Основы фундаментального анализа ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 16:12, реферат

Описание работы

Фундаментальный анализ компании базируется на следующих постулатах:
компания не прекратит, ровно, как и не сменит профиль своей деятельности в течение периода прогнозирования;
компания имеет объективно обоснованную внутреннюю стоимость, которую можно определить путем анализа данных о финансовой и производственной деятельности;
внутренняя стоимость может игнорироваться фондовым рынком в краткосрочном периоде;
внутренняя стоимость, так или иначе, будет признана рынком в долгосрочном периоде.

Содержание работы

Введение 3
1 Фундаментальный анализ как метод активного управления портфелем ценных бумаг 5
1.1 Понятие, цели и инструменты фундаментального анализа 5
1.2 Основополагающие подходы при проведении фундаментального анализа 8
2 Макроэкономический и отраслевой анализ 10
2.1 Основные показатели макроэкономического анализа 10
2.2 Отраслевой и региональный анализ 14
3 Оценка финансово-хозяйственного положения эмитента 17
3.1 Оценка деловой активности эмитента 17
3.2 Финансовый анализ эмитента 20
3.3 Особенности фундаментального анализа различных типов эмитентов 24
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

реферат новый.docx

— 67.27 Кб (Скачать файл)

Динамика прибыли соответствующей  отрасли является существенным фактором воздействия на движение курса акций. Кроме того, наряду с индикаторами поступления заказов и объема промышленного производства прибыль  зависит от движения валютных курсов, особенно доллара, а также от того, ориентируется отрасль на экспорт  или на импорт.

3 Оценка финансово-хозяйственного положения эмитента 

3.1 Оценка деловой активности эмитента

 

Анализ отдельных компаний — это исследование динамики будущих  доходов компаний. При этом на передний план выдвигаются вопросы динамики товарооборота или динамики оставшейся после вычета расходов прибыли, а  также финансовые вопросы в отношении  обеспеченности предприятий собственными и заемными средствами.

Необходимые данные берутся  из отчетов фирм о состоянии дел, о прибылях и убытках. На основании  обобщения и анализа показателей  делаются соответствующие выводы, в  том числе и об оценке отдельных  акций на конкретном рынке.

Любой анализ начинается с  обработки данных предприятий за прошедший период для того, чтобы  определить, какие существенные изменения  произошли в структуре компаний или в их стратегии. При этом нельзя забывать и финансовую сторону. Необходимые  сведения лучше взять из отчета о  состоянии дел или его отдельных  частей, например из баланса или  отчета о прибылях, убытках и т.д.

Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения  деятельности данной компании и родственных  по сфере приложения капитала компаний.

Количественная оценка и  анализ деловой активности могут  быть сделаны по двум направлениям:

- степень выполнения плана (установленного вышестоящей организацией или самостоятельно) по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста;

-  уровень эффективности использования ресурсов компании.

Текущая деятельность любой  компании может быть охарактеризована с различных сторон. В нашей  стране основными оценочными показателями традиционно считаются объем  реализации и прибыль. Помимо них  в анализе применяют показатели, отражающие специфику производственной деятельности компании.

При анализе необходимо принимать  во внимание влияние инфляции, которая  может существенно искажать динамику основных показателей. Устранение этого  негативного влияния и получение  более обоснованных выводов о  динамике показателей осуществляются по известным методикам, основанным на применении индексов цен.

Для характеристики деловой  активности акционерных компаний в  учетно-аналитической практике экономически развитых стран помимо темповых показателей  используют коэффициент устойчивости экономического роста.

В зависимости от выбранной  финансовой политики, роль разных источников финансирования деятельности компании может быть неодинаковой. Мировой  опыт показывает, что большинство  крупных промышленных компаний крайне неохотно прибегает к выпуску  дополнительных акций как постоянной составной части своей финансовой политики. Они предпочитают рассчитывать на собственные возможности. Причин тому несколько. В частности, дополнительная эмиссия акций - это дорогостоящий процесс, нередко сопровождающийся спадом рыночной цены акций фирмы-эмитента.

Второе направление оценки деловой активности - анализ и сравнение  эффективности использования ресурсов коммерческой организации. Известно множество  показателей, применяемых в ходе такого анализа. Обычно логика обособления  подобных показателей такова. Любое  предприятие имеет три вида основных ресурсов: материальные, трудовые и  финансовые [6].

