Организация и методы управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Улучшение качества выпускаемой продукции является одним из важнейших факторов роста эффективности производства. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

В промышленно развитых странах во многих фирмах и компаниях функционируют системы качества, успешно обеспечивающие высокое качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В большей части эти системы аналогичны отечественным комплексным системам управления качеством продукции (КС УКП), но в отличие от них они значительно эффективнее.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……..
Глава 1 Управление качеством и пути повышения качества…….…….

1.1 Управление качеством……………………………………………….….

1.1.1 Понятие качества и управления качеством………………….…….

1.1.2 Эволюция подходов к управлению качеством………………..…….

1.2 Организация повышения качества…………………………………….

1.2.1 Повышение качества……………………………………………………

1.2.2
Особенности решения отдельных проблем повышения качества на примере ряда компаний………………………………………………

Глава 2 Организация и методы управления качеством………………..

2.1 Организация управления качеством………………………………….

2
.1.1 Организация текущего управления качеством…………………….

2.1.2 Основные направления использования отечественного и зарубежного опыта в организации управления качеством…………..…

2.2 Методы управления качеством……………………………………..…

2.2.1 Классификация методов определения показателей качества…

2.2.2 Статистические методы управления качеством по моделям стандартов ISO 9000 в системе TechnologiCS…………………………….…
Заключение…………………………………………………………………….



Список используемой литературы……………………………

Файлы: 1 файл

управление качеством на предприятии (3).docx

— 37.60 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Рис. 6. Структура диаграммы причин и результатов

 

 Эта проблема может  решаться с помощью диаграмм  Парето.

 

 Различают два вида  диаграмм Парето:

 

1. По результатам деятельности. Они служат для выявления главной  проблемы и отражают нежелательные  результаты деятельности (дефекты, отказы и т. д.);

 

2. По причинам (факторам). Они отражают причины проблем, которые возникают в ходе производства.

 

 Рекомендуется строить  много диаграмм Парето, используя  различные способы классификации  как результатов, так и причин  приводящим к этим результатам. Лучшей следует считать такую  диаграмму, которая выявляет немногочисленные, существенно важные факторы, что  и является целью анализа Парето.

 

 Построение диаграмм  Парето включает следующие этапы:

 

1. Выбор вида диаграммы (по результатам деятельности  или по причинам (факторам).

 

2. Классификация результатов (причин). Разумеется, что любая классификация  имеет элемент условности, однако, большинство наблюдаемых единиц  какой-либо совокупности не должны  попадать и строку "прочие".

 

3. Определение метода  и периода сбора данных.

 

4. Разработка контрольного  листка для регистрации данных  с перечислением видов собираемой  информации. В нем необходимо  предусмотреть свободное место  для графической регистрации  данных (рис. 7).

 

 

 

Рис. 7. Контрольный лист

 

 

 

Рис. 8. Связь между видами дефектов и числом дефектных изделий

 

5. Ранжирование данных, полученных  по каждому проверяемому признаку  в порядке значимости. Группу "прочие" следует приводить в последней  строке вне зависимости от  того, насколько большим получилось  число.

 

6. Построение столбиковой  диаграммы (рис. 8).

 

 Значительный интерес  представляет построение диаграмм  ПАРЕТО в сочетании с диаграммой  причин и следствий.

 

 Выявление главных  факторов, влияющих на качество  продукции позволяет увязать  показатели производственного качества  с каким-либо показателем, характеризующим  потребительское качество.

 

 Для такой увязки  возможно применение регрессионного  анализа.

 

 Например, в результате  специально организованных наблюдений  за результатами носки обуви  и последующей статистической  обработки полученных данных, было  установлено, что срок службы  обуви (у), зависит от двух переменных: плотности материала подошвы  в г/см3 (х1) и предела прочности  сцепления подошвы с верхом  обуви в кг/см2 (х2). Вариация этих  факторов на 84,6% объясняет вариацию  результативного признака (множественный  коэффициент коррекции R = 0,92), а уравнение  регрессии имеет вид:

 

 у = 6,0 + 4,0 * х1 + 12 * х2

 

 Таким образом, уже  в процессе производства зная  характеристики факторов х1 и  х2 можно прогнозировать срок  службы обуви. Улучшая вышеназванные  параметры, можно увеличить срок  носки обуви. Исходя из необходимого  срока службы обуви, можно выбирать  технологически допустимые и  экономически оптимальные уровни  признаков производственного качества.

 

 Наибольшее практическое  распространение имеет характеристика  качества изучаемого процесса  путем оценки качества результата  этого процесса В этом случае  речь о контроле качества изделий, деталей, получаемых на той или  иной операции. Наибольшее распространение  имеют несплошные методы контроля, а наиболее эффективны те из  них, которые базируются на теории  выборочного метода наблюдения.

 

 Рассмотрим пример.

 

 На электроламповом  заводе цех производит электролампочки.

 

 Для проверки качеств  ламп отбирают совокупность 25 штук  и подвергают испытанию на  специальном стенде (меняется напряжение, стенд подвергается вибрации  и т. д.). Каждый час снимают  показания о продолжительности  горения ламп. Получены следующие  результаты:

 

 

6; 6; 4; 5; 7;

 

5; 6; 6; 7; 8;

 

5; 7; 7; 6; 4;

 

5; 6; 8; 7; 5;

 

7; 6; 5; 6; 6.

 

 Прежде всего необходимо  построить ряд распределения (табл. 1).

 

 Таблица 1

Продолжительность горения (х) 

частота (f) 

x*f 

 

 

В % к итогу 

Накопленный процент

 

8

 

30 

24 

32

 

54 

36 

68

 

42 

24 

92

 

16 

100

 

 

 

 

25 

150 

20 

28 

100 

 

 

 

Затем следует определить

 

1) среднюю продолжительность  горения ламп:

 

часов;

 

2) Моду (вариант, который чаще  всего встречается в статистическом  ряду). Она равна 6;

 

3) Медиану (значение, которое  расположено в середине ряди. Это такое значение ряда, которое  делит его численность на две  равные части). Медиана равна, также 6.

 

Построим кривую распределения (полигон) (рис. 9).

 

 

 

Рис. 9. Распределение ламп по продолжительности горения

 

Определим размах:

 

R = Хmax – Хmin = 4 часа.

 

Он характеризует пределы изменения варьирующего признака. Среднее абсолютное отклонение:

 

часа.

 

Это средняя мера отклонения каждого значения признака от средней.

 

Среднее квадратическое отклонение:

 

часа.

 

Рассчитаем коэффициенты вариации:

 

1) по размаху:

 

;

 

2) по среднему абсолютному  отклонению:

 

;

 

3) по среднему квадратическому  отношению:

 

.

 

 С точки зрения качества  продукции, коэффициенты вариации  должны быть минимальными.

 

 Так как завод интересует  не качество контрольных ламп, а всех ламп, возникает вопрос  о расчете средней ошибки выборки:

 

часа,

 

которая зависит от колеблемости признака (d) и от числа от отобранных единиц (n).

 

Предельная ошибка выборки d = t*d. Доверительное число t показывает, что расхождение не превышает кратную ему ошибку выборки. С вероятностью 0,954 можно утверждать, что разность между выборочной и генеральной не превысит двух величин средней ошибки выборки, то есть в 954 случаях ошибка репрезентативности не выйдет за 2d.

 

;

 

.

 

 Таким образом, с вероятностью 0,954 ожидается, что средняя продолжительность  горения будет не меньше, чем 5,6 часа и не больше, чем 6,4 часа. С  точки зрения качества продукции  необходимо стремиться к уменьшению  этих отклонений.

 

 Обычно при статистическом  контроле качества допустимый  уровень качества, который определяется  количеством изделий, прошедших  контроль и имевших качество  ниже минимально приемлемого, колеблется  от 0,5% до 1% изделий. Однако, для компаний, которые стремятся выпускать  продукцию только высшего качества  этот уровень может быть недостаточным. Например, "Toyota" стремится свести  уровень брака к нулю, имея  в виду, что хотя и выпускаются  миллионы автомобилей, но каждый  покупатель приобретает лишь  один из них. Поэтому наряду  со статистическими методами  контроля качества на фирме  разработаны простые средства  контроля качества всех изготавливаемых  деталей (TQM). Статистический контроль  качества в первую очередь  применяется в отделениях фирмы, где продукция изготавливается  партиями. Например, в лоток высокоскоростного  автоматического процесса после  обработки поступает 50 или 100 деталей, из которых контроль проходят  только первая и последняя. Если  обе детали не имеют дефектов, то все детали считаются хорошими. Однако, если последняя деталь  окажется бракованной, то будет  найдена и первая дефектная  деталь в партии, а весь брак  будет изъят. Для того, чтобы ни  одна партия не избежала контроля, пресс автоматически отключается  после обработки очередной партии  заготовок. Применение выборочного  статистического контроля имеет  эффект всеобъемлющего тогда, когда  каждая производственная операция  выполняется стабильно благодаря  тщательной отладке оборудования, использованию качественного сырья  и т. д.

 

 Большую роль в обеспечении  качества играет статистический  приемочный контроль.[15, с.148]

2.1.2 Основные направления  использования отечественного и  зарубежного опыта в организации  управления качеством

В соответствии с имеющимся собственным и зарубежным опытом и действующими международными стандартами необходимо пересмотреть модель действующей системы управления качеством продукции. Ннаправленность совершенствования действующей системы УКП должна быть таковой, чтобы было обеспечено её функционирование на основе реального механизма управления качеством, сориентированного на изготовление конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям имеющихся и потенциальных потребителей. При этом необходимо ориентироваться на использование следующих принципиально важных положений в системе УКП :

 

- приоритеты в системе  УКП должны быть расставлены  так, чтобы на первом месте  стояло качество продукции во  имя потребителя. На каждом предприятии  всем рабочим и служащим необходимо  знать и стремиться к тому, чтобы продукцию изготавливать  “лучше и больше” [12, с.31]. Руководство  предприятия должно доходчиво, на  основе экономического обоснования  довести до производственных  подразделений, что на первом  месте стоит задача обеспечения  качества, а объёмы производства - только на втором и настоять  на выполнении этого подхода. Этот подход не должен ограничиваться  призывом и командой;

 

- повсеместно и постоянно  подкреплять выше указанный подход  проведением новой инвестиционной  и инновационной политики, переходя  от традиционного увеличения  объёмов производства к реконструкции, перевооружению и обновлению основных фондов и самой продукции, обеспечивающих существенное повышение качества продукции;

 

- изготовитель обязательно  должен иметь и осуществлять  рациональную систему сбора, учёта, обработки, анализа и хранения  в течении определённого срока  информационных данных о качестве  продукции;

 

- для обеспечения требуемого  качества каждого вида продукции  на предприятии должна функционировать  отдельная система УКП ;

 

- улучшение материально-технического  снабжения должно осуществляться  умением найти нужных поставщиков, повышением заинтересованности  каждого поставщика и установлением  с ними тесных контактов многопланового  характера;

 

- управленческие воздействия  должны быть эффективными и  выполняться применительно ко  всем стадиям жизненного цикла  продукции;

 

- система УКП может  считаться эффективной тогда, когда  выпускаемая продукция удовлетворяет  требованиям потребителя и наличие  эффективной системы УКП признаётся  потребителем;

 

- создание системы непрерывного  обучения в области УКП и  воспитание всех трудящихся (учащихся, студентов, рабочих, мастеров) в духе  уважительного отношения к потребителям, заказчикам. Система УКП должна  быть всем понятна. Для воспитания  в общегосударственном и на  региональном уровне целесообразно  подключить средства массовой  информации, в том числе радио, телевидение, печать. Следует организовать  издание массовых журналов по  качеству продукции для различных  категорий трудящихся (рабочих, мастеров, инженеров...). Необходимо создавать  специализированные центры по  обучению и повышению квалификации  в области управления и повышения  качества продукции, различные школы  и курсы качества, преподавание  в которых могут осуществлять  также специалисты других стран. Ведь общеизвестно, что продукцию  с высоким качеством могут  создавать только высококвалифицированные  специалисты;

 

- повышение роли стимулирования  в сфере производства, изготовления  продукции высокого и стабильного  качества. Для этого необходимо  повысить значимость поощрительных  мер за высокое качество продукции  и труда, не исключая, при этом, жёстких мер штрафного характера  за выпуск продукции с отклонением  от требований нормативно-технологической  документации. Расширить практику  проведения различных конкурсов, направленных на повышение и  улучшение качества продукции;

 

- привлечение в группы  качества значительно более широкого  круга трудящихся и повышение  их активности и эффективности  работы. По мнению автора, в число  работ по обеспечению высокого  качества, подлежащих стимулированию, необходимо включить и работу  групп качества;

 

- расширение и претворение  в жизнь целого комплекса мероприятий , поистине обеспечивающих реализацию  человеческого фактора в производственных  и социальных отношениях;

 

- использование профессионалов  в области УКП при проведения  всех работ по совершенствованию  системы УКП.

Совершенствование систем управления качеством продукции необходимо проводить в следующих случаях:

 

- при сертификации продукции, когда одним из условий получения  сертификата соответствия является  строгое соблюдение в построении  системы УКП требований международных  стандартов ИСО серии 9000;

Информация о работе Организация и методы управления качеством