Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 19:45, курсовая работа
Современной финансовой наукой бюджетный федерализм отнесен к разряду важнейших элементов, составляющих экономический базис системы федеративных отношений. Между тем в науке не представлено ни единого подхода к пониманию бюджетного федерализма как явления, ни единого определения его как категории; множество точек зрения не позволяет согласиться ни с одной из них в полной мере. Поэтому определение данной категории и рассмотрение ее проблемных вопросов являются актуальной задачей. Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей российского бюджетного федерализма.
Введение
1. Бюджетный федерализм, его содержание
1.1. Сущность финансово-бюджетного федерализма
1.2. Принципы бюджетного федерализма
1.3. Модели бюджетного федерализма
2. Современный механизм организации бюджетного федерализма в Российской Федерации
2.1. Разграничение расходных обязательств между уровнямибюджетной системы
2.2. Разграничение доходов между уровнями бюджетной системы РФ
2.3. Анализ поступлений в бюджетную систему страны
доходов, администрируемых ФНС России
по Алтайскому краю
2.4. Предоставление финансовой помощи бюджетам
2.5. Проблемы развития бюджетного федерализма
3. Перспективы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации
3.1. Упорядочение бюджетного устройства
субъектов Российской Федерации
3.2. Разграничение расходных полномочий
3.3. Разграничение налоговых полномочий и доходных источников
3.4. Финансовая помощь бюджетам других уровней
Заключение
Список использованной литературы
Вид налога |
Определение |
Сбор и управление |
Комментарии | |
Налоговой базы |
Налоговой ставки | |||
Таможенные пошлины |
Ф |
Ф |
Ф |
“Неэффективный” налог, доля которого в развивающихся странах высока |
Налог на прибыль |
Ф |
Ф |
Ф |
Мобильная налоговая база, стабилизационный инструмент |
Налог на доход физических лиц |
Ф |
Ф,Р,М |
Ф |
Перераспределительный, стабилизационный инструмент, мобильная налоговая база |
Многоуровневый налог с продаж (НДС) |
Ф |
Ф |
Ф |
Децентрализованное управление трудноосуществимо, если ставки и базы различаются в регионах |
Акцизы |
Р,М |
Р,М |
Р,М |
Налогообложение по месту производства предотвращает экспорт налогов |
Налог на недвижимость |
Р |
М |
М |
Иммобильная налоговая база, оплата по принципу получаемых выгод |
Список федеральных,
региональных и местных налогов РФ устанавливается
первой частью Налогового Кодекса РФ.
В РФ, в основном, практикуется модель
взаимодействия между уровнями государственной
власти в сфере разграничения налоговых
доходов, основанная на разделении поступлений
от налогов между уровнями бюджетной системы.
Это означает, что доходы, от вводимого
на любом из уровней бюджетной системы налога,
могут поступать и в бюджеты других уровней
Рассмотрим одну из проблем
распределения доходов между уровнями
бюджетной системы на примере налоговых
отчислений в бюджет Алтайского края.
2.3.Анализ поступлений в бюджетную систему страны доходов, администрируемых ФНС России по Алтайскому краю в январе – ноябре 2012 года
1. Анализируя данные об
исполнении бюджета Алтайского края на
01.01.2011 за 2010 год (Таблица 2), можно сказать
что:Краевой бюджет за 2010 год по доходам
исполнен в сумме 59528703,3 тыс. рублей, или
104,5 % уточненных годовых бюджетных назначений,
в том числе: по налоговым и неналоговым
доходам - в сумме 26236298,3 тыс. рублей, или
110,9%; безвозмездным поступлениям - в сумме
33292405,0 тыс. рублей, или 100,0 процента.
Информация
об исполнении краевого бюджета за 2010
год
Таблица 3
Наименование |
Уточненный
план на |
Исполнение на 01.01.2011 |
ДОХОДЫ, всего в т.ч. |
56941222 |
59528703 |
Налоговые и неналоговые доходы |
24385176 |
26969514 |
Средства федерального бюджета |
32232756 |
32232756 |
РАСХОДЫ, всего в т.ч. |
58389618 |
55083990 |
Общегосударственные вопросы |
1479367 |
1184409 |
Национальная оборона |
140 |
140 |
Национальная безопасность
и правоохранительная |
2562967 |
2538033 |
Национальная экономика |
10077024 |
9069397 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1182970 |
1133653 |
Охрана окружающей среды |
39942 |
39892 |
Образование |
2798357 |
2721148 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
831291 |
801644 |
Здравоохранение и спорт |
4513033 |
4371077 |
Социальная политика |
11624630 |
10315616 |
Межбюджетные трансферты |
23279897 |
22908981 |
2. В структуре доходов
краевого бюджета преобладают безвозмездные
поступления (55,9 %), налоговые и неналоговые
доходы составляют 44,1 процента.
3. В общей сумме налоговых
и неналоговых поступлений краевого бюджета
наибольший удельный вес занимают налоговые
доходы (99,4 процента).
4. За 2010 год годовые назначения
по налоговым доходам перевыполнены на
сумму 2498491,6 тыс. рублей (на 10,6%) и составили
26067546,7 тыс. рублей. Увеличение к уровню
2009 года составило 40,3 % (7492257,9 тыс. рублей).
5. Наибольшую долю в структуре
налоговых доходов краевого бюджета составляют
налог на доходы физических лиц - 31,5 % (8277205,4
тыс. рублей), налог на прибыль организаций
- 30,4 % (7982108,1 тыс. рублей), поступления от
акцизов - 20,8% (5456666,1 тыс. рублей), налоги
на имущество - 16,6% (4345093,8 тыс. рублей).
6. По основным доходным
источникам краевого бюджета перевыполнены
поступления от налога на прибыль организаций
на сумму 1170786,0 тыс. рублей (в связи с ростом
прибыли предприятий); от налога на доходы
физических лиц -на сумму 577598,4 тыс. рублей
(в связи с повышением заработной платы);
от акцизов - на сумму 1349901,1 тыс. рублей
(в связи с ростом объемов производства
подакцизных товаров, производимых на
территории края, изменением налогового
и бюджетного законодательства (с 1 января
2010 года увеличены ставки акцизов на пиво
в 3 раза и на нефтепродукты на 10,0 %), а также
увеличением норматива зачисления в бюджет
Алтайского края доходов от уплаты акцизов,
распределяемых через УФК по Смоленской
области).
7. Неналоговые доходы
в структуре налоговых и неналоговых доходов
занимают незначительную долю (0,6 %). Исполнение
краевого бюджета за 2010 год по неналоговым
доходам составило 168751,5 тыс. рублей, что
в 2 раза больше уточненных назначений
(82898,9 тыс. рублей).
8. Основными источниками
формирования неналоговых доходов краевого
бюджета в 2010 году являлись доходы от использования
имущества и от оказания платных услуг.
В бюджетную систему страны
на территории края за январь - ноябрь
2012 года поступило 46236,2 млн. рублей налоговых
платежей и платежей в государственные
внебюджетные фонды, что составило 106,6%
к объему платежей за аналогичный период
2011 года.
Структура
поступлений налогов и сборов в консолидированный
бюджет в январе-ноябре 2012 года
В федеральный бюджет
за январь - ноябрь 2012 года мобилизовано
10124,8 млн. рублей, что на 1,2% меньше, чем
за январь - ноябрь 2011 года.
В консолидированный бюджет
края за январь - ноябрь 2012 года поступило
36 052,8 млн. рублей доходов, администрируемых
налоговыми органами края, что на 10,3% больше,
чем за январь - ноябрь 2011 года.
В краевой бюджет перечислено
25 492,8 млн. рублей, что на 9,9% больше, чем
за январь - ноябрь 2011 года.
Распределение
общего объема поступлений в краевой бюджет
по видам налогов в январе – ноябре 2012
года(млн. рублей)
Таблица 4
Период |
Всего поступило налогов и платежей |
В том числе | |||||
налог на прибыль (доход) |
НДФЛ |
Акцизы |
Налог на имущество организаций |
Транспортный налог |
Прочие налоги и сборы | ||
январь |
1067,8 |
195,2 |
484,5 |
229,2 |
51,3 |
61,2 |
46,6 |
февраль |
1862,9 |
755,9 |
817,9 |
105,1 |
78,0 |
63,9 |
42,0 |
март |
2847,3 |
1336,3 |
803,3 |
144,7 |
407,8 |
46,6 |
108,5 |
апрель |
2238,9 |
343,9 |
751,2 |
115,1 |
787,8 |
62,1 |
178,8 |
май |
3073,8 |
1548,7 |
800,4 |
301,5 |
316,5 |
39,3 |
67,5 |
июнь |
1915,4 |
528,7 |
822,4 |
391,1 |
81,5 |
45,6 |
46,0 |
июль |
3017,2 |
785,7 |
936,1 |
299,7 |
722,7 |
114,8 |
158,2 |
август |
2052,4 |
722,0 |
790,7 |
297,3 |
118,0 |
77,1 |
47,2 |
сентябрь |
1358,5 |
147,3 |
824,0 |
201,8 |
55,9 |
101,0 |
28,6 |
октябрь |
3921,7 |
1473,5 |
906,1 |
233,9 |
700,4 |
431,9 |
175,9 |
ноябрь |
2136,9 |
574,7 |
944,2 |
235,7 |
137,6 |
208,5 |
36,3 |
Январь-ноябрь |
25492,8 |
8411,9 |
8880,8 |
2555,1 |
3457,5 |
1252,0 |
935,6 |
Структура налоговых
поступлений в краевой бюджет
в январе –ноябре 2012 года
В доходы местных бюджетов
поступило 10560,0 млн. рублей или 111,3% к поступлениям
за январь - ноябрь 2011 года.
Распределение
общего объема поступлений в местный бюджет
по видам налогов в январе - ноябре 2012 года(млн. рублей)
Таблица5
Период |
Всего поступило налогов и платежей |
В том числе | |||||
НДФЛ |
Земельный налог |
Налоги со специальным налоговым режимом |
Налог на имущество физических лиц |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
Остальные налоги и сборы | ||
январь |
675,8 |
321,9 |
118,0 |
217,4 |
4,6 |
5,4 |
8,6 |
февраль |
847,2 |
542,8 |
185,9 |
95,9 |
6,6 |
3,5 |
12,4 |
март |
856,1 |
550,8 |
71,3 |
207,8 |
4,3 |
8,3 |
13,6 |
апрель |
1267,2 |
506,5 |
241,0 |
496,5 |
3,7 |
4,5 |
15,0 |
май |
835,7 |
543,4 |
111,8 |
158,4 |
2,4 |
5,0 |
14,7 |
июнь |
753,8 |
572,9 |
67,8 |
87,2 |
5,6 |
5,6 |
14,7 |
июль |
1337,2 |
621,9 |
279,4 |
402,3 |
10,6 |
7,1 |
15,9 |
август |
776,4 |
537,4 |
123,0 |
77,5 |
11,4 |
10,6 |
16,5 |
сентябрь |
720,7 |
556,8 |
78,0 |
44,0 |
20,1 |
8,0 |
13,8 |
октябрь |
1547,6 |
619,9 |
371,8 |
416,4 |
117,6 |
6,8 |
15,1 |
ноябрь |
942,9 |
639,8 |
159,7 |
64,7 |
53,3 |
8,4 |
16,3 |
Январь-ноябрь |
10560,0 |
6014,1 |
1807,7 |
2268,1 |
240,2 |
73,2 |
156,6 |
Структура налоговых
поступлений в местный бюджет
в январе - ноябре 2012 года
Модель, основанная на
разделении налоговых поступлений между
уровнями бюджетной системы, практикуется
не только в России, но и в ряде развитых
стран, среди которых можно выделить Германию.
Основное достоинство такой системы взаимоотношений
между уровнями бюджетной системы – простота
в регулировании пропорций между доходами
федерального и субфедеральных бюджетов в
тех случаях, когда меняется соотношение
между доходными полномочиями и расходными
обязательствами. Однако, будучи воплощенной
в РФ, такая модель привела к ряду негативных
последствий. Во-первых, зачастую региональные
власти относятся к своей доле в федеральных
налогах как к “чужим” деньгам и распоряжаются
ими недостаточно ответственно. Во-вторых,
частые изменения пропорций разделения налогов между
уровнями бюджетной системы приводят к
незаинтересованности региональных властей
в наращивании собственной налоговой базы и
к неэффективности разработки долгосрочных
программ развития.[7]
2.4.Предоставление финансовой помощи бюджетам
В случае, когда возникает
несоответствие между доходными
полномочиями и расходными обязательствами
уровней государственной власти
и управления, а также неравномерность
бюджетной обеспеченности различных
регионов одной страны, говорят о
наличии горизонтальных и вертикальных
дисбалансов.
Вертикальный
дисбалансозначает несоответствие
расходных обязательств доходным полномочиям
того или иного уровня государственной
власти и управления.
Горизонтальный
дисбалансвыражается в
неравномерности размещения по территории
страны расходных и доходных факторов,
а, следовательно, в неравномерности бюджетной
обеспеченности регионов страны.
Существование вертикальных
и горизонтальных дисбалансов вызывает
необходимость применения органами государственного
управления механизмов финансового выравнивания,
выделения финансовой помощи нижестоящим бюджетам.[7]
Согласно ст.129 Бюджетного
кодекса РФ финансовая помощь региональным
бюджетам предоставляется в виде межбюджетных трансфертов,
которые в свою очередь принимают форму:
¾ дотаций из Федерального
фонда финансовой поддержки субъектов
РФ;
¾ субсидий из Федерального
фонда софинансирования расходов;
¾ других дотаций и субсидий
бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;
¾ субвенций бюджетам
субъектов Российской Федерации из Федерального
фонда компенсаций;
¾ бюджетных кредитов бюджетам
субъектов РФ.
Рассмотрим основные виды
межбюджетных трансфертов:
Дотация-средства, предоставляемые бюджету другого
уровня бюджетной системы на безвозмездной
и безвозвратной основе для покрытия текущих
расходов.
Субвенция-средства, предоставляемые бюджету другого
уровня бюджетной системы или юридическому
лицу на безвозмездной и безвозвратной
основе для осуществления целевых расходов.
Субсидия- это бюджетные средства, передаваемые
бюджету другого уровня, юридическому
или физическому лицу на условиях долевого
финансирования целевых расходов.
Бюджетный
кредит— форма финансирования бюджетных
В РФ финансовая помощь
из федерального бюджета субъектам РФ предоставляется
5 фондов:
¾ Фонд финансовой
поддержки регионов- был создан в 1994
году и формировался за счет средств федерального
бюджета. Регионы, нуждающиеся в финансовой
помощи, получали средства из этого фонда
в виде трансфертов.
¾ Фонд регионального
развития- был создан в 2000 году и предназначен
для аккумуляции инвестиционных ресурсов,
направляемых в регионы. Средства фонда
выделяются для финансирования федеральных
программ развития регионов.
¾ Фонд компенсаций- создается
в 2001 году, средства этого фонда в виде
целевых субвенций направляются на финансирование
федеральных мандатов( решений принятых
федеральными органами власти).
¾ Фонд софинансирования
социальных расходов- создан в 2002 году
в составе федерального бюджета для частичного
возмещения расходов территориальных
бюджетов в связи с повышением первого
разряда единой тарифной сетки работников
бюджетных учреждений и предоставлению
населения субсидий по оплате жилищно-коммунальных
услуг.
¾ Фонд реформирования
региональных финансов- создан в 2002
году для финансового оздоровления, содействия
реформированию бюджетной сферы, стимулирования
экономических реформ в регионах.
Но крупнейшим каналом
предоставления федеральной финансовой
помощи регионам являются дотации на выравнивание
уровня минимальной бюджетной обеспеченности
из Федерального Фонда Финансовой Поддержки
Регионов (ФФФПР).
В Бюджетном кодексе РФ
(ст. 130) определены условия предоставления
межбюджетных трансфертов из федерального
бюджета: трансферты (за исключением субвенций
из Федерального фонда компенсаций) предоставляются
при условии соблюдения органами государственной
власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления бюджетного
Масштабы предоставления
финансовой помощи
из ФФФПР в 1996-2010 гг.
Таблица 6
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
объем трансфертов из ФФФПР субъектам РФ,млрд руб. (до 1998г.-трлн руб.) |
39,3 |
52,9 |
39,2 |
33,7 |
57,4 |
100,3 |
147,5 |
173,8 |
175,7 |
189,9 |
228,2 |
260,4 |
328,6 |
374 |
456,4 |
расходы федерального бюджета России, млрд руб.(до 1998г.-трлн руб.) |
436,7 |
529 |
502,6 |
571,2 |
856,7 |
1194 |
1940,8 |
2413,9 |
2746,9 |
3516,7 |
4305,7 |
5463,5 |
6901,6 |
9024,6 |
9886,9 |
доля трансфертов из ФФФПР в расходах федерального бюджета,% |
9,0 |
10 |
7,8 |
5,9 |
6,7 |
8,4 |
7,6 |
7,2 |
6,4 |
5,4 |
5,3 |
4,8 |
4,8 |
4,1 |
4,6 |
число регионов-реципиентов, получавших трансферты от ФФФПР |
75 |
81 |
76 |
76 |
71 |
70 |
71 |
71 |
71 |
67 |
65 |
69 |
72 |
70 |
74 |
Как видно из приведенной
таблицы объемы трансфертов из Федерального
Фонда Финансовой Поддержки Регионов
изменяется не пропорционально объемам
расходов федерального бюджета. Так, например,
в 2001 г. по сравнению с 2000 г. расходы федерального
бюджета возросли на 39 %, а объем трансфертов
увеличился на 75 %. В то же время при росте
расходов федерального бюджета в 2009 г.
по отношению к расходам 2008 г. на 30 % объем
трансфертов из ФФФПР вырос лишь на 14 %.
Соответственно колеблется и доля трансфертов
из ФФФПР в расходах федерального бюджета.
Максимальная доля трансфертов из ФФФПР
за рассматриваемый период была достигнута
в 1997 г. (10 %), а минимальная – в 2009 г. (4,1 %).[8;с.150-151]
Данные о предоставления
финансовой помощи бюджету Алтайского
края в 2010 году представлены в таблице
7.
Информация
о поступлении и исполнении межбюджетных
трансфертов из федерального бюджета
в 2010 году
Таблице 7
Исполнение за 2009
г. |
Остаток по состоянию
на 01.01.2010 г. |
Поступило в 2010 г. |
Исполнение за 2010
г. с учетом остатка |
Исполнение за 2010
г., % |
Остаток по состоянию
на 01.01.2011г. | |
Дотации |
18747198,3 |
- |
17880630,4 |
17532851,6 |
98,1 |
347778,8 |
из них: |
||||||
дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности |
18747198,3 |
16480000,0 |
16480000,0 |
100,0 |
||
дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов |
1400000,0 |
1052221,2 |
75,1 |
347778,8 | ||
Субсидии (межбюджетные
субсидии) |
8095893,5 |
304562,3 |
6798506,2 |
6805565,3 |
95,8 |
297503,2 |
Субвенции |
4783070,2 |
278072,1 |
6846137,6 |
6760849,8 |
94,9 |
363359,9 |
Иные межбюджетные трансферты |
1238423,9 |
42650,0 |
707481,8 |
725653,2 |
96,7 |
24478,6 |
Итог |
32864585,9 |
625284,4 |
32232756,0 |
31824919,9 |
96,8 |
1033120,5 |
Информация о работе Особенности российского бюджетного федерализма