Основные задачи и методы управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение темы «Управление финансами в условиях рыночных отношений».
Соответственно задачами курсовой работы будут рассмотрение следующих вопросов:
- понятие управления финансами, а именно системы управления финансами, основные задачи и методы управления финансами и организация финансовой системы;
- правовое обеспечение системы управления финансами, то есть правовое оформление финансовых отношений и роль финансового права в управлении финансами и основные правовые акты

Содержание работы

1. Основные задачи и методы управления финансами………………………………………………….2
1.1. Сущность управления финансами, цели и задачи……………………………………………..2
1.2. Объекты управления……………………………………………………………………………………….2
1.3. Субъекты управления………………………………………………………………………………………8
1.4. Основные методы и формы управления финансами. ……………………………………10
2. Государственные органы управления финансами…………………………………………….16
2.1. Высшие органы государственной власти управления финансами. …………………..16
2.2. Управление бюджетным процессом……………………………………………………………….18
2.3. Управление государственным долгом…………………………………………………………..…23
2.4. Управление налогообложением……………………………………………………………………..23
3. Министерство финансов и другие ведомствауправления финансами. …………..…25
4. Финансовый менеджмент…………………………………………………………………………………30
4.1 Финансовый механизм. Сущность финансового менеджмента. Основные цели,
функции, задачи и методы финансового менеджмента. …………………………………..30
4.2. Управление капиталом – максимальная прибыль и минимальный риск. ……..…35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ(ВЫВОДЫ)……………………………………………………………………46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………..47

Файлы: 1 файл

финансы курсовая.docx

— 126.91 Кб (Скачать файл)

остающимися в руках хозяйствующих  субъектов. Пропорциональность –

рациональное соотношение между  величиной дохода до уплаты налога и после уплаты

по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство

через увеличение или уменьшение этого  соотношения может стимулировать  либо

ограничивать их развитие.

Финансовое планирование представляет собой составную часть

народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана

социально-экономического развития, направлено на координацию деятельности

всех органов финансовой системы.

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов,

получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств

конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих

финансовых планах, которые объединены в единую систему.

Финансовые планы имеют все  звенья финансовой системы, причем форма

финансового плана, состав его показателей  отражают специфику соответствующего

звена финансовой системы. Так, предприятия  и организации, функционирующие  на

коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения,

осуществляющие некоммерческую деятельность,  – сметы; общественные

объединения, страховые компании –  финансовые планы; органы государственной

власти – бюджеты различных  уровней.

Конкретные задачи финансового  планирования определяются финансовой политикой.

Это определение объема денежных средств  и их источников, необходимых для

выполнения плановых заданий; выявление  резервов роста доходов, экономии в

расходах; установление оптимальных  пропорций в распределении средств  между

централизованными и децентрализованными  фондами.

     Финансовое прогнозирование  – предвидение возможного финансового

положения, обоснование показателей  финансовых планов. Финансовое

прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает

концепцию финансовой политики на определенный период развития. Целью

финансового прогнозирования является определение реально возможного объема

финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в

прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют наметить разные варианты развития и

совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой

политики.

Финансовое прогнозирование  предполагает применение различных методов:

-       построение эконометрических  моделей, описывающих динамику  показателей

финансовых планов в зависимости  от факторов, определяющих или влияющих на

экономические процессы;

-       корреляционно-регрессионный  анализ;

-       метод экспертной  оценки.

     Финансовое программирование  – метод финансового планирования,

использующий программно-целевой  подход, в основе которого заложены четко

сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

-       установление  приоритетов расходов по направлениям;

-       повышение эффективности  расходования средств;

-       прекращение  финансирования в соответствии  с выбором альтернативного

варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов

(ресурсных). При этом учитываются  не только масштабы, значение  и сложность

достижения цели, но и размеры  имеющихся заделов, ожидаемый суммарный  эффект,

потенциальные потери от недостижения цели.

     Финансовое регулирование  социально-экономических процессов  представляет

собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов

финансовых отношений в целях  корректировки параметров воспроизводства.

Субъектами финансового регулирования  выступают государственные структуры, а

объектами – доходы и расходы  участников общественной системы.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана  с

установлением пропорций распределения  накопления, обеспечивающих максимально

возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и  на

микроуровне.

Финансовыми регуляторами рыночного  хозяйства являются:

-       налоги и неналоговые  платежи в бюджет;

-       финансовые льготы  и санкции;

-       общие и целевые  субсидии;

-       доходы и расходы  внебюджетных фондов;

-       доходы и расходы  государственных предприятий и  организаций.

Финансовому воздействию присущи  прямые, косвенные и смешанные  формы

регулирования.

Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью  взимания

прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или

пониженных ставок налогов и  платежей в бюджет и в централизованные

внебюджетные фонды; при изменении  нормативов государственных расходов; в

результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой

дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов

воспроизводства и рыночную конъюнктуру.

К косвенным формам регулирования  относится: косвенное государственное

налогообложение и осуществление  текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового  воздействия выделяются: местные  налоги,

система неналоговых платежей в  бюджет, льготное налогообложение и  льготное

финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы

образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов

государственных предприятий и  организаций.

     Оперативное управление  финансами связано с осуществлением  практических

действий по выполнению финансового  плана, внесению корректив в его  показатели с

учетом новых хозяйственных  обстоятельств, изысканию иных источников

формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на

основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель

получения максимального эффекта  при минимуме затрат с помощью  перераспределения

финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к

маневрированию финансовыми ресурсами  с целью решения вновь возникающих  задач.

Оперативное управление финансами  – главная функция аппарата финансовой

системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти,

дирекций внебюджетных фондов, страховых  организаций, финансовых служб

предприятий.

     Финансовый контроль, с одной стороны – одна из  завершающих стадий

управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием

эффективности управления ими.

Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции  финансов,

представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением  финансово-

экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе

формирования и использования  денежных фондов на макро- и микроуровне  с целью

обеспечения целесообразности и эффективности  финансово-хозяйственных

операций.

     Объектом финансового  контроля являются денежные отношения,

перераспределительные процессы при  формировании и использовании финансовых

ресурсов, в том числе в форме  денежных фондов на всех уровнях и  во всех звеньях

хозяйства.

Финансовый контроль включает:

-проверку соблюдения экономических  законов (оптимальности распределения  и

перераспределения национального  дохода);

-составления и исполнения бюджетного  плана (бюджетный контроль);

-эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов

предприятий и организаций, бюджетных  учреждений;

-налоговый контроль.

Финансовый контроль преследует следующие  задачи:

-содействие сбалансированности  между потребностью в финансовых  ресурсах и

размерами денежных фондов;

-обеспечение своевременности и  полноты выполнения финансовых  обязательств

перед государственным бюджетом;

-выявление внутрипроизводственных  резервов увеличения финансовых  ресурсов.

Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень

организации учета в стране –  бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная

документация – главный объект финансового контроля. Успешное и  эффективное

проведение финансового контроля зависит от уровня организации и  видов

контроля, форм и методов его  проведения.

В зависимости от субъектов контроля, осуществляющих финансовый контроль,

различают следующие его виды:

·  общегосударственный контроль, проводится органами государственной

власти. Главная цель – обеспечить интересы государства и общества по

поступлению доходов и при расходовании государственных средств;

·  ведомственный контроль, осуществляется контрольно-ревизионными

управлениями, другими структурами  министерств и ведомств, охватывает

деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;

·  внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми

службами предприятий и организаций. Объект контроля – хозяйственная  и

финансовая деятельность;

·  общественный контроль осуществляют неправительственные организации.

Объект контроля зависит от стоящих  перед ними задач;

·  независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими

фирмами и другими службами.

К методам финансового контроля относятся:

-Проверка производится по отдельным  вопросам финансово-хозяйственной

деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе

проверки выявляются нарушения  финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по

их устранению.

-Обследование охватывает отдельные  стороны деятельности предприятий,

организаций и учреждений.

-Надзор проводится контролирующими  органами за экономическими субъектами,

получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую,

банковскую и др. Он предполагает контроль за соблюдением нормативов и правил.

-Экономический анализ, как разновидность  финансового контроля, имеет

целью детальное изучение периодической  или годовой финансовой и бухгалтерской

отчетности с целью общей  оценки результатов хозяйственной  деятельности,

финансового состояния и обоснования  возможностей их эффективного использования.

-Ревизия – наиболее распространенная  форма финансового контроля,

представляющая собой взаимосвязанный  комплекс проверок финансово-хозяйственной

деятельности предприятий, учреждений и организаций. Ревизия проводится для

установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности

совершенных хозяйственных операций, проверки финансовой дисциплины,

Информация о работе Основные задачи и методы управления финансами