Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Задачи данной курсовой работы разобраться в финансировании социальной сферы на отдельно взятых её аспектах (образовании и здравоохранении) дабы лучше понимать необходимость и приоритетность данного вида финансирования.
Цель данной работы – раскрыть социальную политику, её сущность, проблемы и перспективы развития.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретическая основа развития социальной сферы
1.1 Основа социальной сферы
1.2 Социальная сфера и ее проявление на местном уровне
1.3 Основные формы и инструменты государственного бюджетного регулирования социальной сферы
Глава 2. Анализ бюджетного финансирования социальной сферы
2.1 Основные проблемы бюджетного финансирования
2.2 Финансирование бюджетной сферы на примере образования и здравоохранения
2.3.Расходы на обеспечение социальной политики
Глава 3. Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курс фин.docx

— 69.31 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Социальная сфера и ее проявление  на локальном уровне

 

Ключевой  механизм социального развития муниципального образования – активная социальная политика, направленная на достижение социальных целей.

Социальная  политика – одно из направлений  деятельности органов местного самоуправления по регулированию социально –  экономических условий жизни  населения. Суть социальной политики состоит  в поддержании отношений между  социальными группами, обеспечении  условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита  уровня жизни путем введения  разных форм компенсации при  повышении цен и проведение  индексации;

2) обеспечение  помощи самым бедным семьям;

3) выдача  помощи на случай безработицы;

4) обеспечение  политики социального страхования,  установление минимальной заработной  платы;

5) развитие  образования, охрана здоровья.

Главной задачей социальной политики является повышение уровня жизни и снижение дифференциации населения по уровню доходов, реализация конституционных  прав человека на образование, гарантированную  бесплатную медицинскую помощь и  обеспечение доступа всех социальных слоев населения к ценностям  культуры.

В настоящее  время реализация социальной политики становится одним из важных факторов развития муниципальных образований. В социальной политике выделяют два  относительно самостоятельных блока:

- социальная  политика в широком смысле, которая  охватывает решения и мероприятия,  затрагивающие все стороны жизни  членов общества, включая обеспечение  последних товарами, жильем и  услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми  денежными доходами, расширение  и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья  населения, его образование и  культуру, создание системы гарантированных  социальных условий для жизнедеятельности  граждан;

- собственно  социальная политика (ее элементами  являются политика в  
области социальной защиты населения и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов).

Местная социальная политика - взаимосогласованная  совокупность социальных целей и  установок (ориентиров), а также способов их достижения, разработка и практическая реализация которых осуществляется самим местным сообществом и  органами самоуправления3.

Если  исходить из того, что к вопросам местного значения Федеральный закон  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности муниципального образования, то социальный блок выступает наиболее существенным компонентом местной политики в целом. Так, вопросами местного значения, входящими в предмет ведения местного самоуправления и имеющими очевидное социальное содержание, являются:

• комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

  • организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
  • содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
  • создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
  • создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
  • сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
  • создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании и т.д.

Весь  обозначенный круг вопросов, таким  образом, составляет основную предметную область местной социальной политики и определяет задачи субъекта управления в процессе ее формирования и реализации.

Важнейшим механизмом реализации местной социальной политики является местный социальный бюджет, представляющий собой неотъемлемую часть местного бюджета4. Экономическую основу формирования местного социального бюджета должны составлять муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, и т.п. Соответственно, важнейшим условием эффективной местной социальной политики является наполненность местных бюджетов, полноценная их доходная часть, сбалансированность доходов и расходов.

Как видно, возможностей для формирования бюджетной  основы действенной социальной политики на местном уровне немало. При разработке конкретной системы мероприятий  местной социальной политики следует  учитывать специфику типа местного сообщества, для которого формируется  соответствующая совокупность социальных программ и внепрограммных решений.

 

 

    1. Основные формы и инструменты государственного бюджетного регулирования социальной сферы

 

Основными формами и инструментами государственного бюджетного регулировании развития социальной сферы являются:

  • государственные приоритеты социальной политики, которые отражаются в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, с которым Президент обращается к Федеральному Собранию РФ, в бюджетных посланиях Президента РФ Правительству РФ, а также в программах Правительства РФ по социально-экономическому развитию страны на среднесрочную перспективу;
  • государственные программы и национальные проекты развития образования, здравоохранения, жилищно-коммунальной сферы, имеющие основополагающее значение для развития человеческого капитала и повышения качества жизни населения;
  • экономические, административные и финансовые механизмы стимулирования развития отраслей социальной сферы с помощью льгот, налоговой и кредитной политики, с одной стороны, и применения системы штрафных санкций за нарушение федеральным центром и регионами обязательств по реализации социальных гарантий;
  • нормативы и стандарты социальной поддержки населения;
  • механизмы регулирования межбюджетных отношений между центром и регионами, позволяющие выравнивать минимальную обеспеченность социальными благами по регионам;
  • государственные программы (федеральные и региональные), направленные на решение общественно актуальных (зачастую критических) социальных ситуаций долговременного характера (проблемы радиоактивного заражения регионов, экологические проблемы, проблемы Севера, Нечерноземья, ветеранов и т.д.);
  • механизмы бюджетного финансирования организаций бюджетного сектора.

Исходной базой для разработки проекта федерального бюджета являются:

  • бюджетное послание Президента РФ;
  • перспективный финансовый план;
  • прогноз социально-экономического развития РФ на очередной год;
  • отчет об исполнении федерального бюджета в отчетном году и основные показатели ожидаемого исполнения федерального бюджета в текущем году;
  • доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;
  • проекты федеральных законов о внесении изменений в законодательство РФ о налогах и сборах;
  • реестр расходных обязательств РФ и изменения, которые планируются в него внести в связи с проектами нормативных правовых актов, определяющих расходные обязательства РФ.

Основными структурными элементами социального  бюджета являются:

консолидированный бюджет РФ (федеральный, региональный и местные бюджеты);

бюджеты государственных внебюджетных фондов (социального, пенсионного и медицинского страхования);

средства  предприятий и организаций;

бюджеты домохозяйств.

Консолидированный бюджет РФ состоит из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Он представляет собой форму образования и расходования средств, для обеспечения функций органов государственной власти федерального уровня, уровня субъектов Федерации и местного уровня.

Социальные  расходы федерального (и консолидированного) бюджета России включает следующие  основные группы затрат, предназначенные  для финансирования:

    • образования;
    • культуры, кинематографии, средств массовой информации;
    • здравоохранения и спорта;
    • социальной политики.

 

 

Глава 2. Анализ бюджетного финансирования социальной сферы

 

Глобальные  перемены, произошедшие в России за последнее десятилетие: смена общественной формации, преобразование всех институтов власти, переход от плановой экономики  на принципы рыночной и становление  свободной конкуренции, как в  производственной, так и в непроизводственной сферах, не могли не отразиться на социальном климате в обществе.

Недостаточное финансирование государством принятых им федеральных социальных законов  на протяжении второй половины 1990-х  гг. привело к отрицательным последствиям разного масштаба и уровня, среди  которых - снижение эффективности федеральной  социальной политики и усиление социальной напряженности в обществе.

За прошедшие  с начала реформ годы произошла заметная и принципиально важная деформация в структуре источников финансирования социальной сферы. Наиболее важной отличительной  особенностью этого процесса стал резкий абсолютный и относительный рост расходов на социальные услуга и социальные денежные выплаты из нецентрализованных и внебюджетных источников. Во всех без исключения отраслях социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, жилищно-коммунальное хозяйство  и бытовое обслуживание) увеличилась  доля расходов населения в финансировании социальной сферы.

Серьезной проблемой является количественное несоответствие муниципальных доходов  и расходов. Слабое наполнение финансовыми  ресурсами приводит местные бюджеты  в целом к ухудшению финансирования социальной сферы муниципальных  образований. Поэтому существующее положение требует от муниципальных  образований поиска принципиально  иных источников финансирования. Если уровень текущих муниципальных  расходов определяется величиной текущих  доходов, то привлечение заемных  ресурсов позволяет органам местного самоуправления перейти к целевому планированию расходов - принимать  новые муниципальные программы  и финансировать их за счет займов. Такой подход представляется справедливым: поскольку использование займов дает возможность не только в короткие сроки обеспечить финансирование проектов, но и равномерно распределить бремя  расходов между всеми поколениями  жителей, пользующихся созданной инфраструктурой. Также необходимо увеличение доходной базы местных бюджетов путем закрепления  за ними собственных налоговых доходов.

Существующие  источники финансирования социальной сферы обеспечивают минимальные  условия ее поддерживания (текущие  платежи на заработную плату и  за коммунальные услуги). Такое положение  приводит к деградации и разрушению ее основных фондов.

Ограниченность  инвестиций, осуществляемых за счет федерального, региональных бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, которые в последние годы направляются в социальную сферу, стали одной из главных причин, сдерживающих строительство и реконструкцию объектов образования, здравоохранения; культуры, науки, а также внедрение в эти отрасли экономики современного, прогрессивного оборудования.

Отсюда  очевидны два главных направления  укрепления местного самоуправления: добиться демократического формирования и функционирования местной власти на всей территории страны, а также  четко определить полномочия муниципалитетов, отделив их от полномочий других уровней  власти, с одновременной передачей  им необходимого объема средств.

Бюджет  является одним из универсальных  механизмов, с помощью которых  государство участвует в финансировании расходов и содействует развитию социальных отраслей.

 

2.1 Основные проблемы бюджетного финансирования

 

Проблемы  современной бюджетной политики России всецело определяются характером и особенностями:

1. государственно-экономического  устройства бывшего СССР (федерализм  с формальной стороны и унитаризм  – с фактической);

2. перехода  от административно-командной системы  хозяйствования к рыночной;

3. будущего  социально-экономического устройства (неясность общего направления  и перспектив движения общества: социализм, капитализм, тоталитаризм).

Сейчас  в России идет борьба между развивающимся  частным капиталом (холдингами, банками, корпорациями и др.), классом предпринимателей и собственников, в значительной степени захватившим экономическую  власть и чувствующим недостаток политической власти, с одной стороны, и государственным аппаратом, ощущающим  негативное влияние утраты экономической  власти, - с другой.

Все сказанное  непосредственно затрагивает экономическую  основу государства – бюджет, обнажая  его слабые стороны и недостатки. Последние принципиально различны с позиций госаппарата и класса имущих людей, общества, но сходятся в  одном – в целесообразности и  необходимости проведения бюджетной  реформы.

Информация о работе Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы