Основы фундаментального анализа ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 16:12, реферат

Описание работы

Фундаментальный анализ компании базируется на следующих постулатах:
компания не прекратит, ровно, как и не сменит профиль своей деятельности в течение периода прогнозирования;
компания имеет объективно обоснованную внутреннюю стоимость, которую можно определить путем анализа данных о финансовой и производственной деятельности;
внутренняя стоимость может игнорироваться фондовым рынком в краткосрочном периоде;
внутренняя стоимость, так или иначе, будет признана рынком в долгосрочном периоде.

Содержание работы

Введение 3
1 Фундаментальный анализ как метод активного управления портфелем ценных бумаг 5
1.1 Понятие, цели и инструменты фундаментального анализа 5
1.2 Основополагающие подходы при проведении фундаментального анализа 8
2 Макроэкономический и отраслевой анализ 10
2.1 Основные показатели макроэкономического анализа 10
2.2 Отраслевой и региональный анализ 14
3 Оценка финансово-хозяйственного положения эмитента 17
3.1 Оценка деловой активности эмитента 17
3.2 Финансовый анализ эмитента 20
3.3 Особенности фундаментального анализа различных типов эмитентов 24
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

реферат новый.docx

— 67.27 Кб (Скачать файл)

Вслед за общеэкономическим  анализом проводится исследование конкретных, выбранных заранее отраслей экономики, которые представляют определенный интерес. Фактически отраслевой анализ - переходный момент к анализу компаний, поскольку на этом этапе выявляются бесперспективные для дальнейшего  рассмотрения отрасли. Однако это не означает, что в подобных отраслях совершенно отсутствует предприятие, способное привлечь к себе внимание, выделившись, например, своей специфической продукцией или гибкой структурой, требующей меньших издержек. В рамках отраслевого анализа предпринимается попытка проанализировать влияние динамики процента, валютного курса, уровня заработной платы и т.п. на отдельные отрасли.

После выявления перспективных  промышленных групп проводится исследование только выбранных компаний в сочетании  с разработкой определенных балансовых и курсовых показателей. С помощью  анализа отдельной компании и  сопоставления курсов акций можно  сделать предположение о вероятной  тенденции курса отдельной акции.

Для инвестора, применяющего фундаментальный анализ, наиболее рациональным является традиционный подход: начиная  с общего и постепенно переходя к  частному. Так как, если переходить от частного к общему, можно попасть  в ситуацию, когда выбранная компания-эмитент  с выгодными финансовыми показателями находится в неперспективной  отрасли, которая через несколько  лет может прийти в упадок.

Согласно традиционному  подходу фундаментальный анализ проводится на нескольких этапах, спускаясь  сверху вниз. Первый уровень – анализ мировой экономики, второй уровень  – анализ экономики страны, третий уровень – анализ отраслей промышленности и секторов услуг, четвертый заключительный этап – это анализ инвестиционной привлекательности компании. Каждые этапы имеют свои определенные особенности.

2 Макроэкономический  и отраслевой анализ

2.1 Основные показатели  макроэкономического анализа

 

Одним из главных факторов определяющих динамику доходов фирмы  является макроэкономическая ситуация на рынке. Быстрорастущая экономика  привлекательна для фирм, так как  существуют возможности для увеличения доходов. Состояние экономики страны во многом определяет ее инвестиционную привлекательность на международном рынке. Состояние макроэкономики описывается рядом ключевых показателей, таких как ВВП, инфляция, ставка процента, безработица, бюджетный дефицит.

Существует немало макроэкономических индикаторов, с помощью которых  можно с той или иной степенью достоверности охарактеризовать состояние  экономики. Рассмотрим только показатели первой группы важности.

Учетные ставки можно назвать  зеркалом большой экономики. Любое  их изменение, как правило, приводит рынки в движение. Процентную ставку устанавливает центральный банк страны. Все остальные ставки в стране  определяются в конечном итоге процентной ставкой центрального банка.

Изменение процентной ставки - это инструмент, с помощью которого центральный банк регулирует уровень  инфляции в стране. При превышении инфляцией допустимого уровня в  стране начинается процесс повышения  процентных ставок, инфляция снижается, но высокие процентные ставки отрицательно сказываются на экономике, так как  кредиты дороги и находится не много желающих брать их. Тогда  начинается обратный процесс - снижение процентной ставки. Процесс этот циклический, длительность цикла зависит от состояния  экономики страны.

Чем больше процентная ставка по данной валюте по сравнению с  другими валютами (большой процентный дифференциал), тем больше будет  желающих среди иностранных инвесторов купить данную валюту, чтобы разместить средства в депозит под высокую процентную ставку. Высокие процентные ставки делают данную валюту привлекательной в качестве инструмента инвестирования, а значит, спрос на нее на международном валютном рынке повышается, и курс этой валюты растет. Правительству большинства стран выгодно иметь высокие процентные ставки. Исключение составляют экспортно-ориентированные страны (например, Япония) - для них выгодны низкие процентные ставки, ведь низкий уровень процентных ставок стимулирует развитие экономики.

Довольно сильное влияние  на финансовые рынки оказывает неожиданное  изменение процентных ставок.

ВВП (внутренний валовой  продукт).

ВВП - это денежная стоимость  всех товаров и услуг, произведенных  в стране за определенный период. ВВП  является важнейшим обобщающим индикатором  силы или слабости экономики.

Опережающий рост ВВП одной  страны по сравнению с приростом  ВВП другой указывает на преимущество инвестирования в экономику первой. Например, если ВВП Еврозоны растет большими темпами, чем ВВП США, то это в долгосрочной перспективе  ведет к укреплению евро относительно американского доллара.

Сальдо федерального бюджета.

Характеризует соотношение  между доходами государства и  его расходами. При превышении уровня доходов государства над его  расходами образуется положительное  сальдо (профицит). При превышении уровня расходов государства над его  доходами образуется отрицательное  сальдо (дефицит). Дефицит и его  увеличение ведут к ослаблению валюты.

Торговый баланс.

Торговый баланс - это  разница между суммой экспорта и  суммой импорта товаров данной страны (Trade Balance = Export - Import). Торговый баланс отражает, прежде всего, конкурентоспособность товаров данной страны за рубежом. Он тесно связан с уровнем курса национальной валюты, поскольку большая положительная величина торгового баланса, его положительное сальдо (преобладание экспорта над импортом) означают приток в страну иностранной валюты, что повышает курс национальной валюты. Отрицательная величина торгового баланса (дефицит торгового баланса - импорт преобладает над экспортом) означает низкую конкурентоспособность товаров данной страны на внешних рынках; это ведет к росту внешней задолженности и падению курса национальной валюты. Данные выходят ежемесячно.

Показатели инфляции: CPI и PPI.

Процесс, при котором цены на товары и услуги постоянно растут, называется инфляцией. Определенный уровень  инфляции является нормальным для экономики  и даже свидетельствует о ее здоровье. Значительный рост инфляции, однако, может вызвать серьезные проблемы и привести к экономическому спаду. Современная экономическая теория считает, что оптимальный уровень инфляции должен составлять 2 - 3%.

Реакция рынка на выход  данных о показателях CPI и PPI зависит  от текущей экономической ситуации в стране. Например, CPI и PPI оказались  выше ожидаемых, что говорит о  резком увеличении инфляции, и выход  этих показателей произошел накануне заседания ФРС по пересмотру процентной ставки. Увеличение инфляции дает основание  ожидать повышения процентной ставки, и рынок отреагирует укреплением  доллара.

Рынок труда.

Этот индикатор показывает количество созданных в стране за отчетный месяц новых рабочих  мест (проходящих по платежным ведомостям предприятий). Оценка делается на основе опроса около 400 тыс. компаний и 50 тыс. домашних хозяйств. Данные обновляются ежемесячно (первая пятница месяца) и корректируются с учетом сезонных колебаний. В отличие  от всех рассмотренных выше показателей, динамика которых анализируется  для прогнозирования долгосрочных тенденций, рынок труда оказывает краткосрочное влияние на валютные курсы.

Влияние публикаций новостей на ценовую динамику.

В ожидании публикации запланированной  новости рынок готовится к  ней. Эксперты дают прогнозные оценки значения того или иного индикатора, аналитики составляют прогнозы поведения  курсов валют в зависимости от степени совпадения прогнозных показателей  с реальными данными.

После публикации реальных значений индикаторов и в зависимости  от этих опубликованных значений происходит то или иное движение курса валют. Если новость опубликована, и ожидания экспертов не оправдались (причем существенно), необходимо ждать движения курсов валют, что чаще всего и случается. Валютный рынок в большей степени реагирует на данные по США, ведь США являются мировым лидером по всем показателям. Американские финансовые рынки считаются наиболее сильными, упорядоченными и сбалансированными.

Макроэкономическая информация по России крайне редко может оказать сильное влияние на валютный рынок [8].

Можно выделить два временных  аспекта влияния фундаментальных  факторов на валютный курс:

1. Короткий цикл - не более  одних суток. Характерен для всех неожиданных новостей, а также для многих макроэкономических показателей, которые не относятся к первой группе важности. Краткосрочное влияние на курс оказывают индикаторы за короткие периоды (неделя или месяц).

