Основы налогообложения на примере НДФЛ в сравнении Российской Федерации и Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение системы налогообложения доходов физических лиц в России и Франции, определение значимости НДФЛ в экономике страны.
Для достижения поставленной в работе цели потребовалось решение следующих задач, обусловивших структуру работы:
раскрыть экономическое содержание налога на доходы физических лиц и опыт подоходного налогообложения в России и Франции;
определить действующий порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в Российской федерации и Франции.
рассмотреть приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц и совершенствование механизма исчисления НДФЛ.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Характеристика налога на доходы физических лиц 6
1.1.Экономическая сущность налога на доходы физических лиц 6
1.2. Доходы, освобождаемые от налогообложения 13
1.3. Порядок уплаты подоходного налога во Франции 16
Глава 2. Анализ действующих ставок подоходного налога 20
2.1. Действующий порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в Российской федерации 20
2.2. Анализ действующих ставок подоходного налога во Франции 29
Глава 3. Перспективы развития механизмов НДФЛ в России 34
Заключение 38
Литература 40

Файлы: 1 файл

мой курсач.doc

— 802.00 Кб (Скачать файл)

Налоговыми резидентами Франции  являются лица, которые более 183 дней в году проживают на территории Франции. При этом для статуса налогового резидента Франции совсем не обязательно быть гражданином Франции, можно постоянно проживать там, имея только вид на жительство. Налоговые резиденты Франции обязаны платить во Франции по французским налоговым ставкам подоходный налог со всех видов доходов (зарплата, премии, дивиденды, доходы от недвижимости, доходы от банковских вкладов, земельная рента, доход от коммерческой деятельности и др.), причём как с доходов, полученных на территории Франции, так и с доходов, полученных за пределами Франции.

 

 

Глава 2. Анализ действующих ставок подоходного налога

2.1. Действующий порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в Российской федерации

 

Согласно действующему законодательству, налогоплательщик самостоятельно исчисляет  сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах, обязанность  по исчислению суммы налога может  быть возложена на налоговый орган  или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с момента отправления заказного письма.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 23 ст. 207) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.8

Рис.1. Плательщики, объект обложения и налоговая база НДФЛ

 

 

 Согласно  статье 208 НК РФ для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся:

1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации,  а также проценты, полученные  от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;

2) страховые выплаты  при наступлении страхового случая, в том числе периодические  страховые выплаты (ренты, аннуитеты)  и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;

3) доходы, полученные  от использования в Российской  Федерации авторских или иных  смежных прав;

4) доходы, полученные  от сдачи в аренду или иного  использования имущества, находящегося  в Российской Федерации; 

5) доходы от реализации:

    • недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации;
    • акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;
    • прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации;

6) вознаграждение за  выполнение трудовых или иных  обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия  в Российской Федерации. При  этом вознаграждение директоров  и иные аналогичные выплаты,  получаемые членами органа управления организации,  рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;

7) пенсии, пособия, стипендии  и иные аналогичные выплаты,  полученные налогоплательщиком  в соответствии с действующим  российским законодательством или  полученные от иностранной организации  в связи с деятельностью ее  обособленного подразделения в Российской Федерации;

8) доходы, полученные  от использования любых транспортных  средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные  транспортные средства, в связи  с перевозками в или из РФ или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в РФ;

9) доходы, полученные  от использования трубопроводов, линий электропередачи, линий оптико-волоконной или беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории Российской Федерации;

10) иные доходы, получаемые  налогоплательщиком в результате  осуществления им деятельности  в Российской Федерации. 

Не относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, доходы физического лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций (включая товарообменные), совершаемых исключительно от имени и в интересах этого физического лица и связанных исключительно с закупкой (приобретением) товара (выполнением работ, оказанием услуг) в Российской Федерации, а также с ввозом товара на территорию Российской Федерации.

Согласно статье 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в  Российской Федерации и (или)  от источников за пределами  Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) от источников в  Российской Федерации - для физических  лиц, не являющихся налоговыми  резидентами Российской Федерации.   

В статье 210 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Если из дохода налогоплательщика  по его распоряжению, по решению  суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания  не уменьшают налоговую базу.

 Налоговая база  определяется отдельно по каждому  виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Для доходов, в отношении  которых предусмотрена налоговая  ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких  доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных 23 главой кодекса.



 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Общие условия  определения налоговой базы

 

В соответствии статьи 224 налоговая ставка устанавливается в размере:

  1. 13 %, если иное не предусмотрено статьей НК РФ.
  2. Налоговая ставка устанавливается в размере 35 % в отношении следующих доходов:
  • стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 настоящего Кодекса;
  • процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 настоящего Кодекса;
  • суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 настоящего Кодекса.
  1. Налоговая ставка устанавливается в размере 30 % в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.
  1. Налоговая ставка устанавливается в размере 9 % в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
  2. Налоговая ставка устанавливается в размере 9 % в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2008 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2008 года.

 

 Согласно статья 225 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса исчисляется как соответствующая  налоговой ставке, установленной  пунктом 1 статьи 224 Кодекса, процентная доля налоговой базы.

Сумма налога при определении  налоговой базы в соответствии с  пунктом 4 статьи 210 настоящего Кодекса  исчисляется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой  базы.

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с пунктом 1 статьи 224. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.  

НК РФ предусмотрено (Статья 229) Налоговая декларация, которая  представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227 и 228 настоящего Кодекса.

В налоговых декларациях  физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, за исключением доходов, указанных в пункте 8.1 статьи 217 НК РФ, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода  

Налоговые льготы, предоставленные  законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации  в части сумм налога, зачисляемых  в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты, до дня вступления в силу настоящего Кодекса, действуют в течение того срока, на который эти налоговые льготы были предоставлены.

Налоговые вычеты играют для налогоплательщика значимую роль в законной минимизации облагаемых доходов и уменьшении сумм уплачиваемых налогов. Существуют 4 группы налоговых вычетов:

    • Стандартные вычеты
    • Социальные вычеты
    • Имущественные вычеты
    • Профессиональные вычеты

2.2. Анализ действующих ставок  подоходного налога во Франции

 

Важнейшее место в группе подоходных налогов занимает подоходный налог с физических лиц. Напомним, что его удельный вес в государственном бюджете Франции превышает 18%.

Данный налог взимается  ежегодно с дохода, декларируемого в начале года по итогам предыдущего  финансового года. Налогообложению подлежит фискальная единица — семья, состоящая из двух супругов и лиц, находящихся у них на иждивении. Для одиноких фискальной единицей, естественно, является один человек.

Под доходами понимаются все денежные поступления, полученные в течение отчетного года: заработная плата, премии и вознаграждения, пенсия, пожизненная рента, доходы от движимого имущества, доходы от землевладений, доходы от сельскохозяйственной деятельности, доходы от промышленной или коммерческой деятельности, доходы некоммерческого характера, прибыль от операций с ценными бумагами и т. д.

Принимаются в расчет также и разовые доходы, получаемые в случае передачи прав собственности. Из базиса налогообложения вычитаются специально определенные законодательством расходы, например, целевое пособие на питание. Некоторые вычеты применяются к определенным социальным группам: пожилые люди, инвалиды и т. д.

Подоходный налог на физических лиц носит прогрессивный  характер со ставкой от 0 до 56,8%. Не облагаются налогом (ставка 0%) доходы, не превышающие 18 140 евро.

Информация о работе Основы налогообложения на примере НДФЛ в сравнении Российской Федерации и Франции