Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Задачи данной курсовой работы разобраться в финансировании социальной сферы на отдельно взятых её аспектах (образовании и здравоохранении) дабы лучше понимать необходимость и приоритетность данного вида финансирования.
Цель данной работы – раскрыть социальную политику, её сущность, проблемы и перспективы развития.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретическая основа развития социальной сферы
1.1 Основа социальной сферы
1.2 Социальная сфера и ее проявление на местном уровне
1.3 Основные формы и инструменты государственного бюджетного регулирования социальной сферы
Глава 2. Анализ бюджетного финансирования социальной сферы
2.1 Основные проблемы бюджетного финансирования
2.2 Финансирование бюджетной сферы на примере образования и здравоохранения
2.3.Расходы на обеспечение социальной политики
Глава 3. Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курс фин.docx

— 69.31 Кб (Скачать файл)

Современное состояние бюджетной системы  РФ в какой-то степени можно определить несколько измененным известным  тезисом: «Низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут управлять  по-новому». Наиболее слабыми моментами  являются:

1. Сосредоточение  основной доли финансовых ресурсов  страны в федеральном бюджете,  которое снижает экономические  возможности региональных и местных  бюджетов в решении своих социально-экономических  функций.

2. Низкая  доля собственных доходов и  высокая – регулирующих и трансфертов.

3. Укоренившаяся  практика административного регулирования  доходов территориальных бюджетов.

4. Участившаяся  практика «спихивания» расходов  вниз по бюджетной системе  без подкрепления соответствующими  доходами.

Отказ федерального бюджета от финансирования многих мероприятий  и повышение роли местных и  региональных органов власти и жизнедеятельности  общества обусловили рост нехватки финансовых ресурсов на низовом уровне. Региональные и местные бюджеты поставлены в крайне тяжелое положение постоянных просителей у вышестоящих органов. Ярким примером тому является ситуация с финансированием повышения  оплаты труда работникам бюджетной  сферы в начале 2002г., когда некоторые  региональные власти были вынуждены  предлагать свои полномочия вышестоящим  инстанциям.

По существу, принципы экономической и финансовой самостоятельности местных и  региональных бюджетов носят формальный характер и не соблюдаются.

Перечисленные проблемы, и, прежде всего проблема бюджетного федерализма в управлении бюджетными отношениями, требуют скорейшего решения, в основе которого – последовательное проведение в жизнь положений  Бюджетного кодекса РФ.

 

2.2 Финансирование бюджетной  сферы на примере образования  и здравоохранения

 

Под образованием в действующем Законе РФ от 10 июля 1992г. № 3266-I «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), которые удостоверяются соответствующими документами.

Получение образования является одним из важнейших  конституционных прав граждан России. Конституция гарантирует населению  нашей страны возможность получения  образовательных услуг на бесплатной основе. Для этих целей функционирует  система государственных и муниципальных  образовательных учреждений. В эту систему входят следующие виды учреждений: дошкольные (детские сады); общеобразовательные (начальные и средние школы); профессионального образования (ПТУ, техникумы, ВУЗы);

Дополнительного образования взрослых (институты повышения квалификации и переподготовки, курсы); дополнительного образования детей (школы); специальные (школы для детей с физическими и умственными отклонениями; школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Создание  и функционирование этих учреждений регулируется законодательными актами РФ, подзаконными актами и инструктивными материалами Правительства РФ и  ведомств. Наиболее важным из этих документов является Закон РФ «Об образовании» от 13 января 1996г.

В настоящее  время в РФ действуют государственные, муниципальные и частные учебные  заведения. Финансирование их осуществляется из федерального, региональных, местных бюджетов и за счет личных средств граждан. За счет средств федерального бюджета финансируется основная часть высших учебных заведений. Начальное и среднее профессиональное образование примерно поровну финансируется из региональных и местных бюджетов. Дошкольные учреждения и учреждения общего образования финансируются из местных бюджетов.

