Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Задачи данной курсовой работы разобраться в финансировании социальной сферы на отдельно взятых её аспектах (образовании и здравоохранении) дабы лучше понимать необходимость и приоритетность данного вида финансирования.
Цель данной работы – раскрыть социальную политику, её сущность, проблемы и перспективы развития.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретическая основа развития социальной сферы
1.1 Основа социальной сферы
1.2 Социальная сфера и ее проявление на местном уровне
1.3 Основные формы и инструменты государственного бюджетного регулирования социальной сферы
Глава 2. Анализ бюджетного финансирования социальной сферы
2.1 Основные проблемы бюджетного финансирования
2.2 Финансирование бюджетной сферы на примере образования и здравоохранения
2.3.Расходы на обеспечение социальной политики
Глава 3. Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курс фин.docx

— 69.31 Кб (Скачать файл)

Фактически  описанная схема является экономически не оправданной и не целесообразной, поскольку при бюджетном финансировании, осуществляемом в её рамках, поддерживаются ранее сформированные в пределах муниципальных образований, но неэффективные  принципы финансирования сети лечебно-профилактических учреждениях (а не конкретных медицинских  услуг).

В рамках программы государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи средства ОМС  направляются в страховые медицинские  организации (СМО) исходя из территориального подушевого норматива финансирования с учётом половозрастных коэффициентов, однако последние не являются объективными и искажают реальную ситуацию потребностей населения области в медицинской помощи.

Поэтому в рамках региональной практики здравоохранения  было решено пересмотреть коэффициенты стоимости медицинской помощи для  различных половозрастных групп  и рассчитать поправочные коэффициенты для отдельных муниципальных  образований.

Анализ  обоснованности применяемых коэффициентов  был проведён на основе результатов  метода «затраты-результаты» за 2006 г.

Для исследования был использован классический алгоритм экономического анализа половозрастных и территориальных различий в  финансовом обеспечении медицинской  помощи на региональном и муниципальном  уровнях отрасли, но с углублением  оценочной составляющей в сопоставлении  полученных в ходе расчётов коэффициентов  с практически применяемыми.

Суть  анализа состоит в вычислении относительных коэффициентов стоимости  потребления медицинской помощи (аj) по каждой половозрастной группе на основе территориальных данных о расходах здравоохранения.

Коэффициент стоимости потребления медицинской  помощи половозрастной группой определяется отношением среднеобластных затрат на члена данной группы к средним затратам на жителя области, а также показывает, насколько отличаются затраты на члена данной половозрастной категории от затрат на «среднего» жителя области и характеризует ожидаемые затраты на оказание медицинской помощи каждому члену половозрастного контингента. Результаты расчёта представлены в графе «рассчитанные с помощью метода «затраты-результаты».

 

Таблица 1

Коэффициенты  стоимости потребления медицинской  помощи половозрастными группами

Возрастной интервал

аj

 

применяемые ТФ ОМС

рассчитанные с помощью метода «затраты-результаты»

 

для мужчин

для женщин

для мужчин

для женщин

0-2

1

0,5

1,573

1,395

2-4

0,7

0,35

3,067

2,715

5-9

0,37

0,3

1,359

1,232

10-14

0,3

0,25

1,045

1,051

15-19

0,22

0,3

1,198

0,905

20-24

0,26

0,35

0,533

1,275

25-29

0,2

0,4

0,443

1,208

30-34

0,2

0,4

0,445

0,961

35-39

0,25

0,45

0,460

0,437

40-44

0,35

0,5

0,520

0,675

45-49

0,45

0,55

0,689

0,860

50-54

0,5

0,65

0,905

1,032

55-59

0,65

0,7

1,242

1,117

60-64

0,75

0,85

1.218

1,014

65-69

0,8

0,95

1,414

1,245

70 и старше

1,07

1,1625

1,720

1,256


 

Основываясь на результатах вычислений коэффициента, сделаем следующие выводы.

В отношении  стоимости медицинской помощи для  мужчин и женщин свойственны во многом сходные тенденции. Так, пик расходов ОМС приходится на половозрастную группу 2—5 лет, тогда как 35—40-летний возрастной интервал характеризуется минимальными затратами страховых средств  как для мужчин, так и для  женщин, а для половозрастных категорий  старше 40 лет наблюдается устойчивая тенденция к повышению расходов, что объясняется ростом заболеваемости, сопутствующим естественному процессу старения. В возрастном промежутке от 20 до 25 лет заметен максимальный антагонизм показателей затрат ОМС  в тендерном сопоставлении с  большим значением женского коэффициента, что объясняется пиком родовой  активности женщин, приходящимся именно на этот возраст.

Результаты  сравнительного анализа, проведённого по контингентам мужского и женского населения в отдельности, позволяют  утверждать, что существуют различия в структуре двух систем коэффициентов  стоимости медицинских услуг.

Анализ  стоимости потребления медицинской  помощи возрастными группами в срезе  мужского населения региона позволяет  выявить довольно сходные тенденции  в обеих системах показателей . Так, отрицательная динамика половозрастных коэффициентов проявляется в отношении возрастной категории от 2—5 до 10—15 лет (однако масштабы снижения не одинаковы), а динамика роста — для групп от 20—25 лет и до 70 и старше, причём для возрастных контингентов от 35—40 лет и более наблюдается поступательный рост расходов на медицинскую помощь в обеих системах показателей.

Однако  ярко выраженный, характерный пик  затрат регионального здравоохранения, приходящийся на возрастную группу 2—5 лет, в рамках рассчитанных на базе метода «затраты-результаты» в системе  коэффициентов стоимости ТФ ОМС  не имеет места.

В отличие  от показателей мужского населения, коэффициенты стоимости потребления  медицинских услуг женщинами  проявляют меньше согласованности.

Так, возрастные группы женщин от 0—2 до 35— 40 лет демонстрируют  различные направленности процесса, практически не содержащие сходных черт. В точке 35—40 лет наблюдается единственное абсолютное совпадение показателей, причём данная точка пересечения является началом сходных тенденций роста затрат ОМС как в реально применяемой, так и рассчитанной на базе метода «затраты-результаты» системе показателей. Наибольший разброс в значениях двух групп коэффициентов имеет место для возрастных категорий 2—5 и 20—30 лет, что свидетельствует о недостаточном учёте потребностей в медицинской помощи указанных групп населения в современных условиях финансирования.

Рассчитанные  коэффициенты половозрастных затрат могут  использоваться для корректировки  финансовых потоков средств ОМС  и средств бюджетов для муниципальных  образований региона, что обеспечит  распределение финансовых ресурсов на основе принципов экономической  эффективности и социальной справедливости.

Значение  половозрастных поправочных коэффициентов  при реализации подушевого финансирования заключается в том, что они позволяют учитывать демографическую специфику отдельных районов области в процессе финансового обеспечения здравоохранения.

В целом, подушевое финансирование, особенно в варианте с использованием поправочных коэффициентов, -потенциально наиболее эффективный способ оплаты услуг амбулаторного звена, оптимизирующий всю систему финансирования медицинской помощи. Однако необходимо подчеркнуть, что его реализация должна быть адекватно методически обеспечена.

В частности, требуется отработанная система  взаиморасчетов звена первичной  медико-санитарной помощи с другими  звеньями амбулаторной помощи, развитие хозяйственного механизма амбулаторных учреждений, стимулирующего эффективный  труд медицинского персонала.

Для дальнейшего  развития принципов подушевого финансирования в пилотных поликлиниках областей, применяющих этот метод, необходимо также нормативно закрепить право территориального фонда ОМС на увеличение подушевого норматива финансирования поликлиник за счет достигнутой экономии от снижения количества госпитализаций и внедрить систему стимулирования врачей первичного звена.

Защита  прав пациента должна быть обеспечена за счёт внедрения в медицинскую  практику компенсаторных механизмов, препятствующих стремлению производителей медицинских услуг необоснованно  ограничить медицинскую помощь. Это  — свободный выбор пациентом  звена ПМСП для прикрепления; служба помощи пациентам, куда они могут  обратиться при отказах в медицинском  обслуживании; система контроля качества медицинской помощи; система штрафных санкций при необоснованных отказах  в предоставлении медицинской помощи и др.

 

Заключение

 

Расходы бюджета осуществляются с помощью  бюджетного финансирования и кредитования – системы предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Изучая  особенности бюджетного финансирования, мы рассмотрели три основных метода бюджетного финансирования: бюджетное  финансирование, бюджетное кредитование и погашение долговых обязательств бюджета. Рассмотрели пять основных принципов и два способа бюджетного финансирования. Рассмотрели формы  бюджетного финансирования, раскрывая  такие понятия как ассигнования на содержание бюджетных учреждений, трансферты, инвестиции. Выяснили, кто  является получателем бюджетных  средств. Раскрыли механизм бюджетного финансирования, характеристики основных параметров элементов бюджетной  системы, выяснили основные проблемы бюджетного финансирования.

Во второй части работы была рассмотрена такая  отрасль бюджетного финансирования – как социальная сфера. Анализ этой проблемы показал, что финансирование социальной сферы является актуальной проблемой, в связи с ростом значения инфраструктуры. Финансирование социальной сферы идет в нескольких направлениях – это образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение и др. Необходимость  совершенствования каждой из этих отраслей очевидна и рассмотрение политики, проводимой в данном направлении  обязательно. Были, так же рассмотрены  тенденции финансирования основных направлений социальной сферы и  сделаны выводы о том, что одним  из основных направлений совершенствования  методики расчета норм и нормативов должно стать неукоснительное руководство  и исполнение действующих нормативных  правовых актов. А также увязка с  принимаемыми сегодня мерами по стабилизации социально-экономического положения  в стране, оздоровлению государственных  финансов и упорядочению расходов бюджетных  учреждений.

Расходы на обеспечение социальной политики не менее важны в бюджетном  финансировании. Таким образом, совершенствование  социальной помощи, социальной защиты населения, полномасштабная реализация государственной социальной помощи, эффективное использование финансовых ресурсов, направляемых на эти цели – это сложнейшая система организационных, экономических, методических и правовых мероприятий.

В третьей  части работы рассмотрены основные направления совершенствования  системы бюджетного финансирования на примере здравоохранения. Проанализирована перспектива введения подушегового финансирования по методу «затраты-результаты», указаны ее основные преимущества пере существующей системой.

Бюджетное финансирование является основной системой предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Изучение этого показателя необходимо для каждой страны.

 

Список  использованной литературы

 

1.Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-703 с.

 

2.Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»/ Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 703с.

 

3.Постановление Правительство Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2007года».

 

4.Александрова А., Колесник А., Якимович М. Методика мониторинга результативности услуг здравоохранения на муниципальном уровне. //Муниципальная экономика. 2006. №1.

 

5.Барцица И.Н., Бакушева В.В. Актуальные вопросы развития муниципальных образований. М.: РАГС. 2008.

 

6.Вифлеемский А.Б. Финансирование образования. //Экономика образования. 2008. №2(45).

 

7.Карпенко О.М., Бершадская М.Д. Доступность образования и финансовые возможности его получения. //Экономика образования. 2008. №1(44).

 

www.budgetrf.ru

2 Зотов В.Б. Система муниципального управления. СПб.: Питер. 2008. с. 252.

3 Тишин Е.В. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований. М.: РИЦ «Муниципальная власть». 2001.  с.26.

4 Тишин Е.В. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований. М.: РИЦ «Муниципальная власть». 2001.  с.32.

 


Информация о работе Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы