Организация финансового менеджмента в банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Крупные банки тратят огромные средства на максимальную автоматизацию банковского дела, внедрение компьютерных технологий, развитие системных продуктов, глобальных сетей и передовых коммуникаций, на проведение рекламных компаний. Однако при этом, банки часто упускают из внимания реальные потребности клиентов. Чтобы обеспечить себе успех и завоевать расположение клиентуры, необходимо осваивать новые методы банковского менеджмента, стратегического планирования и новые виды услуг, новые подходы к удовлетворению клиентов.

Файлы: 1 файл

почти готовая курсовая.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

- ликвидности,

- формированию обязательных  резервов.

Регулирование можно  подразделить на внешнее и внутреннее.

В свою очередь, система  внутрибанковского регулирования  включает и самостоятельные направления:

1. совершенствование  организационной структуры банка;

2. разработка новых  и совершенствование действующих  инструктивных и методических  материалов;

3. корректировка целей, приоритетов и методов осуществления банковской политики, исходя из реально складывающейся ситуации;

4. принятие конкретных  мер по ограничению объемов  рисков по отдельным направлениям  деятельности банка или по  созданию дополнительной системы гарантии для защиты от рисков;

5. определение мер  по совершенствованию кадровой  политики, системы обучения персонала,  организации внутрибанковского  контроля;

4-я составляющая процесса  банковского менеджмента – контроль.

Контроль, как и регулирование в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляется ЦБ РК, внешним аудитором, наблюдательным советом. Внутренний контроль может быть инициирован как самим банком, так и внешними контролирующими органами со стороны ЦБ РК. [3]

Внутрибанковский контроль взаимосвязан с внешним контролем  и состоит в проверке соблюдения законодательных актов ЦБ РК, внутрибанковских инструкций и правил, предписаний  внешних контролирующих органов.

Содержание банковского  менеджмента находит конкретное выражение в работе сферы управления.

Основными направлениями  финансового менеджмента являются:

-разработка банковской  политики с конкретизацией по  отдельным сферам деятельности  банка (депозиты, кредиты, инвестиции, услуги и т.д..);

-банковский маркетинг;

-управление активами  и пассивами банка;

-управление ликвидностью;

-управление доходностью;

-управление собственным  капиталом;

-управление кредитным  портфелем;

-управление банковскими  рисками.

Особенностью финансового  менеджмента является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами и организации банковских процедур в рамках единой банковской системы. В условия конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные правила поведения; постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует корректировки сложившихся приемов ведения банковского дела.

Цели и задачи финансового  менеджмента в коммерческом банке  – это определение рациональных требований и методических основ  построения оптимальных организационных  структур и режимов деятельности функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, планирование финансовой деятельности банка и управление процессами привлечения и размещения денежных средств. В качестве примера параметров, влияющих на устойчивость банка, могут выступать: максимизация прибыли банка, максимизация ликвидности банка, сбалансированность прибыльности и ликвидности банка.

Цель финансового менеджмента в банке – внедрять и развивать новые направления деятельности и банковские продукты так, чтобы они способствовали росту объема операций, приумножали доходы и увеличивали рыночную стоимость акций.

Применительно к настоящему времени задачи финансового менеджмента сводятся к решению проблемы выживания в кризисных условиях и сопряжены со всеми понятиями хозяйственной деятельности - запасами, затратами, доходами, налогами, долгами, формами расчетов, ценными бумагами и др. Все это требует постановки финансового менеджмента, включающего анализ, планирование, контроль, учет, мониторинг и регулирование, но приоритет в условиях кризиса неплатежей и доминанты неденежных расчетов следует отдать управлению денежными средствами.

Финансовый менеджмент в банках сфокусирован на управлении бизнес-процессами и охватывает такие направления как планирование, принятие управленческих решений и контроль. При этом важнейшей особенностью финансового менеджмента является теоретически обоснованный системный подход к управлению всем комплексом направлений деятельности банка как хозяйственно независимого субъекта рыночной экономики. [4]

Банковский менеджмент — управление банком в условиях рыночной экономики — строится на использовании следующих основных принципов:

- ориентация любого банка на спрос и потребность рынка, на запросы клиентов и организацию таких банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести банку планируемую прибыль;

- постоянное стремление к повышению эффективности банковской деятельности с целью уменьшения издержек и получения оптимальных результатов;

Основными целями банковского  менеджмента являются:

- Обеспечение ликвидности баланса банка как гарантия его надежности, соблюдение интересов кредитора и вкладчика;

- Обеспечение рентабельности работы банка как хозяйствующего субъекта в условиях денежного рынка;

- Максимальное удовлетворение потребностей клиентов в объеме, структуре и качестве услуг, оказываемых банком, обусловливающих длительность и устойчивость деловых связей;

- Сочетание успешного решения производственных, коммерческих и социальных проблем данного коллектива;

- Создание эффективной системы подготовки, переподготовки и расстановки специалистов, позволяющей наиболее полно реализовать их потенциальные возможности. [5]

Объектом современного банковского менеджмента является система следующих функционально различных элементов:

1) кредитно-депозитные  услуги;

2) расчетно-клиринговые  услуги;

3) страховые услуги;

4) инвестиционно-фондовые  услуги;

5) трастовые услуги;

6) услуги по лизингу;

7) услуги по факторингу;

8) услуги по финансовому  консультированию;

9) услуги по целевому  использованию денежных средств  на жилищное строительство;

10)трансферт и обмен  валют и т.д. [6]

