Основные задачи и методы управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение темы «Управление финансами в условиях рыночных отношений».
Соответственно задачами курсовой работы будут рассмотрение следующих вопросов:
- понятие управления финансами, а именно системы управления финансами, основные задачи и методы управления финансами и организация финансовой системы;
- правовое обеспечение системы управления финансами, то есть правовое оформление финансовых отношений и роль финансового права в управлении финансами и основные правовые акты

Содержание работы

1. Основные задачи и методы управления финансами………………………………………………….2
1.1. Сущность управления финансами, цели и задачи……………………………………………..2
1.2. Объекты управления……………………………………………………………………………………….2
1.3. Субъекты управления………………………………………………………………………………………8
1.4. Основные методы и формы управления финансами. ……………………………………10
2. Государственные органы управления финансами…………………………………………….16
2.1. Высшие органы государственной власти управления финансами. …………………..16
2.2. Управление бюджетным процессом……………………………………………………………….18
2.3. Управление государственным долгом…………………………………………………………..…23
2.4. Управление налогообложением……………………………………………………………………..23
3. Министерство финансов и другие ведомствауправления финансами. …………..…25
4. Финансовый менеджмент…………………………………………………………………………………30
4.1 Финансовый механизм. Сущность финансового менеджмента. Основные цели,
функции, задачи и методы финансового менеджмента. …………………………………..30
4.2. Управление капиталом – максимальная прибыль и минимальный риск. ……..…35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ(ВЫВОДЫ)……………………………………………………………………46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………..47

Файлы: 1 файл

финансы курсовая.docx

— 126.91 Кб (Скачать файл)

социальное и материально-техническое  обеспечение отдельных ведомств). В

третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.

Как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать  на

финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные  ценные

бумаги с целью получения  дохода и увеличения финансовых ресурсов.

     Государственный кредит  выражает кредитные отношения  между государством, в

лице органов исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны,

хозяйствующими субъектами, физическими  лицами, нерезидентами и иностранными

государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов

или гарантийного обеспечения.

Дополнительные финансовые ресурсы  государство привлекает путем продажи  на

финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов

государственных ценных бумаг. Государственный  кредит используется также в

целях стабилизации денежного обращения  в стране.

Государственный кредит функционирует  в следующих формах: государственные  займы,

гарантированные займы. Государственные  займы осуществляются путем

эмиссии и размещения ценных бумаг, получения иностранного кредита. В  форме

условного государственного долга  выступают гарантированные обязательства 

федерального правительства под  кредиты, получаемые органами исполнительной

власти субъектов РФ либо хозяйствующими субъектами.

В соответствии с уровнем государственного управления финансовые

отношения внутри  звеньев сферы  государственных финансов делятся  на подзвенья:

·        федеральные  финансы

·        финансы субъектов  РФ

·        местные финансы

     Финансы предприятий  различных форм собственности,  являясь основой единой

финансовой системы страны, обслуживают  процесс создания и распределения

общественного продукта и национального  дохода.

Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные  с

образованием и распределением денежных доходов и накоплений и  их

использование на выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой и

финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному

обслуживанию и материальному  стимулированию работающих.

Финансы хозяйствующих субъектов  можно выделить в подзвенья:

·        финансы коммерческих предприятий и организаций

·        финансы некоммерческих организаций

Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов  имеет свою

специфику, связанную с формой организации  предпринимательской деятельности,

формированием доходов и расходов, владения имуществом, выполнением

обязательств, налогообложением.

Финансовые ресурсы предприятий  представляют собой денежные доходы и

накопления (собственные средства), а также денежные поступления  извне

(привлеченные и заемные средства), используемые ими для производства  и

реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала и рабочей  силы.

Финансовые отношения предприятий  состоят из четырех групп:

-        отношения  с другими предприятиями и  организациями;

-        внутри предприятия;

-        внутри объединений,  предприятий, которые включают  отношения с

вышестоящей организацией; внутри финансово-промышленных групп, а также

холдинга;

-        с финансово-кредитной  системой – бюджетами и внебюджетными  фондами,

банками, страхованием, биржами, различными фондами.

От состояния финансов предприятий  зависит обеспеченность централизованных

денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование

финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции  не

исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

     Страхование – это  совокупность особых замкнутых  перераспределительных

отношений между его участниками  по поводу формирования за счет денежных взносов

целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба,

нанесенного субъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных

доходах в связи с последствиями  происшедших страховых случаев.

Финансы страхования связаны с  перераспределением денежных средств,

поступающих от физических и юридических  лиц. Ущерб по страховым случаям

раскладывается между участниками  страхования.

По различиям в объектах страхования  страховые отношения можно поделить на

пять групп:

·        социальное;

·        личное;

·        имущественное;

·        страхование  ответственности;

·        страхование  предпринимательских рисков.

В социальном страховании в качестве объекта выступает уровень дохода

граждан и включает в себя страхование  пенсий, пособий, льгот. При личном

страховании объектом является жизнь, здоровье и трудоспособность – страхование

жизни и страхование от несчастных случаев. Объектом страхования

ответственности выступает обязанность  страхователей выполнять договорные

условия по поставкам продукции, погашению  задолженности кредиторам или

возмещению материального и  иного ущерба, если он был нанесен  другими лицами.

При страховании ответственности  возмещение ущерба  производит страховая

организация. В страховании предпринимательских  рисков объектом является

риск неполучения прибыли или  образования убытка (страхование  на случай снижения

оговоренного уровня рентабельности или дохода, страхование от простоев

оборудования и др.)

Страхование проводится в обязательной и добровольной форме.

Оптимальное сочетание обязательного  и добровольного страхования  позволяет

сформировать  систему страхования, обеспечивающую универсальный объем  страховой

защиты общественного производства.

     1.3.           Субъекты управления.

Субъектами общего управления финансами  в Российской Федерации являются высшие

федеральные органы власти – Президент  РФ, Федеральное Собрание РФ,

Правительство РФ.

Президент РФ – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает

бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое

Федеральным Собранием.

Федеральное Собрание РФ (состоит  из двух палат: Совет Федерации и

Государственная Дума) – устанавливает  налоги, сборы, неналоговые платежи,

утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство

(Бюджетный и Налоговые кодексы  и др.)

Правительство РФ – рассматривает  федеральный бюджет, выступает как  единый

центр управления финансами. Центральным  органом, осуществляющим реализацию

финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает

единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует

деятельность других федеральных  органов исполнительной власти.

Министерство финансов РФ (МФ РФ):

-        осуществляет  методическое руководство в сфере  финансового

планирования и финансирования отраслей хозяйства;

-        развивает  бюджетный федерализм;

-        разрабатывает  проект федерального бюджета;

-        составляет  отчет о выполнении федерального  бюджета;

-        составляет  консолидированный бюджет;

На Министерство финансов возложены  следующие функции:

-        участие в  разработке прогнозов социально-экономического  развития РФ

на долгосрочный период, среднесрочную  и краткосрочную перспективы;

-        подготавливает  предложения и реализует мероприятия  по

совершенствованию бюджетной системы  и механизма межбюджетных отношений

-        участвует  в подготовке предложений по  основным направлениям

кредитно-денежной политики;

-        проведение  мероприятий по контролю за  целевым исполнением

федерального бюджета и за исполнением  целевых средств бюджета;

Министерство по налогам и сборам РФ (МНС РФ) и Федеральная служба налоговой

полиции (ФСНП РФ) осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой

и своевременностью внесения в соответствующий  бюджет государственных налогов

и других платежей, установленных  Российской Федерацией; МНС РФ также

осуществляет валютный контроль.

Федеральная комиссия по ценным бумагам  контролирует деятельность участников

фондового рынка, способствуя тем  самым увеличению поступлений в  бюджетный

фонд.

Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным

органом реализации денежно-кредитной  политики.

ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным  казначейством кассовое исполнение

бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

Счетная палата Российской Федерации  – это специальный контрольный  орган,

который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и

контроль за расходованием федеральных  денежных средств. Счетная палата

независима от Правительства и  подотчетна Федеральному собранию.

Субъектом оперативного управления финансами  является финансовый аппарат: МФ

РФ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые  органы и

таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов,

финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также

банки.

     1.4.           Основные методы и формы управления финансами.

Субъекты управления используют в  каждой сфере и в каждом звене  финансовых

отношений специфические методы целенаправленного  воздействия на финансы.

Вместе с тем им присущи  и  единые приемы и способы управления.

Конкретными методами и формами  управления финансами служат:

-       финансовое планирование;

-       прогнозирование;

-       программирование;

-       финансовое регулирование;

-       оперативное  управление;

-       финансовый контроль;

     Финансовое планирование  занимает важное место в системе  управления

финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне

оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых

ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие

решения в процессе планирования принимаются  на основе анализа финансовой

информации, которая в связи  с этим должна быть достаточно полной и достоверной.

Достоверность и своевременность  получения информации обеспечивают принятие

обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской,

статистической и оперативной  отчетности.

Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование –

это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых

ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное соотношение между

финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами,

Информация о работе Основные задачи и методы управления финансами