Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 15:13, реферат

Описание работы

В рамках расчетно-кассового обслуживания различных категорий клиентов, кредитные организации предлагают широкий спектр операций с наличностью, а также перечисление денежных средств по поручениям клиента с использованием новейших технических и технологических приемов и средств.
С целью сохранения конкурентных позиций на денежных рынках банки стремятся предлагать клиентам наиболее выгодные ценовые условия платежных операций, конвертации валют и широкие возможности платежных систем банка в рамках глобальной расчетной системы и собственных клиринговых центров и корреспондентских сетей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ……………………………………………………………………………6
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка……………………………………………………………………………..6
1.2 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций…..10
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «УРАЛСИБ» ПО РАСЧЕТНО-КАССОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ………………………………….15
2.1 Характеристика организации работы с юридическими лицами в банке «УРАЛСИБ»……………………………………………………………………15
2.2 Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов……..24
Заключение…………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………….35
Приложение…………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

организация деятельности КБ.docx

— 81.51 Кб (Скачать файл)

Гражданский кодекс Российской федерации. Часть вторая [1]. В этом документе, принятом Государственной думой РФ 22 декабря 1995 г., и введенным в действие Федеральным законом № 14-ФЗ от 26 января 1996 г., законодательно закреплены ключевые понятия для осуществления банковской деятельности в части открытия банковских счетов и осуществления расчетов.

В главе 44 ГК РФ вводятся:

- понятия банковского  вклада и договора банковского  вклада;

- оговорка прав на привлечение  денежных средств во вклады;

- форма договора банковского  вклада;

- виды вкладов;

- условия и порядок  начисления и выплат процентов  на вклад;

- необходимость обеспечения  возвратности вкладов;

- распоряжение вкладом  третьими лицами;

- порядок заполнения и  выдачи сберегательных книжек  и операций со сберегательными  (депозитными сертификатами).

В главе 45 ГК РФ даются:

- определение банковского  счета и договора банковского  счета;

- возможный перечень операций  по банковским счетам;

- порядок заключения договора  банковского счета;

- удостоверение права  распоряжения денежными средствами, находящимися на счете;

- сроки операций по  счетам;

- условия кредитования  счета;

- порядок оплаты расходов  банка на совершение операций  по счету;

- порядок начисления и  уплаты процентов за пользование  банком денежными средствами, находящимися  на счете;

- условия возможности  зачета встречных требования  между банком и клиентом;

- основания списания денежных  средств со счета;

- очередность списания  денежных средств со счета;

- реализация ответственности  банка за ненадлежащее совершение  операций по счету;

- оговорка необходимости  соблюдения банковской тайны;

- ограничения распоряжения  счетом;

- условия расторжения  договора и закрытия банковского  счета.

Отдельная (46-я) глава ГК РФ посвящена расчетам. Здесь даны определения  наличным и безналичным расчетам, приведены формы безналичных  расчетов, условия их исполнения; оговорена  ответственность за неисполнение или  ненадлежащее исполнение расчетов.

На основании базовых  понятий банковского счета, договора банковского счета, порядка операций по банковскому счету и основных форм расчетов, законодательно закрепленных в Гражданском кодексе РФ, разработаны  и утверждены все последующие  инструкции и положения, более детально регламентирующие и регулирующие тот  или иной вид расчетно-кассового  обслуживания.

Одной из таких инструкций является Положение Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 3 октября 2002 г. № 2-П (далее - Положение № 2-П), которое регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте Российской Федерации и на ее территории в формах, предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных  документов, а также устанавливает  правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России, и счетам межфилиальных расчетов [11].

Осуществление безналичных  расчетов физическими лицами на территории РФ, то есть таких расчетов, которые  не связаны с предпринимательской  деятельностью, регулирует Положение  Банка России от 01 апреля 2003 г. № 222-П  «О порядке осуществления безналичных  расчетов физическими лицами в Российской Федерации» [10].

Абсолютно необходимым документом в каждодневной работе банка по расчетно-кассовому  обслуживанию клиентов являются «Правила ведения бухгалтерских операций в кредитных организациях, расположенных  на территории Российской Федерации», утвержденные Положением Банка России 26 марта 2007 г. № 302-П [7]. Правила определяют единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями на территории Российской Федерации.

