Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:25, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение основных направлений современной бюджетной политики.
Объектом работы является бюджетная политика.
Предметом работы является направления реализации бюджетной политики.
Задачами работы является:
- рассмотреть пути разработки программных бюджетов как современное направление повышения эффективности бюджетной политики;
- рассмотреть системный подход к формированию программного бюджета;
- изучить основные направления бюджетной политики на 2011 – 2013 годы и дальнейшую перспективу;
- изучить обеспечение сбалансированности государственного бюджета в современных условиях: проблемы и перспективы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ БЮДЖЕТОВ 5
1.1 Разработка программных бюджетов как современное направление повышения эффективности бюджетной политики 5
1.2 Системный подход к формированию программного бюджета 13
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ В 2011-2013 ГОДАХ 16
2.1 Основные направления бюджетной политики на 2011 – 2013 годы и дальнейшую перспективу 16
2.2 Обеспечение сбалансированности государственного бюджета в современных условиях: проблемы и перспективы 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Необходимо повысить эффективность использования государственных инвестиций. Наряду с задачами, за решение которых полностью отвечает государство, они должны стать катализатором для вложения средств частного сектора в те сферы и проекты, где одновременно с использованием бюджетных средств возможно и целесообразно привлечение внебюджетных ресурсов. При этом стоит более интенсивно использовать механизмы государственночастного партнерства.
Следует активнее проводить
приватизацию федерального имущества,
в том числе за счет крупных
инвестиционно привлекательных
компаний. Цель состоит не только в
увеличении поступления средств
в бюджет, но и в обеспечении
поддержки конкуренции и
Для повышения
Пятое. Повышение качества человеческого капитала.
Никакая модернизация не возможна
без квалифицированных
Необходимо стремиться к
росту научного потенциала нашей
страны, накоплению объектов интеллектуальной
собственности, обеспечению в этих
целях преемственности
Помимо развития собственных
научных школ, следует уделять
внимание привлечению
Мировой экономический кризис
и его последствия продолжают
оказывать дестабилизирующее
Таким образом, имеет место
нарушение одного из основополагающих
принципов формирования и исполнения
бюджета, закрепленного ст. 33 Бюджетного
кодекса РФ — принципа сбалансированности,
который означает, что объем предусмотренных
бюджетом расходов должен соответствовать
суммарному объему доходов бюджета
и поступлений источников финансирования
его дефицита, уменьшенных на суммы
выплат из бюджета, связанных с источниками
финансирования дефицита бюджета и
изменением остатков на счетах по учету
средств бюджетов. При составлении,
утверждении и исполнении бюджета
уполномоченные органы должны исходить
из необходимости минимизации
Соответственно, сбалансированность федерального и иного бюджета предполагает обеспечение количественного соответствия (равновесия) бюджетных расходов источникам их финансирования. При этом современное развитие российского бюджетного процесса позволяет говорить о том, что отечественная бюджетная система перешла от дефицита кризисного, вызванного мировым экономическим кризисом и падением мировых цен на энергоносители (прежде всего нефть), к активному бюджетному дефициту, создаваемому искусственно при планировании бюджета. Отметим, что, по данным Министерства финансов, если в 2008 г. расходы консолидированного бюджета Российской Федерации составляли 33,8% ВВП, а в 2009 г. они выросли до 41,1% ВВП, то в 2010 г. произошло снижение до 34,3% ВВП, что, однако выше докризисного уровня. Правительство декларирует невозможность отмены или снижения объемов финансирования реформ правоохранительных органов, армии, образования, здравоохранения и др. бюджетно-зависимых сфер, несмотря на то, что доходов бюджета для покрытия данных расходов явно недостаточно.
С авторской точки зрения, увеличение расходов в кризис себя оправдало, однако государству на современном этапе стабилизации экономики необходимо формирование эффективной бюджетно-налоговой политики, предусматривающей сокращение расходов в непроизводственной сфере, увеличение налогов или комбинацию этих мер. Ключевая составляющая бюджетных расходов должна быть прежде всего инновационно-инвестиционной и ориентированной на реальный сектор экономики.
К универсальным методам обеспечения сбалансированности бюджета, направленным на расходы, относится секвестирование расходов, которое представляет собой равномерное снижение расходов в соответствии с уже уменьшившимися доходами бюджета. Секвестру подлежат все статьи бюджета, кроме стратегически важных «защищенных» статей, снижение финансирования которых по сравнению с первоначально панируемым уровнем может привести к тяжелым последствиям, как для экономики страны, так и политической и социальной стабильности общества. Однако в современной бюджетной политике России данные меры отошли на второй план, объемы расходов правительство снижать не планирует.
Таким образом, в 2011 г. один из
основных путей пополнения доходной
части казны правительство
Также предусматривается
индексация с 1 января 2011 г. ставки налога
на добычу полезных ископаемых при
добыче горючего природного газа из всех
видов месторождений
По прогнозам Правительства РФ, повышение ставок НДПИ на газ на 61% позволит привлечь в бюджет в 2011 г. 51,3 млрд. руб., в 2012 г. — 60,4 млрд. руб., в 2013 г. — 69,1 млрд. руб. В 2012 г. будет увеличен НДПИ на нефть на 6,5%. Это, в свою очередь, поможет, по оценкам Правительства, привлечь в бюджет 78,2 млрд. руб. Дополнительная индексация ставки налога в 2013 г. на 5,4% даст суммарно за два года дополнительные доходы бюджета в размере 146 млрд. руб. Кроме того, будут повышены таможенные пошлины на нефть, нефтепродукты, медь, никель, что в сумме принесет бюджету в 2011 г. 143 млрд. рублей. В целом все эти меры в следующем году принесут, по оценкам Министерства финансов, федеральному бюджету 255 млрд. рублей.
Представляется, что данные меры являются обусловленными общей экономической и финансовой политикой государства. Основная масса администрируемых Федеральной налоговой службой доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями именно за счет налога на добычу полезных ископаемых (рис. 2).
Рис. 2 Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета Российской Федерации за 20062011 гг.
При этом использование этого
источника доходов приводит к
проведению циклической бюджетной
политики: в периоды высоких мировых
цен на нефть в условиях избытка
бюджетных средств они могут
быть направлены на финансирование недостаточно
обоснованных проектов, в периоды
неблагоприятной конъюнктуры
В условиях, когда федеральный бюджет почти наполовину формируется за счет «нефте-доходов», а без них имеет дефицит в 10% ВВП, у государства практически нет иного источника формирования бюджета и финансирования модернизации. Однако рост налога на добычу полезных ископаемых с одновременным повышением акцизов на нефтепродукты (Президент РФ Д.А. Медведев одобрил предложение правительства по увеличению акцизов на бензин на 1 руб./литр в 20112013 гг. ежегодно) повлечет за собой рост себестоимости товарных перевозок, что, в свою очередь, обусловливает значительный рост цен и прирост инфляции издержек, покупательная способность населения снизится, и все это в итоге отрицательно скажется на темпах экономического роста. Представляется, что данная мера, несмотря на кажущуюся легкость реализации, может повлечь за собой негативные последствия для финансовой и экономической системы страны в целом.
Кроме того, с 2011 г. в целях
сокращения дефицита российского бюджета
будут существенно изменены принципы
формирования доходов внебюджетных
фондов. Так, в соответствии с федеральным
законом от 24 июля 2009 г. № 212ФЗ «О страховых
взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования
и территориальные фонды
С 1 января 2011 г. ставка страховых взносов, которые работодатель платит от фонда оплаты труда, повышается. Увеличение страховых взносов с 26% до 34% (а для предпринимателей — с 14%), которое вводится в действие в 2011 г., обусловлено прежде всего тем, что дефицит Пенсионного фонда РФ составляет примерно 30%. Финансовое состояние фонда ухудшилось в еще большей степени в связи с тем, что в 2010 г. было принято решение увеличить размер средней пенсии до уровня выше 8,5 тыс. рублей. Для устранения дефицита внебюджетных фондов государство и было вынуждено пойти на увеличение страховых взносов, заменивших единый социальный налог. В результате общая фискальноналоговая нагрузка на работодателя увеличивается в этом году от 8% до 20% от фонда оплаты труда (в зависимости от типа используемого налогообложения). При этом 26% зарплатного фонда пойдет на пенсионное (в настоящее время 20%), а 8% — на социальное и медицинское страхование (сейчас 6%). Таким образом, и без того одна из самых высоких в мире ставок социальных налогов станет еще выше. Для сравнения: в Южной Корее взносы на пенсионное обеспечение составляли 9%, в Канаде 9,9%, в Японии 14,64%, в США 15,3%, во Франции 16,65%, в Германии 19,9%. Кроме того, в большинстве стран эти отчисления разделены между работником и работодателем.
В связи с тем, что Президент РФ в своем послании Федеральному Собранию заявил о необходимости снизить взносы для малых предприятий производственной и социальной сферы, был разработан перечень льготных видов деятельности (строительство, производство мебели, пищевых продуктов, безалкогольных напитков, игрушек и др.) для компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения. При этом льготный вид деятельности должен быть у них основным (удельный вес выпущенной продукции или оказанных услуг должен составлять не менее 70%). Взносы для льготной категории снижаются исключительно за счет взносов в Пенсионный фонд: он будет составлять не 26%, как у большинства плательщиков, а 18%. Тарифы взносов в Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования будут такими же, как и для других компаний. Подобные меры следует рассматривать как экономически обоснованные и способствующие поддержке малого бизнеса в современных условиях. Однако опыт российского предпринимательства позволяет спрогнозировать уход работодателей от уплаты повышенных социальных взносов в 2011 г. Одной из возможных представляется схема «перевода» сотрудников из штата компаний в частные предприниматели. В настоящее время максимальные социальные взносы с одного работника составляют 107,9 тыс. рублей в год (26% от 415 тыс.), тогда как платеж по страховым взносам индивидуальных предпринимателей — менее 10,4 тыс. рублей (20% от минимального размера оплаты труда за год). Очевидно, что даже с учетом роста процентных отчислений от фонда оплаты труда в 2011 г. данная пропорция сохранится.
Среди планируемых изменений
действующей системы
Одним из основных направлений налоговой политики является увеличение налогового бремени населения посредством введения налога на недвижимость, определяемого исходя из рыночной стоимости земельных участков и иного недвижимого имущества физических лиц (планируется введение данного налога в 2013 г.), однако данный законопроект еще находится на разработке в Минэкономразвития и, очевидно, претерпит значительные изменения, в связи с чем спрогнозировать его воздействие на финансовую систему в настоящее время не представляется возможным.
Информация о работе Основные направления современной бюджетной политики