Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 15:13, реферат
В рамках расчетно-кассового обслуживания различных категорий клиентов, кредитные организации предлагают широкий спектр операций с наличностью, а также перечисление денежных средств по поручениям клиента с использованием новейших технических и технологических приемов и средств.
С целью сохранения конкурентных позиций на денежных рынках банки стремятся предлагать клиентам наиболее выгодные ценовые условия платежных операций, конвертации валют и широкие возможности платежных систем банка в рамках глобальной расчетной системы и собственных клиринговых центров и корреспондентских сетей.
Введение………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ……………………………………………………………………………6
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка……………………………………………………………………………..6
1.2 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций…..10
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «УРАЛСИБ» ПО РАСЧЕТНО-КАССОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ………………………………….15
2.1 Характеристика организации работы с юридическими лицами в банке «УРАЛСИБ»……………………………………………………………………15
2.2 Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов……..24
Заключение…………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………….35
Приложение…………………………………………………………………..37
АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Экономика (Финансы и кредит)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
дисциплине ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
Тема «Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов коммерческого банка.»
Студент группы
эсз-104фк
Валеева Юлия Иршатона
(ФИО)
Руководитель
_____________________________
2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ………………………………………………
1.1 Сущность и функции
расчетно-кассовых операций
1.2 Нормативно-правовое
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «УРАЛСИБ» ПО РАСЧЕТНО-КАССОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ………………………………….15
2.1 Характеристика организации
работы с юридическими лицами в банке
«УРАЛСИБ»………………………………………………………
2.2 Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов……..24
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Расчетно-кассовые операции являются основными, базовыми операциями для современных коммерческих банков.
В рамках расчетно-кассового обслуживания различных категорий клиентов, кредитные организации предлагают широкий спектр операций с наличностью, а также перечисление денежных средств по поручениям клиента с использованием новейших технических и технологических приемов и средств.
С целью сохранения конкурентных
позиций на денежных рынках банки
стремятся предлагать клиентам наиболее
выгодные ценовые условия платежных
операций, конвертации валют и
широкие возможности платежных
систем банка в рамках глобальной
расчетной системы и
Отличительной особенностью
современных операционных подразделений
банков является не только организация
расчетно-кассового
В современной банковской практике применяются различные виды расчетно-платежных операций. Предложение банком той или иной банковской услуги определяется рядом факторов: потребностью клиентов банка в данных форме и виде платежа, направлении расчетов; срочности; продолжительности договорных обязательств в рамках которых осуществляются платежи; требований, предъявляемых клиентом к обслуживанию своей деятельности.
Актуальность изучения особенностей и проблем расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов определена следующими положениями.
Во-первых, специфика банковской деятельности заключается в ограниченной роли собственного капитала (как правило 10-20% в пассивах банков) в формировании банковских ресурсов. Значительный сегмент свободных ресурсов, то есть таких ресурсов, которые можно разместить с целью получения максимальной прибыли, составляют привлеченные средства. В свою очередь, в формировании привлеченных средств большое значение, помимо депозитных операций, играют операции по счетам клиентов, обслуживающихся в данном банке и, особенно, корпоративных клиентов, как имеющих наибольшие обороты по своим счетам и использующих широкий спектр расчетно-платежных операций.
Во-вторых, российские банки
с целью укрепления платежной
системы нашей страны и международных
стандартов обслуживания своих клиентов,
должны в рамках правового поля реализовывать
такие схемы осуществления
Таким образом, очевидна необходимость
всестороннего изучения и применения
на практике современных банковских
продуктов и услуг в области
расчетно-кассового
Цель исследования состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка ОАО «Уралсиб».
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и
функции расчетно-кассовых
- дать характеристику
нормативно-правового
- выделить принципы организации
системы расчетов и виды
- охарактеризовать основные аспекты проведения кассовых операций;
- проследить современные
тенденции в технологии
- дать характеристику
организации работы с
- проанализировать операции
расчетно-кассового
- сформулировать рекомендации
по совершенствованию расчетно-
Предметом исследования являются банковские операции как процесс предоставления банковских продуктов и услуг в рамках расчетно-кассового обслуживания клиентов.
