Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 15:13, реферат

Описание работы

В рамках расчетно-кассового обслуживания различных категорий клиентов, кредитные организации предлагают широкий спектр операций с наличностью, а также перечисление денежных средств по поручениям клиента с использованием новейших технических и технологических приемов и средств.
С целью сохранения конкурентных позиций на денежных рынках банки стремятся предлагать клиентам наиболее выгодные ценовые условия платежных операций, конвертации валют и широкие возможности платежных систем банка в рамках глобальной расчетной системы и собственных клиринговых центров и корреспондентских сетей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ……………………………………………………………………………6
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка……………………………………………………………………………..6
1.2 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций…..10
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «УРАЛСИБ» ПО РАСЧЕТНО-КАССОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ………………………………….15
2.1 Характеристика организации работы с юридическими лицами в банке «УРАЛСИБ»……………………………………………………………………15
2.2 Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов……..24
Заключение…………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………….35
Приложение…………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

организация деятельности КБ.docx

— 81.51 Кб (Скачать файл)

 

АКАДЕМИЯ  ТРУДА  И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ


 

                  ФАКУЛЬТЕТ                       заочно финансово-экономический

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ          Экономика (Финансы и кредит)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

    по 

дисциплине     ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Тема «Организация расчетно-кассового обслуживания    клиентов коммерческого банка.»

 

 

Студент группы

эсз-104фк

Валеева Юлия Иршатона

                           (ФИО)

 

Руководитель

_____________________________                                                                               (ФИО)

                                                        

 

                                                     

 

                                                         Челябинск

2013 г.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ……………………………………………………………………………6

1.1 Сущность и функции  расчетно-кассовых операций коммерческого  банка……………………………………………………………………………..6

1.2 Нормативно-правовое обеспечение  расчетно-кассовых операций…..10

2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «УРАЛСИБ» ПО РАСЧЕТНО-КАССОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ………………………………….15

2.1 Характеристика организации работы с юридическими лицами в банке «УРАЛСИБ»……………………………………………………………………15

2.2 Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов……..24

Заключение…………………………………………………………………..31

Список литературы………………………………………………………….35

Приложение…………………………………………………………………..37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Расчетно-кассовые операции являются основными, базовыми операциями для современных коммерческих банков.

В рамках расчетно-кассового  обслуживания различных категорий  клиентов, кредитные организации  предлагают широкий спектр операций с наличностью, а также перечисление денежных средств по поручениям клиента  с использованием новейших технических  и технологических приемов и  средств.

С целью сохранения конкурентных позиций на денежных рынках банки  стремятся предлагать клиентам наиболее выгодные ценовые условия платежных  операций, конвертации валют и  широкие возможности платежных  систем банка в рамках глобальной расчетной системы и собственных  клиринговых центров и корреспондентских  сетей.

Отличительной особенностью современных операционных подразделений  банков является не только организация  расчетно-кассового обслуживания и  осуществление расчетов, но и профессиональное сопровождение и консультации клиентов по любым вопросам банковской деятельности, связанной с расчетами и платежными операциями.

В современной банковской практике применяются различные  виды расчетно-платежных операций. Предложение банком той или иной банковской услуги определяется рядом  факторов: потребностью клиентов банка  в данных форме и виде платежа, направлении расчетов; срочности; продолжительности  договорных обязательств в рамках которых осуществляются платежи; требований, предъявляемых клиентом к обслуживанию своей деятельности.

Актуальность изучения особенностей и проблем расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов определена следующими положениями.

Во-первых, специфика банковской деятельности заключается в ограниченной роли собственного капитала (как правило 10-20% в пассивах банков) в формировании банковских ресурсов. Значительный сегмент свободных ресурсов, то есть таких ресурсов, которые можно разместить с целью получения максимальной прибыли, составляют привлеченные средства. В свою очередь, в формировании привлеченных средств большое значение, помимо депозитных операций, играют операции по счетам клиентов, обслуживающихся в данном банке и, особенно, корпоративных клиентов, как имеющих наибольшие обороты по своим счетам и использующих широкий спектр расчетно-платежных операций.

Во-вторых, российские банки  с целью укрепления платежной  системы нашей страны и международных  стандартов обслуживания своих клиентов, должны в рамках правового поля реализовывать  такие схемы осуществления расчетов и предлагать такие банковские расчетно-платежные  услуги, чтобы через банковскую систему  проходило максимальное количество платежей и расчетов. Это позволило бы не только сделать прозрачной российскую экономику, но и стабилизировать платежную систему и поднять уровень доверия к банкам.

Таким образом, очевидна необходимость  всестороннего изучения и применения на практике современных банковских продуктов и услуг в области  расчетно-кассового обслуживания корпоративных  клиентов, как способствующих развитию и укреплению российской платежной  системы, с одной стороны, и формированию банковских ресурсов и укреплению конкурентных позиций банка на финансовых рынках - с другой.

Цель исследования состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка ОАО «Уралсиб».

Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие  задачи:

- раскрыть сущность и  функции расчетно-кассовых операций  коммерческих банков;

- дать характеристику  нормативно-правового обеспечения  расчетно-кассовых операций;

- выделить принципы организации  системы расчетов и виды платежных  операций;

- охарактеризовать основные  аспекты проведения кассовых  операций;

- проследить современные  тенденции в технологии банковского  обслуживания;

- дать характеристику  организации работы с юридическими  лицами в банке ОАО «Уралсиб»;

- проанализировать операции  расчетно-кассового обслуживания  банка ОАО «Урабсиб»;

- сформулировать рекомендации  по совершенствованию расчетно-кассового  обслуживания в ОАО «Уралсиб».

Предметом исследования являются банковские операции как процесс предоставления банковских продуктов и услуг в рамках расчетно-кассового обслуживания клиентов.

Объектом исследования являются операции расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческих банков на примере банка ОАО «Уралсиб».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ  АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ  

 

1.1 Сущность и  функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка

Закон «О банках и банковской деятельности» определяет перечень основных банковских операций. К ним относятся [6]:

1) привлечение денежных  средств физических и юридических  лиц во вклады (до востребования  и на определенный срок);

2) размещение привлеченных  средств от своего имени и  за свой счет;

3) открытие и ведение  банковских счетов физических  и юридических лиц;

4) осуществление расчетов  по поручению физических и  юридических лиц, в том числе  банков-корреспондентов, по их  банковским счетам;

5) инкассация денежных  средств, векселей, платежных и  расчетных документов и кассовое  обслуживание физических и юридических  лиц;

6) купля-продажа иностранной  валюты в наличной и безналичной  формах;

7) привлечение во вклады  и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов  денежных средств по поручению  физических лиц без открытия  банковских счетов (за исключением  почтовых переводов).

Практически все из перечисленных  банковских операций осуществляются в  рамках расчетно-кассового обслуживания различных категорий клиентов в  операционных подразделениях коммерческих банков.

По определению Лаврушина  О.И., «расчетно-кассовые операции - ведение  счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению». Коммерческий банк заинтересован в привлечении клиентов, как юридических, так и физических лиц на расчетно-кассовое обслуживание. Этот интерес вызван тем, что привлеченные средства клиентов, в первую очередь депозиты и остатки на расчетных счетах, формируют ресурсы банка, которые затем он размещает с целью получения максимальной прибыли в интересах своих акционеров.

Расчеты – это процесс определения размера обязательства (долга) покупателя перед продавцом или размеров взаимных обязательств сторон сделки, включая урегулирование претензий, возникающих в ходе такого процесса.

Расчеты проводятся исключительно  посредством мысленно представляемых денег (заменителей денег) и имеют  смысл лишь в том случае, когда  они завершаются платежами, то есть когда вслед за ними и на их основе осуществляются платежи.

Платежи логически продолжают процесс расчетов и означают погашение  покупателем своего денежного обязательства  или погашение участниками сделки своих взаимных денежных обязательств, то есть передачу или перевод денег  должником тому, кому он должен в  соответствии с расчетами, акт надлежащего  выполнения должником своего денежного  обязательства, в результате чего он освобождается от долга.