В 2000г. расходы  консолидированного бюджета на образовательные  цели составили 214,3 млрд. руб. А в 2004 г они составили 593 млрд. руб., или 13% общих расходов. Из них на федеральный  бюджет приходится лишь 20%, а на территориальные  бюджеты 80%, в том числе на региональные бюджеты 21% и на местные 59% всех общегосударственных  расходов на образование.

Федеральные ассигнования на образование должны основываться на установленных законодательством  нормативах:

  • на нужды образования необходимо выделять не менее 10% национального дохода (ст. 41 Закона РФ «Об образовании»);
  • на финансирование высшего образования – не менее 3% расходной части федерального бюджета (ст.41 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);
  • размер заработной платы должен устанавливаться на уровне, предусмотренном ст.54 Закона РФ «Об образовании».

Не смотря на приоритетность расходов на образование, рост которых рассматривается как  важнейшая предпосылка экономического роста, все эти нормативы на практике никогда не выполнялись. Оплата труда  учителей и преподавателей значительно  отстает от установленной в законе, а доля расходов федерального бюджета  на высшее образование далека от 3% его  расходной части.

В настоящее  время из федерального бюджета финансируется  примерно пятая часть всех расходов на образование, столько же - из бюджетов субъектов Федерации. Основная нагрузка по финансированию образовательных  расходов (60% от общего объема) лежит  на местных бюджетах, которые финансируют  почти 96% от общего числа образовательных  учреждений всех форм собственности.

На финансирование образования в 2007г. было выделено средств  значительно больше по отношению  к предыдущему году. Расходы составили 278,47 млрд.руб., что более чем на 38% превосходит сумму, утвержденную в 2006г. Были увеличены расходы на дошкольное образование на 26,8%, на начальное профессиональное образование – на 18,4%, на высшее профессиональное образование – на 38,6%. При этом расходы на общее образование были сокращены по отношению к 2006г. на 2,7%.

Наибольший  прирост финансирования был запланирован по разделам «Прикладные научные  исследования в области образования», «Другие вопросы в области  образования» и «Молодежная политика и оздоровление детей» (см. прил. табл.3).

Для повышения  доступности высшего профессионально  образования в 2007г. было выделено 63,6 млн. руб. на развитие образовательного кредитования.

Для создания условий обеспечения учебного процесса, соответствующего современным требованиям, на укрепление материально-технической  базы федеральных государственных  образовательных учреждений выделено дополнительных средств на сумму 4,96 млрд. руб.

бюджет социальный финансирование

На реализацию приоритетного национального проекта  « Образование» в 2007 году было запланировано 48,59 млрд. руб. Прирост по отношению  к 2006 году составил почти 66%.

Остальные данные по расходам бюджета на социальную политику представлены в практической части данной курсовой работы.

 

Здравоохранение – система мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению  болезней и продлению жизни человека. В России по Конституции РФ (ст.41) каждый гражданин имеет право  на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Кроме этого  в России финансируются федеральные  программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется развитие физической культуры и спорта.

Бюджетные расходы на содержание учреждений здравоохранения  РФ характеризуются данными, приведенными в табл. 2.

 

Таблица 2

Расходы бюджета на здравоохранение и  физическую культуру

Показатели расходов

По консолидированному бюджету

По федеральному бюджету РФ

2003г.

2003г.

2006г.

млрд. руб.

% к ВВП

млрд. руб.

млрд. руб.

% к ВВП

Здравоохранение и физическая культура

297,2

2,3

39,3

149,1

0,6


 

 

Затраты общества на развитие здравоохранения  имеют не только социальное, но и  экономическое значение. Эффективность  здравоохранения как отрасли  сферы обслуживания заключается  в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека – главной составной  части общества, оно тем самым  способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению  трудоспособного периода трудящихся. Всё это в свою очередь содействует  росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.

