Особенности функционирования центрального банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах эти банки называются по-разному: государственные, народные, эмиссионные, резервные — Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.
Центральный банк в любом государстве занимает особое место в кредитно-финансовой системе. Значение центрального банка состоит в том, что он несет ответственность за проведение денежной политики и стабильность банковской системы в целом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы деятельности центральных банков............. 6
Центральные банки: сущность, цели и задачи……………..…... 6
Инструменты денежно-кредитной политики и функции центрального банка……………………………………………………………… 9
ГЛАВА 2. Анализ современного состояния Центрального Банка РФ……… 17
2.1. Анализ пассивных и активных операций Центрального Банка РФ на основе годового баланса……………………………………………..……... 17
2.2. Оценка финансовой деятельности Центрального Банка РФ…….. 21
ГЛАВА 3. Направления совершенствования деятельности Центрального Банка РФ в сфере развития банковского сектора……………………………. 26
3.1. Основные проблемы банковского сектора РФ……………………. 26
3.2. Мероприятия Центрального Банка РФ по совершенствованию банковской системы РФ……………………………………………………….. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….... 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Данные полномочия позволяют  выполнять целевые ориентиры, направленные, в том числе, на развитие и укрепление банковского сектора страны. Осуществляя надзор за деятельностью коммерческих банков путем постоянного наблюдения и проверок на предмет ее соответствия законодательно установленным правилам и нормативным актам, Банк России защищает интересы вкладчиков и кредиторов, обеспечивает стабильность деятельности кредитных организаций. Контроль со стороны центрального банка как самостоятельная форма наблюдения за обеспечением законности не основан на отношениях подчиненности между ним и коммерческими банками, поэтому его вмешательство в их оперативную деятельность строго ограничено законом; оно осуществляется только в случаях нарушения правил, установленных центральным банком, а также при наличии угрозы интересам вкладчиков (кредиторов).

Перечисленные функции центрального банка создают реальные предпосылки для выполнения им функций регулирования всей денежно-кредитной системы страны, а тем самым и регулирования экономики.

Воздействие субъектов  денежно-кредитной политики на её объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной понимают операции и способы, при помощи которых центральный банк может изменять банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики. В основной набор таких инструментов входят: 1) операции на открытом рынке; 2) рефинансирование банков и процентные ставки по операциям центрального банка; 3) резервные требования; 4) депозитные операции; 5) прямые количественные ограничения.

Существуют некие базовые  принципы применения этих инструментов на практике. Главным является принцип  эффективности, который означает способность  точно и быстро получать результаты, соответствующие намеченным целям. Можно выделить также принцип  равного отношения ко всем кредитным организациям независимо от их размеров, что достигается стандартизацией правил и процедур проведения операций. Кроме того, важны простота, прозрачность, последовательность, надежность инструментов. Простота и прозрачность обеспечивают правильное понимание истинных намерений и целей использования инструментов. Принцип последовательности означает, что нельзя слишком часто менять правила и процедуры, чтобы, участвуя в мероприятиях денежно-кредитной политики, центральный банк и его контрагенты могли опираться на прошлый опыт. Принцип надежности требует минимизации финансовых и операционных рисков. Наконец, стоимость проводимых операций должна быть минимальна для обеих сторон. [10, с.184]

Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных бумаг. Покупки на открытом рынке оплачиваются центральным банком увеличением (кредитованием) резервного счета банка продавца. Суммарные резервы банковской системы увеличиваются, что, в свою очередь, приводит к росту денежной массы. Соответственно продажи центральным банком бумаг открытого рынка приведут к обратному эффекту: суммарные резервы банков уменьшаются, и уменьшается при прочих равных условиях денежная масса. Поскольку центральный банк является крупнейшим дилером открытого рынка, постольку увеличение объема операций по купле-продаже приведет к изменению цены и доходности бумаг. Следовательно, центральный банк может влиять таким образом на процентные ставки.

На открытом рынке  центральные банки используют два основных вида операций: прямые сделки и соглашения РЕПО. Прямые сделки означают покупку-продажу бумаг с немедленной поставкой. Покупатель становится безусловным собственником бумаг. Такого рода сделки не имеют срока погашения. Процентные ставки устанавливаются на аукционе. Сделки РЕПО проводятся на условиях соглашения обратного выкупа. Прямые сделки РЕПО означают покупку бумаг центральным банком с обязательством дилера выкупить их обратно через определенный срок. При заключении обратных сделок РЕПО, или парных, центральный банк продает бумаги и принимает на себя обязательства выкупить их у дилера через определенный срок. Такие сделки удобны тем, что сроки погашения могут варьироваться.

Операции на открытом рынке считаются наиболее эффективным инструментом денежно-кредитной политики. Преимущества состоят в том, что: 1) центральный банк может контролировать объем операций; 2) операции довольно точны, можно изменить банковские резервы на любую заданную величину; 3) они обратимы, поскольку любая ошибка может быть исправлена обратной сделкой; 4) рынок ликвиден и скорость проведения операций высока, она не зависит от административных проволочек. Применение операций открытого рынка как инструмента денежно-кредитной политики зависит от уровня развития, институциональной среды и степени ликвидности рынка государственных ценных бумаг. [5, с.211]

В качестве аналога операций на открытом рынке центральными банками используются также валютные интервенции. Валютные интервенции представляют собой покупку-продажу иностранной валюты на внутреннем рынке для увеличения или стерилизации денежной массы. Механизм валютных интервенций мало чем отличается от операций открытого рынка — продажа долларов ЦБ уменьшает банковские резервы, покупка увеличивает. Однако применению этого инструмента также сопутствуют определенные эффекты. Валютные интервенции воздействуют на курс рубля по отношению к доллару. Продажа долларов центральным банком приведет к повышению курса рубля, покупка — к его понижению. Таким образом, центральный банк может корректировать краткосрочные колебания курса национальной валюты.

Рефинансирование банков является еще одним инструментом денежно-кредитной политики. Прирост объемов рефинансирования увеличивает объем заимствованных резервов в банковской системе, денежную базу и предложение денег, сокращение — уменьшает.

Центральный банк может  влиять на объем рефинансирования двумя  способами: воздействуя на величину процентной ставки по кредитам или  на величину кредитов при данной процентной ставке при помощи политики рефинансирования. [11, с.187]

Механизм использования процентной ставки достаточно прост: рост ставки рефинансирования означает повышение  стоимости кредитов центрального банка, поэтому банки будут сокращать  объем заимствований в центральном  банке, снижение ставки приведет к более активному заимствованию и объем рефинансирования увеличится.

Политика рефинансирования воздействует на объёмы кредитования банков через механизм выдачи ссуд и предполагает определение центральным  банком целей, форм, условий и сроков кредитования. [13, с.78]

Анализируя преимущества и недостатки политики рефинансирования как инструмента  денежно-кредитной политики, необходимо отметить следующее. Политика рефинансирования обладает меньшим прямым воздействием на денежную сферу. Можно непосредственно определить требуемое изменение заемных резервов, но неизвестно, на сколько необходимо изменить ставку рефинансирования для того, чтобы банки обращались за кредитами в центральный банк. Кроме того, издержки банков по использованию механизма рефинансирования высоки, во-первых, потому, что обращение за кредитом в центральный банк может повлечь за собой большую степень надзора и контроля со стороны последнего, во-вторых, потому, что получение кредитов центрального банка может быть истолковано участниками рынка как признак слабости банка. Наконец, изменение ставки рефинансирования оказывается неэффективным инструментом в силу неоднозначности воздействия на финансовые рынки.

Третий, наиболее мощный и в то же время наименее используемый инструмент денежно-кредитной политики — это резервные требования. Центральные банки имеют право требовать от банков хранить резервы в определенной пропорции к депозитам.

Воздействие резервных требований на денежную сферу отличается от воздействия  других инструментов денежно-кредитной политики. Изменение резервных требований не изменяет банковские резервы и денежную базу, но изменяет денежный мультипликатор. Снижение нормы резервов увеличивает мультипликатор и соответственно денежную массу. Повышение нормы резервов снижает значение мультипликатора и уменьшает денежную массу. В то же время изменение нормы резервов может оказать воздействие на объемы кредитования реального сектора экономики. Повышение нормы обязательных резервов ограничивает возможности банков в кредитовании экономики, поскольку требует держать больший объем ликвидных средств относительно депозитов. И наоборот, снижение нормы резервов расширяет кредитные возможности банков и снижает издержки кредитования экономики.

Депозитные операции как инструмент денежно-кредитной политики обладают тем же недостатком, что и политика рефинансирования — не вполне прямое воздействие на денежную сферу. Чтобы увеличить объем депозитов, необходимо повышать процентные ставки. При этом принятие решения об использовании избыточных резервов остается за банками. Если же депозитные ставки окажутся выше рыночных, то банки будут рассматривать депозиты как альтернативу другим операциям, что приведет к свертыванию финансовых рынков. Поэтому использование депозитных операций является вынужденной мерой в силу ограниченности возможностей Банка России на открытом рынке. [20, с.205]

Центральные банки располагают  и другими инструментами денежно-кредитной  политики. В частности, Банк России имеет право устанавливать прямые количественные ограничения, которые в западной практике называются селективным контролем. Под прямыми количественными ограничениями понимается установление лимитов на рефинансирование банков и других кредитных организаций и проведение отдельных банковских операций.

