Основные направления современной бюджетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение основных направлений современной бюджетной политики.
Объектом работы является бюджетная политика.
Предметом работы является направления реализации бюджетной политики.
Задачами работы является:
- рассмотреть пути разработки программных бюджетов как современное направление повышения эффективности бюджетной политики;
- рассмотреть системный подход к формированию программного бюджета;
- изучить основные направления бюджетной политики на 2011 – 2013 годы и дальнейшую перспективу;
- изучить обеспечение сбалансированности государственного бюджета в современных условиях: проблемы и перспективы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ БЮДЖЕТОВ 5
1.1 Разработка программных бюджетов как современное направление повышения эффективности бюджетной политики 5
1.2 Системный подход к формированию программного бюджета 13
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ В 2011-2013 ГОДАХ 16
2.1 Основные направления бюджетной политики на 2011 – 2013 годы и дальнейшую перспективу 16
2.2 Обеспечение сбалансированности государственного бюджета в современных условиях: проблемы и перспективы 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

4473 (2).docx

— 256.43 Кб (Скачать файл)

Необходимо повысить эффективность  использования государственных  инвестиций. Наряду с задачами, за решение  которых полностью отвечает государство, они должны стать катализатором  для вложения средств частного сектора  в те сферы и проекты, где одновременно с использованием бюджетных средств  возможно и целесообразно привлечение  внебюджетных ресурсов. При этом стоит  более интенсивно использовать механизмы  государственночастного партнерства.

Следует активнее проводить  приватизацию федерального имущества, в том числе за счет крупных  инвестиционно привлекательных  компаний. Цель состоит не только в  увеличении поступления средств  в бюджет, но и в обеспечении  поддержки конкуренции и благоприятного инвестиционного климата, без которых  не приходится рассчитывать на масштабные улучшения в области модернизации и инновационного развития экономики.

Для повышения конкурентоспособности  российской продукции на внешнем  рынке необходимо активно использовать потенциал торговых представительств, совершенствовать систему предоставления экспортного кредитования, экспортного  страхования и государственных  гарантий. В первую очередь это  касается экспорта продукции высокотехнологичных  отраслей, атомного и энергетического  машиностроения, а также военной  техники.

Пятое. Повышение качества человеческого капитала.

Никакая модернизация не возможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без качественного  образования и постоянного профессионального  обучения.11

Необходимо стремиться к  росту научного потенциала нашей  страны, накоплению объектов интеллектуальной собственности, обеспечению в этих целях преемственности поколений  в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечения  и закрепления в ней молодежи.

Помимо развития собственных  научных школ, следует уделять  внимание привлечению высококвалифицированных  иностранных специалистов, а также  способствовать повышению квалификации российских специалистов в зарубежных учебных заведениях.

2.2 Обеспечение сбалансированности государственного бюджета в современных условиях: проблемы и перспективы

Мировой экономический кризис и его последствия продолжают оказывать дестабилизирующее воздействие  на финансовые системы развитых государств, и прежде всего на структуру бюджета. Значительный рост расходов, обусловленный  социальноэкономической составляющей, с одновременным снижением доходов  приводят к несбалансированности главного финансового плана государства  и появлению значительного бюджетного дефицита. Так, согласно федеральному закону о бюджете на ближайшие  три года, дефицит бюджета в 2011 г. запланирован в размере 1,814 триллиона  рублей (3,6% ВВП).

Таким образом, имеет место  нарушение одного из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, закрепленного ст. 33 Бюджетного кодекса РФ — принципа сбалансированности, который означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы  выплат из бюджета, связанных с источниками  финансирования дефицита бюджета и  изменением остатков на счетах по учету  средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета  уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера  дефицита бюджета.12

Соответственно, сбалансированность федерального и иного бюджета  предполагает обеспечение количественного  соответствия (равновесия) бюджетных  расходов источникам их финансирования. При этом современное развитие российского  бюджетного процесса позволяет говорить о том, что отечественная бюджетная  система перешла от дефицита кризисного, вызванного мировым экономическим  кризисом и падением мировых цен  на энергоносители (прежде всего нефть), к активному бюджетному дефициту, создаваемому искусственно при планировании бюджета. Отметим, что, по данным Министерства финансов, если в 2008 г. расходы консолидированного бюджета Российской Федерации составляли 33,8% ВВП, а в 2009 г. они выросли до 41,1% ВВП, то в 2010 г. произошло снижение до 34,3% ВВП, что, однако выше докризисного уровня. Правительство декларирует  невозможность отмены или снижения объемов финансирования реформ правоохранительных органов, армии, образования, здравоохранения  и др. бюджетно-зависимых сфер, несмотря на то, что доходов бюджета для покрытия данных расходов явно недостаточно.

С авторской точки зрения, увеличение расходов в кризис себя оправдало, однако государству на современном  этапе стабилизации экономики необходимо формирование эффективной бюджетно-налоговой политики, предусматривающей сокращение расходов в непроизводственной сфере, увеличение налогов или комбинацию этих мер. Ключевая составляющая бюджетных расходов должна быть прежде всего инновационно-инвестиционной и ориентированной на реальный сектор экономики.

К универсальным методам  обеспечения сбалансированности бюджета, направленным на расходы, относится  секвестирование расходов, которое  представляет собой равномерное  снижение расходов в соответствии с  уже уменьшившимися доходами бюджета. Секвестру подлежат все статьи бюджета, кроме стратегически важных «защищенных» статей, снижение финансирования которых  по сравнению с первоначально панируемым уровнем может привести к тяжелым последствиям, как для экономики страны, так и политической и социальной стабильности общества. Однако в современной бюджетной политике России данные меры отошли на второй план, объемы расходов правительство снижать не планирует.

Таким образом, в 2011 г. один из основных путей пополнения доходной части казны правительство видит  в значительном повышении налога на добычу полезных ископаемых (в части  налоговых ставок на добычу газа и  нефти). В частности, предусматривается  необходимость проиндексировать действующую  с 1 января 2007 г. ставку НДПИ на обессоленную, обезвоженную и стабилизированную  нефть (в размере 419 руб. за 1 т добытой  нефти) с учетом уровня ожидаемой  в 20122013 гг. инфляции, и установить с 1 января 2012 г. ставку налога в размере 446 руб. за 1 т добытой нефти, с 1 января 2013 г. — в размере 470 руб. за 1 т  добытой нефти.

Также предусматривается  индексация с 1 января 2011 г. ставки налога на добычу полезных ископаемых при  добыче горючего природного газа из всех видов месторождений углеводородного  сырья на 61%. Учитывая ожидаемый в 20122013 гг. уровень инфляции, Налоговый  кодекс РФ предусматривает установления размера ставки налога на добычу полезных ископаемых, на добычу горючего природного газа с 1 января 2012 г. в размере 251 руб., с 1 января 2013 г. — в размере 265 руб. (данная ставка была неизменной с 1 января 2006 г., в то время как оптовые  цены на газ за данный период, по оценке Министерства финансов. увеличились  в 2,12 раза).

По прогнозам Правительства  РФ, повышение ставок НДПИ на газ  на 61% позволит привлечь в бюджет в 2011 г. 51,3 млрд. руб., в 2012 г. — 60,4 млрд. руб., в 2013 г. — 69,1 млрд. руб. В 2012 г. будет увеличен НДПИ на нефть на 6,5%. Это, в свою очередь, поможет, по оценкам Правительства, привлечь в бюджет 78,2 млрд. руб. Дополнительная индексация ставки налога в 2013 г. на 5,4% даст суммарно за два года дополнительные доходы бюджета в размере 146 млрд. руб. Кроме того, будут повышены таможенные пошлины на нефть, нефтепродукты, медь, никель, что в сумме принесет бюджету  в 2011 г. 143 млрд. рублей. В целом все  эти меры в следующем году принесут, по оценкам Министерства финансов, федеральному бюджету 255 млрд. рублей.

Представляется, что данные меры являются обусловленными общей  экономической и финансовой политикой  государства. Основная масса администрируемых Федеральной налоговой службой  доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями именно за счет налога на добычу полезных ископаемых (рис. 2).

Рис. 2  Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов  федерального бюджета Российской Федерации за 20062011 гг.

При этом использование этого  источника доходов приводит к  проведению циклической бюджетной  политики: в периоды высоких мировых  цен на нефть в условиях избытка  бюджетных средств они могут  быть направлены на финансирование недостаточно обоснованных проектов, в периоды  неблагоприятной конъюнктуры возникает  высокая социальная напряженность, ухудшаются налоговые условия. В  целом эффективность использования  ресурсов бюджетной системы оказывается  крайне низкой.13

В условиях, когда федеральный  бюджет почти наполовину формируется  за счет «нефте-доходов», а без них имеет дефицит в 10% ВВП, у государства практически нет иного источника формирования бюджета и финансирования модернизации. Однако рост налога на добычу полезных ископаемых с одновременным повышением акцизов на нефтепродукты (Президент РФ Д.А. Медведев одобрил предложение правительства по увеличению акцизов на бензин на 1 руб./литр в 20112013 гг. ежегодно) повлечет за собой рост себестоимости товарных перевозок, что, в свою очередь, обусловливает значительный рост цен и прирост инфляции издержек, покупательная способность населения снизится, и все это в итоге отрицательно скажется на темпах экономического роста. Представляется, что данная мера, несмотря на кажущуюся легкость реализации, может повлечь за собой негативные последствия для финансовой и экономической системы страны в целом.

Кроме того, с 2011 г. в целях  сокращения дефицита российского бюджета  будут существенно изменены принципы формирования доходов внебюджетных фондов. Так, в соответствии с федеральным  законом от 24 июля 2009 г. № 212ФЗ «О страховых  взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования  Российской Федерации, Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования», для организаций  и предпринимателей, применяющих  общую систему налогообложения, упрощенную систему налогообложения  и переведенных на уплату единого  налога на вмененный доход, налоговая  нагрузка (сумма всех страховых взносов) составляет 34%.

С 1 января 2011 г. ставка страховых  взносов, которые работодатель платит от фонда оплаты труда, повышается. Увеличение страховых взносов с 26% до 34% (а для предпринимателей —  с 14%), которое вводится в действие в 2011 г., обусловлено прежде всего  тем, что дефицит Пенсионного  фонда РФ составляет примерно 30%. Финансовое состояние фонда ухудшилось в  еще большей степени в связи  с тем, что в 2010 г. было принято  решение увеличить размер средней  пенсии до уровня выше 8,5 тыс. рублей. Для  устранения дефицита внебюджетных фондов государство и было вынуждено  пойти на увеличение страховых взносов, заменивших единый социальный налог. В  результате общая фискальноналоговая нагрузка на работодателя увеличивается  в этом году от 8% до 20% от фонда оплаты труда (в зависимости от типа используемого  налогообложения). При этом 26% зарплатного  фонда пойдет на пенсионное (в настоящее  время 20%), а 8% — на социальное и медицинское  страхование (сейчас 6%). Таким образом, и без того одна из самых высоких  в мире ставок социальных налогов  станет еще выше. Для сравнения: в  Южной Корее взносы на пенсионное обеспечение составляли 9%, в Канаде  9,9%, в Японии  14,64%, в США  15,3%, во Франции  16,65%, в Германии  19,9%. Кроме того, в большинстве стран  эти отчисления разделены между  работником и работодателем.

В связи с тем, что Президент  РФ в своем послании Федеральному Собранию заявил о необходимости  снизить взносы для малых предприятий  производственной и социальной сферы, был разработан перечень льготных видов деятельности (строительство, производство мебели, пищевых продуктов, безалкогольных напитков, игрушек и др.) для компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения. При этом льготный вид деятельности должен быть у них основным (удельный вес выпущенной продукции или оказанных услуг должен составлять не менее 70%). Взносы для льготной категории снижаются исключительно за счет взносов в Пенсионный фонд: он будет составлять не 26%, как у большинства плательщиков, а 18%. Тарифы взносов в Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования будут такими же, как и для других компаний. Подобные меры следует рассматривать как экономически обоснованные и способствующие поддержке малого бизнеса в современных условиях. Однако опыт российского предпринимательства позволяет спрогнозировать уход работодателей от уплаты повышенных социальных взносов в 2011 г. Одной из возможных представляется схема «перевода» сотрудников из штата компаний в частные предприниматели. В настоящее время максимальные социальные взносы с одного работника составляют 107,9 тыс. рублей в год (26% от 415 тыс.), тогда как платеж по страховым взносам индивидуальных предпринимателей — менее 10,4 тыс. рублей (20% от минимального размера оплаты труда за год). Очевидно, что даже с учетом роста процентных отчислений от фонда оплаты труда в 2011 г. данная пропорция сохранится.

Среди планируемых изменений  действующей системы налогообложения  с целью повышения доходов  бюджета следует отметить следующее. Министерство финансов выступило с  инициативой отмены единого налога на вмененный доход, и проект закона предполагает, что отменять данный специальный налоговый режим  необходимо в два этапа: в 2012 г. предлагается сократить список видов деятельности, при которых разрешено применять  единый налог на вмененный доход, исключив из него торговлю, услуги и  ряд других, а с 1 января 2014 г. отменить единый налог на вмененный доход  полностью. Таким образом, налоговое  бремя на отдельные субъекты малого бизнеса уже со следующего 2012 г. может  увеличиться. Эти компании перейдут либо на общую систему налогообложения, либо на другие, менее льготные режимы, если это технически и организационно возможно. В любом случае для бизнеса  это означает кратное повышение  налоговых выплат, что соответственно вызовет повышение цен для  потребителей их продукции.14

Одним из основных направлений  налоговой политики является увеличение налогового бремени населения посредством  введения налога на недвижимость, определяемого  исходя из рыночной стоимости земельных  участков и иного недвижимого  имущества физических лиц (планируется  введение данного налога в 2013 г.), однако данный законопроект еще находится  на разработке в Минэкономразвития  и, очевидно, претерпит значительные изменения, в связи с чем спрогнозировать  его воздействие на финансовую систему  в настоящее время не представляется возможным.

Информация о работе Основные направления современной бюджетной политики