Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:40, курсовая работа
Цель данной курсовой работы раскрыть сущность и особенность бухгалтерского учета банковской гарантии.
Задачи курсовой работы заключены в рассмотрении следующих вопросов:
- понятие банковской гарантии и их виды
- порядок выдачи и основное назначение
- исполнение и прекращение обязательств вытекающих из банковской гарантии
- учет и использование банковской гарантии
- практика использования банковской гарантии
- оценка качества банковской гарантии
- надежность банковской гарантии
Введение …………………………………………………………………………4
1 Банковская гарантия.............................................................................................6
Понятие банковской гарантии и их виды.......................................................6
1.2 Порядок выдачи и основное назначение.........................................................9
1.3 Исполнение и прекращение обязательств вытекающих из банковской гарантии..................................................................................................................10
2 Особенности бухгалтерского учета …………………………………………14
2.1 Учет и использование банковской гарантии……………………………..14
2.2 Практика использования банковской гарантии............................................20
2.3Банковская гарантия и проблемы ее применения .................................................................................................................................26
3 Особенности использование банковской гарантии на современном этапе развития гарантии..................................................................................................34
3.1 Надежность банковской гарантии.................................................................34
3.2 Эффективность использования банковской гарантии , как кредитного инструмента...........................................................................................................36
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованных источников…………………………………………..44
В соответствии с п. 1 ст. 379
ГК право гаранта потребовать
от принципала в порядке регресса
возмещения сумм, уплаченных бенефициару
по банковской гарантии, определяется
соглашением гаранта с
Другие условия соглашения между принципалом и гарантом могут быть весьма различными и касаться:
Форма соглашения между гарантом
и принципалом подчиняется
1.3 Исполнение и прекращение обязательств вытекающих из банковской гарантии
Исполнение обязательств,
вытекающих из банковской гарантии, начинается
с момента предъявления бенефициаром
гаранту требования об уплате денежной
суммы по банковской гарантии. Требование
должно быть представлено гаранту в
письменной форме с приложением
указанных в гарантии документов.
В требовании или в приложении
к нему бенефициар должен указать, в
чем состоит нарушение
При получении требования гарант обязан немедленно уведомить принципала о получении требования бенефициара и передать должнику копию требования со всеми относящимися к ней документами. Данная обязанность играет весьма важную роль в отношениях гаранта и принципала. Ведь ее исполнение учитывается при предъявлении гарантом регрессных требований к должнику. Только исполнение гарантом своих обязательств в соответствии с условиями его соглашения с принципалом о выдаче гарантии является бесспорным основанием для удовлетворения регрессных требований гаранта к принципалу.
Гарант должен рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами в разумный срок и проявить разумную заботливость, чтобы установить, соответствует ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии (п. 2 ст. 375 ГК). Под разумным сроком, в течение которого гарант обязан осуществить проверку документов и дать ответ об их принятии или отказе, должен пониматься срок, сложившийся в виде обычая. Установка законодателя на разумность срока осуществления проверки документов не препятствует его конкретному определению в гарантии.
При рассмотрении документов,
представленных бенефициаром, гарант
не обязан осуществлять проверку соответствия
документов фактическим обстоятельствам,
но обязан проверить их на предмет
соответствия условиям гарантии. Согласно
п. 1 ст. 376 ГК, если требование бенефициара
либо приложенные к нему документы
не соответствуют условиям гарантии
либо представлены гаранту по окончании
определенного в гарантии срока,
гарант отказывает бенефициару в
удовлетворении его требования. Гарант
отказывает в выплате, если из представленных
бенефициаром документов следует, что
нарушение принципалом
Гарант обязан немедленно уведомить бенефициара об отказе удовлетворить его требование (п. 1 ст. 376 ГК). В деловом обороте принято, что, извещая бенефициара об отказе удовлетворить требование, гарант обязан проинформировать бенефициара о причинах отказа. В любом случае бенефициар вправе потребовать подобного объяснения, так как речь идет об отказе удовлетворить принадлежащее ему право. После исправления ошибок и недостатков в документах, на основании которых гарант отказал в удовлетворении требования, бенефициар имеет право повторно предъявить гаранту требование об оплате при условии, что требование заявлено до окончания срока гарантии. Право на повторное предъявление требования об уплате в указанных и подобных случаях вытекает из того, что сам по себе отказ гаранта выплатить денежную сумму не означает прекращения гарантийного обязательства и не прекращает права бенефициара требовать оплаты денежной суммы, предусмотренной банковской гарантией. Поэтому до истечения срока, на который выдана банковская гарантия, бенефициар может не только повторно, но и сколько угодно раз выставлять свое требование об уплате денежной суммы, пока оно не будет удовлетворено. Предъявление бенефициаром требования к гаранту должно быть сделано до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана (п. 2 ст. 374 ГК).
Окончание срока, на который выдана банковская гарантия, является основанием прекращения гарантийного обязательства в целом, в связи с чем он не может быть восстановлен. В случае необоснованного отказа гаранта в удовлетворении требования бенефициар имеет право в общем порядке обратиться к гаранту с иском с требованием об исполнении обязательств, вытекающих из банковской гарантии. При этом следует иметь в виду, что представление гаранту бенефициаром в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии является обязательным условием для последующей исковой защиты прав бенефициара. Бенефициар, не представивший гаранту в пределах срока действия гарантии письменное требование об уплате денежных сумм, не может потребовать их выплаты путем предъявления иска ввиду отсутствия материально-правовых оснований для его удовлетворения.
Независимость банковской гарантии от основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, в известной мере абстрактный характер взаимоотношений бенефициара и гаранта обусловили особенность реализации обязательств гаранта, вытекающих из правил п. 2 ст. 376 ГК. В нем сказано: если гаранту до удовлетворения требований бенефициара стало известно, что основное обязательство, обеспеченное банковской гарантией, полностью или в соответствующей части уже исполнено, прекратилось по иным основаниям либо недействительно, то он должен немедленно сообщить об этом бенефициару и должник. Полученное гарантом после такого уведомления повторное требование бенефициара подлежит удовлетворению гарантом. В результате исполнения предписаний п. 2 ст. 376 ГК могут иметь место две типичные ситуации.
Ситуация первая. Бенефициар получает платеж в удовлетворение требований по банковской гарантии, в то время как основное обязательство, для обеспечения исполнения которого выдавалась гарантия, прекратилось или недействительно.
Ситуация вторая. Бенефициар получает платеж в удовлетворение требований по банковской гарантии несмотря на то, что основное обязательство, исполнение которого обеспечивалось выдачей банковской гарантии, полностью или частично исполнено должником либо третьими лицами в его пользу.
В обоих случаях гарант может взыскать уплаченную им бенефициару денежную сумму в порядке регресса с должника, если этому нет препятствий, указанных в ст. 379 ГК. Должник, удовлетворивший регрессные требования, может предъявить бенефициару иск из неосновательного обогащения. Данный иск будет основываться на том, что выплаты, произведенные гарантом, одновременно являются исполнением обязательства должника перед бенефициаром и прекращают его. Вследствие этого правовое основание получения бенефициаром исполнения от принципала можно считать отпавшим, а полученные в исполнение обязательства денежные суммы неосновательным обогащением.
Нормы п. 2 ст. 376 ГК дают возможности для злоупотребления правом со стороны бенефициара. Гарант может защищаться от него применением норм п. 1, 2 ст. 10 ГК о недопустимости злоупотребления правом и об отказе в защите прав субъектов, злоупотребляющих своими правами. Такая судебная практика уже начала складываться. По конкретному делу обращение бенефициара в суд с иском о понуждении гаранта выплатить денежные суммы в удовлетворение требований по банковской гарантии в случае, когда имелись доказательства того, что принципал как должник полностью исполнил обязательства по основному обязательству, было расценено судом как злоупотребление правом.
В связи с выплатой гарантом бенефициару денежных сумм, обусловленных банковской гарантией, возникает вопрос о судьбе обязательства, исполнение которого обеспечивалось выдачей банковской гарантии.
Банковская гарантия действующим законодательством отнесена к способам обеспечения исполнения обязательств. Вследствие этого исполнение гарантом своих обязательств по выплате денежных средств бенефициару, являющемуся кредитором в обязательстве с принципалом, погашает в соответствующей части право требования бенефициара к принципалу. Таким образом, если гарантом исполнено требование бенефициара об оплате денежной суммы, предусмотренной банковской гарантией, то обязательство между бенефициаром и принципалом должно считаться исполненным в соответствующей части.
2 Особенности бухгалтерского учета
2.1 Учет и использование банковской гарантии
Использование в предпринимательской
деятельности банковской гарантии все
более активно входит в деловой
оборот. Этому способствуют не только
повышенные риски при совершении
сделок, но и желание сторон защитить
свои интересы. Необходимость организации
правильного учета все острее
возникает у
Банковская гарантия – объект учета.
Определение банковской гарантии дано в статье 368 Гражданского кодекса: под банковской гарантией понимается письменное обязательство банка (иного кредитного учреждения или страховой организации) уплатить бенефициару (кредитору принципала) по просьбе другого лица (принципала) денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.
Основной функцией банковской гарантии является обеспечение в денежной форме надлежащего исполнения принципалом своих обязательств по сложившимся между ним и бенефициаром обязательствам. Нормы Гражданского кодекса определяют стороны, участвующие в операциях с использованием банковской гарантии:
Использование термина «операции» не случайно, так как выдача банковских гарантий относится к банковским операциям (ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», далее - Закон № 395-1). Оказание данной услуги носит возмездный характер (ст. 329 ГК РФ), а размер комиссионного вознаграждения определяется индивидуально по соглашению с клиентом (ст. 29 Закона № 395-1).
Теперь, когда определены стороны, использующие банковскую гарантию в своих деловых отношениях, а также квалифицирован характер сделки по ее предоставлению, можно перейти к особенностям учета.
Бухгалтерский учет банка по предоставлению банковской гарантии регулируется нижеследующими нормативными актами и разъяснениями Банка России:
- Положением "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" от 26 марта 2007 года № 302-П (далее – Положение 302-П);
- Положением "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" от 26 марта 2004 года № 254-П (далее – Положение 254-П);
- Положением "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" от 20 марта 2006 года № 283-П (далее – Положение 283-П);
- Официальное разъяснение Банка России от 03.01.2001 № 6-ОР "О некоторых вопросах применения правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации"
- Письмо Банка России от 11.02.2011 N 18-1-2-9/121 "Об отражении в учете обеспечения по выданной гарантии"
- Письмо ЦБР от 17 августа 2011 г. № 18-1-2/9/1064 "О предложении внесения изменений в План счетов бухгалтерского учета" (Об учете денежного обеспечения по выданным гарантиям)
Рассмотрим типовые проводки банка, проводящего операции по предоставлению банковских гарантий.