2. Длинный цикл - от нескольких  недель до нескольких лет. Характерен  для факторов, связанных с общим  состоянием национальной и мировой  экономики (динамики ВВП, инфляции, безработицы и процентных ставок  и т.п.). Тренд изменения валютного  курса определяется на протяжении  месяцев и лет.

Большинство показателей  публикуется ежемесячно, и время  их выхода заранее известно.

2.2 Отраслевой  и региональный анализ

 

Второй этап фундаментального анализа – анализ отрасли. Задача отраслевого анализа состоит  в том, чтобы определить границы  анализа при последующем рассмотрении отдельных предприятий. Это осуществляется путем отсеивания отраслей, не представляющих интереса в данном плане. Следует  подчеркнуть, что отраслевому анализу  всегда должен предшествовать общеэкономический (макроэкономический) анализ.

Отраслевой (индустриальный) анализ предполагает изучение законодательного регулирования деятельности отрасли, делового цикла в данной отрасли, ее структуры, конкурентоспособности, уровня издержек, трудовых отношений, длительности производственного цикла, а также осуществление классификации  отраслей по отношению к уровню деловой  активности и по стадиям развития. В результате осуществляется качественный прогноз развития отрасли. 

Когда уже готов макроэкономический анализ, необходимо его спроецировать  на отдельные отрасли экономики. Не все отрасли одинаково чувствительны  к текущему бизнес циклу. Акции данных компаний чувствительны к текущему бизнес циклу, так как именно в  периоды расцвета экономики наблюдается  усиление конкуренции фирм за ресурсы. Вторым фактором, определяющим чувствительность компании к бизнес циклу, является операционный леверидж.

Операционный леверидж – это соотношение постоянных и переменных затрат. Компании с большей долей переменных затрат менее чувствительны к бизнес циклам, так как они могут безболезненно урезать производство тем самым сократив затраты. Компании с большей долей постоянных затрат, не смогут также оперативно сократить затраты вместе с падением продаж и будут вынуждены терпеть убытки, то есть фирмы с высокой долей переменных затрат имеют больший финансовый леверидж, так как малое изменение условий, в которых работает бизнес, оказывает существенное влияние на прибыльность компании[2].

Другим важным аспектом фундаментального анализа отрасли является определение  стадии ее развития или другими словами  жизненный цикл отрасли. Типичный жизненный  цикл рынка может быть описан пятью  стадиями. Первая стадия так называемый стартап. На этой стадии происходит зарождение новой индустрии, стадия с высоким ростом выручки, рынок не насыщен новым продуктом, прибыль компании отрицательная. Вторая стадия – бурная экспансия, на этой стадии рынок растет очень быстрыми темпами, выручка компании растет такими же стремительными темпами, компания начинает приносить прибыль, которая полностью реинвестируется. Третья стадия сильный рост – и выручка и прибыль растут, компания уже может выплачивать некую сумму в дивидендах. Но при этом у компании уже появляются конкуренты, входящие в отрасль. Четвертая стадия – зрелость. На зрелом рынке темп роста выручки замедляется, при этом прибыль все еще растет быстрее выручки, так как компания повышает эффективность. И последняя стадия – снижение, выручка компании падает, прибыль снижается, компании постепенно выходят с рынка. Оценка производится в основном в соответствии с текущими активами.

Отраслевой анализ является рациональным, поскольку, как показывает опыт, экономическое развитие отрасли  не обязательно идет параллельно  с развитием общеэкономической  конъюнктуры. Среди отраслей имеются  как определяющие ее развитие, так и развивающиеся вслед за конъюнктурным циклом. Однако наряду с указанными, существуют циклические отрасли, которые развиваются параллельно с конъюнктурой.

К циклическим отраслям относятся: автомобильная промышленность, химическая промышленность, электропромышленность, машиностроение, строительная промышленность, промышленность потребительских товаров и текстильная промышленность, банки и страховые фирмы.

Для движения биржевых курсов особое значение наряду с отраслевой прибылью имеют два индикатора, которые  как бы подают опережающие сигналы, — поступление отраслевых заказов  и объем промышленного производства. Они указывают на ожидаемую динамику товарооборота и прибыли соответствующей  отрасли[9].

Индикаторы поступления  заказов и объема промышленного  производства позволяют сделать  опережающую оценку будущей отраслевой прибыли. При ориентации на товарооборот не следует забывать о компонентах  издержек. В фазе оживления конъюнктуры  снижение издержек в расчете на единицу  продукции при расширении объема производства не эффективно, так как  возникают непропорционально высокие  расходы на реализацию относительно небольшого объема продукции при  постоянной производственной мощности. Данные условия оказывают негативное воздействие на прибыль, а следовательно, и на биржевые курсы.

Информация о работе Основы фундаментального анализа ценных бумаг