Потери  от заболеваний и преждевременной  смертности в стране составляют примерно 15% ВВП. Снижение уровня смертности и  инвалидности содействует росту  национального дохода. В этом выражается важнейший вклад здравоохранения  в экономику.

Основными факторами повышения социально-экономических  результатов от здравоохранения  являются строительство новых и  расширение действующих учреждений здравоохранения и улучшение  медицинского обслуживания.

К началу 90-х годов расходы на здравоохранение  составляли примерно 3% ВВП. В развитых странах они достигали 8-9%. Большое  социальное и экономическое значение здравоохранения, не удовлетворенная  потребность в медицинском обслуживании населения предопределяли необходимость  его дальнейшего развития, однако необходимого объема финансовых ресурсов для развития здравоохранения постоянно  не хватало. Одной из основных причин этого было то, что здравоохранение как и другие отрасли социального обслуживания относились к непроизводственной сфере, которая финансировалась по остаточному принципу, т.е. сначала удовлетворялись финансовые потребности предприятий сферы материального производства, а остаток средств направлялся на социально-культурные мероприятия, в том числе и на здравоохранение.

Переход на рыночные отношения в начале 90-х  годов отразился на здравоохранении. Экономический кризис привел к ещё  большему недофинансированию отрасли. В 1992г. на здравоохранение было выделено 40% средств от фактической потребности.

В современном  мире финансирование здравоохранения  осуществляется за счет бюджетных средств, средств работодателей, средств  населения. Доля каждого из них в  общем объеме средств, выделяемых на здравоохранение, предопределила три  модели финансирования данной отрасли.

Бюджетно-страховая модель – здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Это наиболее распространенная модель (Германия, Франция, Австрия, Швейцария и др.).

Бюджетная модель – осуществляется главным образом за счет бюджетных средств (Великобритания, Дания, Норвегия, Финляндия и др.).

Предпринимательская модель – финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению медицинскими учреждениями медицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США).

По разделу  бюджетной классификации «Здравоохранение и спорт» в 2007г финансировались 33 федеральных органа исполнительной власти и иных субъектов бюджетного планирования. Наиболее крупными получателями бюджетных средств по этому разделу  являются Росздрав (его расходы увеличились по сравнению с 2006г в 5,5 раз), Минобороны России, Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России (рост в 1,8 раз), Роспотребнадзор , Федеральное медико-биологическое агентство, РАМН, МВЛ России, Росспорт, Управление делами Президента РФ.

В программе  социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) отмечается, что имеющиеся  в системе здравоохранения ресурсы  используются неэффективно.

Целью реформы  здравоохранения является повышение  доступности и качества медицинской  помощи для широких слоев населения. С этой целью предусматривается:

  • законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению;
  • гарантируемые объемы медицинской помощи уточняются на основе стандартизации медицинских технологий, содержащих профилактику заболеваний.

 

2.3.Расходы  на обеспечение социальной политики

 

Основной  целью социальной политики государства  является решение таких важных проблем  государства, как:

- создание  и обеспечение функционирования  системы социального обслуживания  населения;

- обеспечение  государственной социальной поддержки  ветеранов, инвалидов, семей с  детьми;

- обеспечение  деятельности государственной службы  медико-социальной экспертизы;

- назначение  и выплата пособий на детей  в соответствии с действующим  законодательством;

- обеспечение  инвалидов реабилитационной техникой, протезно-ортопедическими изделиями;

- обеспечение  санаторно-курортным лечением инвалидов  и ветеранов;

- предоставление  других услуг, предусмотренных  законодательством.

Социальное  обеспечение населения представляет собой деятельность по оказанию нуждающимся  гражданам различных видов услуг  на дому и в учреждениях социального  назначения бесплатно или на льготных условиях. Социальные услуги – это  уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных  видов помощи; помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации  досуга; содействие в организации  ритуальных услуг и др.

Информация о работе Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы