Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 20:39, курсовая работа
Основная цель курсовой работы – выявление особенностей бюджетного финансирования, определение рациональных направлений бюджетных расходов.
Задачи исследования – определить понятие и сущность бюджетного финансирования, провести анализ бюджетного финансирования, выделить основные направления по совершенствованию системы бюджетного финансирования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Понятие и сущность бюджетного финансирования…………..5
1.1. Формы и методы бюджетного финансирования……………...5
1.2. Механизм бюджетного финансирования...................................9
1.3. Новый порядок расходования бюджетных средств…………………..............................................................10
ГЛАВА 2. Анализ бюджетного финансирования ………………………..18
2.1. Расходы федерального бюджета Российской Федерации...…18
2.2. Тенденции основных направлений бюджетного финансирования ……………………………………………....24
ГЛАВА 3. Основные направления по совершенствованию системы бюджетного финансирования …………………...…………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Понятие и сущность бюджетного финансирования…………..5
ГЛАВА 2. Анализ бюджетного финансирования ………………………..18
ГЛАВА
3. Основные направления по совершенствованию
системы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В
настоящее время сформировалось
экономическое видение
Основная цель курсовой работы – выявление особенностей бюджетного финансирования, определение рациональных направлений бюджетных расходов.
Задачи
исследования – определить понятие
и сущность бюджетного финансирования,
провести анализ бюджетного финансирования,
выделить основные направления по совершенствованию
системы
Цели и задачи исследования определяют логику курсовой работы и ее структуру. В первой главе будут рассмотрены следующие вопросы:
- формы и методы бюджетного финансирования;
-
механизм бюджетного
- новый порядок расходования бюджетных средств.
Во второй
главе будут рассмотрены
- особенности бюджетного финансирования;
- тенденции основных направлений бюджетного финансирования.
В третьей главе будут рассмотрены основные направления по совершенствованию системы бюджетного финансирования.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных ученых-экономистов в области финансов и бюджета. В ходе написания работы использованы труды, раскрывающие теоретические и практические аспекты финансов и бюджета. Существенный вклад в разработку исследуемой проблемы внесли такие ученые-экономисты как Л.Н.Павлова, Г.Б.Поляк, В.М.Родионова и другие.
При проведении исследования применены общенаучные методы – наблюдение, сравнение, анализ и синтез, которые способствовали изучению экономических явлений в динамическом развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности.
Информационную
базу исследования составили федеральные
законодательные документы, регулирующие
функционирование бюджета и бюджетной
системы; нормативно-правовые акты по
механизму формирования и использования
бюджетных ресурсов; официальная отчетность
Министерства финансов РФ, статистические
данные Федеральной службы государственной
статистики, данные Института Экономики
Переходного Периода.
1.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
1.1. Формы и методы бюджетного финансирования
Бюджетное финансирование представляет собой предоставление бюджетных средств на безвозвратной и возвратной основе всем бюджетополучателям в соответствии с установленным законодательством для полного или частичного покрытия их расходов на проведение мероприятий, предусмотренных в утвержденном бюджете.
В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные.
Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов власти, бюджетных учреждений, оказание финансовой поддержки отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.
Текущие расходы являются преобладающей частью во всех звеньях территориальных бюджетов.
Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие и вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.
Это средства, которые предоставляются в качестве бюджетных расходов на инвестиционные цели. Расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований.
Часть капитальных расходов бюджетов составляет бюджет развития, главные статьи расходов которого – строительство новых объектов, приобретение оборудования, финансирование проектно-изыскательных, землеустроительных работ и др.
Бюджетное финансирование осуществляется в соответствии с установленными принципами путем использования специальных форм и методов предоставления бюджетных средств. Принципы бюджетного финансирования можно подразделить на: общие, касающиеся всех бюджетополучателей; частные, определяющие порядок предоставления бюджетных средств предприятиям, организациям и учреждениям в зависимости от их организационно-правовой формы и метода ведения хозяйства. К общим принципам в России относят; соблюдение законности финансирования (отпуск бюджетных средств может происходить только на основе утвержденного бюджета и сводной бюджетной росписи); целевой характер предоставления бюджетных средств; выделение средств в пределах лимитов бюджетных обязательств, признанных органом, исполняющим бюджет, и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований бюджетных. К частным относят принципы, различающиеся в зависимости от того, кому и на какие цели предоставляются бюджетные средства. Так, для бюджетных учреждений действует принцип зависимости объема финансирования от установленных норм и фактически достигнутых показателей по сети, штатам и контингентам.
