кредитного капитала, используемого для выдачи кредитов, проведения факторинговых  операций, осуществления инвестиций и других операций, поэтому депозит  оплачивается банком.

Рента представляет собой  это регулярно получаемый доход  на капитал, облигации, имущество, не требующий  от получателя осуществления предпринимательской  деятельности.

Лизинг – это форма  долгосрочной аренды, связанная с  передачей в пользование оборудования, транспортных средств и другого  движимого и недвижимого имущества, за исключением земельных участков и природных объектов. По сути, лизинг представляет собой форму материально-технического снабжения с одновременным кредитованием  и арендой.

Франчайзинг – это вид  отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на осуществление определённого  вида бизнеса, с использованием разработанной  системы его ведения.

Разновидностью торгово-комиссионной операции, связанной с кредитованием оборотных средств, является факторинг. Он представляет собой инкассирование дебиторской задолженности покупателя, а также является специфической разновидностью краткосрочного кредитования и посреднической деятельности.

Спекулятивная операция –  это краткосрочная сделка по получению  прибыли в виде разницы в ценах (курсах) покупки и продажи, разницы  в процентах, взятых взаймы и отданных в кредит. Основными приемами, относящимися к спекулятивным операциям, относятся: репорт; депорт; операции с курсовыми  разницами; операции своп; валютный арбитраж; процентный арбитраж; валютная спекуляция.

Под приемами, направленными  на сохранение способности капитала приносить высокий доход, понимаются приемы управления движением капитала в условиях риска и неопределенности хозяйственной ситуации. К данной группе относятся такие приемы, как  страхование и залог. Страхование  – это система экономических  отношений, включающая образование  специального фонда средств (страхового фонда) и его использование (распределение  и перераспределение) для преодоления  и возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями) путем  выплаты страхового возмещения и  страховых сумм. Залог является способом обеспечения выполнения обязательств перед кредитором.

Метод, как инструмент, с  помощью которого изучается предмет  финансового менеджмента, или происходит управление финансовой деятельностью  фирмы, в широком смысле понимается как система теоретико-познавательных категорий, базовых (фундаментальных) концепций, научного инструментария, а  также регулятивных принципов управления финансовой деятельностью субъектов  хозяйствования.

На ранних этапах развития бизнеса управление финансами предприятий  осуществлялось в основном на основе интуиции и опыта менеджеров, без  применения формализованных методов. По мере усложнения характера деловых  отношений (роста числа компаний, отраслей, ужесточения конкурентной борьбы, появления новых оргструктур  управления и других факторов), подобный подход становился неприемлемым. Современные средства обработки информации сделали возможным осуществление множественных расчетов в режиме имитационного моделирования, а также выбор наиболее эффективных вариантов действий, комбинации факторов и других альтернатив. Очевидно, что процесс принятия управленческих решений финансового характера в настоящее время в большей степени основывается на формальных индикаторах, методах, моделях.

Любая социально-экономическая  система, к каковым относится  и любое предприятие, представляет собой механизм, функционирование которого вариабельно из-за воздействия большого количества внешних и внутренних факторов, в том числе, носящих  субъективный характер. Таким образом, реальный процесс управления финансами  можно охарактеризовать как своеобразный сплав неформализуемого и формализуемого начал. Нахождение оптимального сочетания  неформализуемого и формализуемого является одной из основных задач  внедрения управления предприятием в целом, и финансами в частности.

Методы финансового менеджмента  условно можно разделить на три  группы: общеэкономические методы; инструментальные (количественные) методы принятия управленческих решений; специальные  методы. Рассмотрим их общую характеристику.

К группе экономических методов  относятся следующие: кредитование, ссудо-заемные операции, система  кассовых и расчетных операций, система  страхования, система расчетов, система  финансовых санкций, трастовые операции, трансфертные операции, система производства амортизационных отчислений, система  налогообложения и другие. Общая  логика таких методов, их основные параметры, возможность или обязательность их исполнения задаются централизованно  в рамках системы государственного управления, а вариабельность их применения ограничена.

В группу инструментальных (количественных) методов входят методы прогнозирования, факторный анализ, методы финансовой математики, моделирование  и другие методы. Число инструментальных методов очень велико, и наиболее важными для финансового менеджмента являются следующие их подгруппы: методы факторного анализа, методы прогнозирования, методы теории принятия решений. Дадим их краткую характеристику.

Под факторным анализом понимается процесс выявления причинно-следственной связи, идентификации и оценки значимости участвующих в ней факторов. В  ходе факторного анализа целью исследователя  является идентификация факторов, оказывающих  позитивное или негативное влияние  на результативные показатели; а по результатам анализа разрабатываются  меры, способствующие усилению воздействия  одних и снижению воздействия  других факторов. Определение факторов может осуществляться неформализовано, когда их совокупность устанавливается  на интуитивной основе. Тем не менее, основным вариантом является формализованный  анализ, в основе которого лежит  применение двух моделей – стохастических и жестко детерминированных.

Важную роль в финансовом менеджменте играют прогнозы и ориентиры; например, прогноз объема реализации, себестоимости продукции, потребности  в источниках финансирования, величины денежных потоков и других величин. Следует отметить, что прогнозирование, как один из методов финансового  менеджмента, сводится не только к расчету  ориентиров для критериев, имеющих  количественное измерение, но также  понимается как метод выявления  оптимальных вариантов действий.

Наибольшее распространение  получили следующие методы прогнозирования: методы экспертных оценок, методы обработки  пространственных, временных и пространственно-временных  совокупностей; а также методы ситуационного  анализа и прогнозирования.

Далее рассмотрим группу методов  теории принятия решений, из общего названия которых видно, что их основное назначение состоит в обосновании управленческих решений. В методах данной группы объединяются качественное и количественное начала, то есть опыт и интуиция аналитика, а также необходимость и целесообразность учета некоторых ограничений, предусматриваемых используемым инструментарием и условиями внешней среды. К основным методам в рассматриваемой группе относятся следующие: методы имитационного моделирования, метод построения дерева решений, метод анализа чувствительности.

Специальные методы по критериям  регулируемости и обязательности применения занимают промежуточное положение  между первыми двумя группами. К ним относятся: дивидендная  политика, финансовая аренда, факторинговые  операции, франчайзинг, фьючерсы и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      Финансовый менеджмент, или управление финансовыми ресурсами  и отношениями, охватывает систему  принципов, методов, форм и  приёмов регулирования рыночного  механизма в области финансов  с целью повышения конкурентоспособности  хозяйствующего субъекта.

     Финансовый  менеджмент, с одной стороны, —  это искусство, поскольку большинство  финансовых решений ориентировано  на будущие финансовые успехи  компании, что предполагает иногда  интуитивную комбинацию методов  финансового менеджмента, основанную, на знании тонкостей экономики  рынка. С другой стороны, —  это наука, т.к. принятие любого  финансового решения требует  не только знаний концептуальных  основ финансового менеджмента  фирмы и научно обоснованных  методов их реализации, но и  научных знаний общих закономерностей  развития рыночной экономики.

      При малом бизнесе  для управления финансами достаточна  квалификация бухгалтера или  экономиста, так как финансовые  операции не выходят за рамки  обычных безналичных расчётов, основой  которых является денежный оборот. Совершенно иная картина с  финансами большого бизнеса. В  большом бизнесе действует закон  перехода количества в качество. Большому бизнесу требуется большой  поток капитала и соответственно  большой поток потребителей продукции  (работ, услуг). При среднем и  большом бизнесе, объём и размах  деятельности которого измеряются  значительными суммами, преобладают  финансовые операции, связанные  с инвестициями, движением и преумножением  капитала. Для управления финансами  большого бизнеса уже необходимы  профессионалы со специальной  подготовкой в области финансового  бизнеса - финансовые менеджеры  (финансовые директора). Зная теорию  финансов, основы менеджмента, финансовый  менеджер, приобретая опыт, вырабатывая  у себя интуицию и чутьё  рынка, становится ключевой фигурой  бизнеса. 

     Рыночная экономика,  при всем разнообразии ее моделей,  известных мировой практике, характеризуется  тем, что представляет собой  социально ориентированное хозяйство,  дополняемое государственным регулированием.        Огромную роль, как в самой  структуре рыночных отношений,  так и в механизме их регулирования  со стороны государства играют  финансы. Они — неотъемлемая  часть рыночных отношений и  одновременно важный инструмент  реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда  важна работа финансового менеджера. 

     В свою очередь,  эффективный финансовый менеджмент  позволяет формировать высокие  темпы производственного развития  хозяйствующего субъекта, обеспечивая  постоянный рост собственного  капитала, существенно повышать  конкурентную позицию на рынке,  обеспечивать стабильное экономическое  развитие в перспективе.

     Однако, финансовый  менеджмент на уровне малых  предприятий еще не развит. На  сегодняшний день малые предприятия  занимаются в основном перепродажей  товаров, а производители зажаты  налоговым кольцом и в основном  не знакомы с теорией финансового  менеджмента, но жесткие законы  рынка все равно окажут свое  воздействие на них в плане  эффективности финансового управления.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Арутюнов Ю.А. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. – М.: КноРус, 2005. – 312 с.
  2. Баранов В.В. Финансовый менеджмент: Механизмы фин. управления предприятиями в традицион. и наукоемких отраслях; Учеб. пособие для вузов. – М.: Дело, 2002. – 272 с.
  3. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. – К: Ника – Центр,2007 г.
  4. Бобылева А.З. Финансовые управленческие технологии: Учеб. для вузов. – М.: Инфра-М, 2004. – 492 с.
  5. Бочаров В.В. Современный финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
  6. Епифанов В.А. Финансовый менеджмент: понятие, направления и практика реализации / В.А. Епифанов, А.А. Паньковский. – М.: УРСС, 2004. – 160 с.
  7. Забелина О.В. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие / О.В. Забелина, Г.Л. Толкаченко. – М.: Экзамен, 2005. – 224 с.
  8. Кукукина И.Г. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2000. – 136 с.
  9. Леонтьев В.Е. Финансовый менеджмент: Учебник / В.Е. Леонтьев, В.В. Бочаров, Н.П. Радковская. – М.: Элит, 2005. – 560 с.

10. Миронов М.Г. Финансовый  менеджмент: Учеб. пособие / М.Г. Миронов,  Е.А. Замедлина, Е.В. Жарикова. –  М.: Экзамен, 2005. – 560 с.

  1. Рексин А.В. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие / А.В. Рексин, Р.Р. Сароян. – 2-е изд., перераб. – М.: МГИУ, 2004. – 172 с.

Информация о работе Организация финансового менеджмента на предприятии