Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 15:13, реферат

Описание работы

В рамках расчетно-кассового обслуживания различных категорий клиентов, кредитные организации предлагают широкий спектр операций с наличностью, а также перечисление денежных средств по поручениям клиента с использованием новейших технических и технологических приемов и средств.
С целью сохранения конкурентных позиций на денежных рынках банки стремятся предлагать клиентам наиболее выгодные ценовые условия платежных операций, конвертации валют и широкие возможности платежных систем банка в рамках глобальной расчетной системы и собственных клиринговых центров и корреспондентских сетей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ……………………………………………………………………………6
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка……………………………………………………………………………..6
1.2 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций…..10
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «УРАЛСИБ» ПО РАСЧЕТНО-КАССОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ………………………………….15
2.1 Характеристика организации работы с юридическими лицами в банке «УРАЛСИБ»……………………………………………………………………15
2.2 Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов……..24
Заключение…………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………….35
Приложение…………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

организация деятельности КБ.docx

— 81.51 Кб (Скачать файл)

Банк «УРАЛСИБ», выполняя функции агента валютного контроля в соответствии с требованиями валютного  законодательства Российской Федерации, нормативных актов Правительства  Российской Федерации, Банка России и иных органов валютного контроля, оказывает следующие услуги:

- осуществление контроля за соответствием проводимых клиентами Банка валютных операций законодательным и нормативным актам;

- консультации по вопросам  соответствия условий внешнеэкономических  договоров, в том числе проектов  договоров, требованиям валютного  законодательства Российской Федерации;

- консультации и помощь  по порядку заполнения бланков  документов, представляемых в Банк  в соответствии с требованиями  нормативных актов по валютному  регулированию и валютному контролю;

- оформление Паспортов  сделок по контрактам, предусматривающим  расчеты между резидентами и  нерезидентами за ввозимые на  территорию Российской Федерации  (вывозимые с территории Российской  Федерации) товары, оказываемые услуги, передаваемую информацию, результаты  интеллектуальной деятельности, а  также по кредитным договорам  (в том числе в присутствии  клиента);

- по запросам клиентов  предоставление копий и дубликатов  документов валютного контроля;

- заполнение за клиента  документов валютного контроля (Паспортов  сделок, справок о валютных операциях,  справок о подтверждающих документах, справок о расчетах через счета за рубежом, справок о поступлении валюты РФ);

- самостоятельное оформление  Банком Справки о валютных  операциях;

- электронный обмен документами  валютного контроля, представляемыми  клиентами в Банк в соответствии  с требованиями валютного законодательства;

- извещение клиентов о  зачислении средств в иностранной  валюте и рублях РФ по системе  "Банк-Клиент", по телефону, при  выдаче выписки по счету;

- информирование клиентов  о последних изменениях в валютном  законодательстве Российской Федерации,  предоставление разъяснений, касающихся  порядка совершения валютных  операций;

- доступ к Интернет  приложению Клиент – Банк, включающий: доступ к базе данных, в которой  ведется учет документов валютного  контроля (платежи, ГТД, акты), распечатка  Ведомости банковского контроля  для предоставления в таможенные  и налоговые органы и ведения  внутреннего учета ВЭД; формирования  документов валютного контроля  непосредственно в базе данных  Банка с подписанием документов  аналогом собственноручной подписи.

Банк проводит все необходимые  мероприятия по сопровождению международных  контрактов своих клиентов, в том  числе юридическую экспертизу экспортно-импортных  контрактов. Ведь правильно и корректно  оформить контракт - это залог успешного  его выполнения. Банк накопил в этой сфере серьезную практическую базу поделится с клиентами имеющимся опытом. В случае несоответствия положений контракта или его проекта действующим нормам валютного или гражданского законодательства, сотрудники банка дадут клиенту необходимые рекомендации по поводу того, каким образом внести в контракт соответствующие изменения и дополнения.

Следует отметить, что по состоянию на 01.01.2008 г. 70% корпоративных  клиентов пользовались услугами «Электронного клиента». По итогам 2012 года эта цифра составляла 61%, а 2011 г. – 55% [17].

В рамках развития системы  безналичных расчетов с помощью  банковских карт, Банк предлагает корпоративным  клиентам работу по пяти направлениям:

- зарплатные проекты;

- корпоративные карты;

- таможенные карты;

- эквайринг;

- платежная система ACCORD.