Бюджетное финансирование осуществляется в следующих формах:
Бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные, в зависимости от того, из какого бюджета осуществляется финансирование.
Главное назначение всех бюджетов – финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. Система бюджетных расходов формируется в зависимости от характера этих функций и состоит из следующих блоков:
Бюджетные средства расходуются бюджетными учреждениями на:
- оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
-
перечисление страховых
-
трансферты населению,
-
командировочные и иные
-
оплату товаров, работ и услуг
по заключенным или
- оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных и муниципальных контрактов.
Методы бюджетного финансирования, отражающие
расходование бюджетных средств, включают:
списание денежных средств с единого счета бюджета
в размере подтверждения бюджетного обязательства в пользу
физических и юридических лиц; зачет
денежных средств (при условии наличия
задолженности бюджетополучателя по неналоговым платежам в бюджет).
1.2. Механизм бюджетного финансирования
Порядок
предоставления средств из бюджета
зависит от организационно-правового
статуса предприятия, организации, учреждения.
Например, финансирование бюджетных учреждений
производится в безвозвратном порядке
в строгом соответствии с назначениями,
предусмотренными в их годовых с поквартальной
разбивкой сметах и в меру выполнения
установленных им государственных (муниципальных)
заданий. При этом учитываются изменения,
вносимые в смету в установленном порядке,
и соблюдаются все требования финансово-бюджетной
дисциплины. По государственным и муниципальным
унитарным предприятиям, основанным на
праве хозяйственного ведения и функционирующим
на коммерческих началах, бюджетное финансирование частично может осуществляться
на условиях платности и возвратности;
на таких же условиях бюджетные средства предоставляются
негосударственным коммерческим предприятиям,
выигравшим конкурс инвестиционных проектов.
Их расходы финансируются в пределах
сумм, утвержденных по бюджету на соответствующий год.
На платной и возвратной основах финансируются
специфические мероприятия, особо выделяемые
в составе бюджетных расходов. К ним относятся:
мероприятия по государственной поддержке
завоза продукции в районы Крайнего Севера
и приравненной к ним местности с ограниченными
сроками завоза; расходы по формированию
федерального продовольственного фонда;
мероприятия, связанного с обеспечением
агропромышленного комплекса машиностроительной
продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга); расходы
на пополнение фонда льготного кредитования; меры по оказанию краткосрочной
финансовой поддержки предприятий, осуществляющих
структурную перестройку производства
или экспортирующих продукцию обрабатывающей
промышленности и т.п. Заемщиками бюджетных
средств выступают российские предприятия
и организации, являющиеся юридическими
лицами, за исключением предприятий с
иностранными инвестициями, а также органы
исполнительной власти субъектов РФ и
органы местного самоуправления. За несвоевременный
возврат бюджетных средств и просрочку
уплаты процентов взимается штраф в установленных
размерах. Бюджетное финансирование может распространяться и на негосударственные
коммерческие организации, осуществляющие
новое строительство, техническое перевооружение
и реконструкцию своего производства.
Однако им бюджетные средства на федеральном
уровне выделяются только по решению Правительства
РФ, принимаемому исходя из экономического
обоснования, при наличии необходимой
проектно-сметной документации и положительные экспертизы,
и лишь при условии обеспечения участия
России или увеличения доли ее собственности
в уставных капиталах этих организаций. Такое
участие и увеличение доли собственности
государства достигается путем передачи
в федеральную собственность по номинальной стоимости дополнительных
пакетов акций (паев) на сумму предоставленных бюджетных
средств. Подобным же образом решаются
вопросы с бюджетном финансированием негосударственных
предприятий и на региональном, а также
муниципальном уровнях с выделением средств из соответствующего бюджета.