Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:53, курсовая работа
Задачи данной курсовой работы разобраться в финансировании социальной сферы на отдельно взятых её аспектах (образовании и здравоохранении) дабы лучше понимать необходимость и приоритетность данного вида финансирования.
Цель данной работы – раскрыть социальную политику, её сущность, проблемы и перспективы развития.
Введение
Глава 1. Теоретическая основа развития социальной сферы
1.1 Основа социальной сферы
1.2 Социальная сфера и ее проявление на местном уровне
1.3 Основные формы и инструменты государственного бюджетного регулирования социальной сферы
Глава 2. Анализ бюджетного финансирования социальной сферы
2.1 Основные проблемы бюджетного финансирования
2.2 Финансирование бюджетной сферы на примере образования и здравоохранения
2.3.Расходы на обеспечение социальной политики
Глава 3. Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы.
Заключение
Список использованной литературы
1.2 Социальная сфера и ее
Ключевой механизм социального развития муниципального образования – активная социальная политика, направленная на достижение социальных целей.
Социальная
политика – одно из направлений
деятельности органов местного самоуправления
по регулированию социально –
экономических условий жизни
населения. Суть социальной политики состоит
в поддержании отношений между
социальными группами, обеспечении
условий для повышения
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение
политики социального
5) развитие образования, охрана здоровья.
Главной задачей социальной политики является повышение уровня жизни и снижение дифференциации населения по уровню доходов, реализация конституционных прав человека на образование, гарантированную бесплатную медицинскую помощь и обеспечение доступа всех социальных слоев населения к ценностям культуры.
В настоящее время реализация социальной политики становится одним из важных факторов развития муниципальных образований. В социальной политике выделяют два относительно самостоятельных блока:
- социальная
политика в широком смысле, которая
охватывает решения и
- собственно
социальная политика (ее элементами
являются политика в
области социальной защиты населения
и ее конкретные виды: семейная политика,
молодежная политика, политика по социальной
защите пожилых людей и инвалидов).
Местная социальная политика - взаимосогласованная совокупность социальных целей и установок (ориентиров), а также способов их достижения, разработка и практическая реализация которых осуществляется самим местным сообществом и органами самоуправления3.
Если
исходить из того, что к вопросам
местного значения Федеральный закон
«Об общих принципах
• комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
Весь обозначенный круг вопросов, таким образом, составляет основную предметную область местной социальной политики и определяет задачи субъекта управления в процессе ее формирования и реализации.
Важнейшим механизмом реализации местной социальной политики является местный социальный бюджет, представляющий собой неотъемлемую часть местного бюджета4. Экономическую основу формирования местного социального бюджета должны составлять муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, и т.п. Соответственно, важнейшим условием эффективной местной социальной политики является наполненность местных бюджетов, полноценная их доходная часть, сбалансированность доходов и расходов.
Как видно, возможностей для формирования бюджетной основы действенной социальной политики на местном уровне немало. При разработке конкретной системы мероприятий местной социальной политики следует учитывать специфику типа местного сообщества, для которого формируется соответствующая совокупность социальных программ и внепрограммных решений.
Основными
формами и инструментами
Исходной базой для разработки проекта федерального бюджета являются:
Основными структурными элементами социального бюджета являются:
консолидированный бюджет РФ (федеральный, региональный и местные бюджеты);
бюджеты государственных внебюджетных фондов (социального, пенсионного и медицинского страхования);
средства предприятий и организаций;
бюджеты домохозяйств.
Консолидированный бюджет РФ состоит из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Он представляет собой форму образования и расходования средств, для обеспечения функций органов государственной власти федерального уровня, уровня субъектов Федерации и местного уровня.
Социальные расходы федерального (и консолидированного) бюджета России включает следующие основные группы затрат, предназначенные для финансирования:
Глава 2. Анализ бюджетного финансирования социальной сферы
Глобальные перемены, произошедшие в России за последнее десятилетие: смена общественной формации, преобразование всех институтов власти, переход от плановой экономики на принципы рыночной и становление свободной конкуренции, как в производственной, так и в непроизводственной сферах, не могли не отразиться на социальном климате в обществе.
Недостаточное
финансирование государством принятых
им федеральных социальных законов
на протяжении второй половины 1990-х
гг. привело к отрицательным
За прошедшие с начала реформ годы произошла заметная и принципиально важная деформация в структуре источников финансирования социальной сферы. Наиболее важной отличительной особенностью этого процесса стал резкий абсолютный и относительный рост расходов на социальные услуга и социальные денежные выплаты из нецентрализованных и внебюджетных источников. Во всех без исключения отраслях социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание) увеличилась доля расходов населения в финансировании социальной сферы.
Серьезной
проблемой является количественное
несоответствие муниципальных доходов
и расходов. Слабое наполнение финансовыми
ресурсами приводит местные бюджеты
в целом к ухудшению
Существующие источники финансирования социальной сферы обеспечивают минимальные условия ее поддерживания (текущие платежи на заработную плату и за коммунальные услуги). Такое положение приводит к деградации и разрушению ее основных фондов.
Ограниченность инвестиций, осуществляемых за счет федерального, региональных бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, которые в последние годы направляются в социальную сферу, стали одной из главных причин, сдерживающих строительство и реконструкцию объектов образования, здравоохранения; культуры, науки, а также внедрение в эти отрасли экономики современного, прогрессивного оборудования.
Отсюда очевидны два главных направления укрепления местного самоуправления: добиться демократического формирования и функционирования местной власти на всей территории страны, а также четко определить полномочия муниципалитетов, отделив их от полномочий других уровней власти, с одновременной передачей им необходимого объема средств.
Бюджет
является одним из универсальных
механизмов, с помощью которых
государство участвует в
2.1 Основные проблемы бюджетного финансирования
Проблемы современной бюджетной политики России всецело определяются характером и особенностями:
1. государственно-экономического
устройства бывшего СССР (федерализм
с формальной стороны и
2. перехода
от административно-командной
3. будущего
социально-экономического
Сейчас
в России идет борьба между развивающимся
частным капиталом (холдингами, банками,
корпорациями и др.), классом предпринимателей
и собственников, в значительной
степени захватившим
Все сказанное
непосредственно затрагивает