Структурой данного документа  предусмотрены:

- План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях, состоящий из нескольких глав (балансовые счета, счета доверительного управления, внебалансовые счета, счета срочных сделок, счета ДЕПО);

- Общая часть. Здесь выделены основные задачи бухгалтерского учета; принципы формирования учетной политики банка; порядок ответственности за ведение бухгалтерского учета; принципы построения плана счетов бухгалтерского учета и баланса кредитной организации;  

- Характеристика счетов бухгалтерского учета. В этой (II-ой) части Правил дана характеристика счетов бухгалтерского учета первого и второго порядка и возможных операций по этим счетам в соответствии с главами и разделами плана и предназначением счетов;

- Организация работы по ведению бухгалтерского учета. В III-ей части Правил даны обязательные к выполнению требования по организации бухгалтерской работы и документооборота; определены понятия и документы аналитического и синтетического учета; порядок осуществления внутрибанковского контроля; правила хранения документов;

- Приложения, дополняющие и разъясняющие отдельные разделы Правил, а также содержание таких форм бухгалтерской отчетности как баланс, отчет о прибылях и убытках, оборотная ведомость.

Еще одними необходимыми документоми, в числе прочих определяющим нормативно-правовую базу расчетно-кассовых операций банков, является Положение Банка России от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации»  и Положение Банка России № 199-П от 9 октября 2002 г. «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» (далее Положение № 199-П) [12].

Все валютные операции в  рамках расчетно-кассового обслуживания клиентов осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании  и валютном контроле» [3].

Так как в рамках расчетно-кассового  обслуживания предприятиям (фирмам, организациям) и частным лицам открываются  банковские счета, необходимым к  исполнению документом является Инструкция Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И  «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (далее – Инструкция № 28-И) [8].

В Инструкции № 28-И определены:

- виды банковских счетов;

- порядок и особенности  открытия и закрытия текущих  счетов физическим лицам и  банковских счетов юридическим  лицам и предпринимателями без  образования юридического лица;

- правила оформления карточки  с образцами подписей и оттиска  печати;

- порядок формирования  и хранения юридических дела  клиентов.

В соответствии с определенным Законом № 115-ФЗ перечнем организаций, осуществляющих операции с денежными  средствами или иным имуществом, банки  осуществляют контроль определенного  круга операций.

Мы выделили, лишь ключевые, базовые, на наш взгляд, нормативно-правовые документы, регулирующие расчетно-кассовые операции. Однако, можно без преувеличения, заметить, что почти каждая банковская операция подкреплена и регламентирована соответствующей инструкцией: или  общей, обязательной к применению всеми  банками, или внутренней – разработанной  внутри конкретного банка. 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «УРАЛСИБ» ПО РАСЧЕТНО-КАССОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ КЛИЕНТОВ 

 

2.1 Характеристика организации работы с юридическими лицами в банке «УРАЛСИБ»

Банк УРАЛСИБ (ОАО "УРАЛСИБ") образован 20 сентября 2005 г. в результате интеграции бизнеса 5 банков: ОАО "УралСиб", ОАО АКБ "АВТОБАНК-НИКОЙЛ", КБ "Брянский народный банк" (ОАО), АБ "ИБГ НИКойл" (ОАО), ОАО АКБ "Кузбассугольбанк".

Банк УРАЛСИБ (далее –  Банк) является главной управляющей  компанией Финансовой корпорации "УРАЛСИБ". Одним из ключевых элементов стратегии  деятельности Финансовой корпорации "УРАЛСИБ" является создание в наиболее экономически активных регионах страны сети "финансовых супермаркетов" и "центров финансовых решений", предоставляющих своим  клиентам широкий спектр высококачественных, стандартизированных финансовых услуг. В настоящее время во всех филиалах и отделениях ОАО "УРАЛСИБ" унифицирован продуктовый банковский ряд и  введены единые конкурентоспособные  тарифы.

На сегодняшний день Банк входит в "пятерку" лидеров отечественного банковского сектора по основным финансовым показателям. Интегрированная  региональная сеть продаж финансовых продуктов и услуг ФК "УРАЛСИБ" насчитывает 1087 офисов в 81 регионе Российской Федерации [15]. На 2010 год сеть банка насчитывала 45 филиалов, 453 точки продажи, 2674 банкомата и 7300 платежных терминалов. В конце января 2013 г. было заявлено, что в банке будет сокращено до 20% персонала и реструктуризована филиальная сеть

В своей деятельности Банк реализует принципы политики Правительства  Российской Федерации и Банка  России, направленной на укрепление, укрупнение и развитие российского финансового  сектора, повышение конкурентоспособности  отечественного бизнеса за рубежом. В этой связи представляется особенно актуальным изучение услуг банка, оказываемых  корпоративным клиентам в рамках расчетно-кассового обслуживания.

По данным «РБК. Рейтинг» [15], в 2013 года Банк «УРАЛСИБ» занял 10-е место по объему привлеченных средств.( приложение 1). Объем средств на 30.06.13 составил 87142 млн. руб.