Можно сделать вывод, что инструментарий денежно-кредитной политики развитых государств необычайно широк. Использование различных инструментов варьируется в зависимости от экономической политики, конкретных обстоятельств, степени открытости экономики, традиций. Государство располагает мощными средствами регулирования рыночной стихии, но не идёт против рынка, а делает его более стабильным.

 

Глава 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЦБ РФ

2.1. Анализ пассивных и активных операций ЦБ РФ на основе бухгалтерского баланса

 

Центральный банк осуществляет свои функции путем проведения банковских операций, которые, как и у любого другого банка, делятся на пассивные  и активные. Пассивные – это  операции по формированию и привлечению  банковских ресурсов. А активные –  операции по размещению и выдаче банковских ресурсов.

К пассивным операциям центральных  банков относятся:

1) эмиссия банкнот (доля до 90-95% от всех пассивов) является важным источником ресурсов центрального банка. В наше время отменено золотое обеспечение банкнот. Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, покупке государственных бумаг и увеличении золотовалютных резервов. Обеспечением банкнотной эмиссии служат активы центрального банка.  В этом проявляется взаимосвязь его пассивных и активных операций. Размеры пассивной операции «эмиссия банкнот» зависят от его активных операций: ссуд банкам, покупки государственных ценных бумаг, иностранной валюты и золота.

2) прием депозитов кредитных учреждений составляют значительную часть пассивов центральных банков. Центральные банки принимают от коммерческих депозиты, по которым выплачиваются проценты.

3) хранение капиталов и резервов коммерческих банков. На счетах центральных банков хранятся средства казначейства (министерства финансов) и других правительственных ведомств. Коммерческие банки открывают в центральных банках беспроцентные корреспондентские счета и специальный резервный счет.

4) привлечение средств из-за границы. Центральные банки могут получать кредиты от международных финансово-кредитных организаций или других центральных банков. В ряде стран центральные банки прибегают к займам: выпускают собственные долговые ценные бумаги (облигации, векселя). Они используются для проведения операций на открытом рынке и принимаются центральными банками в залог при кредитовании коммерческих банков.

К активным операциям  центральных банков относятся:

1) учетно-ссудные - купля/продажа и учет государственных и коммерческих векселей и обязательств. Центральные банки предоставляют ссуды правительству и банкам. Для покрытия кассовых разрывов (между текущим поступлением доходов и расходами бюджета) могут быть предоставлены ссуды казначейству сроком не более одного года. 

2) ломбардное кредитование – ссуды под залог ценных бумаг. Краткосрочные ссуды для поддержания ликвидности коммерческих банков обычно предоставляются центральным банком под залог простых и переводных векселей, государственных ценных бумаг и других активов.

3) инвестиционные – долгосрочные вложения в государственные ценные бумаги. Осуществляются  центральными банками с различными целями. Во-первых, покупка ими государственных обязательств  служит главной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита.  В портфеле центрального банка обычно находится очень незначительная часть государственных ценных бумаг. Основными кредиторами государства выступают не центральные банки, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании и население. Во-вторых, покупка центральными банками государственных ценных бумаг осуществляется с целью регулирования ликвидности банковской системы, денежной массы и курса государственных облигаций в ходе проведения денежно-кредитной политики. Для увеличения ресурсов коммерческих банков центральные банки используют покупку векселей у коммерческих банков. Эта операция называется переучетом, так как центральный банк осуществляет вторичную покупку векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Другой метод расширения ликвидности коммерческих банков – покупка у банков государственных ценных бумаг с обязательством центрального банка последующей их продажи через определенный срок по заранее фиксированной цене.

4) купля/продажа золота и иностранной валюты.

Рассмотрим активные и пассивные  операции Центрального Банка РФ на основе годового бухгалтерского баланса (см. Приложение).

На показатели годового баланса Банка России и финансовые результаты его деятельности в 2009 году оказали влияние принятые Банком России совместно с Правительством Российской Федерации меры по поддержке финансовой системы Российской Федерации, а также наметившееся улучшение внешних и внутренних экономических условий.

В 2009 году Банк России проводил денежно-кредитную политику, направленную на сдерживание инфляции и обеспечение устойчивости банковской системы. В целях стимулирования кредитной активности и внутреннего спроса на фоне уменьшения рисков ценовой стабильности Банк России начиная с апреля 2009 года неоднократно снижал ставки по своим операциям.

Информация о работе Особенности функционирования центрального банка