Особенности финансов организаций малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования объясняется важностью малого бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА...............................5
1.1 Значение и задачи малого предприятия......................................................5
1.2 Основные критерии принадлежности к малому бизнесу..........................8
1.3 Виды малых предприятий...........................................................................10
1.4 Функции малого бизнеса.............................................................................11
1.5 Преимущества и недостатки малого предпринимательства....................13
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Экономическая обоснованность льгот, предоставляемых малым
предприятиям........................................................................................................ ....16
2.2 Налоговые льготы........................................................................................18
2.3 Направления и формы государственной поддержки малого
предпринимательства................................................................................................21
ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИИ
МАЛОГО БИЗНЕСА.................................................................................................22
3.1 Фонды поддержки малого предпринимательства
3.2 Денежные фонды и резервы предприятия................................................22
3.3 Финансовые ресурсы предприятий...........................................................25
3.4 Принципы организации финансов ...........................................................28
3.5 Управление финансами на малых предприятиях....................................30
3.6 Лизинг как форма кредитования малого бизнеса....................................33
3.7 Особенности трудовых отношений...........................................................35
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ....................................................................37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИНАНСЫ.docx

— 54.99 Кб (Скачать файл)

Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

 

Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты.

В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.

 
                                       

 

 

 

 

 

 

                                          1.4 ФУНКЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом   качественных особенностей.  

В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

 

Третья– относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

 

Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

 

Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

 

Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

 

Седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

 

 

 

 

Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-

 

 

 

технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

 

Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).

 

Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.

 

 
             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             1.5 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ  МАЛОГО БИЗНЕСА

 

Малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, так как ему свойственны определенные преимущества:

·более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

·независимость действий субъектов малого предпринимательства;

·гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

·относительно не высокие расходы на осуществление деятельности, особенно затраты на управление;

·большая возможность для реализации своих идей, проявления способностей;

·возможность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков;

·относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятий.

 Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местом рынке, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому числу наемных работников. Малые предприятия способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. В большинстве стран малые и средние предприятия по сравнению с крупными занимают доминирующее положение, как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнению работ, указанию услуг.

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и недостатки, среди которых выделяют самые существенные:

·более высокий уровень риска, поэтому более неустойчивое положение на рынке;

·зависимость от крупных компаний;

   ·недостатки в  управлении делом;

·слабая компетентность руководитель, высокая чувствительность к изменению      форм хозяйствования;

·трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

В регулярных опросах проводимых в США главными причинами неудач в деятельности малого предприятия чаще всего называют:

·некомпетентность;

 

 

·несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный    коммерсант);

·нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты.

Другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса, катастрофы, пожары, воровство, мошенничество.

Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины – владельцы более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят рамки здравого смысла.

На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, так как коллективное принятие решений более профессионально. На деятельность малых фирм также оказывает влияние финансирование на первом этапе. Чем выше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у неё больше возможности сохранения деятельности в кризисных ситуациях.

 

Также к основным проблемам малого предпринимательства относится несовершенство налогового законодательства, что является одной из причин, по которым в последние годы рост числа малых предприятий приостановился и даже сократился. Тяжелый налоговый пресс привел к тому, что большая часть отечественного малого бизнеса находится в теневой сфере экономики. По данным экспертов, около 50% от всего объема движения денежных средств находятся в «тени».Сегодня очевидно, что без реформирования системы налогообложения малых предприятий не обойтись.

 

Подавляющее число предпринимателей жалуются на величину налогов, которые, по их мнению, не дают малому бизнесу не только развиваться, но и выживать. Поэтому, как уже отмечалось ранее очень высокая заинтересованность в снижении налогов и специальных налоговых льготах для малого бизнеса, которые сейчас достаются только отдельным предприятиям в особых случаях.

Среди налогов многие предприниматели считают существенным снижение налога на добавленную стоимость, который ограничивает возможности реализации продукции и услуг. Также необоснованно жестокое налогообложение заработной

 

 

платы, мешающее «нормально» платить работникам. Предпринимателям, поскольку они как раз и создают новые рабочие места, кажется несправедливым

 

необходимость уплаты отчислений в Фонд занятости. Поэтому многие были обрадованы введению Единого социального налога (гл.25, ст. 286-293 НК).

Объектом критики стала и налоговая система в целом.

Прежде всего, это нестабильность налогового законодательства, постоянные изменения в практике взимания налоговых платежей, штрафов и т.п. При этом некоторые изменения часто вводятся «задним числом».

Стабильность системы налогообложения предприниматели считаю одним из важных факторов нормального развития малого бизнеса, общей стабильности и предсказуемости экономики.

Негативно воспринимается и практика различного рода местных налогов, список которых постоянно растет. Здесь широкое поле для произвола чиновников, которое практически не контролируется федеральными властями и не регулируется законодательством.

Некоторые руководители жаловались на механизм взимания налогов. Видов налогов много, постоянно вводятся новые, их расчет и оплата ведутся по-разному. Для совсем небольших предприятий, особенно начавших свое дело с нуля, приспособиться и понять этот механизм трудно. Предприниматели заинтересованы в том, чтобы система налогообложения была понятной и начинающему.

Существенным особенно для малого бизнеса становится вопрос о своевременном информировании, об изменениях налогового законодательства, порядка взимания налогов. Сейчас никто, в том числе и налоговые службы, не предоставляют малым предприятиям подробной информации.

Обычно предприниматели сами отслеживают информацию, пользуясь периодикой. К платным консультациям по налогам и финансовым вопросам

 

прибегают редко. Многим они не нужны, у других нет средств. Последние поэтому обращаются к помощи знакомых, работников государственных предприятий, коллег-предпринимателей. Наличие проблем с бухгалтерией более характерно для  небольших предприятий, новичков бизнесе .

 

 

 

 

 

 

 

 

       ГЛАВА 2 СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО  
                                             ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 
 
        2.1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛЬГОТ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ 
                                                    МАЛЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ

 

Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимым условием является формирование конкурентоспособной среды путем развития предпринимательства, в том числе малого бизнеса. Подобная форма предпринимательства обладает определенными достоинствами: это гибкость и быстрая приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность оперативно изменять структуру производства, в короткие сроки создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки; это также дух инициативы, предприимчивость и динамизм. Малые предприятия играют большую роль не только в создании рабочих мест, но и в том, что они представляют эти места более эффективно, чем крупные компании. 
 
Однако малый бизнес проигрывает в конкурентной борьбе с крупными предприятиями в силу ряда факторов. Сюда можно отнести меньшую производственную мощь, меньший объем финансов. Крупные фирмы имеют постоянный рынок сбыта, более устойчивы к неблагоприятным ситуациям. Крупные фирмы диктуют свои правила на рынке, они устанавливают уровень цен, имеют больший ассортимент товаров. Кроме того, крупные предприятия более конкурентоспособны в силу того, что они могут снижать продажную цену товара до минимума и получать прибыль за счет огромных продаж. 
 
Малый бизнес не обладает таким набором средств. Именно поэтому, для того чтобы хоть как - то выровнять положение малых предприятий по сравнению с крупными фирмами, появляется необходимость льгот для малого бизнеса.  
 
Существенно возрастет роль малых предприятий, если они получат государственную поддержку на этапах своего становления и развития. Необходимость данной поддержки была осознана развитыми странами уже в конце 70-х – начале 80-х годов. В эти годы в США, Великобритании, Франции появляются специализированные государственные органы по поддержке малого бизнеса, активно развивается финансовая структура обслуживания малых предприятий. 
 

 

 

В России также понимается необходимость льгот, и поэтому создаются государственные структуры по поддержке малого бизнеса. Так, в июне 1995 года был создан Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства, главной задачей которого является разработка способов поддержки малого бизнеса. Политика государственной поддержке малого бизнеса осуществляется на базе налоговых льгот и упрощения системы учета и отчетности, создания цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, создание фондов финансовой поддержки. 
 
                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     2.2 НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ 
 
Российское налоговое законодательство предусматривает определенные льготы для малых предприятий. В настоящее время вопросы налогообложения предпринимательской деятельности регулируются федеральным законодательством о налогах и сборах, а именно Налоговым кодексом РФ. При этом некоторые положения, касающиеся налогообложения субъектов малого предпринимательства, содержатся в Федеральном законе от 14.06.1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». По отдельным видам налогов Налоговый кодекс предоставляет возможность местным властям устанавливать льготы для тех или иных категорий налогоплательщиков или принимать расширенные перечни льгот. 
 
Налог на прибыль 
 
Льготы по налогу на прибыль упразднены с01.01.2002 года (даты введения в действие гл.25 «Налог на прибыль организации» Налогового кодекса РФ). Вместе с тем ст.2 Федерального закона от 06.08.2001 года № 110-ФЗ указано, что предусмотренные п.4 ст.6 ранее действовавшего Закона РФ от 27.12.1991 года № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» льготы по налогу, срок действия которых не истек на день вступления в силу Закона № 110-ФЗ, применяются малыми предприятиями до истечения срока, на который они были предоставлены. Тем же законом о налоге на прибыль малым предприятиям была предоставлена льгота, в соответствии с которой в первые два года работы освобождаются от уплаты налога на прибыли малые предприятия, занимающиеся производством и переработкой сельхозпродукции, производством продовольственных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, предприятия, занятые в строительстве объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения при условии, что выручка от этих видов деятельности не составляет 70% от общей суммы выручки от реализации продукции. При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации. 
 
В третий и четвертый год работы такие предприятия уплачивают налог в размере 25% и 50% соответственно от установленной ставки налога на прибыль, при условии, что выручка от этих видов деятельности составляет менее 90% от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Информация о работе Особенности финансов организаций малого бизнеса