Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 22:30, курсовая работа
Создание эффективного рыночного механизма предполагает обеспечение условий для конкуренции во всех рыночных сегментах экономики, и, прежде всего, на рынке банковских услуг – важнейшего элемента рыночной инфраструктуры.
Конкуренция выступает движущей силой качественных изменений в банковской сфере, нацеленных на повышение устойчивости кредитных организаций, диверсификации проводимых операций и расширение доступности финансовых услуг.
Введение......................................................................................................................
1. Теоретические аспекты конкуренции в банковском секторе
2. Особенности развития конкурентной среды в банковской сфере РФ и РТ.......
3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности АКБ «Энергобанк» (ОАО)................................................................................................................................
Заключение
Список использованной литературы........................................................................
Основными чертами совершенной конкуренции являются:
- очень большое число
- однородная продукция;
- конкуренция носит ценовой характер;
- входные и выходные барьеры низки, легко преодолимы;
- каждая фирма производит малую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее предложения не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение и, следовательно, цену продукта.
На практике совершенная конкуренция встречается довольно редко. В большей степени к этой модели приближаются развитый валютный рынок и организованный вторичный рынок ценных бумаг (фондовая биржа). Но на подавляющем большинстве рынков, в том числе и на рынке банковских услуг, имеет место несовершенная конкуренция.
Несовершенная конкуренция – это конкуренция, ограничиваемая вследствие того, что один или несколько субъектов рыночных отношений занимают господствующее положение на рынке и тем самым оказываются как бы «вне конкуренции», то есть иными словами имеет место неравенство условий конкуренции.
Принято различать три разновидности рыночных структур, характеризующихся несовершенной конкуренцией: монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия. Для рынка банковских услуг характерно, скорее всего, наличие дифференцированной олигополии, которая имеет место в отраслях, производящих потребительские товары и многие виды услуг, и существование различных форм монополии.
Монополия часто определяется как абсолютное преобладание банка или занятие им доминирующего положения. Доминирующее положение кредитной организации на рынке банковских услуг устанавливается Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации на основании определения доли кредитной организации в границах рынка банковских услуг независимо от ее места нахождения, определенного в учредительных документах.
По способу создания монополии делятся на несколько видов. Во-первых, искусственно созданная монополия – в большинстве случаев такие монополии держатся на государственных привилегиях. Так, например, большинство крупных коммерческих банков, до августа 1998 г. именовавшиеся «системообразующими», выросли и закрепились во многом совершенно искусственным способом – на средствах из государственного бюджета. Примером такого банка может служить Сберегательный банк России, который по праву является лидером по сберегательным вкладам на российском рынке банковских услуг. Во-вторых, естественно возникшая монополия – возникновение такого вида монополии является следствием конкурентной борьбы. Так, например, в результате кризиса в регионе остался всего один банк, который смог сохранить свои позиции даже из-за возникших трудностей.
Однако следует заметить, что в финансовом секторе каждый коммерческий банк имеет дело с весьма неоднородной массой конкурирующих с ним продавцов финансовых услуг и продуктов: инвестиционные компании, страховые фирмы, различные фонды, биржи. Они формально банками не являются, но по существу предлагают аналогичные услуги. Следовательно, большое количество небанковских кредитных организаций становятся субъектами банковского рынка, в результате чего возникает соперничество (конкуренция) с банками.
Таким образом, рассмотрев основные виды конкуренции на рынке банковских услуг, можно говорить о ее многообразии в зависимости от различных признаков, которые лежат в основе данной классификации. Подробная классификация банковской конкуренции представлена в приложении Данное разнообразие признаков, которые лежат в основе конкретной классификации, обусловлено спецификой деятельности банков, разнообразием предоставляемых видов услуг. Стоит отметить, что в процессе осуществления своей деятельности банки характеризуются различными видами конкурентной борьбы, в связи с этим между банками одновременно могут возникать различными виды конкурентной борьбы, в том числе банку может быть присуща индивидуальная, внутриотраслевая и ценовая конкуренции одновременно. При этом для каждого вида банковской конкуренции необходимо провести тщательный анализ рынка банковских услуг, определить потенциальных конкурентов и разработать свою конкурентную стратегию.
Эффективность банковского бизнеса зависит от поддержания на финансовых рынках добросовестной конкуренции, от общего состояния конкурентных отношений в стране. Рассмотрим современное состояние отечественного рынка банковских услуг и выделим некоторые присущие ему специфические черты.
По состоянию на 1 января 2014 количество коммерческих банков и не банковских организаций в России составляет 1070. общее количество банков, за последние 8 лет сократилось. Это произошло ввиду уменьшения количества мелких банков в силу их невозможности сохранить свое положение на рынке, а также в результате убыточности и неконкурентоспособности по сравнению с более крупными банками.
Развитие конкурентных отношений привело к тому, что в настоящее время с известной долей условности можно выделить четыре основные группы кредитных организаций на российском рынке банковских услуг. Первая группа представлена банками с доминирующим государственным участием (прежде всего Сбербанк и ВТБ), которые оказывают весь комплекс банковских услуг, а также квазигосударственные банки, в которых контрольный пакет принадлежит государственным компаниям, например, Газпромбанк. Вторую группу образуют банки с преобладающим участием нерезидентов, большинство из которых потенциально может развивать активность по широкому спектру банковских продуктов. К числу таких банков относятся Ситибанк, Райффайзенбанк, Абсолют Банк, Банк Петрокоммерц. Третью группу составляют крупные частные банки, основная часть которых позиционирует себя как универсальные кредитные учреждения, ставят задачу развития филиальной сети, выхода на международные рынки, диверсификации клиентской базы. Четвертая группа – это малые и средние банки с различными стратегиями поведения [6, c.7].
При этом ведущими участниками российского рынка являются 20 крупнейших банков. Согласно расчетам экспертов «РИА-Аналитика», в 2013 году общий объем активов кредитных организаций вырос на 25% и на 1 января 2014 года совокупный объем активов российских банков составил 41,5 трлн руб. По итогам 2013 года доля 10 крупнейших банков в совокупных активах банковской системы. увеличилась с 58,3% на 1.01.13 до 60,7% на 1.01.14.
В качестве специфической особенности российской банковской системы многие авторы выделяют роль и место Сберегательного банка Российской Федерации как банка, занимающего доминирующие позиции на многих сегментах рынка банковских услуг. По рейтингу журнала РБК в 2013 году Сбербанк России является ведущим банком по кредитным операциям и депозитным операциям. Одно из основных конкурентных преимуществ Сбербанка России – разветвленная филиальная сеть, обеспечивающая высокую степень регионального проникновения. Близость к клиентуре и унаследованный с советского времени бренд определяют его безальтернативный статус в сознании большей части граждан.
Таким образом, в настоящее время специфические особенности развития конкуренции на российском рынке банковских услуг характеризуются определенными обстоятельствами, которые оказывают непосредственное влияние на уровень конкуренции в банковском секторе. Во-первых, кредитные организации неравномерно распределены по территории Российской Федерации; во-вторых наличие большого числа мелких банков; в-третьих, значительный уровень концентрации активов в нескольких крупнейших федеральных банках; в-четвертых, наличие в российской банковской системе такой кредитной организации, как Сберегательный банк Российской Федерации, который является абсолютным лидером.
Проанализируем более подробно специфику региональной конкуренции на примере отдельно взятого региона – Республики Татарстан. Банковский сектор Республики Татарстан является одним из наиболее развитых в России и лидером в Приволжском федеральном округе по количеству банков и успешности привлечения ими финансовых средств.
В Приволжском федеральном округе Татарстан является лидером по количеству банков. По общему числу кредитных организаций республика стабильно сохраняет четвертое место в России, уступая лишь Москве, Санкт-Петербургу и Республике Дагестан. Необходимо отметить, что в Татарстане число самостоятельных кредитных организаций практически не меняется уже на протяжении 10 лет.
Доля местных банков остается преобладающей в структуре банковского сектора Республики Татарстан (56%) и заметно превышает средний показатель в регионах Приволжского федерального округа (15,5%) .
При этом местные банки поддерживают на достойном уровне качество обслуживания клиентов: проведенные Национальным банком исследования показали, что больше 80% предприятий республики предпочитают пользоваться услугами именно татарстанских банков. Казань – вторая банковская столица России после Москвы: по количеству крупных местных банков республика уступает лишь столице, опережая даже Санкт-Петербург.
На протяжении многих лет банковская система Республики Татарстан являлась замкнутой. По сравнению с другими регионами татарстанская банковская система развивалась в последние годы в закрытых условиях, что и послужило главным фактором процветания местных региональных банков. Банки Татарстана постоянно отмечаются в рейтингах крупнейших российских банков по размеру активов, а также по совокупному размеру собственных средств (капитала) – ОАО «Ак Барс» Банк», ОАО АИКБ «Татфондбанк», ОАО «Акибанк», «Девон-Кредит», «БТА-Казань», АКБ «Энергобанк», АКБ «Спурт», ОАО «Банк «Казанский», Интехбанк. В Республике 20 из 25-ти банков (80%) имеют зарегистрированный уставный капитал в размере свыше 150 млн. руб., из них 12 банков (48%) – свыше 500 млн. руб., причем 9 банков (36%) имеют капитал в размере свыше 1 млрд. руб. Причем, только 3 региональных банка (наряду с 19 московскими) обладают зарегистрированным уставным капиталом в размере свыше 10 млрд.руб., в числе которых «Ак Барс» банк с уставным капиталом 28,2 млрд.руб. О деятельности татарстанских банков можно судить и по тому факту, что практически все они (96%) закончили 2013 год с прибылью, и по совокупному размеру прибыли Татарстан занимает 7-ое место в России.
Важнейшей спецификой развития банковской системы России, как было отмечено выше, является концентрация капитала и активов у ограниченного круга кредитных организаций. Поэтому одной из задач при оценке рынка банковских услуг в Республике Татарстан является выявление уровня концентрации и определение типа конкуренции.
Индекс концентрации определяется следующим образом [21, с.11]:
,
где: CRk – индекс концентрации,
qi – доля данного банка в общей сумме экономического параметра.
Проанализируем уровень конкуренции на рынке банковских услуг Республики Татарстан, применяя вышеназванные показатели. Для этого рассчитаем индекс концентрации за последние 10 лет в зависимости от величины: активов, собственного капитала, кредитов (за исключением межбанковских) и вкладов физических лиц. Для ранжирования кредитных организаций по величине собственного капитала учитывались только самостоятельные кредитные организации региона, а для ранжирования по другим показателям – как самостоятельные кредитные организации с учетом их филиалов, так и филиалы инорегиональных банков. рынок банковских услуг Республики Татарстан является высококонцентрированным по всем исследуемым параметрам: в среднем, показатели находятся в пределах 65-75%. Динамика рассчитанных индексов позволяет судить о незначительном снижении уровня концентрации рынка банковских услуг в последние годы, однако, даже при экстраполяции существующей тенденции рынок будет оставаться высококонцентрированным еще в течение долгого времени.
Таким образом, показатели индекса концентрации свидетельствуют о высокой степени олигополизации татарстанского рынка банковских услуг. Подобная ситуация снижает интенсивность банковской конкуренции и может привести к ограничению доступа на рынок банковских услуг, устранению конкурентов, возникновению различных форм соглашений или согласованных действий, ограничивающих конкуренцию в банковской сфере. Анализ конкурентной среды российского рынка банковских услуг позволил выделить ряд специфических характеристик, которые справедливы как для российского рынка в целом, так и для регионального рынка банковских услуг Республики Татарстан. Однако продолжительная политика протекционизма банковской системы региона позволила создать более благоприятные условия для развития местных банков. В связи с этим, рынок банковских услуг республики отличается наличием сильных участников из числа местных банков, для которых характерны высокий уровень капитализации, финансовая устойчивость и высокий уровень конкурентоспособности.
Как было определено в первой главе работы, основными характеристиками конкурентной позиции банка являются доля рынка (основной количественный показатель) и конкурентоспособность (основной качественный показатель). Раскроем показатель доля рынка через анализ доли рынка кредитной организации в целом и анализ доли рынка по отдельным банковским продуктам.
По состоянию на 1.01.2013 на совокупную долю выборки банков приходится 12,99% регионального рынка активных операций (с учетом филиалов инорегиональных банков), 20,54% суммарного собственного капитала всех самостоятельных кредитных организаций региона и 13,68% всех привлеченных средств регионального рынка банковских услуг. В данной условной банковской группе исследуемый АКБ «Энергобанк» занимает 1-е место по объему собственного капитала (4,45%) и 4-е место по активным банковским операциям (2,16%) и 3-е место по привлеченным средствам (2,09%). Проанализируем долю рынка по отдельным банковским услугам, а именно: депозитным (на примере вкладов населения) и кредитным.
Как было рассчитано выше, рынок банковских вкладов населения пока еще характеризуется достаточно высокой концентрацией. Так, на долю сбережений населения, привлеченных пятью крупными самостоятельными банками республики, приходится почти 45% совокупного объема вкладов. В их числе ОАО «Ак Барс» Банк, ОАО АИКБ «Татфондбанк», БТА-Казань (ОАО), «Девон-Кредит» и Акибанк. Рассмотрим участие анализируемой группы банков на региональном рынке банковских вкладов населения.
Наибольшую долю по вкладам населения в рамках условной банковской группы занимал банк АКБ «БТА-Казань» (3,98%), причем как по рублевым (4,16%), так и по валютным (2,37%) вкладам. Среди рассматриваемой группы основных конкурентов АКБ «Энергобанк» занимает 6-е место по общему объему вкладов населения (2,24%), 5-е место по рублевым (2,44%) и 6-е место по валютным (0,40%) вкладам. В общем объеме вкладов населения на региональном рынке АКБ «Энергобанк» занимает 11 место. Примечательна также динамика роста объемов привлеченных вкладных ресурсов. Темп роста привлеченных вкладов населения в АКБ «Энергобанке» несколько ниже среднего значения по группе и аналогичного показателя по всем кредитным организациям региона (включая филиалы инорегиональных кредитных организаций). Эта тенденция справедлива для совокупного объема и рублевых, и валютных вкладов.
Информация о работе Особенности развития конкурентной среды в банковской сфере РФ и РТ