Особенности рынка государственного внутреннего и внешнего долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 09:49, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение вопроса государственных и муниципальных заимствований в системе финансовых отношений.
Достижению поставленной цели подчинены следующие задачи:
Рассмотреть государственные и муниципальные заимствования, их содержание и значение;
Охарактеризовать классификацию и виды государственных займов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЕ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ……………………………………………………………5
1.1 Экономическое содержание государственного кредита, необходимость его использования в финансовой системе……………………………………………………..5
1.2 Общее понятие о государственном долге, его форма и классификация…….8
1.3 Социально-экономическое значение государственного долга……………….9
2 КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ………….11
2.1 Современная классификация государственных займов, их формы и виды..11
2.2 Внутренние и внешние заимствования, федеральные и муниципальные займы, облигационные, сберегательные и.т.д…………………………………………...14
2.3 Характеристика Государственного сберегательного займа Российской Федерации………………………………………………………………………………….17
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ……………………………………………………………………………………..21
3.1 Общее понятие о долговом рынке государственных ценных бумаг и механизме его функционирования, его состояние в настоящее время в экономической системе РФ…………………………………………………………………………………21
3.2 Особенности рынка государственного внутреннего и внешнего долга……25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………31

Файлы: 1 файл

Контрольная по финансы.doc

— 695.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3

1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ  ЗАИМСТВОВАНИЕ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И  ЗНАЧЕНИЕ……………………………………………………………5

1.1 Экономическое содержание государственного  кредита, необходимость его использования  в финансовой системе……………………………………………………..5

1.2 Общее понятие о государственном  долге, его форма и классификация…….8

1.3 Социально-экономическое значение  государственного долга……………….9

2 КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ………….11

2.1 Современная классификация государственных займов, их формы и виды..11

2.2 Внутренние и внешние заимствования, федеральные и муниципальные  займы, облигационные, сберегательные и.т.д…………………………………………...14

2.3 Характеристика Государственного  сберегательного займа Российской  Федерации………………………………………………………………………………….17

3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА  ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ……………………………………………………………………………………..21

3.1 Общее понятие о долговом  рынке государственных ценных  бумаг и механизме его функционирования, его состояние в настоящее  время в экономической системе РФ…………………………………………………………………………………21

3.2 Особенности рынка государственного  внутреннего и внешнего долга……25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В рыночной экономике важнейшим показателем благосостояния государства, коммерческих организаций и населения страны является устойчивость финансовой системы и денежного обращения.

Финансовые результаты - это конечные результаты деятельности миллионов людей. Отсутствие финансовых ресурсов на государственном уровне и уровне предприятия свидетельствует об экономическом кризисе общества. Для его преодоления необходимо финансовое оздоровление экономики государства. При этом, финансы стали главным рычагом государственного регулирования экономики в целях выхода страны из кризисного состояния и предоставления социальных услуг населению1.

Таким образом, управление и хозяйственная деятельность в рыночной экономике выдвигает перед всеми государственными и муниципальными служащими, участниками экономического процесса, требования высокой компетентности в области финансов и особенно в оценке эффективности формирования и использования государственных финансов. Знание этой дисциплины служит залогом успешной работы во всех сферах государственного и муниципального управления. Успех экономических реформ в немалой степени зависит от наличия и эффективности использования государством, регионами и муниципалитетами финансовых ресурсов.

Как свидетельствует история, с появлением и развитием финансово-кредитных отношений ни одно государство не обходилось без привлечения внешних и внутренних займов и кредитов для удовлетворения своих потребностей. Большинство стран и сегодня продолжают жить в долг, причем размер долга нередко напрямую зависит от уровня развития страны. Современный этап развития мировой экономики характеризуется ростом экономической и финансовой глобализации, одним из проявлений которой является международное движение кредитных ресурсов в различных формах внешнего заимствования.

Общая сумма долгов государств неуклонно возрастает. Проблемой, однако, является не столько наличие у государства долга, сколько умелое использование заимствованных средств для достижения поступательного развития экономики, обеспечения структурных преобразований и т.п.

Россия идет по пути интеграции в мировую экономику. Как и у всех развитых стран, у России есть внутренний и внешний долг. При этом для нивелирования воздействия финансовой глобализации Правительство России проводит свою финансовую политику, постепенно перенося «центр тяжести» от внешних заимствований к внутренним.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса государственных и муниципальных заимствований в системе финансовых отношений.

Достижению поставленной цели подчинены следующие задачи:

Рассмотреть государственные и муниципальные заимствования, их содержание и значение;

Охарактеризовать классификацию и виды государственных займов;

Проанализировать общую характеристику рынка государственных ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственные и муниципальные заимствования, их содержание и значение.

 

1.1. Экономическое содержание государственного  кредита, необходимость его использования  в финансовой системе.

 

В условиях увеличения доли ВВП, перераспределяемой через бюджет, одной из важных задач экономической политики различных государств стало стимулирование экономического роста, решение проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней, поиск более совершенных способов финансирования бюджетного дефицита. Исследования ученых-экономистов показали допустимость в период экономического спада стимулирования совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов и бюджетного дефицита, а также обосновали возможность балансировки бюджета не на ежегодной основе, а на протяжении экономического цикла. Применение этих теоретических положений на практике потребовало обоснования инструментов для финансирования значительных бюджетных дефицитов с помощью государственного кредита2. Государственный кредит в современных условиях - это совокупность финансовых отношений, в которых в качестве одной стороны выступает государство, а другой - физические и юридические лица. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает в качестве заемщика средств, а население, предприятия, банки, фонды - в качестве кредиторов. Кроме того, государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц. Выступление государства в сделке в качестве гаранта не влечет за собой автоматического увеличения государственного долга. Вместе с тем, как показала практика, государственные гарантии не требуются заемщикам, способным самостоятельно привлекать кредитные ресурсы. В рамках отношений государственного кредита государство может выступать и как кредитор, предоставляя различные виды ссуд иностранным государствам, юридическим или физическим лицам. В качестве кредитора государство направляет свои кредитные ресурсы на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые не имеют достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала, но имеют высокую социальную значимость.

Государственный кредит отличается от банковского прежде всего тем, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют инвестиционного характера, т. е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и направляются на покрытие всей совокупности государственных расходов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

Анализ содержания государственного кредита позволяет сделать ряд выводов:3

- сущность государственного кредита заключается в перераспределении капитала от частного сектора к государству на условиях срочности, платности и возвратности. Вся сумма неоплаченных обязательств государства представляет собой величину государственного долга;

- современная фискальная политика признает возможным использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. Основным фактором, обусловливающим возникновение и рост государственного долга, является дефицит бюджета;

- возникновение дефицита бюджета, обусловливающего наличие государственного долга, порождается неравномерностью развития экономической активности и чрезвычайными обстоятельствами;

- если не рассматривать эффект вытеснения частных инвестиций из реального сектора, то государственный долг не является инструментом перекладывания экономического бремени на последующие поколения;

- государственный долг оказывает на экономику регулирующее влияние посредством воздействия на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков, общий объем денежной массы. Кроме того, процентные ставки по государственным ценным бумагам лежат в основе системы процентных ставок по банковскому кредиту и корпоративным ценным бумагам (долговым обязательствам).

Из определения государственного кредита следует, что он совмещает в себе функции финансов и функции кредита. Таким образом, можно сформулировать основные детализированные функции государственного кредита.

1. Образование денежных  фондов - привлечение средств с  рынка ссудных капиталов в  централизованные денежные фонды  государства на основе принципов  возвратности, срочности и платности. При этом условием добровольного предоставления инвестором своих средств в распоряжение государства является обязательство заемщика вернуть к определенному моменту времени сумму заимствования с процентами. Финансирование государственного долга в современных условиях посредством привлечения средств инвесторов осуществляется в промышленно развитых странах почти исключительно рыночными методами с использованием различных финансовых инструментов. Основным таким инструментом являются государственные ценные бумаги, которые выпускаются в виде срочных долговых обязательств.4

2. Использование денежных  фондов - функция, вытекающая из необходимости  возврата привлеченных средств, который осуществляется как за  счет налоговых и неналоговых  доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования, т. е. погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам за счет средств, полученных от размещения новых обязательств.

3. Контроль - функция  государственного кредита, выражающаяся  во влиянии на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении.

Кроме того, государственный кредит играет важную роль:

■ в перераспределении финансовых ресурсов в процессе перелива капитала между сферами производства и обращения.

■ повышении эффективности использования средств, обеспечивая максимально эффективное использование государственных средств при наличии "кассового разрыва" между моментами их поступления и использования как в случае недостатка, так и в случае избытка финансовых ресурсов;

■ ускорении концентрации финансовых ресурсов, позволяя государству привлечь значительные финансовые ресурсы, в том числе для финансирования чрезвычайных расходов, в самое короткое время.

 

1.2. Общее понятие о государственном долге, его формы и классификация

 

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних. Общее понятие государственного (публичного) долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг.5

Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.6 Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;

договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов.

 

1.3. Социально-экономическое значение государственного долга

 

Финансовые отношения по формированию и обслуживанию государственного долга оказывают влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Государственный долг может оказывать позитивное и негативное влияние на социально-экономические процессы. В первую очередь положительное значение государственных заимствований состоит в том, что они являются в основном неинфляционным источником финансирования дефицита бюджетов органов власти различного уровня. Это вытекает из того, что формирование дополнительных финансовых ресурсов в рамках правительственных структур с помощью государственных заимствований не влечет увеличения совокупного спроса, а только меняет его структуру. Покупка физическими и юридическими лицами государственных ценных бумаг означает перенос спроса от этих субъектов к исполнительным органам государственной власти7. Правительственные структуры посредством предоставления государственных гарантий по займам и кредитам, привлекаемым эффективными хозяйственниками, могут способствовать ускорению социально-экономического развития страны. Государственные экспортные гарантии и кредиты способствуют внешнеэкономической экспансии субъектов национальной экономики.

Развитой рынок государственного долга - непременное условие невосприимчивости национального финансового рынка к неблагоприятным воздействиям внешних валютно-финансовых факторов, условие прочности национальной валюты, денежного обращения и финансово-кредитной системы страны. При разумной организации функционирования отношений по формированию и обслуживанию государственного долга исполнительная власть может эффективно распределять налоговое бремя во времени между поколениями населения страны. Этот способ распределения налогового бремени дает положительные результаты при финансировании за счет заимствованных средств строительства объектов долгосрочного характера, служащих десятки лет. В этом случае финансовое бремя ложится не на одно (как это имеет место при бюджетном финансировании за счет налоговых поступлений), а несколько поколений, поскольку погашение основной суммы долга и уплата процентов по нему растягиваются во времени.8

Информация о работе Особенности рынка государственного внутреннего и внешнего долга