Особенности ипотечного кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Предмет - механизм реализации ипотечного кредитования в России.
Цель: на основе анализа состояния, выявить проблемы и определить перспективы развития ипотечного кредитования в России.
Цель может быть достигнута через решение следующих задач:
Анализ развития и становления ипотечного кредитования в РФ;
Разбор механизма и этапов ипотечного кредитования.

Содержание работы

Введение

Глава I. Ипотечное кредитование и его роль в Российской Федерации

1.1 Ипотечное кредитование: сущность и эволюционное становление

1.2 Механизм ипотечного кредитования

1.3 Классификация зарубежных моделей ипотечного кредитования

1.3.1 Одноуровневая (европейская) модель ипотечного кредитования

Глава II. Реализация процесса ипотечного кредитования в Российской Федерации

2.1 Анализ и оценка проблем, сдерживающих развитие ипотечного кредитования в РФ

2.2 Особенности применения систем ипотечного кредитования регионов РФ

2.3 Перспективы развития ипотечного кредитования в РФ

2.3.1 Перспективы развития ипотечного кредитования в городах Челябинск и Миасс

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 0000000000000.docx

— 101.33 Кб (Скачать файл)

Таким образом, основными достоинствами одноуровневой модели являются:

практически автономное замкнутое существование системы, характеризующейся достаточной степенью стабильности в долгосрочном периоде;

простота финансового и правового механизма;

лёгкая адаптация к любым кредитным и финансовым системам.

лёгкая интегрируемость в национальное законодательство;

дешевизна организации и контроля;

отсутствие необходимости страховать кредитно-финансовые риски и прибегать к услугам рейтинговых агентств;

отсутствие затрат на выплату вознаграждений обслуживающим кредит банкам, а следовательно, относительная дешевизна стоимости кредита по совокупности факторов.

В то же время присутствует и целый ряд отрицательных факторов:

небольшие сроки кредитования;

обязательность длительного периода накопления значительного объёма собственного капитала;

 

низкие проценты по накоплению;

очерёдность заёмщиков в получении кредита;

сложность для кредитного института сохранить низкие процентные ставки в условиях быстро меняющейся экономики.

Двухуровневая (американская) модель ипотечного кредитования

Страны англо-американской системы права используют двухуровневую модель рынка ипотечного кредитования, которая возникла по двум причинам.

Во-первых, ввести единую систему ипотечного кредитования путем принятия единого федерального законодательства не представлялось возможным, так как это затрагивало бы исключительную компетенцию штатов в области законотворчества. Во-вторых, необходимо было экономически стимулировать жилищное строительство после Великой депрессии, а сделать это за счет частного капитала без мощной государственной поддержки также было невозможно.

Суть двухуровневой модели состоит в том, что ипотечные кредиты, сделанные на первичном ипотечном рынке, переуступаются специально созданным агентствам. Эти агентства могут поступить с полученными ипотечными кредитами различным способом:

переуступить их вторичным инвесторам;

сформировать из единообразных ипотечных кредитов пулы и продать вторичным инвесторам такие неделимые пулы ипотек или же права участия (доли) в таких пулах;

выпустить и разместить ипотечные ценные бумаги.

Выбор двухуровневой модели объясняется не только государственными интересами, но и особенностями самой англо-американской системы права. Концепция собственности предполагает ее "расщепление". На одно и то же имущество возможно установление нескольких титулов собственности, "разделение" содержания права собственности между различными лицами. Объектом права собственности в странах англо-американской правовой системы может быть само право. Существенная роль в становлении национальной ипотечной системы США принадлежит государству.

Система вторичного ипотечного рынка основана на использовании для ипотечного кредитования средств институциональных инвесторов - прежде всего пенсионных фондов и компаний по страхованию жизни.

Эта система предназначена для аккумулирования в ипотечные кредиты самых дешевых и долгосрочных средств на рынке. Самые долгосрочные средства находятся в распоряжении пенсионных фондов и компаний, занимающихся страхованием жизни. В эти организации средства вкладываются надолго и не могут быть досрочно изъяты в отличие от средств с депозитов коммерческих банков.

Система вторичного рынка нацелена на то, чтобы институциональные инвесторы, предоставляющие средства для ипотечного кредитования (в принципе высокорискованного), соглашались почти на такую же низкую доходность, как при инвестициях в практически безрисковые государственные облигации. Для этого в США созданы посреднические организации, так называемые ипотечные агентства (их три: Fannie Мае, Freddie Мае и Ginnie Мае), обязательства которых гарантированы государством.

Агентства продают свои долговые обязательства инвесторам. Наличие госгарантий позволяет инвесторам рассматривать инвестиции в эти ценные бумаги как практически безрисковые и соглашаться на доходность, лишь немного превышающую доходность государственных облигаций.

Полученные от продажи своих долговых обязательств деньги агентства направляют на выкуп у банков ипотечных кредитов. В результате ставки по ипотечным кредитам оказываются ненамного выше ставок по государственным долговым обязательствам и значительно ниже рыночных ставок по кредитам того же уровня риска, что и ипотечные.

 

Система вторичного рынка ипотечного кредитования в США в силу особенностей системы права регулируется не только законами, но и обширнейшей судебной практикой, восполняющей пробелы законодательства. Этого в условиях континентальной правовой системы достичь невозможно.

В основу организации ипотечной системы США легли следующие принципы:

перераспределение ресурсов между регионами, отраслями и секторами экономики посредством продаж долговых ценных бумаг, обеспеченных неделимым пулом ипотек;

помощь кредиторам и строителям при падении процентных ставок в будущем через выпуск обязательств по участию в покупках ипотек с фиксированной процентной ставкой или доходностью;

выравнивание потоков ипотечных средств.

В настоящее время в США существует большое количество ипотечных структур - как разного уровня агентства, так и частные участники рынка. Существуют компании, специализирующиеся на формировании пулов ипотек для последующей перепродажи FNMA, GNMA и другими аналогичными участниками рынка, а также компании, занимающиеся проверкой юридической чистоты правового титула недвижимости. Государственные организации выдают гарантии по отдельным видам ипотечных кредитов и способствуют получению отдельными категориями граждан льготных ипотечных кредитов.

Основными недостатками этой схемы являются:

сложность структуры построения; невозможность прямого интегрирования в иные гражданско-правовые условия; дороговизна содержания, что увеличивает стоимость кредитных средств для заёмщика; сильная зависимость от колебаний на рынке ссудного капитала и экономической ситуации в целом; тесная взаимосвязь участников ипотечного рынка между собой по исполнению обязательств.

Положительными моментами двухуровневой схемы в первую очередь являются: существенное расширение источников финансирования операций по ипотечному кредитованию; перераспределение рисков между регионами и секторами экономики, что является существенным и для России.

Деление на две схемы рынка ипотечного кредитования достаточно условно, т.к. имеется тенденция к быстрому размыванию границ только первичного рынка. Часть кредитных институтов, работающих только на первичном рынке, начинает постепенно вводить элемент двухуровневой схемы - выход на вторичный рынок с продажей своих кредитов инвесторам или посредникам. В то же время инвестиционный институт, работающий по двухуровневой схеме, может основную часть кредитов оставлять у себя. А остальную часть продавать на вторичном рынке для пополнения кредитных фондов. Даже такие закрытые модели, как ссудосберегательные кассы, начинают трансформироваться в полуоткрытые институты с привлечением крупных кредитных займов и выдачей кредитов не только пайщикам, но и всем желающим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Реализация процесса ипотечного кредитования в Российской Федерации

 

Ещё несколько лет назад слово "ипотека" в России было знакомо лишь очень узкому кругу специалистов и эрудитов. Поверхностными знаниями об организации ипотечного кредитования владели единицы, а профессиональными знаниями и опытом не владел никто.

Сегодня ситуация в этой сфере уже существенно изменилась. Понимание необходимости интеграции финансового рынка и рынка недвижимости через ипотеку как средство развития каждого из них уже находит должное проявление в среде финансистов, банкиров, а через них - и у представителей законодательной и исполнительной власти. Более того, миллионы простых граждан сегодня уже вполне заинтересованно следят за развитием ипотеки, возлагая на неё определённые надежды в расширении своего бизнеса или в решении индивидуальной жилищной проблемы.

Однако наряду с этими радужными надеждами всё чаще приходится испытывать разочарование от первых попыток приживать на российской почве ростки ипотеки.

2.1 Анализ и оценка проблем, сдерживающих развитие ипотечного  кредитования в РФ

Президент РФ Владимир Путин во вступительном слове отметил особую значимость реализации национальных проектов для социального и экономического развития России. По его словам, важно, что к этой работе все активнее подключаются регионы, дополняя нацпроекты собственными программами..

Особый упор Владимир Путин сделал на первые результаты реализации национального проекта: "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", По мнению президента, нужно грамотно и быстро решать управленческие вопросы, бороться с административными барьерами на пути рыночного регулирования экономики.

На днях на совещании в Республике Коми с его участием зашла речь об усилении внимания к глубокой переработке древесины, незаменимой и в многоквартирном домостроении, и в индивидуальном жилищном строительстве. Владимир Путин считает, что нацпроект по доступному жилью должен подстегнуть развитие индустрии строительных и отделочных материалов: "Мы столкнулись с тем, что, несмотря на наличие денег, остро ощущается проблема нехватки стройматериалов".

С другой стороны, как отметил президент, продвижение национального проекта доступного жилья сдерживает отсутствие правовой базы, реализующей нормы Жилищного и Градостроительного кодексов. По мнению главы государства, необходимо также предусмотреть снижение затрат в землеустроительных работах. Вообще, вопрос о выделении участков нередко становится тормозом для продвижения этого важного нацпроекта.

По его мнению, для скорейшего продвижения аграрного нацпроекта в АПК потребуется решить ряд налоговых вопросов, в том числе по распространению на сельских кооператоров единого сельскохозяйственного налога.

Особо Владимир Путин остановился на региональной составляющей нацпроектов. Он предложил губернаторскому корпусу выходить на правительство со своими предложениями, продуманными и подготовленными инициативами. Так, по нацпроекту "Доступное жилье" субъектам Федерации дано поручение обустроить строительные площадки с объектами коммунальной инфраструктуры и выставить их на аукционы.

Президент подверг критике малозначимые предложения по площадкам, рассчитанным на точечную застройку, и поставил задачу повсеместно вести массовое строительство, целыми микрорайонами.

Чтобы помочь масштабному освоению новых строительных площадей, регионам предоставляется 1,7 миллиарда рублей в форме субсидий на погашение процентов по кредитам, - заявил Владимир Путин. - И еще 12,5 миллиарда - в форме госгарантий.

 

Глава государства сделал вывод, что ни федеральным, ни региональным властям пока не удается отработать до деталей задуманные механизмы. И, пожалуй, главная задача - обеспечить удешевление кредитов и тем самым способствовать росту объемов вводимого жилья. При решении этой и других проблем, отметил президент, крайне важно обеспечить помощь субъектов Федерации муниципалитетам. Таким образом в России существует ряд факторов, которые могут продолжительное время служить тормозом в развитии ипотечного кредитования.

1. Необработанность государственными  финансовыми и экономическими  органами функционирования системы  ипотечного жилищного кредитования.

Отсутствие единой базы данных об участниках ипотечного рынка Сотрудничество с администрациями городов РФ выявило недостаточное информационное обеспечение внедрения ипотечной системы. И здесь со стороны города необходим: запрос необходимой информации, со стороны компании: оперативное обеспечение необходимыми данными, установление контактов выбранного города с другими городами, имеющими подобный опыт. При этом выбор городов определять наличием схожих предпосылок внедрения ипотечного кредитования.

2. Относительная слабость  отечественной банковской системы, ее незаинтересованность в работе  с населением; отсутствие опыта  долгосрочного кредитования.

3. Невысокий финансовый  потенциал отечественных страховых, риэлтерских и оценочных компаний.

4. Отсутствие необходимого  опыта по страхованию рисков, возникающих в связи с предоставлением  населению ипотечного кредита.

5. Отсутствие у населения  устойчивых моделей сберегательного  и кредитного поведения.

Ипотекой могут воспользоваться 10% российских семей. В регионах доход этих семей должен быть 300-350 долларов на человека, в Москве - 1000 долларов. Разница обусловлена ценами на жилье.

Совокупный платежеспособный спрос на ипотеку составляет примерно 8 млрд. долларов в Москве и примерно 20 млрд. долларов по всей России. Если перевести эти деньги в квадратный метр, то "ипотечные" покупатели в состоянии скупить от 60 до 100% всего строящегося в России жилья.

Налицо колоссальный разрыв между тем, сколько может быть ипотеки с точки зрения спроса, и тем, сколько ее есть в реальности. Этот разрыв определяется обстоятельствами: от психологической неготовности граждан жить в долг до сугубо экономических - у нас мало строят, у нас нет банков, умеющих работать с ипотекой и т.д.

6. Юридические (правовые) проблемы, охватывающие множество вопросов  создания жилищно-инвестиционного  законодательства, позволяющего слаженно  работать всем секторам инвестиционного  жилищного рынка.

Введение в действие двух ключевых законов - "Закона об ипотеке" и "Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также отработка на их основе через судебные органы процедур наложения взыскания на имущество недобросовестных заемщиков и отчуждения этого имущества в пользу возмещения обязательств перед кредиторами. Однако для широкомасштабного внедрения ипотеки, по мнению ряда специалистов, необходимо внести изменения в закон "О банках и банковской деятельности", что даст возможность Центральному банку России упростить порядок выдачи банковских лицензий специально созданным государственным ипотечным фондам и агентствам, позволив им тем самым осуществлять привлечение средств от населения для реализации ипотечной программы. [51, - с.5].

Информация о работе Особенности ипотечного кредитования