Организация страховых операций в страховых компаниях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Страхование, как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом современного общества. Оно предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае природных и техногенных катастроф, иных непредвиденных явлений. Страхование позволяет не только возмещать понесённые убытки, но и является одним из наиболее стабильных источников финансовых ресурсов для инвестиций. Всё это определяет стратегическую позицию страхования в странах с развитой рыночной экономикой.
В условиях перехода к рыночной экономике страхование принадлежит к числу наиболее быстро развивающихся отраслей хозяйственной деятельности. Рыночная экономика и, прежде всего государственный сектор народного хозяйства, предъявляет спрос на различные виды страхования, т.к. частная собственность, в отличие от государственной, нуждается во всеобъемлющей страховой защите. Она имеет за своей спиной финансовые гарантии со стороны государства и хочет обезопасить себя от последствий возможных рисков.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….. 3
1. Основы организации страховых операций ……………………………… 6
1.1. Характеристика организации страховых операций………………… 6
1.2. Классификация страхования………………………………………….12
1.3. Проведение страховых операций …………………………………… 22
2. Анализ рентабельности страховых операций страховых организаций…27
2.1. Анализ показателя убыточности страховых операций …………….. 26
2.2. Показатель рентабельности чистых активов ………………………. 30
2.3. Рентабельность страховых операций………………………………… 31
3. Проблемы и перспективы развития страхования в РФ………………… 35
Заключение …………………………………………………………………... 39
Список используемой литературы …………………………………………. 41

Файлы: 1 файл

Организация страховых операций в страховых компаниях.docx

— 82.12 Кб (Скачать файл)

Необходимыми показателями рентабельности страховых организаций можно считать рентабельность:

- капитала (ROE), рассчитываемую  как отношение прибыли к уставному  капиталу или собственным средствам  компании;

- страховых операций в  целом по компании, в отношении  отраслевого деления (страхование  жизни и страхование иное, чем  страхование жизни; или личное  страхование, имущественное страхование  и страхование ответственности), рассчитываемую как отношение  прибыли к затратам (расходы по  ведению страховых операций, управленческие  и прочие расходы, изменение размера  страховых резервов) страховой организации  в целом и по отраслям страхования;

- страховых операций по  отдельным видам страхования, рассчитываемую  как отношение прибыли к затратам (расходы по ведению страховых  операций, управленческие и прочие  расходы, изменение размера страховых  резервов) страховщика по отдельным  видам страхования.

Методологически для расчета показателей рентабельности каждого вида страхования необходима постановка детального учета затрат и показателей получаемого дохода и прибыли для компании по видам страхования и по видам бизнеса. При анализе состава затрат страховщика можно видеть две главные проблемы: распределение общих административных, управленческих и иных расходов, таких как содержание менеджмента, отдела перестрахования, отдела кадров и прочих «общих» подразделений, между различными видами страхования, и/или конкретными страховыми услугами и  правильная оценка резервов и их изменения.

В отсутствие такого учета и анализа провести реальную оценку рентабельности вида страхования практически не представляется возможным. Рентабельность страховых операций в целом по страховому рынку или страховой компании. Итак, общая прибыль страховщиков в 2011 г. составляла 4,3 млрд руб.. Расходы, согласно консолидированному отчету о прибылях и убытках, без учета расходов на страховые выплаты и изменения размера страховых резервов, — 202,1 млрд руб. Соответственно показатель рентабельности составлял 2,1%. По страхованию иному, чем страхование жизни, выделив прибыль по страхованию иному, чем страхование жизни, пропорционально доле премий в общем показателе страховых премий полученных, — 2,1%. Приняв в расчет показатель прибыли после налогообложения, получим показатель рентабельности страховых операций по страхованию nonlife 1,7%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        3. Проблемы и перспективы развития страхования в РФ

 

Страхование на современном этапе не дает четкого представления для потребителей страховых услуг о том, в какой форме должно осуществляться данное страхование. Проблемой в страховании является бессистемное принятие нормативных правовых актов, декларирующих обязательность страхования, приведшей к следующим проблемам:

· отсутствие общедоступной статистики, не позволяющей точно оценивать средние и максимально возможные убытки, влияющей на развитие экономики, социальную политику, бюджетное планирование;

· низкому размеру страховых выплат за причинение вреда жизни и здоровью, что приводит к социальной несправедливости;

· отсутствие единых подходов к определению размеров убытков, стоимости восстановления имущества при его повреждении.

       Для решения этих проблем необходимы следующие меры:

· установление в различных законодательных актах единых подходов к определению размеров страховых сумм и выплат за причинение вреда жизни и здоровью гражданина, в целях обеспечения равноправия граждан России на получение страховых выплат.

       Согласно статистическим исследованиям в среднем страховые компании теряют около 20% своих клиентов в автостраховании, а в целом по всем видам страхования потери из-за недовольства результатами урегулировании убытков составляют не менее 4-6% страхователей.

        Практически задачи и проблемы, связанные с урегулированием страховых убытков, могут быть решены на основе современных методов построения бизнес-процессов в сочетании с системным анализом и прогнозным моделированием процесса урегулирования убытков. Для этого необходимо определить и проанализировать очевидные на первый взгляд проблемы, которые испытывают сегодня страховщики, причины их возникновения и провести анализ взаимосвязей различных составляющих бизнес-процесса урегулирования убытков и их влияния на результат страховой деятельности.

       На сегодняшний день службы урегулирования убытков сталкиваются со следующими проблемами:

· недостаточно эффективное распределение выплатных дел между штатными и привлеченными аджастерами, связанное преимущественно с отсутствием или примитивностью процедуры сегментации убытков, основанной в большинстве компаний исключительно на величине заявленного убытка;

· большое количество неавтоматизированных процедур, а так же значительные затраты рабочего времени на административные;

· рост страхового мошенничества;

· противоречивость или недостаточность информации, поступающей в момент нотификации убытка и заносимой в базу данных страховой компании в процессе урегулирования.

         Следствием этих проблем являются две основных группы негативных последствий:

1)затягивание сроков урегулирования, в том числе по тем видам  страхования, где сроки установлены  законодательно;

2)более высокие темпы роста  затрат на урегулирование, чем  темпы роста подписанных страховых  премий даже в докризисный  период.

        Для решения проблем, связанных со страхованием, была разработана Стратегия развития страхования на 2012-2013 года. С учетом повышения уровня доходов населения активнее будет развиваться личное страхование, в первую очередь страхование жизни и пенсий. В связи с ростом требований к осуществлению хозяйственной деятельности, обеспечению ее финансовыми гарантиями и повышением размера ответственности хозяйствующих субъектов за исполнение обязательств возрастут объемы страховых премий по страхованию ответственности перед третьими лицами.

       Экономическая стабильность позволит привлечь иностранных инвесторов для участия в капитале российских страховщиков, создаст условия для открытия ими обособленных подразделений в субъектах РФ. Размер участия иностранного капитала в уставных капиталах российских страховых организаций будет постоянно увеличиваться. Сохраниться тенденция направленная на концентрацию капитала, укрупнение субъектов страхового дела, создание финансовых групп с участием страховщиков. Совокупный уставный капитал к 2013 году составит- 450-500 млрд. рублей, к 2020 году данный показатель превысит 1000 млрд. рублей. Сумма страховых премий приходящихся на душу населения будет увеличиваться, и в 2013 году затраты населения на страхование составят- 9 000-10 000 рублей, в 2020 году-13 000-15 000 рублей.

       В 2013 году объем совокупных страховых премий составит 1 200-1 500 млрд. рублей, выплат- 750- 800 млрд.рублей, а к 2020 году объем совокупных страховых премий превысит 2 000 млрд. рублей, выплат 1 200 млрд. рублей. Расширится ассортимент страховых услуг, предоставляемых страховыми организациями.

        Доля обязательного страхования в общем объеме страховой премии к 2013 году составит 60- 65%. После 2013 года намечается тенденция увеличения доли добровольного страхования в общем объеме страховых премий и к 2020 году она достигнет 65-70%. Увеличится объем инвестиций в экономику. Будут созданы предпосылки для:

· прозрачности отчетности субъектов страхового дела;

· формирования конкурентоспособной среды;

· повышения уровня информированности общественности о деятельности субъектов страхового дела.

    Сформулированные выше цели и задачи позволят страховой отрасли России выйти на новые рубежи, полнее удовлетворять потребности в страховой защите граждан и хозяйствующих субъектов, претерпеть качественные изменения.

Новые посткризисные представления о возможностях экономического роста как в России, так и в мировой экономике в целом, заставили пересмотреть в худшую сторону долгосрочный прогноз развития российского страхового рынка до 2050 года. Согласно скорректированному прогнозу, к 2050 году Россия достигнет ВВП на душу населения в размере 30 тыс. долл. в год, что примерно соответствует сегодняшнему среднему значению ВВП на душу населения по странам ЕС. Общий сбор страховых премий в России к 2050 году вырастет более чем в семь раз до 7,7 трлн. рублей против 1 трлн. в 2009 году. Доля страховых премий в ВВП поднимется с нынешних 2,5% до 6%.

