Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 21:38, курсовая работа
Актуальность темы исследования объясняется важностью малого бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА...............................5
1.1 Значение и задачи малого предприятия......................................................5
1.2 Основные критерии принадлежности к малому бизнесу..........................8
1.3 Виды малых предприятий...........................................................................10
1.4 Функции малого бизнеса.............................................................................11
1.5 Преимущества и недостатки малого предпринимательства....................13
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Экономическая обоснованность льгот, предоставляемых малым
предприятиям........................................................................................................ ....16
2.2 Налоговые льготы........................................................................................18
2.3 Направления и формы государственной поддержки малого
предпринимательства................................................................................................21
ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИИ
МАЛОГО БИЗНЕСА.................................................................................................22
3.1 Фонды поддержки малого предпринимательства
3.2 Денежные фонды и резервы предприятия................................................22
3.3 Финансовые ресурсы предприятий...........................................................25
3.4 Принципы организации финансов ...........................................................28
3.5 Управление финансами на малых предприятиях....................................30
3.6 Лизинг как форма кредитования малого бизнеса....................................33
3.7 Особенности трудовых отношений...........................................................35
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ....................................................................37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И
ДИЗАЙНА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Финансы предприятий» на тему:
«Особенности финансов организаций малого бизнеса »
Санкт-Петербург
2013
Курсовая работа содержит 60 страницы, 2 таблицы, 22 источника литературы
Ключевые слова: Малый бизнес, малые предприятия, государственная поддержка, организация финансов, лизинг, функции малого бизнеса,налоговые льготы, резервы предприятия, ресурсы предприяти и т.д.
Цель курсовой работы:
провести оценку особенностей финансов малого предпринимательства и факторов влияния на нее.
Задачи курсовой работы:
изучить экономическую сущность предприятий малого бизнеса;
определить источники финансирования малых предприятий;
произвести оценку финансов предприятий малого бизнеса и их особенности;
определить пути улучшения финансовой системы на предприятиях малого бизнеса.
Объектом курсовой работы является - финансы предприятий малого бизнеса.
Предмет исследования является производственный и финансовый процесс финансов предприятий малого бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ
МАЛОГО БИЗНЕСА.......................
1.1 Значение и задачи малого предприятия...................
1.2 Основные критерии принадлежности к
малому бизнесу.......................
1.3 Виды малых предприятий...................
1.4 Функции малого бизнеса.......................
1.5 Преимущества и недостатки малого предпринимательства...........
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Экономическая обоснованность льгот,
предоставляемых малым
предприятиям..................
2.2 Налоговые льготы........................
2.3 Направления и формы государственной
поддержки малого
предпринимательства...........
ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИИ
МАЛОГО БИЗНЕСА.......................
3.1 Фонды поддержки малого предпринимательства
3.2 Денежные фонды и резервы предприятия...................
3.3 Финансовые ресурсы предприятий...................
3.4 Принципы организации финансов ..............................
3.5 Управление финансами
на малых предприятиях..................
3.6 Лизинг как форма кредитования малого
бизнеса.......................
3.7 Особенности трудовых отношений.....................
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ.........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
Актуальность темы исследования объясняется
важностью малого бизнеса, как для государства,
так и для населения, что обозначает значимость
проблемы и нерешенные вопросы. От процветания
и нормального функционирования данного
сектора в экономике зависит благосостояние
населения и страны в целом. Малый бизнес
является важным звеном экономики, ему
присуща особая мобильность, гибкость
и высокая эффективность. Предпринимательство
не только способствует повышению материального
и духовного потенциала общества и создает
благоприятную почву для практической
реализации способностей и талантов каждого
гражданина, но и ведет к единению нации
сохранению ее национального духа и национальной
гордости. Малые предприятия создают благоприятные
условия для оздоровления экономики, поскольку
развивается конкурентная среда, создаются
дополнительные рабочие места, активнее
идет структурная перестройка, расширяется
потребительский сектор.
Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов, Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ МАЛОГО
БИЗНЕСА
1.1 ЗНАЧЕНИЕ
И ЗАДАЧИ МАЛОГО БИЗНЕСА
В современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономично решать проблемы реструктуризации экономики, формирование и насыщение рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации экономики и ограниченности финансовых ресурсов.
Малое предпринимательство,
оперативно реагирующее на изменение
конъюнктуры рынка, придаёт экономике
необходимую гибкость. Малые компании
способны оперативно реагировать на изменения
потребительского спроса и за счёт этого
обеспечивать необходимое равновесие
на потребительском рынке. Малый бизнес
вносит существенный вклад в формировании
конкурентной среды. Это один из ведущих
секторов, во многом определяющий темпы
экономического роста, состояние занятости
населения, структуру и качество валового
национального продукта.
Развитие малого и среднего бизнеса несёт
в себе множество перспектив:
- увеличение числа собственников, а значит,
формирование среднего класса – главного
гаранта политической стабильности в
демократическом обществе;
- рост доли экономически активного населения,
что увеличивает доходы граждан и сглаживает
диспропорции в благосостоянии различных
социальных групп;
- создание новых рабочих мест с относительно
низкими затратами, особенно в сфере
обслуживания;
- подготовка кадров за счёт использования
работников с ограниченным формальным
образованием, которые приобретают свою
квалификацию на месте работы;
- ликвидация монополии производителей,
создания конкурентной среды;
- улучшение взаимосвязи между различными
секторами экономики.
Необходимо отметить, что экономический
риск в сфере малого предпринимательства,
как правило, выше и “жизненный цикл”
малых предприятий обычно короче, чем
крупных компаний. Даже в благополучных
промышленно развитых странах небольшие
предприятия испытывают целый ряд характерных
трудностей.
Так, малые фирмы чаще всего проигрывают крупным в борьбе за кредиты. Банки отказывают малым фирмам в ссудах, а если и дают то под высокие проценты, что приводит к росту себестоимости продукции и затрудняет модернизацию производства из–за недостатка средств. Небольшие фирмы хуже крупных справляются с экспортными и валютными операциями, маркетингом, как в частности изучение спроса на свою продукцию, так и проведение рекламных
кампаний. Они чаще испытывают недостаток в квалифицированной рабочей силе и более чувствительны к состоянию экономической среды: если в связи с
инфляцией уровень издержек опережает уровень доходов, фирма неизбежно терпит крах. Серьезную проблему для малых фирм представляет имитирование деятельности. Лишь часть из них осуществляет производственное имитирование.
Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние – поставщиками для больших.
Конкретно роль малого бизнеса
проявляется в том, что его развитие способствует:
- созданию новых рабочих мест;
- внедрению новых товаров и услуг;
- удовлетворению нужд крупных предприятий;
- обеспечению
Создание новых рабочих мест - это важнейший фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе. Так, более 7 млн. малых фирм США обеспечивают работой более 100 млн человек.
Другая важнейшая сторона деятельности малых предприятий – это внедрение новых товаров и услуг. Достижения малого бизнеса в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого другого. В США, например, малый бизнес производит более 60 % всех услуг, половину всей продукции и почти половину всех идей и нововведений.
Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением. В частности, большие возможности для реализации продукции крупных предприятий через сеть мелких фирм имеет франшиза.
Франшиза, или лицензия, дает возможность
использовать торговую марку крупной
компании и продавать ее товары или услуги
в определенном регионе.
Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта старинных часов, антикварных изделий и т.п. создаются малые предприятия.
Таким образом, малый бизнес обеспечивает
необходимую мобильность в условиях рынка,
создает глубокую специализацию и разветвленную
кооперацию производства, без чего немыслима
его высокая эффективность.
1.2 ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ
Однозначного определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. В Российской Федерации этот критерий не одинаков для разных отраслей экономики. Предельные уровни численности (в среднегодовом исчислении) в различных сферах деятельности, установленные Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Численность работников малых предприятий
Отрасль деятельности |
Предельный уровень численности работников, чел. |
Промышленность |
100 |
Строительство |
100 |
Транспорт |
100 |
Сельское хозяйство |
60 |
Научно-техническая сфера |
60 |
Оптовая торговля |
50 |
Розничная торговля и бытовое обслуживание населения |
30 |
Остальные отрасли и другие виды деятельности |
50 |
В разных странах в настоящий момент используются
различные критерии при отнесении организаций
к предприятиям малого бизнеса. В Четвертой
директиве Совета Европы выделено четыре
основных критерия для признания организаций
в качестве малых предприятий:
1. Котирование акций на бирже.
Акции малого предприятия не
могут котироваться на
бирже. В противном случае такое
предприятие относится к крупным
вне зависимости от того, удовлетворяет
ли оно критериям, приведенным
ниже.
2. Валюта баланса не более 2,5 млн евро.
3. Выручка от реализации не более 5 млн
евро.
4. Среднее число занятых не более 50 человек.
Для отнесения организации к субъектам
малого предпринимательства она в течение
двух следующих друг за другом отчетных
периодов должна удовлетворять в обязательном
порядке первому критерию и любым двум
из трех последних критериев.
Большинство стран Европейского союза уже приняли соответствующие законы, которыми распространили действие Четвертой директивы на свои территории (хотя специфика есть у многих стран, отклонения от этих показателей несущественны).
Те же самые критерии установлены
в Великобритании и Австралии. Исключения
составляют только Канада (где определение
малого предприятия отсутствует) и США.
В этих странах критерии отнесения к малым
предприятиям следующие:
1. Выручка от продаж менее 25 млн долл. США.
2. Предприятие зарегистрировано в США
или Канаде.
3. Предприятие не является инвестиционной
компанией.
4. Имеется дочернее предприятие, большая
часть капитала которого принадлежит
материнской компании.
Как видно из приведенных данных, Россия является единственной из рассматриваемых стран, где отсутствуют стоимостные критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Отсутствие такого критерия можно считать пробелом нашего законодательства. В то же время дифференциация количества работников в зависимости от вида деятельности организации вполне оправдана. Например, выручка от продаж организации оптовой торговли с пятью работниками может в несколько десятков и даже сотен раз превышать оборот организации, оказывающей бытовые услуги населению, с тем же числом сотрудников.
Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.
В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной , общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.
Информация о работе Особенности финансов организаций малого бизнеса