Рассмотрим основные показатели деловой активности (Activity ratios).

Показатели оборачиваемости  активов (assets turnover) и оборачиваемости собственного капитала (equity turnover) характеризуют уровень деловой активности предприятия и рассчитываются как отношение годовой выручки от реализации продукции (работ, услуг) к среднегодовой стоимости соответственно активов и собственного капитала. Эта группа коэффициентов позволяет проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Показатели деловой активности особенно важно сравнивать со среднеотраслевыми, так как их величина может существенно колебаться в зависимости от отрасли.

1. Коэффициент оборачиваемости  рабочего капитала (Net working capital turnover) показывает насколько эффективно компания использует инвестиции в оборотный капитал и как это влияет на рост продаж. Рассчитывается по формуле: NCT = чистый объем продаж / чистый оборотный капитал.

2. Коэффициент оборачиваемости  основных средств (Fixed assets turnover) характеризует эффективность использования предприятием имеющихся в распоряжении основных средств. Рассчитывается по формуле: FAT = чистый объем продаж / долгосрочные активы.

3. Коэффициент оборачиваемости  активов (Total assets turnover) характеризует эффективность использования компанией всех имеющихся в распоряжении ресурсов, независимо от источников их привлечения. Рассчитывается по формуле: TAT = чистый объем продаж / активы предприятия.

4. Коэффициент оборачиваемости  запасов (Stock turnover) отражает скорость реализации запасов. Рассчитывается по формуле: ST = себестоимость реализованной продукции / товарно-материальные запасы.

5. Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности (Average collection period) показывает среднее число дней, требуемое для взыскания задолженности. Рассчитывается по формуле: CP = (счета к получению / чистый объем продаж) * 365.

Следует помнить, что рекомендуемые  значения показателей, как правило, существенно различаются для  разных отраслей, и полное представление  о финансовом состоянии компании можно получить только при анализе  всей совокупности финансовых показателей  с учетом особенностей деятельности предприятия.

3.2 Финансовый анализ эмитента

 

Оценивая состояние любого предприятия, приходится анализировать  огромное количество различных критериев, от структурных до общеэкономических. Предполагая доступность этих данных, что для российских компаний часто остается желаемым, но не действительным, мы остановимся на основных характеристиках экономического состояния эмитента [3].

Ликвидность (Liquidity Ratios).

Коэффициенты ликвидности  характеризуют способность быстро погасить собственные долговые обязательства  перед кредиторами.

1. Коэффициент абсолютной ликвидности (Cash ratio) показывает, какая доля долговых обязательств может быть покрыта за счет денежных средств и их эквивалентов в виде высоколиквидных активов предприятия (ценные бумаги, депозиты и т.д.). Рассчитывается по формуле: Абсолютная ликвидность = (денежные средства + краткосрочные фин. вложения) / текущие обязательства. Рекомендуемые значения: 0,2 — 0,5.

2. Коэффициент срочной ликвидности (Quick ratio) - отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (денежные средства, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения) к краткосрочным обязательствам. Хорошим показателем является значение этого индикатора больше 1. Однако реальные значения для российских предприятий редко составляют более 0,7 — 0,8, что признается допустимым. Рассчитывается по формуле: QR = (денежные средства + краткосрочные финансовые вложения + счета к получению) / текущие пассивы. Рекомендуемые значения: 0,3 — 1.

3. Коэффициент текущей ликвидности (Current Ratio) - рассчитывается как частное от деления оборотных активов на краткосрочные обязательства и показывает достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств. Рассчитывается по формуле: CR = текущие активы / текущие пассивы Рекомендуемые значения: 1 — 2

4. Чистый оборотный капитал (Net working capital) - разность между оборотными активами предприятия и его краткосрочными обязательствами. Рассчитывается по формуле: NWC = текущие активы — текущие пассивы Рекомендуемые значения: > 0.

Косвенные показатели ликвидности.

На практике косвенными индикаторами наличия у предприятия проблем  с ликвидностью могут быть задержки выплаты заработной платы сотрудникам, дивидендов акционерам, неплатежи прочим кредиторам предприятия. К такому предприятию  может быть применена процедура  банкротства

Следует помнить, что рекомендуемые  значения показателей, как правило, существенно различаются для  разных отраслей, впрочем, как и для разных предприятий одной отрасли, и полное представление о финансовом состоянии компании можно получить только при анализе всей совокупности финансовых показателей с учетом особенностей деятельности предприятия [2].

Финансовая устойчивость (Gearing ratios).

Финансовая устойчивость определяется структурой капитала. Показатели структуры капитала отражают соотношение  собственных и заемных средств  в источниках финансирования компании, т.е. характеризуют степень финансовой независимости компании от кредиторов. Для оценки структуры капитала используются следующие отношения:

1. Коэффициент финансовой  независимости (Equity to Total Assets) - характеризует зависимость фирмы от внешних займов. Рассчитывается по формуле: ФН = собственный капитал / активы предприятия. Рекомендуемые значения: 0,5 — 0,8

2. Суммарные обязательства  к суммарным активам (Total debt to total assets)- демонстрирует, какая доля активов предприятия финансируется за счет долгосрочных займов. Рассчитывается по формуле: TD / TA = (долгосрочные обязательства + текущие обязательства) / активы предприятия. Рекомендуемые значения: 0,2 — 0,5

3. Долгосрочные обязательства  к активам (Long-term debt to total assets) - показывает, какая доля активов предприятия финансируется за счет долгосрочных займов. Рассчитывается по формуле: LD / TA = долгосрочные обязательства / активы предприятия.

4. Суммарные обязательства  к собственному капиталу (Total debt to equity) - отношение кредитных и собственных источников финансирования. Рассчитывается по формуле: TD / EQ = (долгосрочные обязательства + текущие обязательства) / собственный капитал. Рекомендуемые значения: 0,25 — 1.

5. Долгосрочные обязательства  к внеоборотным активам (Long-term debt to fixed assets) - демонстрирует, какая доля основных средств финансируется за счет долгосрочных займов. Рассчитывается по формуле: TD / FA = (долгосрочные обязательства + текущие обязательства) / долгосрочные активы.

6. Коэффициент покрытия  процентов (Times interest earned) - характеризует степень защищенности кредиторов от невыплаты процентов за предоставленный кредит и демонстрирует: сколько раз в течение отчетного периода компания заработала средства для выплаты процентов по займам. Рассчитывается по формуле: TIE = прибыль до вычета налогов и % по кредитам / % по кредитам. Рекомендуемые значения: > 1.

Рентабельность (Profitability ratios).

Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна  деятельность компании.

1. Коэффициент рентабельности продаж (Return on sales), % - демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия. Рассчитывается по формуле: ROS = ( чистая прибыль / чистый объем продаж )*100

2. Коэффициент рентабельности  собственного капитала (Return on shareholders’ equity), сокращенно ROE - позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Рассчитывается по формуле: ROE =(чистая прибыль / собственный капитал)*100%.

3. Коэффициент рентабельности  активов предприятия (Return on assets), % - позволяет определить эффективность использования активов предприятия. Рассчитывается по формуле: ROA = ( чистая прибыль / активы предприятия )*100%.

4. Коэффициент рентабельности  оборотных активов (Return on current assets), % - демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Рассчитывается по формуле: RCA = ( чистая прибыль / текущие активы )*100%.

5. Коэффициент рентабельности  внеоборотных активов (Return on fixed assets), % - демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к основным средствам компании. Рассчитывается по формуле: RFA = ( чистая прибыль / долгосрочные активы )*100%.

6. Коэффициент рентабельности  инвестиций (Return on investment), % - показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли. Рассчитывается по формуле: ROI = ( чистая прибыль / собственный капитал + долгосрочные обязательства )*100%

7. Рентабельность продаж  по маржинальному доходу (Gross Profit Margin), % - показывает, отношение маржинального дохода предприятия к выручке от реализации. Рассчитывается по формуле: GPM = ( выручка от реализации за вычетом переменных затрат / выручка от реализации ) * 100%  

Следует помнить, что рекомендуемые  значения показателей, как правило, существенно различаются для  разных отраслей, и полное представление  о финансовом состоянии компании можно получить только при анализе  всей совокупности финансовых показателей  с учетом особенностей деятельности предприятия [4].

Информация о работе Основы фундаментального анализа ценных бумаг