Органы управления финансами и их функции в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:42, реферат

Описание работы

Главная цель данной работы - изучение органов управления финансами и их функций в Республике Беларусь.
Предметом исследования работы являются органы управления Поставленная цель в работе достигается путём решения следующих задач:
- рассмотреть общую характеристику управления финансами;
- изучить классификацию органов управления финансами;
- проанализировать работу Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам в системе управления финансами, их задачи и функции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ……. .. 7
1.1 Общее понятие об управлении финансами…………………………… 7
1.2 Финансовый механизм как важнейший элемент управления финансами………………………………………………………………………. 10
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ…. 14
3 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ И МИНИСТЕРСТВО ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ, ИХ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ…………………………………………………. 18
3.1 Министерство финансов, его задачи и функции…………………… 18
3.1.1 Структура министерства финансов, его роль в системе финансовых отношений………………………………………………….…… 18
3.1.2 Основные задачи и функции министерства финансов………… 22
3.2 Министерство по налогам и сборам, его задачи и функции…….… 24
3.2.1 История создания налоговых органов………………………….. 24
3.2.2 Основные задачи и функции министерства по налогам сборам. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….… 33
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..… 35

Файлы: 1 файл

Органы управления финансами и их функции в Республике Беларусь.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

Финансовое  обеспечение  может  осуществляться  в  формах:  самофинансирования, кредитования  и  безвозвратного  финансирования.  Это  формы  финансового  обеспечения применяются одновременно, но соотношение между ними на различных этапах развития общества  бывает  различным  в  зависимости  от  этапа  развития  общества,  условий  производства, задач стоящих перед страной.

Финансовое  регулирование  как  метод  финансового  воздействия связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях. 

Поскольку  финансы  выражают  распределительные  отношения,  то  и  содержание финансовых методов  регулирования заключается в  том, что они основываются на сальдовом и налоговом методах. 

Сальдовый метод  предполагает осуществление распределения доходов по элементам  с  выделением  итогового  (сальдового)  остатка.  Промежуточные  элементы  при  этом методе определяются на основе специальных расчетов.

При  налоговом  методе  суммы  дохода  распределяются  по  нормативам  (ставкам, срокам), устанавливаемых законом для отдельных элементов. Каждому элементу в системе распределительных отношений придается определенное целевое назначение, функции (например, налог на прибыль, НДС, акцизы и т. п.).

Финансовое  обеспечение и финансовое регулирование - методы взаимосвязанные и взаимозависимые. Но поскольку их функционирование осуществляется относительно самостоятельно, то требуется согласование и увязка финансового механизма.

 

2  КЛАССИФИКАЦИЯ  ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

 

 

Управление  финансами  осуществляют  специальные  органы.  Существуют  различные подразделения этих органов у разных авторов в зависимости от основных признаков положенных  в  основу  деления.  Чаще  всего в современной учебной литературе органы управления подразделяются на три группы:

  • органы общего управления;
  • органы оперативного управления;
  • органы отраслевого управления финансами.

К органам общего или законодательно управления в Республике Беларусь относятся: Президент, Совет Министров и Парламент. Эти органы определяют финансовую политику  государства,  утверждают  финансовое  законодательство,  осуществляют  общий  контроль над соблюдением финансового законодательства.

Президент Республики Беларусь как, глава государства, исходя из, положений конституции и законов Республики Беларусь обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как основе, которых проводится финансовая политика [1].

Кроме того, Президент  Республики Беларусь после принятия Парламентом, утверждает бюджет, издает указы и распоряжения по вопросам его формирования и использования,  по  финансированию  государственных  расходов,  формированию  и  использованию внебюджетных  фондов,  проведению  кредитно-денежной  политики,  регулированию  валютных  и  других  финансовых  отношений,  организации  органов  финансово-кредитной системы и осуществляет через комитет государственного контроля контроль за эффективностью использования государственной собственности.

Парламент  Республики Беларусь (Национальное собрание)  устанавливает  налоги, сборы, неналоговые платежи, принимает государственный бюджет, финансовое законодательство.

Совет Министров  Республики  Беларусь  выступает  как  единый  центр  управления финансами.

Органами оперативного управления финансами в Республике  Беларусь  являются: Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Комитет по надзору за страховой деятельностью, Государственный комитет по ценным бумагам, Национальный банк Республики Беларусь.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер,  разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и нацеленных на получение максимального эффекта при минимуме затрат.

Органы оперативного управления призваны проводить в жизнь выработанную органами законодательного управления финансовую политику, разрабатывают инструкции, методические рекомендации, выполняют работу по оперативному финансовому планированию учету, анализу и контролю за финансовой деятельностью.

К органам отраслевого  управления финансами относятся: финансовые управления, финансовые отделы Министерств и ведомств, предприятий, организаций, учреждений.

Аппарат управления хозяйствующих субъектов может быть представлен такими органами как: финансовый отдел, финансовая служба, финансовое управление, финансовая дирекция.

В их задачи входит: планирование финансовых ресурсов; распределение выручки от  реализации  продукции  по соответствующим фондам; управление  кассовой  наличностью; планирование  структуры капитала;  ведение  бухгалтерского  учета;  решение  вопросов дальнейшего развития предприятия.

Если  предприятие  относительно  небольшое,  то  финансовые  отделы  или другие специализированные финансовые  службы  в структуре управления  может не  быть,  а вышеперечисленные задачи по управлению финансами выполняет бухгалтерия.

Исходя из административно-территориального деления аппарат управления местными финансами (финансовые управления, отделы исполкомов областей, регионов, городов) решает вопросы финансовой деятельности на соответствующей территории. Его задачами являются:  составление  проектов  бюджета  данной  территории  и  обеспечение  его исполнения; финансовое исполнение целевых внебюджетных фондов; организация финансовой деятельности; анализ и прогнозирование развития экономики и финансов, административной  единицы;  организация  и  проведение  финансового  контроля;  организация учета и отчетности в области финансов, анализ состояния денежного обращения.

Финансовая деятельность государства местных органов власти, хозяйствующих субъектов  основана  на  принципах:  законности;  принцип разделения полномочий; плановости; гласности; социальной направленности финансовой деятельности, самостоятельности финансовой деятельности местных органов власти.

Принцип законности предполагает необходимость соблюдения всеми участниками финансовых отношений осуществляется на основе финансовых планов.

Принцип разделения полномочий означает, что финансовая деятельность осуществляется на основе распределения законодательной и исполнительной власти.

Принцип  гласности  означает,  что  любые  нормативные  акты,  регламентирующие финансовые  отношения,  не  могут  применяться,  если  они  не  опубликованы  официально для всеобщего сведения.

Принцип социальной направленности финансовой деятельности вытекает из положений Конституции Республики Беларусь.

Принцип самостоятельности  финансовой деятельности местных органов власти означает, что бюджетное планирование доходов и расходов осуществляется самостоятельно.

Важное место  в системе управления финансами занимает автоматизированная система управления финансами. Это позволяет быстро и в полном объеме обрабатывать необходимую для управления информацию, своевременно выработать научно-обоснованные управленческие решения в области финансовой деятельности [1].

Например, автоматизированная система финансовых расчетов в составе Министерства Финансов Республики Беларусь решается комплекс задач по сводным расчетам бюджета, доходам, налогам, расходам бюджетных организаций, финансам отраслей народного хозяйства. Работа по расширению автоматизации управления финансовой деятельностью на всех уровнях, в том числе и в налоговых инспекциях продолжается.

 

 

3  МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ И МИНИСТЕРСТВО ПО НАЛОГАМ  И СБОРАМ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ, ИХ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

 

3.1 Министерство  финансов, его задачи и функции

 

3.1.1 Структура  министерства финансов, его роль  в системе финансовых отношений

 

 

Министерство  финансов Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

В условиях независимости  и суверенитета Республики Беларусь, перехода к рыночной экономике, предприятиям свободы выбора форм хозяйствования, местных Советов депутатов в решении экономических и социальных стали предъявляться новые требования к финансовой республике. Возросли объемы экономической и контрольной работы, значительно расширились контакты с государствами ближнего и дальнего зарубежья, международными финансовыми организациями [17].

Республика Беларусь с 1992 года является членом следующих международных  финансовых организаций:

1. Международного валютного  фонда (МВФ).

2. Группы Всемирного банка,  в том числе:

  • Международного банка реконструкции и развития (МБРР);
  • Международной финансовой корпорации (МФК);
  • Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ);
  • Международного центра по урегулированию инвестиционных разногласий (МЦУИР).

3. Европейского  банка реконструкции и развития (ЕБРР).

В марте 2010 года Республика Беларусь завершила программу финансовой поддержки «стэнд-бай». В апреле Фонд перечислил последний транш  стабилизационного кредита, общая  сумма которого составила 3,5 млрд. долларов США.

Благодаря согласованным с МВФ стабилизационным мероприятиям, Беларусь успешно преодолела кризис, а исполнение экономической программы является одним из самых лучших среди государств региона СНГ.

По итогам проведенной  в 2008 году Банком оценки системы государственных  расходов и финансовой подотчетности государственная финансовая система республики продемонстрировала устойчивое функционирование и соответствует передовой практике в регионе Европы и Центральной Азии. Беларусь имеет рейтинг выше среднего по 5 из 6 параметров в сопоставлении с 13 странами региона, а также рейтинг выше среднего по этим же параметрам в сопоставлении с 17 странами с верхним средним уровнем доходов по 4 регионам. Республика имеет хорошие показатели по достоверности, полноте и прозрачности бюджета, контролю исполнения и предсказуемости бухгалтерского учета и отчетности, а также внешнему контролю и аудиту.

За период с 1994 года по 2009 год общая стоимость  реализованных с участием ЕБРР 29 проектов в Республике Беларусь составила около 390 млн. евро, из них финансирование ЕБРР составляет около 292 млн. евро.

В течение последних  лет министерством финансов Республики Беларусь заключены следующие международные договора межведомственного характера:

- соглашение  о сотрудничестве между Министерством  финансов Республики Беларусь  и Министерством народной власти  по финансам Боливарианской Республики  Венесуэла (2007 г.);

- соглашение  о сотрудничестве между Министерством  финансов Республики Беларусь  и Государственным комитетом по ценным бумагам при Президенте Азербайджанской Республики (2007 г.);

- соглашение  между Министерством финансов  Республики Беларусь и Федеральной  службой по финансовым рынкам (Российская Федерация) о порядке  информационного взаимодействия на рынке ценных бумаг (2007 г.);

- соглашение  о сотрудничестве между Министерством  финансов Республики Беларусь  и Министерством финансов Китайской  Народной Республики (2005 г.);

- соглашение  между Министерством финансов  и Министерством финансов и  национальной экономики Королевства Бахрейн о взаимопонимании по вопросу технического сотрудничества (2004 г.).

Реализация  указанных соглашений предусматривает  проведение консультаций по вопросам:

  • национального законодательства, регулирующего бюджетно-финансовую и налоговую политику;
  • действующих налоговых режимов в отношении с третьими странами;
  • создания и функционирования первичного и вторичного рынка ценных бумаг, включая выход на международные рынки капиталов;
  • сотрудничество с международными организациями (ГАТТ-ВТО, организации системы ООН и другими) и международными финансовыми организациями (МБРР, МВФ, ЕБРР и иными);
  • а также по другим вопросам, представляющим взаимный интерес для сторон [17].

Исходя из решения  новых задач, вытекающих из перестройки  системы управления экономикой,  правительство  Республики  Беларусь  проводит  периодическую  реорганизацию, изменение структуры Министерства финансов. В настоящее время в составе Министерства имеются:

  • департамент государственных знаков;
  • главное управление бюджетной политики;
  • главное управление налоговой политики и доходов бюджета;
  • главное управление финансирования социальной сферы и науки;
  • главное управление финансов производственной сферы;
  • главное  управление  финансов  внешнеэкономических  связей  и  внешнего долга;
  • главное управление ценных бумаг и денежно-кредитного регулирования;
  • главное управление финансирования государственных правоохранительных органов и обороны;
  • главное управление драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • главное управление страхового надзора;
  • главное государственное казначейство;
  • главное контрольно-ревизионное управление;
  • управление финансов агропромышленного комплекса;
  • управление аудита;
  • управление методологии бухгалтерского учета и отчетности;
  • управление  контроля,  делопроизводства и материально-технического  обеспечения;
  • управление информационного обеспечения и др.

Информация о работе Органы управления финансами и их функции в Республике Беларусь