Основы финансирования сферы образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 22:27, реферат

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании принципов финансирования системы образования Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
дать общую характеристику системы образования и рассмотреть источники ее финансирования;
рассмотреть принципы организации финансирования расходов федеральных бюджетов на образование;
выявить основные проблемы бюджетного финансирования образования и предложить рекомендации по их решению.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1. Основы финансирования системы образования…………………………………..……………4
1.1. Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования……....4
1.2. Организация финансирования расходов федеральных бюджетов на образование…....6
2. Проблемы бюджетного финансирования системы образования………………………...…..10
2.1. Анализ бюджетных расходов на образование…………………………..………………10
2.2. Основные проблемы бюджетного финансирования образования…………..…………13
2.3. Предложения по решению проблем бюджетного финансирования…………...………17
Заключение……………………………………………………………………………...………….19
Список используемой литературы…………………………………………………….………….20

Файлы: 1 файл

Финансы - Основы финансирования сферы образования в РФ.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………………………..3

1. Основы финансирования  системы образования…………………………………..……………4

1.1. Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования……....4

1.2. Организация финансирования расходов федеральных бюджетов на образование…....6

2. Проблемы бюджетного  финансирования системы образования………………………...…..10

2.1. Анализ бюджетных расходов на образование…………………………..………………10

2.2. Основные проблемы бюджетного финансирования образования…………..…………13

2.3. Предложения по решению проблем бюджетного финансирования…………...………17

Заключение……………………………………………………………………………...………….19

Список используемой литературы…………………………………………………….………….20

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В качестве темы данной работы выбрана тема «Основы  финансирования сферы образования в РФ».

Данная тема представляется актуальной по следующим  причинам:

Образование –  одна из важнейших социальных сфер, на которую расходуются значительные государственные средства. Однако вопрос о научно обоснованных потребностях сферы образования в финансировании остается открытым.

Необходимость улучшения  модели финансирования системы образования  связана, прежде всего, с тем, что  действующие сегодня подходы  к управлению финансовыми потоками не обеспечивают эффективности расходов этих учреждений. Это происходит из-за отсутствия зависимости между масштабами и качеством оказываемых образовательных услуг и объемами их финансирования.

Однако даже при нынешнем недостаточном финансировании у  российской системы образования  есть резервы, которые можно использовать для повышения ее эффективности. По мнению отечественных аналитиков, они кроются в возможностях осуществления структурных реформ, предусматривающих пересмотр принципов нормирования финансирования образования, рационализацию бюджетных расходов и оптимизацию внебюджетного финансирования. Действующее сегодня бюджетное законодательство позволяет реализовать указанные направления реформирования.

Таким образом, проблема эффективности  финансирования системы образования  заслуживает особого внимания при  поиске путей ее модернизации и реформирования.

Цель работы заключается  в исследовании принципов финансирования системы образования Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

  • дать общую характеристику системы образования и рассмотреть источники ее финансирования;
  • рассмотреть принципы организации финансирования расходов федеральных бюджетов на образование;
  • выявить основные проблемы бюджетного финансирования образования и предложить рекомендации по их решению.

Объектом исследования работы является система образования Российской Федерации.

Предметом работы выступают бюджетные отношения  по поводу финансирования системы образования.

 

 

1. ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

1.1. Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования

 

Образование – одно из основных и  неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной  политики в области образования  сформулированы в федеральных законах  от 1 января 1996г. №12-Ф3 «Об образовании» от 22 августа 1996 г. №125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании.

Реализация государственных гарантий права граждан на образование  обеспечивается путем создания системы  и соответствующих условий для получения образования.

В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций, и включает в себя:

  • сеть образовательных учреждений;
  • образовательные стандарты;
  • образовательные программы;
  • ресурсное обеспечение – кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое;
  • сотрудничество с другими социальными отраслями;
  • управление.

Основным элементом  системы образования являются образовательные  учреждения, осуществляющие образовательный процесс, т.е. реализующие одну или несколько образовательных программ и обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:

  • дошкольные;
  • образовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
  • дополнительного образования взрослых;
  • дополнительного образования детей;
  • специальные (коррекционные);
  • для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей;
  • другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Образовательные учреждения обладают следующими основными  характерными чертами [9, С. 18]:

  1. относятся к некоммерческому типу организаций. Основным признаком некоммерческой организации является отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности такой организации;
  2. финансируются собственником (учредителем) полностью или частично, т.е. обеспечиваются ресурсами для осуществления той деятельности, для которой они созданы;
  3. имеют в оперативном управлении имущество, переданное учредителем для осуществления образовательного процесса;
  4. обладают правом собственности на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности, на продукты интеллектуального и творческого труда или правом самостоятельного распоряжения этими доходами;
  5. имеют право заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе и предпринимательской, не связанной с осуществлением образовательного процесса и использовать для этого переданное им имущество;
  6. им предоставлены определенные государственные гарантии, связанные с приоритетностью сферы образования, в том числе налоговые льготы.

Финансово-хозяйственная  деятельность образовательного учреждения и его взаимоотношения с другими организациями регулируется следующими основными законодательными актами:

  • Гражданским кодексом Российской Федерации;
  • Бюджетным кодексом Российской Федерации;
  • Налоговым кодексом Российской Федерации;
  • Законом Российской Федерации «Об образовании».
  • Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Бюджетный кодекс определяет и регулирует отношения, связанные с получением и расходованием образовательным  учреждением бюджетных средств, т.е. средств учредителя, направляемых на обеспечение деятельности образовательного учреждения.

Налоговый кодекс определяет и регулирует отношения уплаты налогов, устанавливает налоговые льготы, предоставляет налоговые освобождения хозяйствующим субъектам, в том числе и образовательным учреждениям, осуществляющим самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность.

Закон «Об образовании» дополняет и конкретизирует эти общие условия функционирования юридического лица применительно к сфере образования, определяет особенности, присущие сфере образования и образовательным учреждениям при осуществлении ими финансово-хозяйственной деятельности [4].

Объем бюджетных  средств выступает одним из главных  показателей, характеризующих масштаб  государственного регулирования сферы  образования. В настоящее время  удельный вес федерального бюджета  в общих расходах на образование  составляет около 20%, на долю региональных и местных бюджетов приходится около 60%.

Степень участия бюджета того или  иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в  том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В России сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов.

В последние годы наметилась тенденция  к целевому выделению средств, для  чего на федеральном уровне создаются  различные фонды, в том числе  и на финансирование федеральных  мандатов.

Региональный и местный уровни аналогичны федеральному. В территориальных бюджетах предусматриваются средства на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в их ведении, и реализацию собственных программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование. Если же источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин «многоканальное» финансирование.

 

1.2. Организация финансирования расходов федеральных бюджетов на образование

 

Рассмотрение вопросов финансирования образования тесно связано с  изучением организационной структуры  самой системы образования и  отдельных ее элементов. Очевидно, что  в прямой зависимости от методики планирования находятся вопросы распределения средств между исполнителями государственного заказа, т.е. фактическое финансирование учреждений. Современное законодательство определяет, что каждое учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности. В упомянутом выше Федеральном законе «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом. Неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объем финансирования этого учреждения на следующий год (квартал, месяц).

Общий порядок финансирования расходов по всем отраслям регламентирован Бюджетным кодексом РФ. В соответствии с ним все учреждения и организации, финансируемые за счет бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в лице органов управления – главными распорядителями средств бюджета.

Организация финансирования образования определяется следующими факторами [10, С. 365]:

  • системой государственных и иных органов, участвующих в процессе финансирования образования;
  • процедурой разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образования;
  • процедурой (порядком) собственно финансирования образования из бюджета.

Суммарные расходы  муниципального, регионального и федерального бюджетов на образование определяются в соответствии с сетью учреждений и предполагаемым её развитием в планируемом году, а также показателями по контингентам детей, учащихся воспитанников, студентов. Финансированию подлежит не только образовательная деятельность, но и ряд социально-защитных функций отрасли: выплата стипендий студентам, питание школьников из малообеспеченных семей, содержание сирот, воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях.

С принятием  Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" [3] поменялись основные финансовые механизмы функционирования образовательных учреждений.

Законом № 83-ФЗ (п. 4 ст. 6) установлены  три типа государственных и муниципальных  учреждений: автономные, бюджетные  и казенные [3].

Казенным называется "государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы" (п. 1 ст. 13 Закона № 83-ФЗ) [3].

Бюджетное учреждение –  это "некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах" (подп. 1 п. 5 ст. 6 Закона № 83-ФЗ) [3].

Информация о работе Основы финансирования сферы образования в РФ