      В топе лидирующих компаний, которым эксперты прочат позитивные перспективы на будущее и отмечают высокий уровень надежности, входят следующие страховщики:

–  «Росгосстрах» - образована в 1992 году, одна из крупнейших российских страховых компаний. Предоставляет широчайший ассортимент страховых услуг и имеет самую большую в стране филиальную сеть, состоящую из 3 000 страховых отделов и агентств, 400 центров урегулирования убытков.

–   Группа страховых компаний «СОГАЗ»  - страховой союз, предоставляющий обширный спектр услуг, в который входит страхование физических и юридических лиц. Основным направлением ее деятельности является личное страхование, кроме того страхование жизни и страхование ответственности, перестрахование, имущественное страхование корпоративных клиентов.

–   Группа «Ингосстрах» - компания работает с 1947 года, предоставляет широкий спектр услуг по страхованию, офисы компании присутствуют в 214 российских городах. Кроме этого, есть представительства на территории Китая, Индии, Украины, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана.

–   ОСАО «РЕСО-Гарантия» - компания, основанная в 1991 году, предоставляющая многочисленные страховые услуги, в том числе авто КАСКО, ОСАГО, страхование ответственности, медицинское страхование. Имеет одну из крупнейших филиальных сетей в стране, состоящую из 900 офисов продаж и филиалов во всех регионах.

–  Группа «Альфастрахование» - компания предоставляет более ста страховых продуктов, ее услугами пользуются около 1,5 млн. частных граждан и более 100 тысяч компаний.  

Заключение

 

    Страхование - это экономическая категория, система экономических отношений, которые включают совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба, обусловленного различными непредвиденными неблагоприятными явлениями.

Исходя из объектов страхования различают три отрасли страхования: личное, имущественное и страхование ответственности.

При выборе страховой компании важно определить степень ее платежеспособности. Главная оценка — оперативность и полнота исполнения обязательств по договорам страхования.

Все вышеизложенное побуждает утверждать следующее:

1. Страховой рынок нуждается  в обобщении статистической информации, характеризующей результаты проведения  страховых операций в необходимой  детализации по видам страхования. При подготовке и обработке  статистической информации необходимо  использовать отчетные данные  не только по календарному  финансовому году, но и по году  заключения договора страхования, поскольку только такая группировка  может позволить проанализировать  и сделать вывод о достаточности  размера резервов и тарифов.

2. Страховые организации акционеры и инвесторы пока не в состоянии проанализировать рентабельность отдельных видов страхования. Для этого необходимо введение внутрикорпоративного учета затрат по видам страхования и соответствующее определение доходов. При отсутствии такого учета и отчетности компания лишена возможности принимать необходимые оперативные решения о изменении цен на страховые услуги, экономии затрат, введении дополнительных исключений из страхового покрытия и пр. Важным элементом такого учета и контроля затрат является постановка системы расчета страховых резервов в страховой компании, особенно резервов произошедших, но не заявленных убытков.

3. Особое значение о постановке статистического и корпоративного внутривидового учета могут иметь для проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В частности, отсутствие структурированной информации, скорректированной при необходимости с использованием актуарных методов, не позволит страховщикам своевременно убедить Правительство РФ в необходимости изменения страховых тарифов и/или условий страхования, может поставить под угрозу банкротства крупнейшие страховые организации России.

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

  1. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
  2. Дубровина Т.А., Сухов В.А., Шеремет А.Д. Аудиторская деятельность в страховании: - М.: ИНФРА-М, 2009.
  3. Гвозденко А.А. Основы страхования. – М.: Финансы  и  статистика, 2010.
  4. Ефимов С.Л. Организация работы страховой компании: теория, практика, зарубежный опыт. М., 2011.
  5. Журнал «Страховое Дело» № 3 с.9-12, 2011г, статья. «Основные тенденции в развитии страхования в 3-м тысячелетии», автор. А. Лукинов.
  6. Организация управления страховой компанией: теория, практика, зарубежный опыт. М., 2007.
  7. Перестрахование: Практическое руководство для страховых компаний. М., 2011.
  8. Страхование от А до Я. Книга для страхователя. - М.: Инфра-М, 2008.
  9. Страховое дело: Учебник / Под ред.проф. П.И.Рейтмана М.,2011.
  10. Страховой портфель / Под ред. В.В.  Аленичева. — М.: Сомитек, 2006.
  11. Турбина К.Е. Теория и практика страхования. М., 2010.
  12. Шахов В.В. Введение в страхование: экономический аспект. - М.: Финансы и статистика, 2008.
  13. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2007
  14. Цыганов А.А. Страхование в Российской Федерации. Сборник статистических материалов. М., 2009.
  15. Юргенс И.Ю. Проблемы развития национальной системы страхования Финансы. - 2008. - №11. - с.12-17.

Информация о работе Организация страховых операций в страховых компаниях