Таблица 2. Структура и  блоки банковского менеджмента

 

Финансовый менеджмент

Управления персоналом

1. банковская политика

1. мотивация труда

2. маркетинг

2. организационная структура  банка

3. управление активами  и пассивами

3. расстановка кадров

4. управление доходностью

4.система подготовки  и переподготовки кадров

5. управление собственным  капиталом

5. система оплаты труда,  стимулирования

6. управление кредитным  портфелем

6. организация контроля

7. управление бвнкоскими  рисками

7. система повышения  в должности

8. создание информационной  системы

8. принцип общения в коллективе


         Финансовый менеджмент охватывает управление денежного продукта, его формирование и размещение, в соответствии с целями и задачами конкретного банка. Основными направлениями финансового менеджмента являются: разработка банковской политики с конкретизацией по отдельным сферам деятельности банка (депозиты, кредиты, услуги, инвестиции и т.д.); банковский маркетинг, управление активами и пассивами, ликвидностью, доходностью, собственным капиталом, кредитным портфелем, банковскими рисками.

         Отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами и организации банковских процедур в рамках единой банковской системы является особенностью финансового менеджмента. Каждый банк вырабатывает собственную стратегию и тактику поведения на денежном рынке; постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует корректировки и совершенствования сложившихся приемов ведения банковского дела.

Вторая сфера банковского  менеджмента – управление персоналом – направлена на рациональное использование знаний и опыта банковских служащих. Она включает мотивацию труда, расстановку кадров, организации. Труда сотрудников, систему подготовки и переподготовки кадров, механизм оплаты труда, поощрения и стимулирования, систему продвижения по службе, организацию контроля, принципы общения в коллективе. Научной основой управления персоналом является психология и деловая этика, с помощью которой можно дифференцировать подходы к каждому сотруднику, планировать служебную карьеру и организовать материальное и моральное стимулирование. [7]

Банк который успешно  руководит человеческими ресурсами, уже владеет ключевыми позициями  для создания и укрепления надежности своего предприятия, обеспечения хороших  условий работы для своего персонала.

Управление человеческими ресурсами осуществляется всеми руководителями, поэтому в зоне этого управления оказываются все работники банка с верхнего уровня до нижнего.

Центральной фигурой  менеджмента выступает профессионал – управляющий, способный видеть перспективы развития дела, умеющий быстро оценить обстановку и находящий оптимальной решение для достижения цели. Менеджер должен обладать определенными профессиональными и личными качествами: высокой компетентностью, гибкостью мышления, умением идти на риск, напористостью, способностью реализовать намеченные планы и быть лидером в коллективе.

Банковский менеджер должен уметь давать оценку уровню менеджмента на предприятиях, фирмах и т.д., являющихся клиентами банка  или желающими ими стать. Эта  оценка является одним из составных элементов анализа кредитоспособности клиента и определения степени риска установления кредитных отношений с ним.

Главная задача в управлении коллективом состоит в способности  менеджера общаться с коллегами  и создании условий для реализации каждым работником своих потенциальных возможностей.

Для повышения эффективности  работы, оптимизации руководства, контроля и обслуживания клиентов необходимо:

- обеспечить эффективную  управленческую культуру, так чтобы  роль руководства и его ответственность  были четкими и признавались на всех уровнях организации;

- внедрить культуру  обслуживания клиентов во всех  подразделениях и службах, которые  находятся в контакте с клиентом;

- разработать систему  эффективного контроля со стороны  руководства и создать укомплектованные подразделения контроля;

- обеспечить эффективность  каждого отделения, всех операций  на региональном уровне, всех  действий в главном управлении;

- создать или усовершенствовать  основные процессов управления, такие как стратегическое и  оперативное планирование, оценка результатов и мониторинг, принятие решений, аудит, систему управленческой информации. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ФОРМЫ  УПРАВЛЕНИЯ  И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА  В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ

 

2.1 Зарубежный опыт финансового менеджмента

 

Банковская деятельность и банковский менеджмент  заключается  в привлечении свободных средств  юридических и физических лиц  и размещении их с наиболее высокой  доходностью при наименьшем риске. Так как доходность прямо пропорциональна  рискованности различных банковских инструментов, необходимо проанализировать структуру активов банка. Кроме рисков, подстерегающих банки при осуществлении активных операций, существуют риски пассивных операций, в основном связанные с зависимостью банка от заемных средств. С целью определения этой зависимости необходимо  проанализировать структуру пассивов банка.

Зарубежный опыт знает  две модели менеджмента:

• базируется на признании роли коллектива в достижении высоких конечных результатов деятельности банка;

• американская – ориентируется на личность, которая играет решающую роль во всей деятельности коллектива.

Применительно к двум исходным идеям строится вся система  управления: принятие решений, ответственность, организация контроля, отношения  руководителя с подчиненными, система оплаты труда, оценка качества управления, подготовка менеджеров и т.д.

Главная задача в управлении коллективом состоит в способности  менеджера создать условия для  реализации каждым его членом своих  потенциальных возможностей, порождать  в людях энтузиазм, желание выполнять те или иные задачи.

Умение менеджера организовать труд коллектива базируется на способности  его четко распределить обязанности  между его членами, ставить конкретные задачи, выразить их определенными  показателями (количественными и качественными), предусмотрев время на выполнение соответствующего задания, обеспечить информационную базу и технические средства, определить очередность выполнения заданий, исходя из классификации их на срочные и важные.     

Информация о работе Организация финансового менеджмента в банке