Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:40, курсовая работа
Цель данной курсовой работы раскрыть сущность и особенность бухгалтерского учета банковской гарантии.
Задачи курсовой работы заключены в рассмотрении следующих вопросов:
- понятие банковской гарантии и их виды
- порядок выдачи и основное назначение
- исполнение и прекращение обязательств вытекающих из банковской гарантии
- учет и использование банковской гарантии
- практика использования банковской гарантии
- оценка качества банковской гарантии
- надежность банковской гарантии
Введение …………………………………………………………………………4
1 Банковская гарантия.............................................................................................6
Понятие банковской гарантии и их виды.......................................................6
1.2 Порядок выдачи и основное назначение.........................................................9
1.3 Исполнение и прекращение обязательств вытекающих из банковской гарантии..................................................................................................................10
2 Особенности бухгалтерского учета …………………………………………14
2.1 Учет и использование банковской гарантии……………………………..14
2.2 Практика использования банковской гарантии............................................20
2.3Банковская гарантия и проблемы ее применения .................................................................................................................................26
3 Особенности использование банковской гарантии на современном этапе развития гарантии..................................................................................................34
3.1 Надежность банковской гарантии.................................................................34
3.2 Эффективность использования банковской гарантии , как кредитного инструмента...........................................................................................................36
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованных источников…………………………………………..44
Содержание |
Введение ……………………………………………………… |
1 Банковская гарантия...................... |
|
1.2 Порядок выдачи и основное
назначение.................... |
1.3 Исполнение и прекращение
обязательств вытекающих из банковской
гарантии...................... |
2 Особенности бухгалтерского учета …………………………………………14 |
2.1 Учет и использование
банковской гарантии…………………………… |
2.2 Практика использования
банковской гарантии........... |
2.3Банковская гарантия и проблемы
ее применения .............................. |
3 Особенности использование
банковской гарантии на |
3.1 Надежность банковской гарантии...................... |
3.2 Эффективность использования
банковской гарантии , как кредитного
инструмента................... |
Заключение…………………………………………………… |
Список использованных источников…………………………………………..44 |
Введение
Для успешного развития любая коммерческая организация должна быть понятной для своих партнеров. Это известно всем, потому что для успешного развития любого бизнеса нужно исключить любые неприятности, связанные с предоставлением кредитов, выплатой долга. Но не всегда можно быть уверенным в том, что та или иная организация может вернуть ту или иную сумму денег.
Случается, один из участников
договора не выполняет своих обязательств
перед другим. Разумеется, потерпевшая
фирма может потребовать от должника
возместить ей все убытки через суд.
Но получить деньги от контрагента
удается далеко не всегда. Часто
кредитор не может доказать, что
он понес убытки именно из-за того, что
партнер нарушил условия
Избежать описанных проблем можно с помощью банковской гарантии. Ее смысл состоит в следующем. Кредитное учреждение (гарант) обязуется выплатить определенную сумму в пользу фирмы (бенефициара), которую указал должник (принципал). Покупатели товаров прибегают к банковской гарантии, чтобы подтвердить свою платежеспособность.
Выражение «гарантия» недостаточно точно определяет ее суть. Одни понимают под этим только самостоятельное, независимое от состояния и реализуемости другого правового отношения между должником и кредитором гарантийное обязательство. Другие называют гарантией любого рода гарантийные операции, начиная только с морально обязывающего заявления о патронате, до поручительства и обещания платежа.
Общим для всех этих операций является обещание гаранта ручаться за выплату долга или выполнение услуги, если обязавшийся это сделать не в состоянии выполнить обещание. Существенным признаком гарантии является функция обеспечения. Гарантия также дает преимущества ликвидности, позволяя отказаться от предоставления наличных средств в депозит. Гарантия и аккредитив различаются, прежде всего, тем, что в случае аккредитива основной признак представляет собой платежная функция.
Цель данной курсовой работы раскрыть сущность и особенность бухгалтерского учета банковской гарантии.
Задачи курсовой работы заключены в рассмотрении следующих вопросов:
- понятие банковской гарантии и их виды
- порядок выдачи и основное назначение
- исполнение и прекращение
обязательств вытекающих из
- учет и использование банковской гарантии
- практика использования банковской гарантии
- оценка качества банковской гарантии
- надежность банковской гарантии
-использование банковской гарантии, как кредитного инструмента
В целом для банковских
гарантий почти исключительно
1 Банковская гарантия
В силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица, письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате
В Приведенное определение является модификацией определения банковской гарантии, данного в ст. 2 Унифицированных правил Международной торговой палаты для банковских гарантий по первому требованию 1992 г. Положения указанных правил, сложившихся в международной банковской и коммерческой практике в качестве правовых обычаев, легли в основу института банковской гарантии в новейшем российском законодательстве. Вместе с тем в российском гражданском праве имеется ряд норм, существенно отличающихся от норм вышеуказанных правил, что делает банковскую гарантию самобытным институтом российского гражданского права.
Субъектами отношений по банковской гарантии являются гарант, принципал и бенефициар. Гарант – это лицо, выдавшее письменный документ, содержащий обязательство выплатить денежную сумму в случае представления бенефициаром письменного требования об оплате, составленного в соответствии с условиями банковской гарантии. Должник – лицо, обязанное передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, совершить иные действия. Бенефициар – лицо, в пользу которого, как кредитора принципала, выдается банковская гарантия.
По действующему законодательству
в качестве гарантов могут выступать
банки, иные кредитные учреждения и
страховые организации, т. е. организации,
обладающие специальной
Исчерпывающий перечень лиц,
обладающих возможностью выдачи банковской
гарантии, объясняется тем, что в
российском законодательстве речь идет
именно о банковской гарантии, а
не просто о гарантиях по первому
требованию, предусмотренных
Выдача банковской гарантии – это односторонняя сделка, поскольку, во-первых, для ее совершения требуется волеизъявление одной стороны – гаранта; во-вторых, выдача банковской гарантии юридически связывает гаранта возможностью предъявления бенефициаром требования исполнения обязательства, вытекающего из нее. Юридическая связанность гаранта возникает по общему правилу с момента выдачи банковской гарантии, ибо она вступает в силу со дня ее выдачи, если в ней не предусмотрено иное (ст. 373 ГК). В качестве иного может быть указано, что банковская гарантия вступает в силу либо с определенной даты, либо с момента выдачи бенефициаром кредита должнику, либо с момента получения письменного согласия бенефициара на принятие гарантии и т. д.
Под выдачей банковской гарантии следует понимать передачу гарантом тем или иным способом (почтой, телетайпом, непосредственно на руки и т. д.) надлежащим образом оформленной гарантии должнику или бенефициару. Именно выдача гарантии является юридическим фактом, порождающим гарантийное обязательство между бенефициаром и гарантом. Для возникновения гарантийного обязательства не требуется извещения гаранта о принятии бенефициаром гарантии, если иное прямо не предусмотрено в тексте самой гарантии.
Главный юридический признак банковской гарантии как обеспечительной сделки состоит в независимости банковской гарантии от основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана. В соответствии со ст. 370 ГК предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство.
Отсутствие у банковской гарантии признаков акцессорности по отношению к основному обеспечиваемому обязательству означает, что она:
Выдача банковской гарантии является результатом удовлетворения гарантом просьбы принципала о выдаче банковской гарантии (ст. 368 ГК). Таким образом, основанием выдачи банковской гарантии является именно просьба принципала. В развитом коммерческом обороте просьба принципала о выдаче гарантии и условия удовлетворения этой просьбы определяются соглашением гаранта и должника о порядке и условиях выдачи банковской гарантии. Но следует иметь в виду, что закон не содержит каких-либо предписаний об обязательном заключении письменного соглашения между принципалом и гарантом. Поэтому отсутствие письменного соглашения о выдаче банковской гарантии между принципалом и гарантом не влечет недействительности гарантийного обязательства гаранта перед бенефициаром. Но если просьба принципала о выдаче гарантии и условия удовлетворения этой просьбы определяются соглашением гаранта и принципала о порядке и условиях выдачи банковской гарантии, то именно такое соглашение становится основанием, определяющим порядок выдачи гарантии, взаиморасчеты гаранта и принципала по выплате вознаграждения гаранту, право регресса гаранта к принципалу, его объем и порядок осуществления.
Банковские гарантии можно классифицировать по различным признакам. В зависимости от характера обязательств, исполнение которых обеспечивается выдачей банковской гарантии, выделяют: тендерные гарантии; гарантии исполнения; гарантии возврата платежа.
В зависимости от того, имеет гарант право отозвать выданную гарантию или нет, банковские гарантии можно разделить на отзывные и безотзывные. По общему правилу надлежащим образом выданная банковская гарантия не может быть отозвана гарантом, если в ней не предусмотрено иное (ст. 371 ГК).
Право на отзыв гарантии может быть безусловным или зависит от наступления определенных условий (например, признания принципала неплатежеспособным, изменения содержания обеспечиваемого обязательства). Право на отзыв гарантии должно соответствовать условиям соглашения принципала и гаранта о выдаче банковской гарантии. Если гарант, обладающий правом отзыва, реализует его, то с момента получения бенефициаром письменного сообщения гаранта об отзыве гарантии обязательства гаранта, вытекающие из нее, прекращаются. Но если гарант не использовал право на отзыв гарантии, а бенефициар предъявил к нему требование об исполнении обязательства, вытекающего из банковской гарантии, то гарант не имеет права ее отозвать, так как его право на отзыв пресекается фактом предъявления требования бенефициаром. Отзыв гарантом гарантии, выданной на условиях безотзывности, юридически ничтожен и не прекращает обязательства гаранта по ней.
В зависимости от того, имеет или не имеет бенефициар право передавать другому лицу требования к гаранту, предусмотренные в банковской гарантии, банковские гарантии подразделяются на передаваемые и непередаваемые. По общему правилу право требования к гаранту, принадлежащее бенефициару по банковской гарантии, не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное (ст. 372 ГК). Передача права требования по банковской гарантии подчиняется нормам гл. 24 ГК об уступке права требования (цессии).
1.2 Порядок выдачи и основное назначение
Содержание соглашения должника и гаранта о выдаче банковской гарантии определяется по их взаимному согласию. Главное в указанном соглашении составляют условия об обязательствах по выдаче гарантии в интересах должника, о порядке удовлетворения письменного требования бенефициара, о вознаграждении, причитающемся гаранту, об условиях и объеме регрессной ответственности должника.
За выдачу банковской гарантии должник выплачивает гаранту вознаграждение (п. 2 ст. 369 ГК). При этом в законе отсутствуют правила, позволяющие определить размер такого вознаграждения и порядок его уплаты. Поэтому данные вопросы должны решаться в соглашении о выдаче банковской гарантии, заключаемом между гарантом и должником. Отсутствие в соглашении о выдаче банковской гарантии условия о выплате вознаграждения гаранту принципалом, а также условий, определяющих размер и порядок выплаты такого вознаграждения, не может расцениваться в качестве основания для признания недействительной самой банковской гарантии. Дело в том, что соглашение о выдаче гарантии касается отношений принципала и гаранта, но никак не отношений гаранта и бенефициара. При отсутствии в соглашении между гарантом и принципалом условия о вознаграждении его размер должен определяться по правилам п. 3 ст. 424 ГК.