Объектом исследования являются операции расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческих банков на примере банка ОАО «Уралсиб».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ
АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО
1.1 Сущность и
функции расчетно-кассовых
Закон «О банках и банковской деятельности» определяет перечень основных банковских операций. К ним относятся [6]:
1) привлечение денежных
средств физических и
2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5) инкассация денежных
средств, векселей, платежных и
расчетных документов и
6) купля-продажа иностранной
валюты в наличной и
7) привлечение во вклады
и размещение драгоценных
8) выдача банковских гарантий;
9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Практически все из перечисленных
банковских операций осуществляются в
рамках расчетно-кассового
По определению Лаврушина О.И., «расчетно-кассовые операции - ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению». Коммерческий банк заинтересован в привлечении клиентов, как юридических, так и физических лиц на расчетно-кассовое обслуживание. Этот интерес вызван тем, что привлеченные средства клиентов, в первую очередь депозиты и остатки на расчетных счетах, формируют ресурсы банка, которые затем он размещает с целью получения максимальной прибыли в интересах своих акционеров.
Расчеты – это процесс определения размера обязательства (долга) покупателя перед продавцом или размеров взаимных обязательств сторон сделки, включая урегулирование претензий, возникающих в ходе такого процесса.
Расчеты проводятся исключительно посредством мысленно представляемых денег (заменителей денег) и имеют смысл лишь в том случае, когда они завершаются платежами, то есть когда вслед за ними и на их основе осуществляются платежи.
Платежи логически продолжают
процесс расчетов и означают погашение
покупателем своего денежного обязательства
или погашение участниками
Платежи – операции, непременно денежные, то есть совершаемые только посредством денег. При этом данные операции могут совершаться посредством наличных или безналичных денег, а также комбинированным способом.
Наличные деньги – это участвующие в обращении физически располагаемые деньги, имеющиеся в данный момент у данного экономического субъекта.
Безналичные деньги – это участвующие в обращении деньги, принадлежащие одному экономическому субъекту, однако физически в данный момент находящиеся в другого экономического субъекта, причем таким образом, что первый все равно может распоряжаться ими как собственным имуществом, отдавая по мере необходимости соответствующие указания второму.
Все платежи и предшествующие им расчеты, осуществляемые банками, с точки зрения адресатов платежей делятся на собственные (расчеты и платежи по собственным операциям банка) и клиентские (расчеты и платежи по операциям клиентам).
С точки зрения технологии проведения те и другие подразделяются на:
1) Внутрибанковские платежи (участник – только данный банк и его филиалы);
2) Межбанковские платежи (участники – минимум 2 кредитные организации), которые можно проводить через:
- корреспондентские счета в подразделениях Центрального банка РФ;
- клиринговые центры;
- корреспондентские счета,
открытые банками
- корреспондентские счета, открытые банками в третьем банки.
Все перечисленные выше банковские операции являются традиционными и давно освоенными, доступными практически для всех банков. В настоящее время подавляющее большинство банков являются универсальными, то есть проводящими весь спектр (по крайней мере основных) банковских операций. В коммерческом банке расчётно-кассовым обслуживанием занимается специализированная структура, которая называется, как правило, Операционным управлением (отделом). В крупных банках в состав этого подразделения входят:
- операционные отделы, непосредственно
обслуживающие клиентов, то есть
проводящие операции списания
и зачисления по счетам
- службы, занимающиеся непосредственно
отправкой и приемом платежей
и выписок по
- кассовый узел, осуществляющие
все операции с приемом и
выдачей наличных денежных
Основные функции расчетно-
- организации работы по обслуживанию счетов клиентов различных правовых категорий с обеспечением должного уровня сервиса, конфиденциальности, срочности и законности;
- организации безналичных расчетов и налично-денежного обращения по расчетным, текущим, по счетам предприятий и организаций различных форм собственности;
- оказании консультативной помощи клиентам и их партнерам по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
1.2 Нормативно-правовое
обеспечение расчетно-кассовых
Банковская деятельность
в целом, и проведение расчетно-кассовых
операций в частности, являются жёстко
регламентируемыми и
Соблюдение норм банковского
права – является не только непременным
условием функционирования кредитной
организации, но и залогом её деятельности
в долгосрочной перспективе и
успешного всестороннего
Центральный Банк РФ, осуществляющий регулирующие и надзорные функции за работой коммерческих банков, а также другие государственные органы разрабатывают и принимают к исполнению множество нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок расчетов и ведения банковских счетов клиентов, касающихся как внешнего, так и внутреннего содержания расчетно-кассовых операций.
Центральный Банк РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) [4], а непосредственно коммерческие банки – в соответствии с Федеральным закон № 395-1 от 02.12.1990 г. «О банках и банковской деятельности» [6].
Информация о работе Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов коммерческого банка