Органы управления финансами и их функции в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:42, реферат

Описание работы

Главная цель данной работы - изучение органов управления финансами и их функций в Республике Беларусь.
Предметом исследования работы являются органы управления Поставленная цель в работе достигается путём решения следующих задач:
- рассмотреть общую характеристику управления финансами;
- изучить классификацию органов управления финансами;
- проанализировать работу Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам в системе управления финансами, их задачи и функции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ……. .. 7
1.1 Общее понятие об управлении финансами…………………………… 7
1.2 Финансовый механизм как важнейший элемент управления финансами………………………………………………………………………. 10
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ…. 14
3 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ И МИНИСТЕРСТВО ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ, ИХ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ…………………………………………………. 18
3.1 Министерство финансов, его задачи и функции…………………… 18
3.1.1 Структура министерства финансов, его роль в системе финансовых отношений………………………………………………….…… 18
3.1.2 Основные задачи и функции министерства финансов………… 22
3.2 Министерство по налогам и сборам, его задачи и функции…….… 24
3.2.1 История создания налоговых органов………………………….. 24
3.2.2 Основные задачи и функции министерства по налогам сборам. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….… 33
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..… 35

Файлы: 1 файл

Органы управления финансами и их функции в Республике Беларусь.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

Каждое управление осуществляет свою деятельность в рамках своих функциональных обязанностей. Например, основной задачей главного управления страхового надзора является обеспечение выполнения всеми участниками страховых отношений требований законодательства о страховании, защиты прав интересов страхователей, страховщиков  и государства. Структура министерства финансов изображена в приложении.

Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов и выработки решений по ним в Минфине образуется коллегия в составе Министра (председателя коллегии), его заместителей и руководителя главного контрольно-ревизионного управления, руководителей департаментов Минфина и других работников. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

Решения коллегии оформляются приказами Министра либо постановлениями Минфина. В случае разногласий между Министром и коллегией,  возникших при принятии решений, Министр проводит в жизнь свои решения, докладывая о них Совету Министров Республики Беларусь, а члены коллегии могут сообщить свое мнение в Совет Министров Республики Беларусь.

 

 

3.1.2 Основные задачи и функции министерства финансов

 

 

Центральным  органом управления финансами  в  Республике  Беларусь  является Министерство  финансов.  Создание  Министерства  финансов  было  закреплено  Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 11 июня 1995г. N 369.

Основными задачами Министерства  финансов  являются:  обеспечение  активного использования  финансов в целях повышения  эффективности  производства, роста национального дохода, создание и развития прогрессивных рыночных форм и структур, разработки предложений по совершенствованию форм финансовых отношений между государством  и  предприятиями, учреждениями  и  гражданами, эффективное  проведение  в  жизнь бюджетной и налоговой политики, контроль за соблюдением государственной и валютной дисциплины, закона о ценных бумагах  и  биржах,  разработка  методологии, отчетности  и контроля за состоянием ведомственного контроля в Министерствах и др. центральных органах управления, финансовое обеспечение подведомственных учреждений  и организаций, участие в организации инвестиционного сотрудничества Республики Беларусь и регулирование внешней государственной задолженности, контроль за соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство.

Министерство  финансов в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет многочисленные функции, к которым, прежде всего, относятся: методическое руководство бюджетно-финансовой сферы в республике, изучение экономики и финансов отраслей народного хозяйства, разработка предложений по совершенствованию финансово-кредитного  механизма и увеличению доходов бюджета; организация работы по составлению проекта республиканского бюджета, определение порядка, сроков составления и предоставления Министерству финансов министерствами, ведомствами, исполкомами, предприятиями, учреждениями, организациями прогнозных данных о доходах и расходах бюджетов  для  разработки проекта республиканского бюджета и нормативов  отчислений от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты; составление проекта республиканского бюджета и вместе с проектом закона о бюджете на очередной бюджетный год представление их в Совет Министров Республики Беларусь [17].

В функции Министерства финансов также входит осуществление  краткосрочного и долгосрочного  прогнозирования обеспечения республиканского  бюджета  финансовыми ресурсами; проведение работы по совершенствованию налогового законодательства и подготовка проектов соответствующих актов; анализ влияния действующей налоговой системы на обеспечение доходной части бюджета и на финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Помимо этого, Министерство финансов определяет порядок  финансирования расходов, предусмотренных  по бюджетам; обеспечивает исполнение республиканского бюджета, осуществляет систематический контроль за исполнением бюджета, за соблюдением банками правил кассового исполнения бюджета, обобщает и анализирует информацию: исполнении  бюджета, осуществляет методологическое руководство и контроль  за  соблюдением государственной валютной дисциплины и целый ряд других функций связанных с управлением финансами.

Являясь центральным  органом управления, Министерство финансов проводит свою деятельность через финансовые управления областных и городских  исполкомов, организует финансовую деятельность подведомственных  предприятий, объединений, организаций, учреждений и осуществляет контроль за их работой.

Исходя из многочисленных функций по управлению финансами, Министерство финансов наделено и большими правами. Министерство финансов имеет право требовать и получать от всех центральных органов управления предприятий, объединений, организаций и учрежден информацию об осуществлении финансовых операций формированию и использованию государственных  финансовых средств; материалы  для  бюджетного  планирования, бухгалтерские отчеты, балансы и прочие  материал  необходимые для осуществления контроля за выполнением  субъектами  хозяйствования  финансовых  обязательств  перед  государством и за соблюдением государственной; финансовой дисциплины.

Министерство финансов является юридическим лицом, имеет расчетный счет и иные счета в банках, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

 

 

3.2 Министерство  по налогам и сборам, его задачи  и функции

 

3.2.1 История  создания налоговых органов

 

 

Государственная налоговая служба в республике создана  постановлением Совета Министров БССР от 02.04.1990 № 78 в системе Министерства финансов БССР в составе — Главная государственная налоговая инспекция Минфина БССР и 185 государственных налоговых инспекций по областям, городам, районам и районам в городах [18]. 

Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.1992 № 485 «Вопросы укрепления налоговой службы» в Главной государственной налоговой инспекции создано управление налоговых расследований и соответствующие подразделения в государственных налоговых инспекциях по областям и г. Минску и в городах с численностью населения свыше 90 тыс. человек. 

Деятельность  налоговых органов в республике регламентируется Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь», Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, Налоговым кодексом Республики Беларусь, Типовым положением об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденным постановлением МНС от 28.12.2001 № 136 (в редакции постановления МНС от 19.03.2010 № 17). Для обсуждения и выработки решений по наиболее важным вопросам утверждена коллегия МНС в составе 15 человек. 

Численность налоговых органов республики по состоянию на 01.04.2010 составляет 9860 человек, в том числе центрального аппарата министерства – 196 человек. В структуру МНС входят 157 инспекций МНС, из них 7 – по областям и г. Минску, 150 – по районам, городам, районам в городах. 

Подготовка  специалистов для налоговых органов  осуществляется в УО «Белорусский государственный экономический университет», в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, на экономических факультетах других учебных заведений республики. Повышение квалификации кадров осуществляется на базе учебных учреждений при учебных заведениях республики. Среди них ведущее место занимают Институт государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Институт повышения квалификации и переподготовки экономических кадров УО «Белорусский государственный экономический университет», УО «Учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров» Министерства финансов Республики Беларусь.

Структурные подразделения министерства по налогам и сборам:

 
  • управление контроля, делопроизводства и материально-технического обеспечения;
 
  • главное управление методологии налогообложения организаций;
 
  • главное управление налогообложения физических лиц;
 
  • главное управление международного налогового сотрудничества;
 
  • главное управление учета налогов и ведомственного контроля;
 
  • главное управление информационных технологий;
 
  • главное управление организации контрольной деятельности;
 
  • главное управление контроля подакцизных товаров и электронных технологий;
 
  • управление организационно-кадровой политики;
 
  • юридическое управление;
 
  • управление финансирования, бухгалтерского учета и отчетности;
 
  • управление собственной безопасности и спецработы;
 
  • отдел информационно-разъяснительной работы.

 

 Указом Президента Республики Беларусь от 04.11.1998 № 527 установлен профессиональный праздник «День работников налоговых  органов», который отмечается ежегодно во второе воскресенье июля месяца.  

Указом Президента Республики Беларусь от 10.06.2005 № 268 учреждены: 

- геральдический  знак – эмблема налоговых органов;  

- нагрудный  знак Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь  «Выдатнiк падатковай службы» [18]. 

За высокие  показатели в труде работники  налоговых органов награждаются нагрудным знаком Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь «Выдатнік падатковай службы», Почётной грамотой Министерства по налогам и сборам, поощряются объявлением Благодарности Министра по налогам и сборам, заносятся на Доску почета Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

 

 

3.2.2 Основные  задачи и функции министерства  по налогам  сборам

 

 

Министерство  по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом государственного управления, проводящим  государственную  политику  и осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, государственного контроля за  производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции,  непищевого  этилового спирта и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий, а также координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.

В целях реализации полномочий МНС в административно-территориальных единицах Республики Беларусь создаются инспекции Министерства  по  налогам  и  сборам  Республики Беларусь по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах, являющиеся территориальными органами МНС.  МНС осуществляет руководство деятельностью инспекций МНС.

В систему МНС входят  инспекции МНС,  а также государственные организации, подчиненные МНС, согласно перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь.

Основными задачами МНС являются:

  • осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании  отдельных видов деятельности, ремесленной  деятельности, деятельности  по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, декларировании физическими лицами доходов и имущества,  а  также  правильностью исчисления,  своевременностью и полнотой  уплаты  налогов,  сборов, иных обязательных платежей;
  • осуществление контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий;
  • учет  причитающихся  к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;
  • разработка предложений об упрощении налоговой системы, осуществляемой в рамках  интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации;
  • осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля;
  • предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в пределах своей компетенции;
  • разработка  международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения.

МНС в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

  • осуществляет в соответствии с  законодательством  контроль  за:
  • соблюдением налогового законодательства, законодательства  о  предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности;
  • соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг), использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем,  билетопечатающих машин, таксометров, расчетов между юридическими  лицами,  индивидуальными предпринимателями  в Республике Беларусь;
  • соблюдением законодательства, регулирующего деятельность страховых организаций и иных организаций, осуществляющих финансовые операции (за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций);
  • игорным бизнесом;
  • соблюдением установленного порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи;
  • целевым использованием денежных средств;
  • полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства;
  • соблюдением законодательства:
  • регулирующего производство  и  оборот  алкогольной продукции, табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий;
  • регулирующего действия с простыми и (или) переводными векселями;
  • по вопросам бухгалтерского и налогового учета;
  • о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками;

- осуществляет  валютный контроль за принятием иностранной  валюты  в  качестве платежного средства, осуществлением валютно-обменных операций, обязательной продажей иностранной валюты;

- изучает и  анализирует складывающуюся ситуацию на рынке алкогольной продукции и табачных  изделий;

- ведет  баланс производства и оборота на внутреннем рынке алкогольной продукции и табачных изделий;

- проводит разъяснительную работу по вопросам применения налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве;

- проводит анализ  отчетных  данных, результатов проверок, осуществляемых налоговыми органами, на основании которого разрабатывает предложения о совершенствовании деятельности инспекций МНС;

- разрабатывает  или участвует в разработке международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения;

Информация о работе Органы управления финансами и их функции в Республике Беларусь