Очевидно, что экстенсивный характер роста привлеченных средств, как и других важнейших показателей, сменился на интенсивный. Тем не менее как по абсолютным объемам привлечения, так и по динамике Банк «УРАЛСИБ» остается в числе лидеров и по итогам 2013 года переместился на 6-е место (по данным «РБК Рейтинг»). В структуре привлеченных средств прослеживается постепенное замещение дорогих депозитов физических лиц более дешевыми и долгосрочными заимствованиями у западных банков. Так, доля депозитов физических лиц за три года сократилась с 19,3% до 16,1%, в то время как средства, привлеченные от кредитных организаций, увеличились с 17,4% до 18,8%. Доля средств, привлеченных от юридических лиц, также увеличилась - с 62,6% до 67,8% [17].

Таким образом, очевиден вывод  о наибольших темпах прироста средств  корпоративных клиентов в общей  структуре привлеченных средств  Банка.

Корпоративный банковский бизнес Банка «УРАЛСИБ» специализируется на комплексном обслуживании юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляя широкую линейку банковских продуктов и услуг, настроенных  на потребности каждого клиентского  сегмента.

Корпоративный банковский бизнес отвечает высоким стандартам банковской деятельности, использует самые современные  технологии на российском банковском рынке.

Стратегическим приоритетом  клиентской политики Банка является построение долгосрочных партнерских  взаимоотношений с корпоративными клиентами. Клиентская политика ориентирована  на создание наиболее благоприятных  условий для активного развития, роста бизнеса и благосостояния клиентов из числа малых и средних  компаний, а также на взаимовыгодное сотрудничество с крупными корпоративными клиентами.

Как и предыдущие годы, 2012 год показал эффективность проводимой клиентской политики. Несмотря на ужесточение конкуренции на банковском рынке, Банк «УРАЛСИБ» сохранил высокие темпы роста клиентской базы. В настоящее время в Банке обслуживаются более 140 тыс. предприятий различных форм собственности, причем их количество увеличилось за прошлый год на 20% [17].

В 2012 году Банк последовательно проводил мероприятия, целью которых было приближение мест предоставления услуг к местам базирования клиента за счет расширения сети отделений. В каждом филиале создана и успешно работает служба продаж, в задачи которой входит осуществление всех бизнес-процессов, связанных с обслуживанием клиентов. Службе продаж предоставлены широкие полномочия по комплексному предоставлению услуг банка: РКО, инкассации и доставки денежной наличности, установки операционных касс, эквайринга, кредитных и депозитных продуктов, запуска зарплатных проектов и других продуктов. Все это повышает оперативность и гибкость процесса продаж.

Банк входит в топ-15 самых прибыльных банков России по итогам первого квартала 2011 года. Благодаря нововведениям кредитный портфель Банка по ЦКС «Малый бизнес» увеличился за год  и составил на 1 января 2012 г. 272 011,31 млн. руб. по сравнению с 2011г.  287 686,68 млн.руб. По данным РБК, Банк вошел в тройку лидеров по объемам выданных в 2012 году кредитов малому и среднему бизнесу, а по итогам деятельности Банка в 2012 году в области кредитования ЦКС «Средний бизнес» произведена унификация продуктового ряда и переданы полномочия по кредитным решениям в региональную сеть. В результате кредитный портфель клиентов среднего бизнеса увеличился на 5.76 % [17].(приложение 2)

На наш взгляд, рост объема кредитных вложений банка является необходимой, хотя и косвенной, характеристикой  организации расчетно-кассового  обслуживания корпоративных клиентов. Кредитование является одним из основных направлений банковской деятельности. В конечном счете, после оформления всех необходимых документов и выдачи ссуды, которая согласно нормам банковского  права попадает на расчетный счет клиента, дальнейшая реализация заемных  средств происходит в системе расчетного обслуживания клиентов. И от того насколько правильно, удобно и оперативно оно организовано зависит выбор банка потенциальным клиентом и для кредитного и для расчетно-кассового обслуживания.

Банковские счета корпоративным  клиентам открываются на основании  внутреннего документа Банка  «Правила открытия и ведения банковских счетов в ОАО «УРАЛСИБ», который  разработан в соответствии с банковским законодательством и является обязательным к исполнению всеми филиалами и другими подразделениями Банка.

Расчетно-кассовые операции совершаются в рамках обособленного  подразделения общей организационной структуры Банка. Таким подразделением является Учетно-операционное управление Банка (Рисунок 3.4).

Рисунок 3.4 – Структура  учетно-операционного управления Банка

В состав Учетно-операционного  управления входят:

Информация о работе Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов коммерческого банка