Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 15:13, реферат

Описание работы

В рамках расчетно-кассового обслуживания различных категорий клиентов, кредитные организации предлагают широкий спектр операций с наличностью, а также перечисление денежных средств по поручениям клиента с использованием новейших технических и технологических приемов и средств.
С целью сохранения конкурентных позиций на денежных рынках банки стремятся предлагать клиентам наиболее выгодные ценовые условия платежных операций, конвертации валют и широкие возможности платежных систем банка в рамках глобальной расчетной системы и собственных клиринговых центров и корреспондентских сетей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ……………………………………………………………………………6
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка……………………………………………………………………………..6
1.2 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций…..10
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «УРАЛСИБ» ПО РАСЧЕТНО-КАССОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ………………………………….15
2.1 Характеристика организации работы с юридическими лицами в банке «УРАЛСИБ»……………………………………………………………………15
2.2 Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов……..24
Заключение…………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………….35
Приложение…………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

организация деятельности КБ.docx

— 81.51 Кб (Скачать файл)

- расчетный отдел, функции  которого заключаются в непосредственном  проведении расчетных операций  в трех основных направлениях: через расчетную сеть Банка  России, через счета межфилиальных  расчетов, через собственную корреспонденсткую сеть (операции по счетам «ЛОРО», «НОСТРО»). Здесь происходят прием и отправка пакетов расчетно-платежных документов и выписок по счетам, обмен другими документами расчетного и делового характера;

- операционный отдел,  который осуществляет прямые  контакты с клиентами: прием  и проверку платежных документов, ведение картотек неоплаченных  расчетных документов; контроль  за состоянием счетов клиентов; взимает комиссии за расчетно-кассовое  обслуживание, обслуживает (документарно) кассовые операции клиентов; консультирует клиентов; осуществляет операции по предоставлению услуг дистанционного управления счетом; отвечает на запросы клиентов и проводит ряд других операций, связанных с обслуживанием и бесперебойным функционированием расчетных счетов клиентов;

- в Банке имеется собственная  инкассаторская служба, которая  осуществляется в рамках дочерней  фирмы, имеющей соответствующие  лицензии и разрешения. Инкассация  осуществляет прием и перевозку  наличных денежных средств и  других ценностей Банка и крупных  корпоративных клиентов в рамках  отдельных дополнительных соглашений  к Договору банковского счета;

- бухгалтерия расчетно-операционного  управления обеспечивает бухгалтерскую  поддержку рассчетно-кассовых операций, рассчитывает и выставляет к  оплате требования на удержание  комиссии за РКО, начисляет  проценты на остатки средств в рамках дополнительных соглашения к Договору банковского счета, осуществляет учет всех платежно-расчетных операций; занимается формированием, подшивкой и сдачей в архив документов дня;

- кассовое управление  является самостоятельным подразделением  в рамках учетно-операционного  управления и включает: приходно-расходные  кассы, кассу пересчета, вечернюю  кассу, хранилище ценностей, сейфовую  комнату, комнату для приема/передачи  сумок инкассации.

После предоставления всех необходимых документов, процедур идентификации клиента и заключения Договора банковского счета, клиенту открывается расчетный (или текущий) счет, о чем извещаются налоговые органы и делается запись в Книге регистрации открытых/закрытых счетов, которая ведется в операционном отделе. Непосредственно формированием юридического дела занимается юридическая служба банка, затем оно передается в бухгалтерию банка, которая выписывает распоряжение на открытие расчетного счета и передает его в операционный отдел.

Банк открывает клиенту  расчетный счет в рублях РФ и счета  в других валютах в соответствии с заявлениями Клиента. Список валют, в которых могут быть открыты  счета Клиенту, определяется Банком.

Банк одновременно с открытием  текущего валютного счета Клиента, являющегося резидентом, для учета  поступивших сумм в иностранной  валюте, открывает соответствующий  транзитный валютный счет.

За проведение операций по счету Банк взимает комиссии в  соответствии с Тарифами . Суммы комиссионного вознаграждения и причитающиеся к возмещению расходы за обслуживание, Банк списывает со счета (счетов) клиента в безакцептном порядке. Банк вправе в одностороннем порядке вносить изменения в действующие тарифы. Банк уведомляет клиента об изменении тарифов посредством размещения информации на стендах дополнительных офисов и иных структурных подразделений Банка, а также иными способами по выбору Банка в установленный Договором банковского счета срок. Дополнительно к тарифам Банк списывает со счета клиента в безакцептном порядке суммы в возмещение фактических расходов, понесенных Банком при совершении операций по счетам клиента, в том числе сумм, уплаченных банкам-корреспондентам на территории Российской Федерации и/или иностранных государств, а также стоимость почтовых, телеграфных, телексных расходов, понесенных Банком при исполнении поручений клиента. В тарифах за услуги, облагаемые НДС, сумма налога рассчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При отсутствии заявки или  предварительного чека выдача производится по согласованию с кассой Банка при  наличии возможности.

