Основы налогообложения на примере НДФЛ в сравнении Российской Федерации и Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение системы налогообложения доходов физических лиц в России и Франции, определение значимости НДФЛ в экономике страны.
Для достижения поставленной в работе цели потребовалось решение следующих задач, обусловивших структуру работы:
раскрыть экономическое содержание налога на доходы физических лиц и опыт подоходного налогообложения в России и Франции;
определить действующий порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в Российской федерации и Франции.
рассмотреть приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц и совершенствование механизма исчисления НДФЛ.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Характеристика налога на доходы физических лиц 6
1.1.Экономическая сущность налога на доходы физических лиц 6
1.2. Доходы, освобождаемые от налогообложения 13
1.3. Порядок уплаты подоходного налога во Франции 16
Глава 2. Анализ действующих ставок подоходного налога 20
2.1. Действующий порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в Российской федерации 20
2.2. Анализ действующих ставок подоходного налога во Франции 29
Глава 3. Перспективы развития механизмов НДФЛ в России 34
Заключение 38
Литература 40

Файлы: 1 файл

мой курсач.doc

— 802.00 Кб (Скачать файл)

Во Франции существуют особые правила налогообложения доходов, полученных от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и прочим движимым имуществом.

Так, прибыль, полученная в результате продажи по высокой цене недвижимого имущества, включается в доход, подлежащий налогообложению в году фактической продажи. Но при этом от налога освобождаются доходы, полученные от продажи основного жилища, от первой продажи жилища, а также от продажи жилища, находящегося в собственности не менее 32 лет.

Различная ставка налога применяется в зависимости от срока, в течение которого здание находилось в собственности у  продавца. Ставка максимальная, если этот срок менее двух лет. Далее ставка сокращается до нуля в зависимости от срока.

Прибыли, полученные от операций с ценными бумагами, включая сертификаты  на акционерные права, облагаются по ставке 16%. Налог взимается в том  случае, если ежегодный размер доходов  от них превышает определенный предел, пересматривающийся достаточно часто.

Прибыль, полученная от операций с движимым имуществом, отличным от ценных бумаг, облагается налогом, если она является следствием сделки на сумму свыше 20 тыс. евро. Имеются три ставки налога: 4,5%, 7% — для предметов искусства и 7,5% — для сделок с драгоценными металлами.

Крупные доходы приносят бюджету Франции налоги на собственность. Налогообложению подлежат имущество, имущественные права и ценные бумаги, находящиеся в собственности на 1 января. К имуществу относятся здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество, акции, облигации и т. д.

Некоторые виды имущества  полностью или частично освобождены  от этого налога, в частности, имущество  для использования в рамках профессиональной деятельности, отдельные виды сельскохозяйственного имущества, предметы старины, художественные и коллекционные  изделия.

Во Франции шкала  налоговых ставок подоходного налога (IR) не плоская, а прогрессивная. Чем  выше доход, тем выше ставка налога.

При этом шкала налогов  пересматривается и утверждается парламентом Франции каждый год (в зависимости от уровня инфляции, бюджета и экономической ситуации в стране). Вот, например шкала подоходного налога для физических лиц во Франции в 2013 году:

    1. QF до 5 963 евро в год: налог 0%
    2. QF от 5 963 до 11 896 евро в год: налоговая ставка 5,5%
    3. QF от 11 897 до 26 420 евро в год: налоговая ставка 14%
    4. QF от 26 421 до 70 830 евро в год: налоговая ставка 30%
    5. QF от 70 831 до 150 000 евро в год: налоговая ставка 41%
    6. QF от 150 001 до 1 000 000 евро в год: налоговая ставка 45%
    7. QF свыше 1 000 000 евро в год: налоговая ставка 75%

В прошедшем 2012 году шкала  была почти такой же за исключением  дополнительных более высоких налоговых  ставок для сверхвысоких доходов:

    1. QF до 5 963 евро в год: налог 0%
    2. QF от 5 963 до 11 896 евро в год: налоговая ставка 5,5%
    3. QF от 11 897 до 26 420 евро в год: налоговая ставка 14%
    4. QF от 26 421 до 70 830 евро в год: налоговая ставка 30%
    5. QF свыше 70 830 евро в год: налоговая ставка 41%

При рассмотрении этой прогрессивной  шкалы налоговых ставок очень важно учитывать два момента:

1) в налоговой шкале  указан не доход одного физического  лица, а именно среднегодовой  доход в расчёте на одного  члена семьи (Quotient Familial).

Например, если супруг зарабатывает 28 000 евро в год, а его жена не работает и сидит дома с единственным несовершеннолетним ребёнком, то (без учёта различных вычетов) QF будет равен 28 000 ÷ 2.5 = 11 200. Это значит, налоговая ставка подоходного налога для этой семьи во Франции будет составлять 5.5% (а не 30%, как может показаться на первый взгляд неподготовленному российскому обывателю). В России, где учитывается именно персональный доход налогоплательщика, ставка подоходного налога для доходов этой семьи будет составлять всегда 13%.

2) процентная ставка  налога применяется не ко всему  доходу целиком, а только к той его части, рамки которой определены слева. Т.е. часть среднедушевого дохода на члена семьи до 5 963 евро в год не облагается налогом вообще, часть среднедушевого дохода на члена семьи от 5 963 до 11 896 евро в год облагается налогом по ставке 5.5%, часть среднедушевого дохода на члена семьи от 11 897 до 26 420 евро в год облагается налогом по ставке 14% и т.д. Таким образом, определяемая по этой шкале ставка налога - это максимальная ставка, применяемая только к самой верхней части дохода. Более низкие части дохода будут облагаться налогом по более низким ставкам.

Пример: семья, состоящая из двоих супругов с двумя несовершеннолетними детьми, зарабатывает совокупно 40 000 евро в год (135 300 рублей в месяц).

Расчёт подоходного  налога с этой семьи во Франции (в год): 
Коэффициент размера семьи = 3

QF = 40000 ÷ 3 = 13333 => налоговая  ставка (максимальная) 14% 
(5963 × 0 + (11896-5963) × 0.055 + (13333-11896) × 0.14) × 3 = (0 + 326.315 + 201.18) × 3 = 1582 евро (~64 200 рублей).

Контроль над своевременностью и точностью налоговых выплат во Франции очень жёсткий.

Даже незначительная просрочка в подаче налоговой  декларации грозит штрафом ~10% к сумме  налоговых отчислений по этой декларации. 
Непреднамеренная ошибка в декларации грозит штрафом ~10% (кроме полной уплаты налогов за этот период). Намеренная ошибка в декларации (например, явное занижение реальных доходов) грозит штрафом в виде двукратного увеличения налоговых отчислений за отчётный период. Более серьёзные нарушения (укрывание налогов в особо крупных размерах; подделка документов, подтверждающих доходы/расходы и др.) уже являются налоговым преступлением и грозят кроме штрафов ещё и реальным тюремным сроком.

 

 

Глава 3. Перспективы развития механизмов НДФЛ в России

 

 

Среди налогов, уплачиваемых физическими лицами, налог на доходы физических лиц – самый значимый по суммам поступлений в бюджет. Он касается практически всех граждан нашей страны. Однако, несмотря на его долгую историю развития в нашей стране, он далек от совершенства и требует серьезных изменений.

В России с 2001 г. после  вступления в силу главы 23 «Налог на доходы физических лиц» стала применяться  шедулярная форма подоходного налога, то есть к разным видам доходов  населения применяется соответствующая  налоговая ставка.

В целом, можно сказать, что методика исчисления налога проста и понятна. Ставки налога фиксированы, объекты – конкретны, а налоговая  база определяется четко. Все это  делает его простым для налогообложения, однако до сих пор этот налог является предметом острой критики в стране.

Прежде всего, потому, что не отвечает принципу социальной справедливости и на практике получается, что 13 %-ная ставка налога создает  преимущества только гражданам с  высокими доходами.

Законопроекты о введении прогрессивной ставки налога поступают в Государственную Думу с периодичной регулярностью: в 2007 г. (предлагалось до 60 тыс. рублей месячного дохода налог не взимать, от 3,6 млн. – установить 30% ставку),  в 2009 г. (нижний 2%-предел для доходов до 10 тыс. рублей и верхний свыше 5 млн. – 40%),  в феврале 2010 г. (до 60 тыс. – 5%, от 12 млн. и 1 рубля – 3 млн. 834 тыс. + 45% от суммы, превышающей 12 млн.), в августе 2010 г., в июле 2011 г. (до 120 тыс. дохода – 10%; свыше 2,9 млн. – 849 тыс. + 45% от суммы, превышающей 2,9 млн.). Ни один из данных актов не принят.

В перечне аргументов противников прогрессии подоходного налогообложения наиболее часто фигурируют следующие:

1. При «плоской» шкале  более состоятельные граждане  платят и более высокую абсолютную  сумму налога, что и обеспечивает социальную справедливость. Между тем нелепо отрицать, что для российского налогоплательщика, получающего месячную заработную плату, к примеру, в размере 8,0 тыс. р., уплаченные в виде НДФЛ 1,04 тыс., несоизмеримо более весомы в плане негативного влиянии на благосостояние, чем, скажем, 104 тыс., для налогоплательщика с месячным доходом в 800 тыс. р.

2. Использование единой  сниженной ставки НДФЛ противодействует  применению получивших широкое  распространение «серых» форм  выплаты заработной платы, связанных с сокрытием фактического фонда оплаты труда, т.е. с фальсификацией налоговой базы. Однако не секрет, что соответствующее ее занижение провоцируется не столько уровнем ставок подоходного налога, сколько действовавшими до принятия 23-ей главы НК РФ критически высокими ставками отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

3. Ликвидация прогрессии  налогообложения доходов физических  лиц устраняет стимулы сокрытия  наиболее богатыми слоями общества  своих огромных денежных доходов. 

На сегодняшний день, имеются эффективные меры борьбы с «конвертной» заработной платой, которые действительно могут дать серьезный экономический эффект и сделают НДФЛ более справедливым.

Во-первых, следовало бы законодательно установить предел, ниже которого работодатель не имеет права выплачивать заработную плату и привязать эту сумму к прожиточному минимуму, освободив её от налогообложения, то есть установить стандартный вычет. Подобные законодательно установленные ограничения существуют в большинстве высокоразвитых стран.

В этих условиях будет  исключена возможность отражения  в ведомостях на выплату зарплаты 4-5 тыс. рублей, как это сегодня  зачастую происходит, особенно в сфере  малого бизнеса. Однако при этом необходимо снизить ставку взносов в государственные  внебюджетные фонды.

Во-вторых, следует установить прогрессивную шкалу налогообложения по ставкам.

Помимо этого необходимо изменить механизм налогообложения, установив  объектом налогообложения совокупный доход налогоплательщиков. То есть, если на сегодняшний день ставки НДФЛ меняются в зависимости от вида дохода, то целесообразно установить прогрессивные ставки, облагая общую сумму доходов налогоплательщика в отчетном периоде.

В-третьих, после всех этих изменений, требуется принятие мер по установлению действенного контроля над доходами налогоплательщиков и за движением наличных денег в экономике. В настоящее время такой контроль в стране весьма ослаблен, что позволяет обналичивать денежные средства сверх установленных норм и создавать условия для выплаты зарплаты в конвертах. В частности, действующие ныне положения, позволяют предпринимателям без образования юридического лица практически бесконтрольно осуществлять операции с наличностью. Также следует предоставить налоговым органам право отслеживать прирост имущества и уровень потребления за определенный период, как это делается во всех развитых странах, где одного факта осуществления расхода или наличия накоплений в виде денежных активов, недвижимого имущества и т.д.   достаточно, чтобы предъявить лицу обвинение в неуплате налога. Такой порядок вынуждает налогоплательщиков, получающих крупные суммы неучтенных доходов, искать возможность заплатить с них налоги.

Подводя итог, можно констатировать, что система подоходного налогообложения  далека от совершенства и требует серьезных точечных изменений, что повлечет за собой большие траты времени  и денег. Однако, так как налог на доходы физических лиц охватывает практически все население нашей страны, необходимость его совершенствования не вызывает сомнений. По этой причине следует ожидать дальнейших изменений в законодательстве и продолжения налоговой реформы в Российской Федерации.

 

Заключение

 

Анализ налогообложения  доходов физических лиц, проведенный в работе позволил сделать следующие основные выводы: 
сущность налога на доходы физических лиц в России, как и отдельные его черты, во многом схожа с аналогичным налогом, применяемым во многих рыночно развитых странах. Его место в налоговой системе обусловлено рядом обстоятельств:

  1. налог на доходы - это личный налог, то есть его объектом является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;
  2. налог в большей степени отвечает основным принципам налогообложения - всеобщности, равномерности и эффективности;
  3. налог относительно регулярно поступает в доходы бюджета, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств;
  4. основной способ взимания налога на доходы - у источника выплаты дохода является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.

Таким образом, значение и важность налога на доходы с физических лиц для Российской налоговой  системы трудно переоценить. Ведь чем  грамотнее будет функционировать  система сборов подоходного налога в стране, тем эффективнее и  быстрее государство сможет выйти из кризисного состояния в экономике и тенденциозно и динамично развивать свою экономику.

Во Франции подоходным налогом (IR &mdash Impôt sur le Revenu) облагается не каждое отдельное физическое лицо, а вся семья в целом. Под  семьей понимаются супруги и их дети, не достигшие 18 лет, а также дети, не состоящие в браке и моложе 21 года, либо дети-студенты моложе 25 лет. 
Налоговая база вычисляется для всей семьи как совокупный годовой доход всех членов семьи за вычетом определённых видов расходов, которые налогом не облагаются.

Далее эта суммарная  семейная налоговая база делится  на коэффициент размера семьи, и  таким образом получается налогооблагаемая доля одного члена семьи, т.е. некий  среднедушевой доход семьи (QF — Quotient Familial), который и определяет величину ставки подоходного налога для этой семьи.

Во Франции существует широкая система налоговых вычетов (профессиональных, семейных, социальных, имущественных и др.), что снижает налоговую базу и соответственно в некоторых случаях может снижать и налоговую ставку (т.к. шкала прогрессивная).

В настоящее время правительством РФ предпринимаются серьезные меры, направленные на укрепление и реформирование налогового законодательства. Наиболее значительным по своему юридическому статусу и практическому применению этапом было создание Налогового Кодекса, в частности главы 23 «Налог на доходы физических лиц».

Информация о работе Основы налогообложения на примере НДФЛ в сравнении Российской Федерации и Франции