Основы налогообложения на примере НДФЛ в сравнении Российской Федерации и Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение системы налогообложения доходов физических лиц в России и Франции, определение значимости НДФЛ в экономике страны.
Для достижения поставленной в работе цели потребовалось решение следующих задач, обусловивших структуру работы:
раскрыть экономическое содержание налога на доходы физических лиц и опыт подоходного налогообложения в России и Франции;
определить действующий порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в Российской федерации и Франции.
рассмотреть приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц и совершенствование механизма исчисления НДФЛ.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Характеристика налога на доходы физических лиц 6
1.1.Экономическая сущность налога на доходы физических лиц 6
1.2. Доходы, освобождаемые от налогообложения 13
1.3. Порядок уплаты подоходного налога во Франции 16
Глава 2. Анализ действующих ставок подоходного налога 20
2.1. Действующий порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в Российской федерации 20
2.2. Анализ действующих ставок подоходного налога во Франции 29
Глава 3. Перспективы развития механизмов НДФЛ в России 34
Заключение 38
Литература 40

Файлы: 1 файл

мой курсач.doc

— 802.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Северо-восточный  федеральный университет им. М.К. Аммосова»

Финансово-экономический  институт

Кафедра финансов и банковского  дела

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Финансы»

на тему: «Основы налогообложения на примере НДФЛ в сравнении Российской Федерации и Франции»

 

 

 

 

 

Выполнила: ст. гр. ЭТ-11 ФЭИ  СВФУ

Максимова Л.Н.

Проверила: к.э.н., доцент,

Ушницкая Л.Е.

 

 

 

 

 

Якутск, 2012

Оглавление:

 

 

 

Введение

 

В истории развития общества еще ни одно государство не могло  обойтись без налогов, поскольку  для выполнения своих функций  по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма  денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

В Российской Федерации, как и во всех других государствах мира, существует разветвленная система  налогов, взимаемых с собственных  граждан, лиц без гражданства  и иностранных граждан, именуемых  в российском законодательстве обобщенным термином – физические лица.

Налоги, взимаемые государством с населения, служат средством связи  гражданина с государством или с  органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к  государственным и местным делам, дают основания для контроля над ними, а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками.

Актуальность работы заключается в том, что современная  налоговая система немыслима  без налога на доходы физических лиц. Это один из немногих налогов, имеющий богатую историю. НДФЛ на современном этапе экономического развития РФ приобретает все более определяющую роль в налоговых поступлениях в бюджеты различных уровней. Фактически, по уровню собираемости этого налога и его месту в общем объеме налоговых поступлений можно делать определенные выводы об уровне благосостояния населения и экономическом росте страны.

Актуальность проблемы, а также недостаточная теоретическая  и практическая разработанность  многих ее сторон предопределили выбор темы настоящего исследования и повлияли на постановку его целей и задач.

Целью исследования является изучение системы налогообложения  доходов физических лиц в России и Франции, определение значимости НДФЛ в экономике страны.

Для достижения поставленной в работе цели потребовалось решение следующих задач, обусловивших структуру работы:

    • раскрыть экономическое содержание налога на доходы физических лиц и опыт подоходного налогообложения в России и Франции;
    • определить действующий порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в Российской федерации и Франции.
    • рассмотреть приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц и совершенствование механизма исчисления НДФЛ.

Объектом исследования является налог на доходы физических лиц, а предметом, соответственно,  механизмы его изъятия во Франции и РФ.

Структура курсовой работы включает в себя: введение, 3 главы, заключение.

В первой главе была дана характеристика налога на доходы физических лиц, представлен перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, а также порядок уплаты НДФЛ во Франции.

Во второй главе был  произведен сравнительный анализ действующих  ставок подоходного налога в России и Франции.

В третьей главе рассматриваются основные проблемы и перспективы развития механизмов НДФЛ в России.

Теоретической основой  курсовой работы послужили налоговый кодекс Российской Федерации, федеральный закон "О подоходном налоге с физических лиц», а также учебные пособия таких авторов как И.А. Майбуров, Клочкова И.В., Черник Д.Г. и др.

 

Глава 1. Характеристика налога на доходы физических лиц

1.1.Экономическая сущность налога на доходы физических лиц

 

Налог - это одно из основных понятий финансовой науки, важно  понимать его природу, функции, значение для экономики, в чем есть определенная сложность, обусловленная тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и политико-правовое явление реальной жизни. Русский экономист М.М. Алексеенко еще в XIX в. отметил данную особенность налога: «С одной стороны, налог - один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (т.е. цены), собственно, и началась экономическая наука. С другой стороны, установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства»1.

Особое положение в  ряду налогов, уплачиваемых физическими  лицами, занимает налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Это единственный налог, который существовал в нашей стране в годы советской власти, когда практически отсутствовала налоговая система.

Однако в годы советской  власти подоходный налог не имел сколько-нибудь значительного фискального значения, поскольку основная доля поступлений  в бюджеты всех уровней обеспечивалась за счет жестко регламентированных сумм отчислений от доходов предприятий и организаций.

Достаточно сказать, что  в доходах государственного бюджета  страны, включавшего в себя бюджеты  всех уровней власти, поступления  подоходного налога составляли не более 5-6%. Единственным, предназначением подоходного налога в то время являлось перераспределение доходов лиц, не относящихся к категории рабочих и служащих. Это обеспечивалось путем установления для основной массы трудящихся уплаты налога по пониженным ставкам, которые практически не являлись прогрессивными и колебались от 8,2 до 13%.

При этом отдельные категории  рабочих и служащих вообще были освобождены от уплаты подоходного налога, в том числе колхозники, военнослужащие. Вместе с тем доходы всех остальных физических лиц, которые занимались так называемой индивидуально-трудовой деятельностью и которые, по мнению государства, получали значительные доходы, облагались по высоким ставкам, достигавшим для кустарей и ремесленников 81%, а по гонорарам авторов произведений науки и искусства — 69%. Подоходное налогообложение, таким образом, характеризовалось отсутствием основополагающего принципа налогообложения — равенства всех плательщиков перед законом2.

Не оказывал серьезного влияния этот налог в годы советской  власти и на материальное положение  населении страны. Это объяснялось  отсутствием существенной дифференциации доходов населения, отличавшихся низким уровнем. В этих условиях установленная прогрессивная шкала налогообложения затрагивала интересы весьма незначительного числа налогоплательщиков, и поэтому абсолютное большинство населения и платило налог по минимальной ставке. Через систему подоходного налогообложения с населения изымалось в разные годы от 6 до 7% его дохода.

Наряду с этой характерной  особенностью того времени, в стране была установлена жесткая регламентация уровня заработной платы работников не только бюджетной сферы, но и сферы материального производства. Это давало возможность государству фактически закладывать размер уплачиваемого подоходного налога в качестве элемента оплаты труда.

Основы современного подоходного налогообложения физических лиц были заложены в России с принятием Закона РФ от 07.12-91 № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" 3.

С введением этого  Закона в действие с 1 января 1992 г. в  России была создана принципиально  иная, чем действовавшая до того в Советском Союзе, система подоходного обложения физических лиц. Она стала базироваться на определенных принципах, отличных от действовавших в системе централизованного государственного регулирования экономики, которые со временем изменялись и уточнялись, пока, наконец, не приобрели относительно законченный вид в Налоговом кодексе РФ.

Важнейшим принципом  ныне действующей системы НДФЛ является равенство налогоплательщиков вне  зависимости от социальной или иной принадлежности. Это означает, что все налогоплательщики равны перед законом, отсутствуют категории налогоплательщиков, которые были бы освобождены от налогообложения по получаемым ими доходам. Ставки налога едины для всех налогоплательщиков, получивших доход определенного уровня. Только лишь размер совокупного дохода, фактически полученного за год, определяет уровень обложения любого налогоплательщика4.

В практику подоходного  обложения физических лиц был  введен еще один новый принцип  — установление не облагаемого налогом  минимума годового совокупного дохода, на который уменьшается сумма годового дохода, а также вычетов из годового совокупного дохода. С принятием Налогового кодекса, не облагаемый налогом минимум стал называться стандартным налоговым вычетом.

Важнейший принцип подоходного налогообложения физических лиц - недопущение уплаты этого налога за плательщика. Иными словами, налог должен исчисляться только с личного дохода граждан и уплачиваться ими за счет этого дохода. Предприятия и организации любой формы собственности и любой организационно-правовой формы, выплачивающие физическим лицам доходы, не имеют права вносить НДФЛ за граждан за счет своих средств, а также при заключении договоров и других сделок включать налоговые оговорки в этой части. Наконец, последним по порядку, но не по значению является принцип предоставления отдельным категориям налогоплательщиков целевых налоговых льгот (в России — в форме доходов, не подлежащих налогообложению), направленных на решение важнейших социальных задач.

Примерно на таких  же принципах строится система подоходного обложения физических лиц в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. Широкое распространение этого налога во всех странах мировой системы вызвано рядом факторов, определяющих особую роль НДФЛ в общей системе налогообложения.

Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего, то, что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.

Преимущество этого  налога заключается также в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от местного до федерального. К тому же этот налог — достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов.

НДФЛ - самый перспективный налог в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам 5.

Одновременно с этим именно в НДФЛ наглядно реализуются  такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налогового бремени.

Указанные особенности  НДФЛ накладывают на законодательные  и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение этого налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.

Объектом обложения  НДФЛ у налоговых резидентов выступает  доход, полученный ими в налоговом  периоде от источников, как в России, так и за ее пределами. В отличие от них для налоговых нерезидентов объектом обложения являем и доход, полученный исключительно из источников, расположенных в Российской Федерации6.

При этом положения Налогового кодекса устанавливают перечень доходов, подлежащих налогообложению, полученных как на территории РФ, так и за ее пределами.

К таким доходам Налоговый  кодекс относит дивиденды и проценты, а также страховые выплаты  при наступлении страхового случая, выплачиваемые российскими организациями или иностранными организациями.

В перечень указанных доходов включаются также доходы, полученные от использования в Российской Федерации или за ее пределами авторских или других смежных прав, а также полученные от предоставления в аренду и от иного использования имущества, находящегося на российской территории.

Одновременно с этим в состав доходов налогоплательщика  входят и суммы, полученные от реализации недвижимого и иного принадлежащего ему имущества, акций или других ценных бумаг, долей участия в уставном капитале организаций, а также прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории России.

Является объектом обложения  также вознаграждение за выполнение трудовых или других обязанностей, за выполненные работы, оказанные услуги и за совершение действия или бездействие.

Признаются доходами физического лица пенсии, пособия, стипендии  и другие аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим законодательством.

Отнесение указанных  доходов к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, либо к доходам от источников за пределами РФ зависит от места нахождения организаций, имущества или источника получения дохода.

В частности, дивиденды, страховые выплаты от российских организаций, а также от иностранных организаций в связи с деятельностью ее постоянного представительства в России — это доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Указанные виды доходов, полученные от иностранной организации в других случаях, - это доходы, полученные от источников, находящихся за пределами России. Для доходов от использования авторских прав, от аренды и реализации имущества, доходов в виде вознаграждений указанное разграничение зависит от места нахождения (в России или за ее пределами) источника дохода или его получения.

Информация о работе Основы налогообложения на примере НДФЛ в сравнении Российской Федерации и Франции