Списание денежных средств  со счета клиента осуществляется Банком только на основании распоряжений клиента (платежных поручений) в  пределах остатка денежных средств, находящихся на счете, а также  с учетом наличных денежных средств, сданных в кассу банка и, по возможности, с учетом текущих безналичных  поступлений.

Списание производится в  порядке очередности, установленной  нормативными актами, не позднее операционного  дня, следующего за днем поступления  в банк соответствующего платежного документа.

Поступившие в Банк платежные  требования для акцепта передаются клиенту в установленном нормативными актами порядке.

При неполучении Банком от клиента в течение 5 рабочих дней заявления об акцепте или отказа от акцепта платежное требование на следующий рабочий день возвращается в Банк-эмитент с указанием на оборотной стороне платежного требования причины возврата: “Не получено согласие на акцепт”.

Выписка по счету выдается на следующий рабочий день после  совершения операции по счету.

Банк предоставляет клиенту  ячейку, в которую помещаются выписки  и другая корреспонденция для  клиента. Ключ от ячейки передается по акту представителю клиента на основании  доверенности, оформленной организацией, либо любому лицу, подпись которого присутствует в карточке с образцами  подписей.

При открытии ячейки клиент обязан проверить наличие выписок. Если сразу после открытия ячейки клиент не заявит об отсутствии выписки, выписка считается полученной.

Выписки по счету считаются  подтвержденными, если владелец счета  не представит свои замечания в течение 10 (десять) календарных дней со дня  предоставления Банком.

По письменным заявлениям клиента Банк за дополнительную плату  выдает ему дубликаты (копии) выписок, производит розыск не поступивших на счет денежных сумм, оказывает иные услуги, перечень которых указан в  действующих Тарифах Банка.

Клиент предоставляет  в Банк документы в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и нормативными актами ЦБ РФ, в  том числе:

- лимит остатка кассы  и разрешение на расходование  наличных денег из выручки  - не позднее, чем за 30 дней до  начала года.

- подтверждение остатков  средств на счетах по состоянию  на 01 января по установленной  форме - в срок до 15 января текущего  года. При неполучении Банком  таких подтверждений в срок  до 15 января остатки считаются  подтвержденными.

В случае возникновения задолженности  в бюджеты всех уровней и государственные  внебюджетные фонды, разрешение на расход средств из выручки, выданное Банком, приостанавливается до полного погашения  задолженности. Банк не несет ответственности  за несоблюдение клиентом правил работы с денежной наличностью на территории РФ.

При закрытии расчетного счета  клиент возвращает Банку чековую  книжку с неиспользованными чеками, пропуск в помещение Банка  и ключ от ячейки либо в случае потери ключа уплатить штраф, который взимается  в безакцептном порядке. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов

 

Банк «УРАЛСИБ» предлагает юридическим лицам (резидентам и  нерезидентам) услуги по открытию и  ведению счетов в рублях и в  иностранной валюте. Открытие счета  может быть: простым и срочным, с одновременным заключением  договора на установку системы «Клиент-Банк»  и без.

Под «ведением» счета в  Банке понимают процедуры контроля за списанием и зачислением наличных и безналичных денежных средств  с соблюдением законности и банковских правил и норм; ведение картотек неоплаченных расчетных документов по внебалансовым счетам 90901 и 90902 и своевременная оплата документов из картотек в полном или частичном формате по мере поступления средств; информирование клиентов о требованиях, предъявляемых к счету и другие операции, связанные с функционированием счета.

В рамках процедур ведения  расчетного счета банк предоставляет  копии (дубликаты) документов, связанных  с расчетно-кассовым обслуживанием:

- платежно-расчетных документов, swift- сообщений;

- дубликатов выписок за  один день;

- выписок за период.

Пакет услуг по предоставлению документов, связанных с расчетно-кассовым обслуживанием включает:

- изготовление и заверение  Банком копий документов, предоставляемых  для открытия счета или замены/дополнения  таких документов в процессе  ведения счета;

- установление соответствия  оригиналам заверенных клиентом  копий документов, предоставляемых  для открытия счета;

- оформление карточек  с образцами подписей и оттиска  печати без заверения;

- заверение карточек с образцами подписей и оттиска печати;

- выдача справок, связанные с облуживанием банковских счетов клиентов: об уплате уставного капитала, об открытых счетах, об отсутствии операций по счету, об оборотах и остатках по счетам;

- предоставление информации  о текущем состоянии банковского  счета по телефону с использованием  кодового слова;

- предоставление клиенту  ответа по запросам аудиторских  фирм.

