Особенности бюджетного финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – выявление особенностей бюджетного финансирования, определение рациональных направлений бюджетных расходов.
Задачи исследования – определить понятие и сущность бюджетного финансирования, провести анализ бюджетного финансирования, выделить основные направления по совершенствованию системы бюджетного финансирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Понятие и сущность бюджетного финансирования…………..5
1.1. Формы и методы бюджетного финансирования……………...5
1.2. Механизм бюджетного финансирования...................................9
1.3. Новый порядок расходования бюджетных средств…………………..............................................................10
ГЛАВА 2. Анализ бюджетного финансирования ………………………..18
2.1. Расходы федерального бюджета Российской Федерации...…18
2.2. Тенденции основных направлений бюджетного финансирования ……………………………………………....24
ГЛАВА 3. Основные направления по совершенствованию системы бюджетного финансирования …………………...…………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 488.50 Кб (Скачать файл)

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО  ФИНАНСИРОВАНИЯ 

     2.1. Расходы федерального бюджета Российской Федерации

     В соответствии с действующим в  РФ законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

     1) обеспечение деятельности Президента  РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной  палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

     2) функционирование федеральной судебной  системы;

     3) осуществление международной деятельности  в общефедеральных интересах  (финансовое обеспечение реализации  межгосударственных соглашений  и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

     4) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

     5) фундаментальные исследования и  содействие научно-техническому прогрессу;

     6) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

     7) государственная поддержка атомной  энергетики;

     8) ликвидация последствий чрезвычайных  ситуаций и стихийных бедствий  федерального масштаба;

     9) исследование и использование  космического пространства;

     10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

      11) формирование федеральной собственности;

     12) обслуживание и погашение государственного  долга РФ;

     13) компенсация государственным внебюджетным  фондам расходов на выплату  государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;

     14) пополнение государственных заказов  драгоценных металлов и драгоценных  камней, государственного материального резерва;

     15) проведение выборов и референдумов РФ;

     16) федеральная инвестиционная программа;

     17) обеспечение реализации решений  федеральных органов государственной  власти, приведших к увеличению  бюджетных расходов или уменьшению  бюджетных доходов бюджетов других уровней;

     18) обеспечение осуществления отдельных  государственных полномочий, передаваемых  на другие уровни власти;

     19) финансовая поддержка субъектов  Федерации;

     20) официальный статистический учет  и др.

     Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования  мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов  финансируются следующие виды расходов:

    1. государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
    2. обеспечение правоохранительной деятельности;
    3. обеспечение противопожарной безопасности;
    4. научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательные работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
    5. обеспечение социальной защиты населения;
    6. обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
    7. обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
    8. развитие рыночной инфраструктуры;
    9. обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
    10. обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации в соответствии с законодательством РФ;
    11. обеспечение деятельности средств массовой информации;
    12. финансовая помощь другим бюджетам;
    13. прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований.

      Спецификой  федерального бюджета является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов на национальную оборону и международную деятельность (100%), фундаментальные научные исследования (95%). Через федеральный бюджет проходит также финансирование правоохранительной деятельности (83%), предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий составляют 50%.

     Наибольший  объем средств в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону. Вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно 1/3 всех бюджетных расходов.

     Второе  место (13%) занимают расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме общегосударственных  расходов на высшее образование средства федерального бюджета составляют более 90%, на профессионально-техническое и  среднее специальное образование – более 50%, на социальную политику – около 40%, на культуру и искусство - более 20%.

     Третье  место в расходах федерального бюджета  занимают все возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга (более 7%).

     Затраты на поддержку отраслей народного  хозяйства составляют примерно 6% всех расходов. В общегосударственных  расходах на промышленность, энергетику, строительство расходы федерального бюджета превышают 20%, на сельское хозяйство – свыше 10%.

     Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения  общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется  Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам  РФ выделяются дотации и субвенции.

     С 1 февраля 2008г. на 14 процентов увеличены  фонды оплаты труда федеральных  государственных учреждений, на  9 процентов повышено денежное довольствие  военнослужащих.

     Была  продолжена работа по повышению уровня жизни пенсионеров. С 1 декабря 2007г. увеличен размер базовой части трудовой пенсии на 300 рублей, с 1 августа 2008г. предусмотрена её индексация на 15 процентов. С 1 февраля 2008г. страховая часть трудовой пенсии проиндексирована на 12 процентов, а с 1 апреля 2008г. – еще на 7,5 процента.

     В 2007 году существенно увеличены размеры  ежемесячных денежных выплат федеральным  льготникам и стоимость набора предоставляемых  им социальных услуг, размеры «детских»  и других социальных пособий. Соответствующие  бюджетные ассигнования предусмотрены и на 2008 год.

     Реализованы решения, направленные на капитализацию  институтов развития и финансовое обеспечение  важнейших инфраструктурных проектов.

     Ряд значимых результатов был получен  в рамках приоритетных национальных проектов.

     В сфере здравоохранения осуществлялись дополнительные денежные выплаты 690 тыс. медицинских работников первичного звена. Средняя заработная плата врачей первичного звена в 2007 году достигла 22 тыс. рублей. Практически все амбулаторно-поликлинические учреждения страны переоснащены современным рентгенологическим, ультразвуковым и эндоскопическим оборудованием, электрокардиографами, обновлено свыше 70 процентов парка санитарного автотранспорта. В рамках программы «Родовой сертификат» медицинская помощь оказана 92 процентам рожениц. Проведена дополнительная диспансеризация и медицинский осмотр 14,2 млн. человек, увеличен объем обеспечения населения высокотехнологичными видами медицинской помощи, которая за 2006–2007 годы была предоставлена 313 тыс. человек.

     В сфере образования осуществлялись выплаты за классное руководство – более чем 800 тыс. учителей. За 2006–2007годы предоставлено 20 тыс. грантов лучшим учителям. Гранты на реализацию инновационных образовательных программ получили 6 тыс. школ. В 15 тыс. школ установлено современное учебное оборудование. Завершено подключение всех школ к международной компьютерной сети «Интернет». Более чем 140 тыс. сельских школьников получили возможность пользоваться школьными автобусами. Созданы Южный и Сибирский федеральные университеты, бизнес-школы в Московской области и Санкт-Петербурге, обеспечена финансовая поддержка внедрения инновационных образовательных программ в 57 вузах и 76 учреждениях начального и среднего профессионального образования.

     Реализация  мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» оказала существенное воздействие на расширение объёмов жилищного строительства. За 2007 год они возросли на 19,4 процента и составили 60,4 млн. кв. метров. В 2006–2007 годах в уставный капитал  открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» внесено 8,2 млрд. рублей, кроме того, ему были  предоставлены государственные гарантии в объёме 30 млрд. рублей. Совокупный объём ипотечных кредитов достиг 538 млрд. рублей. Выполнены государственные обязательства по предоставлению жилья 31,2 тыс. семей. Обеспечены жильём за счёт средств федерального бюджета 13,7 тыс. семей ветеранов и инвалидов. Предоставлена государственная поддержка в улучшении жилищных условий 82 тыс. молодых семей.

     В рамках реализации приоритетного национального  проекта в сфере агропромышленного  комплекса за 2006–2007годы привлечены инвестиционные кредиты на срок до 5 лет в объёме 66,3 млрд. рублей, на срок до 8 лет – 148,9 млрд. рублей, кредиты малым формам хозяйствования – на сумму 91,9 млрд. рублей. При федеральной финансовой поддержке обеспечены жильём 32,3 тыс. молодых специалистов на селе. Реализация этого приоритетного национального проекта продолжится в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы.

     В то же время в целом бюджетные  учреждения слабо ориентированы  на повышение качества оказываемых  ими услуг, эффективное использование бюджетных ассигнований и закреплённого за ними государственного имущества. В ряде случаев сложилась практика  взимания разного рода поборов  с населения за оказание гарантированных государством и уже оплаченных бюджетом услуг и увлечения «внебюджетными» доходами в ущерб основной деятельности. В результате, с одной стороны, усиливаются различия в доступности и качестве бюджетных услуг для разных категорий населения, с другой – проявляется резкая меж- и внутриотраслевая дифференциация реального финансового состояния бюджетных учреждений.

Предварительные данные Министерства финансов РФ о финансировании расходов федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов представлены в таблице «Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (см. Приложение 1). 

     2.2. Тенденции  основных направлений бюджетного финансирования

      Неудовлетворительное  состояние социальной сферы и  сельского хозяйства в стране стало тормозом экономического и социального развития государства. Наше общество пришло к осознанию необходимости разработки и реализации масштабных национальных проектов. На базе этих проектов должны быть сконцентрированы ресурсы и усилия государства и населения на решение социальных проблем.

      5 сентября 2005г. Президент РФ объявил  о четырех приоритетах социально-экономического  развития страны в ближайшие  годы. В числе этих приоритетов  были определены: развитие системы  здравоохранения, образование, решение  задач в жилищной сфере, развитие агропромышленного комплекса страны.

<

Информация о работе Особенности бюджетного финансирования