Платежи – операции, непременно денежные, то есть совершаемые только посредством денег. При этом данные операции могут совершаться посредством наличных или безналичных денег, а также комбинированным способом.

Наличные деньги – это участвующие в обращении физически располагаемые деньги, имеющиеся в данный момент у данного экономического субъекта.

Безналичные деньги – это участвующие в обращении деньги, принадлежащие одному экономическому субъекту, однако физически в данный момент находящиеся в другого экономического субъекта, причем таким образом, что первый все равно может распоряжаться ими как собственным имуществом, отдавая по мере необходимости соответствующие указания второму.

Все платежи и предшествующие им расчеты, осуществляемые банками, с  точки зрения адресатов платежей делятся на собственные (расчеты  и платежи по собственным операциям  банка) и клиентские (расчеты и  платежи по операциям клиентам).

С точки зрения технологии проведения те и другие подразделяются на:

1) Внутрибанковские платежи  (участник – только данный  банк и его филиалы);

2) Межбанковские платежи  (участники – минимум 2 кредитные  организации), которые можно проводить  через:

- корреспондентские счета  в подразделениях Центрального  банка РФ;

- клиринговые центры;

- корреспондентские счета,  открытые банками непосредственно  друг у друга;

- корреспондентские счета,  открытые банками в третьем  банки.

Все перечисленные выше банковские операции являются традиционными и  давно освоенными, доступными практически  для всех банков. В настоящее время  подавляющее большинство банков являются универсальными, то есть проводящими  весь спектр (по крайней мере основных) банковских операций. В коммерческом банке расчётно-кассовым обслуживанием занимается специализированная структура, которая называется, как правило, Операционным управлением (отделом). В крупных банках в состав этого подразделения входят:

- операционные отделы, непосредственно  обслуживающие клиентов, то есть  проводящие операции списания  и зачисления по счетам клиентов; удерживающие средства в доходы  банка согласно тарифам; ведущие  картотеки неоплаченных расчетных  документов и принимающие другие  требования к расчетным счетам; выдающие выписки из лицевых  счетов клиентов и т.д.;

- службы, занимающиеся непосредственно  отправкой и приемом платежей  и выписок по корреспондентским  счетам банков через корреспондентские  сети либо через расчетно-кассовые  центры ЦБ РФ;

- кассовый узел, осуществляющие  все операции с приемом и  выдачей наличных денежных средств  во взаимодействии с отделами, обслуживающими клиентов.

Основные функции расчетно-кассовых операций заключаются в следующем:

-      организации работы по обслуживанию счетов клиентов различных правовых категорий с обеспечением должного уровня сервиса, конфиденциальности, срочности и законности;

-      организации безналичных расчетов и налично-денежного обращения по расчетным, текущим, по счетам предприятий и организаций различных форм собственности;

-      оказании консультативной помощи клиентам и их партнерам по вопросам, входящим в компетенцию отдела. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Нормативно-правовое  обеспечение расчетно-кассовых операций

Банковская деятельность в целом, и проведение расчетно-кассовых операций в частности, являются жёстко регламентируемыми и контролируемыми  процессами со стороны государства, Банка России и других уполномоченных органов.

Соблюдение норм банковского  права – является не только непременным  условием функционирования кредитной  организации, но и залогом её деятельности в долгосрочной перспективе и  успешного всестороннего развития.

Центральный Банк РФ, осуществляющий регулирующие и надзорные функции  за работой коммерческих банков, а  также другие государственные органы разрабатывают и принимают к  исполнению множество нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок  расчетов и ведения банковских счетов клиентов, касающихся как внешнего, так и внутреннего содержания расчетно-кассовых операций.

Центральный Банк РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с  Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) [4], а непосредственно  коммерческие банки – в соответствии с Федеральным закон № 395-1 от 02.12.1990 г. «О банках и банковской деятельности» [6].

Информация о работе Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов коммерческого банка