Основы финансирования сферы образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 22:27, реферат

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании принципов финансирования системы образования Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
дать общую характеристику системы образования и рассмотреть источники ее финансирования;
рассмотреть принципы организации финансирования расходов федеральных бюджетов на образование;
выявить основные проблемы бюджетного финансирования образования и предложить рекомендации по их решению.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1. Основы финансирования системы образования…………………………………..……………4
1.1. Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования……....4
1.2. Организация финансирования расходов федеральных бюджетов на образование…....6
2. Проблемы бюджетного финансирования системы образования………………………...…..10
2.1. Анализ бюджетных расходов на образование…………………………..………………10
2.2. Основные проблемы бюджетного финансирования образования…………..…………13
2.3. Предложения по решению проблем бюджетного финансирования…………...………17
Заключение……………………………………………………………………………...………….19
Список используемой литературы…………………………………………………….………….20

Файлы: 1 файл

Финансы - Основы финансирования сферы образования в РФ.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Экономическая эффективность образовательных  учреждений должна достигаться благодаря  умелому управлению затратами с целью получения максимального результата. Данный критерий при нормативно-бюджетном финансировании образования должен использоваться при формировании бюджетной сметы расходов образовательного учреждения и стимулировать руководителей к повышению эффективности использования ресурсов.

Опыт реализации модели нормативного финансирования в  России показал, что финансовый инструмент организационно-финансового механизма  системы образования не дает должного эффекта если не используется в едином блоке с другими инструментами данного механизма – оптимизацией сети образовательных учреждений, формированием финансово-экономической самостоятельности получателей бюджетных средств, повышением менеджерской и финансово-экономической квалификации руководящих кадров системы образования. В отсутствии данного комплексного механизма образовательные учреждения вряд ли смогут почувствовать, что норматив финансирования есть инструмент оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Повышение качества образования – актуальная задача современного этапа социально-экономического развития России.

Финансирование системы  образование в Российской Федераций  имеет многоуровневый характер, за федеральными органами государственной  власти в сфере образования закреплены полномочия по предоставлению профессионального образования, главным образом, высшего и послевузовского профессионального образования. В связи, с чем основной объем средств федерального бюджета, расходуемый по статье «Образование» сосредоточен в области высшего образования, его удельный вес составляет 82%.

Анализ расходной  части федерального бюджета на образование  показал, что за последние три  года с 2008 – 2010гг. расходы возросли на 79 243 млн. рублей. По сравнению с 2008 годом на 28,1 % увеличились расходы федерального бюджета на дошкольное образование, на 29% увеличились расходы на общее образование, на 25 % – на высшее профессиональное образование. По некоторым статьям расходов можно наблюдать обратную тенденцию – так за три года снижаются расходы на прикладные научные исследования в области образования (снижение составило 43%).

Несмотря на то, что расходы федерального бюджета  на образование имеют возрастающую динамику, недофинансированость является одной главных проблем сложившихся  в системе российского образования.

В настоящее  время в Российской Федерации  применяет модель нормативного подушевого финансирования признанная одним из основных инструментов нового финансово-экономического механизма в сфере образования. Его главное преимущество заключается не в финансировании образовательного учреждения как объекта, а в предоставлении образовательной услуги. Финансовым органам, органам управления нормативы необходимы для объективного планирования и «прозрачного» распределения финансовых ресурсов в сфере образования, нормативы учреждению – для самостоятельного планирования своего бюджета, эффективного использования выделенных средств, стимулирующих повышение качества предоставляемых образовательных услуг.

Опыт реализации модели нормативного финансирования в  России показывает, что применяемый на сегодняшний день финансовый инструмент организационно-финансового механизма системы образования не дает должного эффекта если не используется в едином блоке с другими инструментами данного механизма – оптимизацией сети образовательных учреждений, формированием финансово-экономической самостоятельности получателей бюджетных средств, повышением менеджерской и финансово-экономической квалификации руководящих кадров системы образования.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // Российская газета. - № 153 - 154. – 12.08.1998.
  2. Федеральный закон от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (ред. от 06.11.2011) // Российская газета. - № 250. – 08.11.2006.
  3. Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»  (ред. от 30.11.2011) // Российская газета. - № 100. – 12.05.2010.
  4. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 28.02.2012)  // Российская газета. - № 172. – 31.07.1992.
  5. Аврамкова, И.С. К вопросу о кризисе образования в современной России / И.С. Аврамкова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - № 139. - 2011. – с. 21 – 26.
  6. Булаев, Н.И. Об итогах и задачах в области образования / Н.И. Булаев // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 1. – с. 3 – 9.
  7. Дежина, И.Г. Основные направления реформ в российской науке: цели и результаты / И.Г. Дежина // Информационное общество. - 2009. - № 1. – с. 16 – 21.
  8. Калинина, Н.М. Современные экономические тенденции развития образования в России / Н.М. Калинина // Вестник Омского университета. - № 3. - 2012. – с. 45 – 49.
  9. Лопатина, А.Н. Современная система образования как экономическая категория / А.Н. Лопатина // Вестник МГУ. - № 1. - 2010.
  10. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И.Н. Мысляева.. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 511 с.
  11. Самсонова, О.В. Проблемы финансирование системы образования / О.В. Самсонова // Экономические и социальные проблемы России. - 2012. - № 3. – с. 26 – 29.
  12. Сигова, С.В. Итоги бюджетного финансирования сферы образования в рамках трехлетнего бюджета на 2008-2010 гг. / С.В. Сигова, В.А. Гуртов // Проблемы прогнозирования. - № 6. - 2011. – с. 18 – 22.

Информация о работе Основы финансирования сферы образования в РФ