Расчеты банковскими картами  являются отдельным самостоятельным  блоком банковских операций, которые  осуществляют специально созданные  подразделения. Однако, эти операции настолько важны в процессе обслуживания, создаются для корпоративных  клиентов, являются по своей сути расчетными, что мы полагаем оправданным и  обоснованным их рассмотрение в рамках анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов.

Также Банк предлагаем корпоративным  клиентам широкий спектр инвестиционных операций, а именно: паевые инвестиционные фонды; паевые инвестиционные фонды  недвижимости; доверительное управление активами; брокерские услуги на рынке  ценных бумаг; корпоративные финансы; долговые инструменты; интернет-трейдинг; депозитарные услуги.

Кроме того, статус клиента  повышается за счет вхождения в состав акционеров одной из крупнейших финансовых корпораций России. Являясь акционером компании, ФК "УРАЛСИБ" оказывает  поддержку в процессе повышения  публичности бизнеса клиента, открывает  широкие возможности по привлечению  внешних акционеров и инвесторов из числа ведущих мировых финансовых институтов. Фонд прямых инвестиций ФК "УРАЛСИБ" служит опорой деятельности предприятия и позволяет компании выйти на качественно новый уровень в своем развитии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Расчетно-кассовые операции корпоративных клиентов банка предполагают ведение счетов юридических лиц  и осуществление расчетов по их поручению. Осуществление расчётов и платежей для клиентуры и для самих  банков традиционно и вполне обоснованно  относят к основным и даже важнейшим  базовым банковским операциям, то есть таким, которые констатируют саму сущность операций банка как кредитного учреждения.

Таким образом, основные банковские операции, так или иначе, осуществляются в рамках расчетно-кассового обслуживания различных категорий клиентов в  операционных подразделениях коммерческих банков.

Банковские операции в  рамках расчетно-кассового обслуживания осуществляются в наличной и безналичной  формах.

Все банковские операции условно  можно поделить на три блока: вспомогательный - виды работ организационно-технического, административно-распорядительного, информационного  характера, обеспечивающие начало, ведение  и прекращение собственно платежных  операций; основной – собственно платежные  операции; дополнительный - сопутствующие собственно платежным операциям дополнительные услуги банка.

Основные функции расчетно-кассовых операций заключаются в организации  работы по обслуживанию счетов клиентов; организации безналичных расчетов и налично-денежного обращения  по расчетным, текущим, по счетам предприятий  и организаций различных форм собственности; оказании консультативной  помощи клиентам и их партнерам по вопросам, входящим в компетенцию  отдела.

Все операции, проводимые в  системе расчетно-кассового обслуживания, строго регламентированы нормативно-правовыми  актами, соблюдение которых является непременным условием функционирования любого банка.

Организация российской платежной  системы базируется на совокупности принципов организации безналичных  расчетов; системе счетов для осуществления  платежей; системе платежных форм, документов и правил.

Ключевыми принципами безналичных  расчетов являются: принцип срочности; принцип безусловного выполнения обязательств; принцип обеспеченности, принцип  имущественной ответственности; принцип  многообразия форм расчетов.

Открытие банковских счетов корпоративным клиентам производится банками при условии наличия  у клиента правоспособности, предоставлении им пакета необходимых документов, проведения надлежащей идентификации  клиента. Заключение договора банковского  счета является основанием для открытия банковского счета, внесения его  в Книгу регистрации открытых (закрытых) счетов и начале совершения операций по нему.

Традиционными и основными  кассовыми операциями банка являются услуги приема от клиентов и выдачи им наличных денег. К кассовым относят также операции обмена и размена наличных денежных знаков, определение подлинности банкнот. Для обеспечения своевременного кассового обслуживания клиентов и соблюдения банковского законодательства, коммерческие банки: составляют прогнозы своих кассовых оборотов; устанавливают лимит остатка денежных средств в кассе клиента; проверяют порядок кассовой дисциплины корпоративных клиентов.

Банковские услуги совершенствуются и модернизируются в соответствии с современными реалиями и развитием  новых банковских технологий. К таковым  следует отнести, прежде всего, различные  модификации дистанционного управления счетов (интернет-банкинг, клиент-банк, удаленный расчетный центр, электронный  клиент и т.д.); развитие «пластикового» направления обслуживания (корпоративные  банковские карты, эквайринг, зарплатные проекты); развитие новых услуг по эффективному управлению капиталом (cash management); депозитарное обслуживание.

Основными валютными операциями в рамках обслуживания внешнеэкономической  деятельности предприятия являются: конверсионные операции; документарные  операции (выдача гарантий, аккредитивная  форма расчетов).

В результате изучения зарубежного  опыта выявлена необходимость: внедрения  современных технологий в отечественных  банках; реорганизации каналов сбыта; создания новых консультационных структур, мини расчетных центров; диверсификации деятельности банка за счет предоставления внебалансовых услуг; вывода на рынок новых банковских продуктов; расширения проектов расчетно-информационного обслуживания корпоративных клиентов; развития инвестиционных банковских услуг.

Стратегическим приоритетом  клиентской политики Банка «УРАЛСИБ»  является построение долгосрочных партнерских  взаимоотношений с корпоративными клиентами. Особенностью стратегии  расчетно-кассового обслуживания корпоративных  клиентов является детальная сегментация  клиентской базы, на основании которой  выработаны ключевые технологические  и маркетинговые подходы для  работы с клиентами.

Расчетно-кассовые операции Банка совершаются под эгидой Учетно-операционного управления, включающего  расчетный и операционный отделы, инкассацию, бухгалтерию и кассовое управление. Временная продолжительность  расчетно-кассового обслуживания ограничена пределами операционного дня, установленного банком.

Банк «УРАЛСИБ» предлагает юридическим лицам услуги по открытию и ведению счетов в рублях и  в иностранной валюте, включающие весь спектр традиционных банковских операций: открывает и ведет банковские счета корпоративных клиентов; проводит все виды расчетных операций в  рамках действующего банковского законодательства; осуществляет документарные операции с применением аккредитивной  формы расчетов; выдает гарантии; обслуживает  документарное инкассо; проводит конверсионные  операции; осуществляет дистанционное  обслуживание счетов в системе «Электронные клиент»; осуществляет валютный контроль, консультирование и сопровождение  внешнеэкономической деятельности клиентов.

Кассовые операции Банка  включают выдачу и прием наличных денежных средств в валюте РФ и иностранной валюте; разменные операции и валютно-обменные операции. Доставка и перевозка ценностей осуществляется собственной инкассаторской службой, которая оказывает услуги не только банку и его клиентам, но и другим кредитным и прочим организациям в рамках договорных отношений.

В Банке широко развиваются  услуги корпоративным клиентам в  области выпуска, распространения  и обслуживания банковских карт: зарплатные проекты; эквайринг; выпуск корпоративных и таможенных карт; расчеты в системе ACCORD.

Таким образом, Банк «УРАЛСИБ»  выполняет широкий спектр традиционных и современных операций по расчетно-кассовому  обслуживанию корпоративных клиентов, которое, в свою очередь является визитной карточкой банка, важнейшей  составной частью банковской работы.

В качестве рекомендаций по их совершенствованию можно предложить Банку: современные концепции маркетинга финансовых услуг в рамках которых реализовывать сопровождение новых и существующих банковских продуктов и услуг на всех стадиях их жизненных циклов; составление планов продаж банковских продуктов; разработку требований и методических материалов для модификации продуктовых предложений; децентрализацию принятия решений и увеличение роли персональных менеджеров; развитие расчетно-информационных услуг, которые позволят привлечь на обслуживание и удержать в качестве своих клиентов крупные корпорации и холдинговые структуры.

 

Список использованных источников и литературы

1. Гражданский кодекс  Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон Российской  Федерации от 26 января 1996 г. №  14-ФЗ. (ред. 06.12.2007) / Правовая система  «Консультант-Плюс» [Электронный  ресурс]. – Москва, 2008. – Режим  доступа: http://www.consultant.ru/.

2. Налоговый кодекс Российской  Федерации (Часть первая)" от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 16.07.1998 г. (ред. 17.05.2007) / Правовая система  «Консультант-Плюс» [Электронный  ресурс]. – Москва, 2008. – Режим  доступа: http://www.consultant.ru/.

3. «О валютном регулировании  и валютном контроле»: Федеральный  закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (ред.30.10.2007) / Правовая система «Консультант-Плюс»  [Электронный ресурс]. – Москва, 2008. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

4. «О Центральном Банке  Российской Федерации (Банке России)»:  Федеральный закон от 10 июля 2002 г.  № 86-ФЗ (в ред.26.04.2007) / Правовая  система «Консультант-Плюс» [Электронный  ресурс]. – Москва, 2008. – Режим  доступа: http://www.consultant.ru/.

5. «О бухгалтерском учете»: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (ред.03.11.2006)/ Правовая система «Консультант-Плюс» [Электронный ресурс]. – Москва, 2008. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

Информация о работе Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов коммерческого банка