В рамках расчетного обслуживания Банк принимает и исполняет платежи  клиентов:

- в пределах Банка в  операционное время;

- за пределы Банка в  операционное время;

- срочно, заказным рейсом;

- в послеоперационное  время;

- принимает платежи на  инкассо.

По письменному обоснованному  заявлению клиента Банк может  изменять условия и аннулировать платежи; посылать запросы по переводам  по поручению клиента.

Следует отметить, что Банк УРАЛСИБ оперативно осуществляет переводы в российских рублях и иностранной  валюте как через платежную систему  Центрального Банка России (РКЦ), так  и через разветвленную корреспондентскую сеть Банка.

Банк производит следующие  операции с наличными средствами:

- выдача наличных средств с рублевых и валютных счетов;

- прием наличных средств  на рублевые и валютные счета;

- прием наличных рублевых  средств в одном подразделении  Банка с последующим зачислением  на расчетный (текущий) счет, открытый  в другом подразделении Банка;

- инкассация и доставка  наличных средств;

- доставка металлической  (разменной) монеты;

- сопровождение ценностей.

По обслуживанию наличных операций Банк осуществляет следующие  действия:

- выдает денежную наличность  на различные нужды по предварительной  заявке;

- принимает и пересчитывает:  денежную наличность, внесенную  в кассу Банка; сдаваемых денежных  средств в инкассаторских сумках; сдаваемой наличности в самоклеящихся  пакетах в приемной устройство  «Автосейф»; денежную наличность, доставленную собственной службой инкассации Банка; совместно с операционным отделом оформляет и выдает денежные чековые книжки;

- осуществляет разменные  операции по предварительным  заявкам клиентов;

- осуществляет операции  обмена ветхих купюр на купюры, пригодные для расчетов.

Как мы уже упоминали выше, в Банке действует собственная  инкассаторская служба, в обязанности  которой входит:

- инкассация денежной  выручки клиентов Банка;

- инкассация денежной  выручки организаций, перевозка  и сдача её в кассовое подразделение  сторонней кредитной организации;

- доставка ценностей клиентам, имеющим расчетный счет в Банке;

- прием денежной наличности  в кассе сторонней кредитной  организации, доставка и сдача  её в кассы организаций;

- доставка монеты в  обмен на банкноты: отдельным  заездом, попутным заездом;

- перевозка ценностей  клиента (драгметаллы, ценные  бумаги, денежная наличность).

Банк осуществляет следующие  документарные операции.

1) Аккредитивы в рублях  для расчетов на территории  РФ.

Банк является эмитентом: открытие, пролонгация, увеличение суммы  аккредитива.

Банк является исполняющим: открытие счетов для учета покрытия; авизование аккредитива; прием, проверка документов и исполнение аккредитива; запросы по аккредитиву.

2) Международные аккредитивы.

По экспорту: авизование предстоящего открытия; авизование увеличения и изменения условия; подтверждение аккредитива; прием и проверка документов и платеж по аккредитиву; отсрочка платежи (если Банк – исполняющий); трансферация или передача на исполнение в другой банк; акцепт тратт; аннуляция; выполнение функций рамбурсирующего банка; выпуск рамбурсных обязательств.

По импорту: открытие, пролонгация  увеличение суммы; внесения изменений  в условия; прием, проверка и отправка документов; аннуляция аккредитива; акцепт тратт; отсрочка платежа; авизование предстоящего открытия; запросы по аккредитиву.

3) Аккредитивы STANDBY, банковские  гарантии: открытие документарного  резервного аккредитива STANDBY, а  также увеличение его суммы  и пролонгация; выпуск увеличение  суммы и пролонгация банковской  гарантии; подтверждение резервного  аккредитива; аннуляция банковской  гарантии, контргарантии, резервного аккредитива до окончания срока действия; оформления переуступки прав требования; авизование изменения, внесение изменений, затребование платежа и сами платежи.

4) Документарное инкассо:  

- по экспорту: прием и  отправка документов, изменение  условий, отзыв, переписка по  инкассо;

- по импорту: передача  документов против их оплаты  или акцепта; выдача документов  без оплаты или акцепта; переписка  по инкассо;

- прием на инкассо коммерческих  чеков в иностранной валюте.

Информация о работе Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов коммерческого банка