Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:53, курсовая работа
Задачи данной курсовой работы разобраться в финансировании социальной сферы на отдельно взятых её аспектах (образовании и здравоохранении) дабы лучше понимать необходимость и приоритетность данного вида финансирования.
Цель данной работы – раскрыть социальную политику, её сущность, проблемы и перспективы развития.
Введение
Глава 1. Теоретическая основа развития социальной сферы
1.1 Основа социальной сферы
1.2 Социальная сфера и ее проявление на местном уровне
1.3 Основные формы и инструменты государственного бюджетного регулирования социальной сферы
Глава 2. Анализ бюджетного финансирования социальной сферы
2.1 Основные проблемы бюджетного финансирования
2.2 Финансирование бюджетной сферы на примере образования и здравоохранения
2.3.Расходы на обеспечение социальной политики
Глава 3. Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы.
Заключение
Список использованной литературы
Современное состояние бюджетной системы РФ в какой-то степени можно определить несколько измененным известным тезисом: «Низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут управлять по-новому». Наиболее слабыми моментами являются:
1. Сосредоточение
основной доли финансовых
2. Низкая
доля собственных доходов и
высокая – регулирующих и
3. Укоренившаяся
практика административного
4. Участившаяся
практика «спихивания»
Отказ федерального бюджета от финансирования многих мероприятий и повышение роли местных и региональных органов власти и жизнедеятельности общества обусловили рост нехватки финансовых ресурсов на низовом уровне. Региональные и местные бюджеты поставлены в крайне тяжелое положение постоянных просителей у вышестоящих органов. Ярким примером тому является ситуация с финансированием повышения оплаты труда работникам бюджетной сферы в начале 2002г., когда некоторые региональные власти были вынуждены предлагать свои полномочия вышестоящим инстанциям.
По существу, принципы экономической и финансовой самостоятельности местных и региональных бюджетов носят формальный характер и не соблюдаются.
Перечисленные проблемы, и, прежде всего проблема бюджетного федерализма в управлении бюджетными отношениями, требуют скорейшего решения, в основе которого – последовательное проведение в жизнь положений Бюджетного кодекса РФ.
2.2 Финансирование бюджетной сферы на примере образования и здравоохранения
Под образованием в действующем Законе РФ от 10 июля 1992г. № 3266-I «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), которые удостоверяются соответствующими документами.
Получение
образования является одним из важнейших
конституционных прав граждан России.
Конституция гарантирует
Дополнительного образования взрослых (институты повышения квалификации и переподготовки, курсы); дополнительного образования детей (школы); специальные (школы для детей с физическими и умственными отклонениями; школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Создание и функционирование этих учреждений регулируется законодательными актами РФ, подзаконными актами и инструктивными материалами Правительства РФ и ведомств. Наиболее важным из этих документов является Закон РФ «Об образовании» от 13 января 1996г.
В настоящее
время в РФ действуют государственные,
муниципальные и частные
В 2000г. расходы консолидированного бюджета на образовательные цели составили 214,3 млрд. руб. А в 2004 г они составили 593 млрд. руб., или 13% общих расходов. Из них на федеральный бюджет приходится лишь 20%, а на территориальные бюджеты 80%, в том числе на региональные бюджеты 21% и на местные 59% всех общегосударственных расходов на образование.
Федеральные
ассигнования на образование должны
основываться на установленных
Не смотря
на приоритетность расходов на образование,
рост которых рассматривается как
важнейшая предпосылка
В настоящее время из федерального бюджета финансируется примерно пятая часть всех расходов на образование, столько же - из бюджетов субъектов Федерации. Основная нагрузка по финансированию образовательных расходов (60% от общего объема) лежит на местных бюджетах, которые финансируют почти 96% от общего числа образовательных учреждений всех форм собственности.
На финансирование образования в 2007г. было выделено средств значительно больше по отношению к предыдущему году. Расходы составили 278,47 млрд.руб., что более чем на 38% превосходит сумму, утвержденную в 2006г. Были увеличены расходы на дошкольное образование на 26,8%, на начальное профессиональное образование – на 18,4%, на высшее профессиональное образование – на 38,6%. При этом расходы на общее образование были сокращены по отношению к 2006г. на 2,7%.
Наибольший прирост финансирования был запланирован по разделам «Прикладные научные исследования в области образования», «Другие вопросы в области образования» и «Молодежная политика и оздоровление детей» (см. прил. табл.3).
Для повышения
доступности высшего
Для создания условий обеспечения учебного процесса, соответствующего современным требованиям, на укрепление материально-технической базы федеральных государственных образовательных учреждений выделено дополнительных средств на сумму 4,96 млрд. руб.
бюджет социальный финансирование
На реализацию
приоритетного национального
Остальные данные по расходам бюджета на социальную политику представлены в практической части данной курсовой работы.
Здравоохранение – система мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека. В России по Конституции РФ (ст.41) каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
Кроме этого в России финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется развитие физической культуры и спорта.
Бюджетные расходы на содержание учреждений здравоохранения РФ характеризуются данными, приведенными в табл. 2.
Таблица 2
Расходы бюджета на здравоохранение и физическую культуру
Показатели расходов |
По консолидированному бюджету |
По федеральному бюджету РФ | |||
2003г. |
2003г. |
2006г. | |||
млрд. руб. |
% к ВВП |
млрд. руб. |
млрд. руб. |
% к ВВП | |
Здравоохранение и физическая культура |
297,2 |
2,3 |
39,3 |
149,1 |
0,6 |
Затраты
общества на развитие здравоохранения
имеют не только социальное, но и
экономическое значение. Эффективность
здравоохранения как отрасли
сферы обслуживания заключается
в том, что, оберегая и восстанавливая
здоровье человека – главной составной
части общества, оно тем самым
способствует снижению заболеваемости,
росту производительности труда, продлению
трудоспособного периода
Потери
от заболеваний и преждевременной
смертности в стране составляют примерно
15% ВВП. Снижение уровня смертности и
инвалидности содействует росту
национального дохода. В этом выражается
важнейший вклад
Основными
факторами повышения социально-
К началу
90-х годов расходы на здравоохранение
составляли примерно 3% ВВП. В развитых
странах они достигали 8-9%. Большое
социальное и экономическое значение
здравоохранения, не удовлетворенная
потребность в медицинском
Переход на рыночные отношения в начале 90-х годов отразился на здравоохранении. Экономический кризис привел к ещё большему недофинансированию отрасли. В 1992г. на здравоохранение было выделено 40% средств от фактической потребности.
В современном мире финансирование здравоохранения осуществляется за счет бюджетных средств, средств работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем объеме средств, выделяемых на здравоохранение, предопределила три модели финансирования данной отрасли.
Бюджетно-страховая модель – здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Это наиболее распространенная модель (Германия, Франция, Австрия, Швейцария и др.).
Бюджетная модель – осуществляется главным образом за счет бюджетных средств (Великобритания, Дания, Норвегия, Финляндия и др.).
Предпринимательская модель – финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению медицинскими учреждениями медицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США).
По разделу
бюджетной классификации «
В программе
социально-экономического развития РФ
на среднесрочную перспективу (2006-2008
годы) отмечается, что имеющиеся
в системе здравоохранения
Целью реформы здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. С этой целью предусматривается:
2.3.Расходы
на обеспечение социальной
Основной целью социальной политики государства является решение таких важных проблем государства, как:
- создание
и обеспечение
- обеспечение
государственной социальной
- обеспечение
деятельности государственной
- назначение и выплата пособий на детей в соответствии с действующим законодательством;
- обеспечение
инвалидов реабилитационной
- обеспечение
санаторно-курортным лечением
- предоставление других услуг, предусмотренных законодательством.
Социальное
обеспечение населения