Особенности российского бюджетного федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Современной финансовой наукой бюджетный федерализм отнесен к разряду важнейших элементов, составляющих экономический базис системы федеративных отношений. Между тем в науке не представлено ни единого подхода к пониманию бюджетного федерализма как явления, ни единого определения его как категории; множество точек зрения не позволяет согласиться ни с одной из них в полной мере. Поэтому определение данной категории и рассмотрение ее проблемных вопросов являются актуальной задачей. Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей российского бюджетного федерализма.

Содержание работы

Введение
1. Бюджетный федерализм, его содержание
1.1. Сущность финансово-бюджетного федерализма
1.2. Принципы бюджетного федерализма
1.3. Модели бюджетного федерализма
2. Современный механизм организации бюджетного федерализма в Российской Федерации
2.1. Разграничение расходных обязательств между уровнямибюджетной системы
2.2. Разграничение доходов между уровнями бюджетной системы РФ
2.3. Анализ поступлений в бюджетную систему страны
доходов, администрируемых ФНС России
по Алтайскому краю
2.4. Предоставление финансовой помощи бюджетам
2.5. Проблемы развития бюджетного федерализма
3. Перспективы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации
3.1. Упорядочение бюджетного устройства
субъектов Российской Федерации
3.2. Разграничение расходных полномочий
3.3. Разграничение налоговых полномочий и доходных источников
3.4. Финансовая помощь бюджетам других уровней
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Особенности российского бюджетного федерализма.docx

— 106.52 Кб (Скачать файл)

Вид налога

Определение

Сбор и управление

Комментарии

Налоговой базы

Налоговой ставки

Таможенные пошлины

Ф

Ф

Ф

“Неэффективный” налог, доля которого в развивающихся странах высока

Налог на прибыль

Ф

Ф

Ф

Мобильная налоговая база, стабилизационный инструмент

Налог на доход физических лиц

Ф

Ф,Р,М

Ф

Перераспределительный, стабилизационный инструмент, мобильная налоговая база

Многоуровневый налог с продаж (НДС)

Ф

Ф

Ф

Децентрализованное  управление трудноосуществимо, если ставки и базы различаются в регионах

Акцизы

Р,М

Р,М

Р,М

Налогообложение по месту производства предотвращает  экспорт налогов

Налог на недвижимость

Р

М

М

Иммобильная налоговая база, оплата по принципу получаемых выгод


Список федеральных, региональных и местных налогов РФ устанавливается первой частью Налогового Кодекса РФ. В РФ, в основном, практикуется модель взаимодействия между уровнями государственной власти в сфере разграничения налоговых доходов, основанная на разделении поступлений от налогов между уровнями бюджетной системы. Это означает, что доходы, от вводимого на любом из уровней бюджетной системы налога, могут поступать и в бюджеты других уровней 
 Рассмотрим одну из проблем распределения доходов между уровнями бюджетной системы на примере налоговых отчислений в бюджет Алтайского края.

2.3.Анализ  поступлений в бюджетную систему страны доходов, администрируемых ФНС России по Алтайскому краю в январе – ноябре 2012 года 

 
1.     Анализируя данные об исполнении бюджета Алтайского края  на 01.01.2011 за 2010 год (Таблица 2), можно сказать что:Краевой бюджет за 2010 год по доходам исполнен в сумме 59528703,3 тыс. рублей, или 104,5 % уточненных годовых бюджетных назначений, в том числе: по налоговым и неналоговым доходам - в сумме 26236298,3 тыс. рублей, или 110,9%; безвозмездным поступлениям - в сумме 33292405,0 тыс. рублей, или 100,0 процента. 
Информация об исполнении краевого бюджета за 2010 год 
Таблица 3

Наименование

Уточненный  план на  
2010 год

Исполнение  на 01.01.2011

ДОХОДЫ, всего в  т.ч.

56941222

59528703

Налоговые и неналоговые  доходы

24385176

26969514

Средства федерального бюджета

32232756

32232756

РАСХОДЫ, всего в  т.ч.

58389618

55083990

Общегосударственные вопросы

1479367

1184409

Национальная оборона

140

140

Национальная безопасность и правоохранительная 
деятельность

2562967

2538033

Национальная экономика

10077024

9069397

Жилищно-коммунальное хозяйство

1182970

1133653

Охрана окружающей среды

39942

39892

Образование

2798357

2721148

Культура, кинематография, средства массовой информации

831291

801644

Здравоохранение и  спорт

4513033

4371077

Социальная политика

11624630

10315616

Межбюджетные трансферты

23279897

22908981


 

 

2.     В структуре доходов краевого бюджета преобладают безвозмездные поступления (55,9 %), налоговые и неналоговые доходы составляют 44,1 процента. 
3.     В общей сумме налоговых и неналоговых поступлений краевого бюджета наибольший удельный вес занимают налоговые доходы (99,4 процента). 
4.     За 2010 год годовые назначения по налоговым доходам перевыполнены на сумму 2498491,6 тыс. рублей (на 10,6%) и составили 26067546,7 тыс. рублей. Увеличение к уровню 2009 года составило 40,3 % (7492257,9 тыс. рублей). 
5.     Наибольшую долю в структуре налоговых доходов краевого бюджета составляют налог на доходы физических лиц - 31,5 % (8277205,4 тыс. рублей), налог на прибыль организаций - 30,4 % (7982108,1 тыс. рублей), поступления от акцизов - 20,8% (5456666,1 тыс. рублей), налоги на имущество - 16,6% (4345093,8 тыс. рублей). 
6.     По основным доходным источникам краевого бюджета перевыполнены поступления от налога на прибыль организаций на сумму 1170786,0 тыс. рублей (в связи с ростом прибыли предприятий); от налога на доходы физических лиц -на сумму 577598,4 тыс. рублей (в связи с повышением заработной платы); от акцизов - на сумму 1349901,1 тыс. рублей (в связи с ростом объемов производства подакцизных товаров, производимых на территории края, изменением налогового и бюджетного законодательства (с 1 января 2010 года увеличены ставки акцизов на пиво в 3 раза и на нефтепродукты на 10,0 %), а также увеличением норматива зачисления в бюджет Алтайского края доходов от уплаты акцизов, распределяемых через УФК по Смоленской области). 
7.     Неналоговые доходы в структуре налоговых и неналоговых доходов занимают незначительную долю (0,6 %). Исполнение краевого бюджета за 2010 год по неналоговым доходам составило 168751,5 тыс. рублей, что в 2 раза больше уточненных назначений (82898,9 тыс. рублей). 
8.     Основными источниками формирования неналоговых доходов краевого бюджета в 2010 году являлись доходы от использования имущества и от оказания платных услуг. 
В бюджетную систему страны на территории края за январь - ноябрь 2012 года поступило 46236,2 млн. рублей налоговых платежей и платежей в государственные внебюджетные фонды, что составило 106,6% к объему платежей за аналогичный период 2011 года. 
Структура поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет в январе-ноябре 2012 года 
В федеральный бюджет за январь - ноябрь 2012 года мобилизовано 10124,8 млн. рублей, что на 1,2% меньше, чем за январь - ноябрь 2011 года. 
 
В консолидированный бюджет края за январь - ноябрь 2012 года поступило 36 052,8 млн. рублей доходов, администрируемых налоговыми органами края, что на 10,3% больше, чем за январь - ноябрь 2011 года. 
В краевой бюджет перечислено 25 492,8 млн. рублей, что на 9,9% больше, чем за январь - ноябрь 2011 года. 
Распределение общего объема поступлений в краевой бюджет по видам налогов в январе – ноябре 2012 года(млн. рублей) 
Таблица 4

Период

Всего поступило  налогов и платежей

В том числе

налог на прибыль (доход)

НДФЛ

Акцизы

Налог на имущество  организаций

Транспортный налог

Прочие налоги и  сборы

январь

1067,8

195,2

484,5

229,2

51,3

61,2

46,6

февраль

1862,9

755,9

817,9

105,1

78,0

63,9

42,0

март

2847,3

1336,3

803,3

144,7

407,8

46,6

108,5

апрель

2238,9

343,9

751,2

115,1

787,8

62,1

178,8

май

3073,8

1548,7

800,4

301,5

316,5

39,3

67,5

июнь

1915,4

528,7

822,4

391,1

81,5

45,6

46,0

июль

3017,2

785,7

936,1

299,7

722,7

114,8

158,2

август

2052,4

722,0

790,7

297,3

118,0

77,1

47,2

сентябрь

1358,5

147,3

824,0

201,8

55,9

101,0

28,6

октябрь

3921,7

1473,5

906,1

233,9

700,4

431,9

175,9

ноябрь

2136,9

574,7

944,2

235,7

137,6

208,5

36,3

Январь-ноябрь

25492,8

8411,9

8880,8

2555,1

3457,5

1252,0

935,6


 

 

Структура налоговых  поступлений в краевой бюджет 
в январе –ноябре  2012 года  
В доходы местных бюджетов поступило  10560,0 млн. рублей или 111,3% к поступлениям за январь - ноябрь 2011 года. 
Распределение общего объема поступлений в местный бюджет по видам налогов в январе - ноябре 2012 года(млн. рублей) 
Таблица5

Период

Всего поступило  налогов и платежей

В том числе

НДФЛ

Земельный налог

Налоги со специальным  налоговым режимом

Налог на имущество  физических лиц

Налоги, сборы и  регулярные платежи за пользование  природными ресурсами

Остальные налоги и  сборы

январь

675,8

321,9

118,0

217,4

4,6

5,4

8,6

февраль

847,2

542,8

185,9

95,9

6,6

3,5

12,4

март

856,1

550,8

71,3

207,8

4,3

8,3

13,6

апрель

1267,2

506,5

241,0

496,5

3,7

4,5

15,0

май

835,7

543,4

111,8

158,4

2,4

5,0

14,7

июнь

753,8

572,9

67,8

87,2

5,6

5,6

14,7

июль

1337,2

621,9

279,4

402,3

10,6

7,1

15,9

август

776,4

537,4

123,0

77,5

11,4

10,6

16,5

сентябрь

720,7

556,8

78,0

44,0

20,1

8,0

13,8

октябрь

1547,6

619,9

371,8

416,4

117,6

6,8

15,1

ноябрь

942,9

639,8

159,7

64,7

53,3

8,4

16,3

Январь-ноябрь

10560,0

6014,1

1807,7

2268,1

240,2

73,2

156,6


 

  

 
Структура налоговых  поступлений в местный бюджет 
в январе - ноябре  2012 года 
 
Модель, основанная на разделении налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы, практикуется не только в России, но и в ряде развитых стран, среди которых можно выделить Германию. Основное достоинство такой системы взаимоотношений между уровнями бюджетной системы – простота в регулировании пропорций между доходами федерального и субфедеральных бюджетов в тех случаях, когда меняется соотношение между доходными полномочиями и расходными обязательствами. Однако, будучи воплощенной в РФ, такая модель привела к ряду негативных последствий. Во-первых, зачастую региональные власти относятся к своей доле в федеральных налогах как к “чужим” деньгам и распоряжаются ими недостаточно ответственно. Во-вторых, частые изменения пропорций разделения налогов между уровнями бюджетной системы приводят к незаинтересованности региональных властей в наращивании собственной налоговой базы и к неэффективности разработки долгосрочных программ развития.[7] 
 

2.4.Предоставление  финансовой помощи бюджетам

В случае, когда возникает  несоответствие между доходными  полномочиями и расходными обязательствами  уровней государственной власти и управления, а также неравномерность  бюджетной обеспеченности различных  регионов одной страны, говорят о  наличии горизонтальных и вертикальных дисбалансов. 
Вертикальный дисбалансозначает несоответствие расходных обязательств доходным полномочиям того или иного уровня государственной власти и управления. 
Горизонтальный дисбалансвыражается в неравномерности размещения по территории страны расходных и доходных факторов, а, следовательно, в неравномерности бюджетной обеспеченности регионов страны. 
Существование вертикальных и горизонтальных дисбалансов вызывает необходимость применения органами государственного управления механизмов финансового выравнивания, выделения финансовой помощи нижестоящим бюджетам.[7] 
Согласно ст.129  Бюджетного кодекса РФ финансовая помощь региональным бюджетам предоставляется в виде   межбюджетных трансфертов, которые в свою очередь принимают форму: 
¾   дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ; 
¾   субсидий из Федерального фонда софинансирования расходов; 
¾   других дотаций и субсидий бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам; 
¾   субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций; 
¾   бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ. 
Рассмотрим основные виды межбюджетных трансфертов: 
Дотация-средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. 
Субвенция-средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов. 
Субсидия- это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или  физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. 
Бюджетный кредит— форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе. 
 В РФ финансовая помощь из федерального бюджета субъектам РФ предоставляется 5 фондов: 
¾   Фонд финансовой поддержки регионов- был создан в 1994 году  и формировался за счет средств федерального бюджета. Регионы, нуждающиеся в финансовой помощи, получали средства из этого фонда в виде трансфертов. 
¾   Фонд регионального развития- был создан в 2000 году и предназначен для аккумуляции инвестиционных ресурсов, направляемых в регионы. Средства фонда выделяются для финансирования федеральных программ развития регионов. 
¾   Фонд компенсаций- создается в 2001 году, средства этого фонда в виде целевых субвенций направляются на финансирование федеральных мандатов( решений принятых федеральными органами власти). 
¾   Фонд софинансирования социальных расходов- создан в 2002 году в составе федерального бюджета для частичного возмещения расходов территориальных бюджетов в связи с повышением первого разряда единой тарифной сетки работников бюджетных учреждений и предоставлению населения субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг. 
¾   Фонд реформирования региональных финансов- создан в 2002 году для финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы, стимулирования экономических реформ в регионах. 
Но крупнейшим  каналом  предоставления  федеральной  финансовой помощи  регионам  являются  дотации  на  выравнивание  уровня  минимальной  бюджетной  обеспеченности  из  Федерального  Фонда  Финансовой  Поддержки  Регионов  (ФФФПР). 
В Бюджетном кодексе РФ (ст. 130) определены условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета: трансферты (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Трансферты из ФФПР распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, а распределение сумм трансфертов между регионами утверждается ежегодно в составе закона о федеральном бюджете на очередной год. Преобразования ,которые прошли межбюджетные трансферты,начиная с 1991 года, представлены на рисунке ниже. 
 
Масштабы предоставления финансовой помощи 
 из ФФФПР в 1996-2010 гг. 
Таблица 6

 

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

объем трансфертов  из ФФФПР субъектам РФ,млрд руб. (до 1998г.-трлн руб.)

39,3

52,9

39,2

33,7

57,4

100,3

147,5

173,8

175,7

189,9

228,2

260,4

328,6

374

456,4

расходы федерального бюджета России, млрд руб.(до 1998г.-трлн руб.)

436,7

529

502,6

571,2

856,7

1194

1940,8

2413,9

2746,9

3516,7

4305,7

5463,5

6901,6

9024,6

9886,9

доля трансфертов  из ФФФПР в расходах федерального бюджета,%

9,0

10

7,8

5,9

6,7

8,4

7,6

7,2

6,4

5,4

5,3

4,8

4,8

4,1

4,6

число регионов-реципиентов, получавших трансферты от ФФФПР

75

81

76

76

71

70

71

71

71

67

65

69

72

70

74


 

  
Как видно  из приведенной таблицы объемы трансфертов из Федерального  Фонда  Финансовой  Поддержки  Регионов  изменяется  не пропорционально  объемам  расходов  федерального  бюджета.  Так,  например, в 2001 г. по сравнению с 2000 г. расходы федерального бюджета возросли на 39 %, а объем трансфертов увеличился на 75 %. В то же время при росте расходов федерального бюджета в 2009 г. по отношению к расходам 2008 г. на 30 % объем трансфертов из ФФФПР вырос лишь на 14 %. Соответственно колеблется и доля трансфертов из ФФФПР в расходах федерального бюджета. Максимальная доля трансфертов из ФФФПР за рассматриваемый период была достигнута в 1997 г. (10 %), а минимальная – в 2009 г. (4,1 %).[8;с.150-151] 
Данные о  предоставления финансовой помощи бюджету Алтайского края в 2010 году представлены в таблице 7. 
Информация о поступлении и исполнении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2010 году 
Таблице 7

 

Исполнение за 2009 г. 
 

Остаток по состоянию  на 01.01.2010 г. 
 

Поступило в 2010 г. 
 

Исполнение за 2010 г. с учетом остатка 
 

Исполнение за 2010 г., % 
 

Остаток по состоянию  на 01.01.2011г. 
 

Дотации

18747198,3 
 


 

17880630,4 
 

17532851,6 
 

98,1 
 

347778,8 
 

из них:

           

дотация   на  выравнивание бюджетной обеспеченности

18747198,3 
 

 

16480000,0 
 

16480000,0 
 

100,0 
 

 

дотация на поддержку  мер по обеспечению сбалансированности бюджетов

   

1400000,0 
 

1052221,2 
 

75,1 
 

347778,8 
 

Субсидии      (межбюджетные субсидии) 
 

8095893,5 
 

304562,3 
 

6798506,2 
 

6805565,3 
 

95,8 
 

297503,2 
 

Субвенции 
 

4783070,2 
 

278072,1 
 

6846137,6 
 

6760849,8 
 

94,9 
 

363359,9 
 

Иные межбюджетные трансферты

1238423,9 
 

42650,0 
 

707481,8 
 

725653,2 
 

96,7 
 

24478,6 
 

Итог

32864585,9

625284,4

32232756,0

31824919,9

96,8

1033120,5

Информация о работе Особенности российского бюджетного федерализма