Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Задачи данной курсовой работы разобраться в финансировании социальной сферы на отдельно взятых её аспектах (образовании и здравоохранении) дабы лучше понимать необходимость и приоритетность данного вида финансирования.
Цель данной работы – раскрыть социальную политику, её сущность, проблемы и перспективы развития.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретическая основа развития социальной сферы
1.1 Основа социальной сферы
1.2 Социальная сфера и ее проявление на местном уровне
1.3 Основные формы и инструменты государственного бюджетного регулирования социальной сферы
Глава 2. Анализ бюджетного финансирования социальной сферы
2.1 Основные проблемы бюджетного финансирования
2.2 Финансирование бюджетной сферы на примере образования и здравоохранения
2.3.Расходы на обеспечение социальной политики
Глава 3. Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курс фин.docx

— 69.31 Кб (Скачать файл)

Введение

Глава 1. Теоретическая основа развития социальной сферы

1.1 Основа социальной сферы

1.2 Социальная сфера и ее проявление на местном уровне

1.3 Основные формы и инструменты государственного бюджетного регулирования социальной сферы

Глава 2. Анализ бюджетного финансирования социальной сферы

2.1 Основные проблемы бюджетного финансирования

2.2 Финансирование бюджетной сферы на примере образования и здравоохранения

2.3.Расходы на обеспечение социальной политики

Глава 3. Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы.

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Тема  «Бюджетное финансирование социальной сферы на примере образования  и здравоохранения» в настоящие  время наиболее актуальная проблема для нашей страны, так как бюджет социальной сферы напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны.

Достижение  этого, требует выполнения ряда задач, основные из которых это полноценное  финансирование социальной сферы и  безусловное выполнение государством своих обязательств.

Социальная  политика – сфера деятельности государства, связанная с решением проблем, относящихся  к жизни людей и их отношениям в обществе. Она направлена на реализацию социальных функций государства.

Необходимость повышения материального и культурного  уровня населения ставит новые задачи перед всеми отраслями социально-бытовой  инфраструктуры, требует их развития и совершенствования.

Государство и структуры местного самоуправления заинтересованы в «социальном мире», в том, чтобы граждане были лояльными  к государственной власти и ответственными налогоплательщиками. А граждане в  свою очередь заинтересованы в благоприятных  условиях труда и проживания.

В условиях развивающейся в мире научно-технической  революции все большее значение приобретает проблема обучения и  воспитания подрастающего поколения. Успехи в развитии государства в  ХХ в. в значительной мере были достигнуты благодаря повышению уровня народного образования в нашей стране.

Задачи  данной курсовой работы разобраться  в финансировании социальной сферы  на отдельно взятых её аспектах (образовании  и здравоохранении) дабы лучше понимать необходимость и приоритетность данного вида финансирования.

Цель  данной работы – раскрыть социальную политику, её сущность, проблемы и перспективы  развития.

 

Глава 1. Теоретическая основа развития социальной сферы

1.1 Основа социальной сферы

Содержание  понятия «социальная сфера», как  и любой научной категории, многопланово. Можно выделить несколько подходов к определению социальной сферы. Первый понимает ее как совокупность больших социальных групп: классов, наций, народов и так далее, - полагая, что такое представление о  социальной сфере отражает глубокий уровень общественной жизни, носит  сущностный характер, в отличие от представления о ней как просто суммы локальных социальных образований. В основном понятие социальной сферы  в такой трактовке совпадает  с понятием социальной структуры  общества. Но при такой постановке вопроса социальная сфера утрачивает функциональные признаки и главнейший из них - обеспечение воспроизводства  общества. Вторую точку зрения представляют в основном экономисты. Активно используя  в научном анализе категорию  «социальная сфера», они сводят ее к непроизводственной сфере и  отраслям услуг и трактуют ее как  совокупность отраслей народного хозяйства, в той или иной мере задействованных  в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан, работники которых  получают соответствующие доходы из средств, выделяемых обществом на эти  потребности1.

Таким образом, социальная сфера находит свое проявление как в социальной инфраструктуре и представляющем ее комплексе соответствующих  отраслей, так и в том социальном пространстве, в котором реально  осуществляется деятельность индивидов, их общение, взаимодействие, многочисленные социальные связи.

 Рассматривая  структуру социальной сферы, можно  выделить следующие ее основные  компоненты:

  • здравоохранение,
  • социальная поддержка населения,
  • образование,
  • культура,
  • физическая культура и спорт.

Конституция РФ определяет здравоохранение как  предмет совместного ведения  РФ и ее субъектов. Основной объем  массовых видов медицинской помощи населению оказывается на муниципальном  уровне.

К муниципальной  системе здравоохранения относятся  муниципальные органы управления здравоохранением, а также находящиеся в муниципальной  собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые  являются юридическими лицами.

Главная цель муниципальной системы здравоохранения  — удовлетворение потребностей населения  в услугах сферы здравоохранения, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления, на уровне не ниже государственных минимальных  социальных стандартов. В конкретных условиях могут формироваться локальные цели, например, удовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения на принципах общедоступности, соблюдение гарантий предоставления объемов медицинских услуг (лечебно-профилактических, оздоровительных, медико-диагностических и др.), обеспечение их качества и т. п.

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» возлагает решение вопросов местного значения в сфере здравоохранения  на муниципальные районы и городские  округа. К числу этих вопросов отнесены вопросы организации оказания скорой медицинской помощи (за исключением  санитарно-авиационной), первичной  медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических  и больничных учреждениях, медицинской  помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период. Иные, более сложные виды медицинской  помощи могут оказываться через  муниципальную систему здравоохранения  в виде государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления одновременно с соответствующими финансовыми  средствами.

Основами  законодательства РФ об охране здоровья граждан определены государственные  полномочия в области охраны здоровья, которые могут передаваться органам  местного самоуправления с соответствующим  финансированием. К ним относятся:

  • контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан;
  • защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
  • формирование органов управления муниципальной системой здравоохранения;
  • координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения в пределах своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения;
  • осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан;
  • лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на подведомственной территории по поручению органа государственного управления здравоохранением субъекта РФ;
  • регулярное информирование населения о распространенности социально значимых заболеваний;
  • санитарно-гигиеническое образование населения.

Субъектами  здравоохранительной деятельности на муниципальном уровне являются в  основном муниципальные учреждения, номенклатура которых утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

За счет бюджетных средств финансируются  профилактические мероприятия, обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие на территории муниципального образования, детское здравоохранение, лечение отдельных заболеваний и т. п.

Система обязательного медицинского страхования  состоит в бесплатном предоставлении гражданам за счет средств государственного внебюджетного фонда обязательного  медицинского страхования (ФОМС) определенного  набора медицинских услуг. Этот набор  определяется в перечнях, утверждаемых органами государственной власти субъектов  РФ и органами местного самоуправления (региональные и муниципальные программы  обязательного медицинского страхования). Источником средств ФОМС являются страховые  взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников в составе  единого социального налога. Нормативы  взносов устанавливаются федеральным  законом. За неработающее население  страховые взносы до недавнего времени  выплачивались из местных бюджетов, причем муниципальные образования  были крупными должниками ФОМС. Затем  эти функции были переданы органам  государственной власти субъектов  РФ и органам Пенсионного фонда  РФ. Страховые организации, в распоряжении которых поступают средства ФОМС, заключают договоры с лечебно-профилактическими  учреждениями и оплачивают оказанные  ими медицинские услуги по фактически пролеченному количеству пациентов  и характеру оказанных услуг. Таким образом, пациент, имеющий полис обязательного медицинскою страхования, имеет возможность выбора между лечебно-профилактическим учреждениями, что позволяет создать конкурентную среду в медицинском обслуживании и повысить его качество. Фактически система обязательного медицинского страхования работает неустойчиво и нуждается в серьезном реформировании.

В качестве дополнительных источников финансирования муниципального здравоохранения могут  рассматриваться доходы от ценных бумаг, банковские и другие кредиты, безвозмездные  и благотворительные взносы и  пожертвования, иные источники, не запрещенные  законодательством РФ2.

Определение потребности в объектах системы  здравоохранения и планирование сети лечебно - профилактических учреждений целесообразно проводить в рамках разработки текущих и стратегических планов развития здравоохранения. Минимально допустимым размером основной функциональной единицы для стационара следует считать отделение, для амбулаторно-поликлинического отделения - врачебную должность, обеспечивающую объем помощи в соответствии с функцией. Определение минимального размера функциональной лечебной единицы следует также проводить по каждой специальности с учетом этапов организации медицинской помощи.

Минимально  допустимым размером отделения стационара местности при большом радиусе  обслуживания и низкой плотности  населения следует считать отделение  на 20 - 30 однопрофильных коек, что соответствует  величине больничной секции, принятой в практике проектирования больниц.

В сфере  здравоохранения применяются следующие  нормативы:

- норматив  обеспеченности больничными учреждениями  составляет 134,7 коек на 10 тыс. жителей,

- норматив  обеспеченности амбулаторно-поликлиническими  учреждениями - 181,5 посещений в смену  на 10 тыс. жителей,

- норматив  обеспеченности аптеками,

- норматив  обеспеченности средним медицинским  персоналом - 114, 3 человек на 10 тыс.  жителей, 

- норматив  оснащения санитарным транспортом.

Данные  нормативы гарантируют предоставление населению медицинской помощи на уровне не ниже минимально допустимого.

Состояние и развитие отрасли здравоохранения  характеризует такой показатель, как обеспеченность муниципального образования объектами здравоохранения. Данный показатель определяется по формуле:

 

Б = (КБ / Н) х 10000,

 

где Б – обеспеченность муниципального образования объектами здравоохранения, количество коек на 10 тыс. населения;

КБ –  количество больничных коек в муниципальном  образовании, единиц;

Н – численность  постоянного населения, человек.

Социальная  защита и социальная поддержка граждан  являются прерогативой государства. Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» 2003 г. относит к компетенции  муниципальных районов и городских  округов в данной сфере только опеку и попечительство, а к  компетенции поселений — оказание содействия в установлении опеки  и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения. Однако основную часть забот по социальной поддержке  граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий. Как  наиболее близкие к населению, органы местного самоуправления лучше знают  конкретные условия жизни отдельных  граждан и могут выполнять  функции социальной поддержки более  эффективно. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные  бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.

Основные  формы социальной поддержки отдельных  групп населения:

- денежные  пособия;

- помощь  в натуральной форме (продукты, одежда);

- льготы (скидки) при оплате ряда услуг;

- субсидии (целевые средства для оплаты  услуг);

- компенсации  (возмещение некоторых расходов).

Муниципальная политика в области социальной защиты и социальной поддержки населения представляет собой реализацию собственных и переданных (федеральных и региональных) государственных полномочий по организации комплекса мероприятий, направленных на предотвращение попадания отдельных уязвимых групп населения и граждан в зону крайнего социального неблагополучия. Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам населения и отдельным гражданам.

Информация о работе Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы