Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 21:38, курсовая работа
Актуальность темы исследования объясняется важностью малого бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА...............................5
1.1 Значение и задачи малого предприятия......................................................5
1.2 Основные критерии принадлежности к малому бизнесу..........................8
1.3 Виды малых предприятий...........................................................................10
1.4 Функции малого бизнеса.............................................................................11
1.5 Преимущества и недостатки малого предпринимательства....................13
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Экономическая обоснованность льгот, предоставляемых малым
предприятиям........................................................................................................ ....16
2.2 Налоговые льготы........................................................................................18
2.3 Направления и формы государственной поддержки малого
предпринимательства................................................................................................21
ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИИ
МАЛОГО БИЗНЕСА.................................................................................................22
3.1 Фонды поддержки малого предпринимательства
3.2 Денежные фонды и резервы предприятия................................................22
3.3 Финансовые ресурсы предприятий...........................................................25
3.4 Принципы организации финансов ...........................................................28
3.5 Управление финансами на малых предприятиях....................................30
3.6 Лизинг как форма кредитования малого бизнеса....................................33
3.7 Особенности трудовых отношений...........................................................35
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ....................................................................37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
Финансовые резервы могут формироваться
предприятиями всех форм организационно
– правовых форм собственности из чистой
прибыли, после уплаты налогов и других
обязательных платежей.
Вместе с тем денежные средства, направляемые
в финансовый резерв, целесообразно хранить
в ликвидной форме, чтобы они приносили
доход и при необходимости могли легко
быть превращены в наличный капитал.
3.5 УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ НА МАЛЫХ ПЕДПРИЯТИЯХ
Управление финансами представляет собой процесс, цель которого — улучшение финансового состояния предприятия и получение определенных финансовых результатов.
Любое предприятие представляет собой элемент экономической системы и вступает в определенные взаимоотношения с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами. В процессе формирования и использования финансовых ресурсов у предприятия возникают финансовые отношения с другими субъектами рынка. Именно эти отношения и составляют сущность финансов предприятия.
Таким образом, финансы предприятия представляют собой денежные отношения, возникающие в процессе его производственно-хозяйственной деятельности и связанные с формированием и распределением его финансовых ресурсов.
В таблице 1 показаны укрупненные группы финансовых отношений предприятия и сопровождающие их денежные фонды.
Главные направления финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта — формирование и использование денежных фондов, через которые обеспечивается денежными средствами производственно-хозяйственная деятельность предприятия, осуществляется простое и расширенное воспроизводство.
В соответствии с законодательством РФ формирование денежных фондов предприятия начинается с момента его организации.
Уставный капитал — первый и основной источник собственных средств предприятия. Название «уставный капитал» говорит о том, что его величина фиксируется в уставе организации и подлежит регистрации в установленном законом порядке. Из уставного капитала формируется основной и оборотный капиталы, которые используются на приобретение соответственно основных и оборотных средств.
Добавочный капитал — это денежный фонд собственных средств предприятия, поступающий в течение года по следующим каналам:
- прирост стоимости основных
фондов в результате их
- доход от продажи акций сверх их номинальной стоимости (эмиссионный доход);
- безвозмездно полученные
денежные и материальные
Таблица 2 Финансовые отношения
и денежные фонды предприятия
малого бизнеса
Финансы предприятия | |
Финансовые отношения |
Денежные фонды |
· С другими предприятиями и организациями · С поставщиками сырья, материалов и т.п. · С покупателями готовой продукции · Со строительными организациями · С транспортными организациями · С аудиторскими фирмами · С юридическими фирмами · Внутри предприятия · С работниками предприятия · С филиалами, цехами, бригадами · С финансово-кредитной системой · С бюджетами разных уровней · С внебюджетными фондами · С коммерческими банками · С другими рыночными институтами · С биржами · С инвестиционными фондами · Со страховыми организациями |
· Уставной капитал фондовых средств · Фонд оборотных средств · Добавочный капитал · Резервный капитал · Инвестиционный фонд · Фонд накопления · Амортизационный фонд · Фонд потребления · Фонд для выплаты заработной платы · Валютный фонд · Фонд для платежей в бюджет |
Добавочный капитал может быть использован предприятием на увеличение уставного капитала и на погашение убытков (от деятельности в зачетный год, от снижения стоимости имущества, выявленного по результатам переоценки).
Резервный капитал — денежный фонд предприятия, который образуется в соответствии с законодательством РФ в размере, определенном уставом, но не менее 15% уставного капитала. Для его формирования из чистой прибыли предприятия ежегодно отчисляется не менее 5% до достижения установленных размеров. Наличие резервного капитала в рыночной экономике — важнейшее условие поддержания устойчивого финансового положения предприятия.
Он используется для покрытия убытков предприятия, а также выплаты дивидендов при отсутствии необходимой прибыли.
Фонд накопления предназначен для развития производства, он образуется из чистой прибыли предприятия. Из фонда накопления предприятие обеспечивает прирост оборотных средств, финансирует капитальные вложения. Он также служит источником увеличения уставного капитала, поскольку вложения в развитие производства увеличивают имущество предприятия.
Фонд потребления — денежные средства, образуемые из чистой прибыли и направляемые на удовлетворение материальных потребностей работников предприятия, финансирование объектов непроизводственной сферы, на выплаты компенсационного характера.
Валютный фонд формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспорта продукции и покупающих валюту для импортных операций.
3.6 ЛИЗИНГ КАК ФОРМА
КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Особой формой
кредитования малого предприятия может
стать финансовый лизинг, по сути, равносильный
долгосрочному кредитованию. В результате
лизинговой сделки лизингодатель приобретает
у производителя права собственности
на некоторый товар и сдает его в аренду
лизингополучателю. Договор финансового
лизинга, заключается, как правило, на
нормативный срок службы имущества, передаваемого
в лизинг. До истечения этого срока и завершения
процесса выплат лизингодатель сохраняет
за собой право собственности на объект
лизинга.
Важным аспектом правового регулирования лизинговых отношений является юридическое закрепление различного рода льгот, которыми пользуются участники этих отношений. Среди них - право ускоренной амортизации имущества, полученного по лизингу, что позволяет ограничить срок договора лизинга 2-3 годами. Региональные налоговые льготы, как правило относятся к лизингу определенных видов имущества, в частности оборудования для АПК.
Таким образом именно лизинг может стать наиболее эффективным способом расширения кредитования малых предприятий. Тем более он способствует развитию производственного малого бизнеса. Однако широкое распространение лизинга тормозиться ограниченностью финансовых ресурсов лизинговых компаний. Какой путь можно предложить для решения этой проблемы?
Федеральный фонд поддержки малых фирм по инициативе программы TACIS разработал несколько вариантов проекта, включающего формирование системы кредитных гарантий и развитие лизинговой формы инвестирования в малый бизнес. Проблема дефицита кредитных ресурсов на российском рынке лизинговых услуг решается с помощью привлечения финансовых средств с западных кредитных рынков. Разумеется, каждый отдельный инвестиционных проект российского малого бизнеса, даже самый многообещающий, чрезмерно мал и рискован для европейских кредиторов. Преимущество предлагаемой системы кредитования состоит в том, что она позволяет создать институционально - финансовую схему, превращающую совокупность малых российских инвестиционных запросов в один большой европейский инвестиционный проект.
В результате реализации данного проекта дополнительный стимул получит региональная структура поддержки малых предприятий, прежде всего в виде гарантийных агентств, специализирующихся на работе с малым бизнесом лизинговых компаний. В региональное звено российской экономики начнут регулярно поступать западные кредитные ресурсы. Структура проекта предполагает высокую степень защиты всех инвестиционных капиталов. Участие региональных властей в реализации проекта способно придать поддержке малого бизнеса действительно целостный или, как говорят специалисты, тАЬпакетныйтАЭ характер.
Но для того, чтобы лизинг развивался и происходила мобилизация финансовых ресурсов в малый бизнес, необходимы специальные исследования, прогнозирующие потребности российского малого бизнеса в лизинговых услугах и уточняющие место лизинга в общей системе мер по совершенствованию финансовой поддержки малых фирм как важнейшего слагаемого современной рыночной экономики.
В рыночной экономике для малого предприятия по сравнению с крупным характерна большая доля затрат живого труда на единицу продукции. Малые предприятия склонны к трудоемкой работе со средним и низким уровнем квалификации персонала. Поэтому, чтобы поддержать конкурентоспособность, малые предприятия вынуждены, с одной стороны, экономить на оплате труда, а с другой - интенсифицировать труд работников. Решая первую задачу, предприниматели сталкиваются с трудностями при наборе высококвалифицированных кадров, что является несомненным минусом для развития фирмы. Решая вторую, стремятся повысить степень вовлеченности работников в дела пред-приятия; создавая для этого особый тип внутрифирменных взаимоотношений -- отношений членов большой семьи.
Рыночная специфика решения кадровых вопросов присуща и российским малым фирмам переходного периода. За небольшим исключением, суть которого в том, что, хотя дефицит трудовых ресурсов руководители малых предприятий отмечают значительно чаще, чем директора крупных предприятий, его основная причина--не более низкая зарплата работников, а повышенные требования к трудоотдаче. По мнению предпринимателей, трудно найти того, кто стремится работать интенсивно и добросовестно, предпочитая зарабатывать, а не получать. Это очевидное наследство плановой уравниловки не по карману небольшой фирме. Имея ограниченные источники финансирования, малое предприятие не в состоянии содержать "лишних людей".
Руководители малой фирмы четко сознают, что успех дела во многом определяется взаимоотношениями внутри фирмы как по линии руководитель - работник, так и между работника-ми. От Степени мотивированности работников к труду зависит возможность его интенсификации и, в конечном счете, потенциал предприятия. Наиболее действенный способ повысить их заинтересованность в успехе фирмы -- установить тесный, неформальный контакт с руководителем, так как именно с ним в представлении работников отождествляются как. победы, так и поражения. Тогда, если предприниматель обладает даром сплотить, увлечь, повести за собой, появляется реальный шанс "переплавить" живой труд в фактор роста бизнеса.
Тесные личностные отношения, руководителя малого предприятия и работников возможны, так как структура управления фирмы предельна упрощена. Это позволяет находить индивидуальные стимулы, мотивы повышения производительности труда каждого работника. Их спектр широк: от угрозы лишить-ся работы, постоянного заработка до возможности самореализации, вовлеченности в план предприятия. Гораздо устойчивее те малые фирмы, где материальная заинтересованность сочетается с профессиональной, где работники рассчитывают на перспективу.
Дружеские отношения между работниками также необходимы для малого предприятия с их спецификой вынужденного совмещения обязанностей. Наиболее жизнеспособны из них те, где каждый при необходимости готов заменить каждого. Неконфликтные внутренние отношения -- реальность большинства малых фирм: коллективы небольшие, изначально формируются из числа лично знакомых, проверенных опытом общей работы. Большинство работают постоянно. Это принцип руководителей: не брать временных работников, для которых проблемы предприятия далеко не личное дело.
В целом в представлении большинства предпринимателей внутрифирменные отношения ассоциируются со стерео-типом "большой семьи", где глава -- руководитель фирмы. В большой дружной семье не должно быть места сепара-тизму. Так считают предприниматели и крайне негативно оценивают возможность создания СТК, профсоюза. Неконтролируемые объединения работников, формальные или не-формальные, есть лишь на тех предприятиях, руководите-ли которых сумели использовать их в своих интересах. На-пример, привлекая неформальных лидеров к обсуждению проблем, перспектив бизнеса, тем самым усиливая вовлеченность всего коллектива, поднимая уровень его мотивированное. Или отдавая на откуп СТК принятие непопулярных решений -- перевод на другую работу, сокращение заработка, увольнение.
Реализовать принцип "большой семьи" несложно, так как дореформенный стереотип работника (а стереотипы по-ведения устойчивее условий, их порождающих) предполагал коллективизм, готовность к безвозмездной взаимопомощи, взаимовыручке.
Информация о работе Особенности финансов организаций малого бизнеса