Особенности рынка государственного внутреннего и внешнего долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 09:49, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение вопроса государственных и муниципальных заимствований в системе финансовых отношений.
Достижению поставленной цели подчинены следующие задачи:
Рассмотреть государственные и муниципальные заимствования, их содержание и значение;
Охарактеризовать классификацию и виды государственных займов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЕ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ……………………………………………………………5
1.1 Экономическое содержание государственного кредита, необходимость его использования в финансовой системе……………………………………………………..5
1.2 Общее понятие о государственном долге, его форма и классификация…….8
1.3 Социально-экономическое значение государственного долга……………….9
2 КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ………….11
2.1 Современная классификация государственных займов, их формы и виды..11
2.2 Внутренние и внешние заимствования, федеральные и муниципальные займы, облигационные, сберегательные и.т.д…………………………………………...14
2.3 Характеристика Государственного сберегательного займа Российской Федерации………………………………………………………………………………….17
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ……………………………………………………………………………………..21
3.1 Общее понятие о долговом рынке государственных ценных бумаг и механизме его функционирования, его состояние в настоящее время в экономической системе РФ…………………………………………………………………………………21
3.2 Особенности рынка государственного внутреннего и внешнего долга……25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………31

Файлы: 1 файл

Контрольная по финансы.doc

— 695.50 Кб (Скачать файл)

Рынок государственного долга можно определить как совокупность отношений между государством как эмитентом и гарантом, другими эмитентами, инвесторами и их посредниками по поводу эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, получения кредитов органами государственной власти и предоставления государственных гарантий по займам и кредитам, привлекаемым региональными и местными органами власти, экономическими субъектами.

Рынок государственных долговых обязательств делится на внутренний и внешний. 

На внутреннем рынке государственного долга заимодателями и кредиторами государства являются многочисленные российские предприятия и организации, финансово-кредитные институты, физические лица.

На внешнем рынке инвесторами государства выступают иностранные правительства, банки, фирмы и физические лица, международные финансовые организации.

Система участников рынка государственных заимствований на федеральном уровне включает в себя: Министерство финансов РФ; Центральный банк РФ; Внешэкономбанк; Московскую межбанковскую валютную биржу (ММВБ); региональные торговые площадки; дилеров; уполномоченные банки и другие кредитные организации; инвесторов.

Самым массовым участником рынка государственных ценных бумаг выступают инвесторы. Это экономические агенты, осуществляющие инвестиции в государственные долговые обязательства. В числе инвесторов можно выделить следующие группы: население; коллективные инвесторы (чековые и паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды); коммерческие банки; страховые общества; государственные внебюджетные фонды и прочие.

-Министерство финансов РФ является эмитентом, который производит выпуск государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации.

Центральный банк РФ выступает как организатор и генеральный агент Минфина РФ. В качестве такового Банк России выполняет самые разнообразные функции, перечень и содержание которых определяется по отношению к каждому займу в отдельности.

Внешэкономбанк является агентом эмитента по обслуживанию внутреннего государственного валютного облигационного займа.

Московская межбанковская валютная биржа: проводит аукционы и вторичные торги государственными краткосрочными бескупонными облигациями и облигациями федеральных займов; обеспечивает учет владельцев облигаций и движение последних между ними; открывает счета и проводит расчеты между дилерами.

Наряду с ММВБ в режиме реального времени работают ещё семь региональных торговых площадок, но их доля в суммарном объеме проводимых операций ничтожно мала. Тем не менее, включение в орбиту единого российского электронного финансового рынка Новосибирска, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Владивостока, Нижнего Новгорода и Самары имеет большое значение – теперь большая часть российских банков и инвестиционных компании имеет равные возможности по работе на внутреннем рынке государственного долга, независимо от их территориального расположения.

Дилерами, как правило, являются банки, другие кредитные организации, финансовые компании. Они делятся на две группы: первичных и официальных дилеров. Дилеры действуют на основе заключенного с Банком России договора.

Официальные дилеры: выступают посредниками между первичными дилерами и инвесторами при заключении сделок на рынке ГКО-ОФЗ; ведут учет владельцев облигаций в своем субдепозитарии; обеспечивают своевременность и точность расчетов по своим операциям и операциям своих клиентов.

Первичные дилеры – это крупнейшие банки-операторы рынка ГКО-ОФЗ, которые выполняют дополнительные обязанности по поддержанию рынка по уровню ставок и ликвидности.

Уполномоченные банки определяются для работы с конкретным кругом клиентов или обслуживания определенного займа. Так, из числа первичных дилеров выделяются уполномоченные банки для работы с нерезидентами, есть уполномоченные банки и другие кредитные организации, обслуживающие размещение и обращение облигаций государственного сберегательного займа. Специальный институт уполномоченных банков обслуживал движение казначейских обязательств. Критериями выбора уполномоченных банков могут быть разные факторы: наличие лицензии на работу с иностранной валютой (для работы с нерезидентами), покупка облигаций на определенных Минфином РФ условиях подписки (сберегательный заем), наличие опыта работы с предприятиями определенных отраслей (казначейские обязательства).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Государственные заимствования выступают важным элементом общегосударственных финансов. Для разрешения противоречия между величиной  необходимых потребностей общества и возможностями государства их удовлетворить за счет бюджета, Россия, как и большинство стран мира, использует государственные внешние и внутренние заимствования.

Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Государственные заимствования – один из инструментов финансовой политики органов власти.

Привлекая дополнительные средства, определяя условия их привлечения, используя полученные ресурсы для  реализации стратегических задач экономики, которые не могут быть решены (или  ввиду их масштабности или слабой прогнозируемости) частными компаниями, государство может закладывать  основы последующего экономического роста, сглаживать временные и пространственные  неравномерности экономического развития, влиять на активность частных компаний в той или иной области деятельности.

Благоприятная экономическая ситуация в современной  России создает возможности для  эффективного вложения средств. И частные  инвесторы активно используют эту  возможность. Государство, как один из основных субъектов  экономики, не должно оставаться в стороне от этого  процесса.

А это, в свою очередь, подводит нас к мысли о том, что основным направлением деятельности государства  в области заимствований должно быть не сокращение государственного долга, а эффективное его использование. 
      Использование государственных заимствований  должно основываться на глубоком понимании  их сущности, четком определении их целей, знании способов их применения, учете исторического опыта.

Современная фискальная политика признает использование бюджетных дефицитов для целей стабилизации экономики. А это может привести к образованию и росту государственных заимствований.

Причинами возникновения государственных заимствований обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д.

Существует несколько классификаций государственных заимствований в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации. Государственные заимствования подразделяется на капитальный и текущий. Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг.

Важнейшим критерием для принятия решения об использовании того или иного средства платежа должно выступать соотношение их цен, как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Использование для целей обслуживания и погашения долга более дешевых средств платежа при дальнейшем их неизбежном удорожании, к тому же при наличии более дорогих альтернатив, является неоптимальным и ведет к существенным экономическим потерям.

Величина дефицита государственного бюджета отражает, как правило, размеры дефицита всей системы государственных финансов: бюджета центрального правительства, региональных и местных бюджетов, бюджета системы социального страхования. Среди способов финансирования дефицита бюджета наиболее инфляционным является его финансирование за счет увеличения активов национальных денежных властей безотносительно к тому, каким конкретно образом это происходит - путем прямого эмиссионного кредитования правительства или в результате приобретения государственных ценных бумаг.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998, ред. от 30.04.2010)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009, с изм. от 08.05.2010)
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009, с изм. от 08.05.2010)
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.03.2010)
  5. Приказ Минфина России от 23 апреля 2010г. № 243 "Об эмиссии облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации"
  6. Барулин С. В. – Финансы: Учебник. – М.: КНОРУС, 2011. – 640 с.
  7. Контроль финансовых потоков: Учебное пособие / Селезнев Александр Захарович; Рец. Л.Г.Чередниченко и др.; МГИМО (Университет) МИД РФ. Кафедра международных валютно-кредитных отношений. - М. : Инфра-М, 2010. - 304с. + CD.
  8. Кротова Н.И. Субъекты управления государственным внутренним долгом // Право и экономика. 2011. Вып. 2. С. 69-75
  9. Кротова Н.И. Теоретические проблемы совершенствования функ- ций органов государственной власти в области управления государствен- ным долгом // Бизнес в законе. 2009. № 4. С. 155-160.
  10. Малиновская О.В. Государственные и муниципальные финансы : Учебное пособие - М. : КноРус, 2010. - 432с.
  11. Обзор финансового рынка/ Годовой обзор за 2012 год.// http://www.cbr.ru/
  12. Сергеева И.Г. Взаимодействие финансового и реального секторов экономики в посткризисном мире. Электрон. науч. журнал «Экономика и экологический менеджмент»/ГОУ ВПО «СПб государственный ун-т низкотемпературных и пищевых технологий».- Электрон. Журнал.- СПб.: СПбГУНиПТ, 2012. - №1.- март 2012. – http://www.openmechanics.com/journals.
  13. Селезнев, А.З. Государственный долг и внешние активы : Учебное пособие / МГИМО (Университет) МИД РФ. Кафедра международных валютно-кредитных отношений. - М. : Инфра-М, 2010. - 284с.
  14. Семернина Ю.В. Российский биржевой рынок облигаций: место в мировой иерархии// Финансы и кредит. - 2012. - №5, - С. 52-58.

 

 

 

 

 

1 Малиновская О.В. Государственные и муниципальные финансы : Учебное пособие - М. : КноРус, 2010.-С.65.

2 Кротова Н.И. Теоретические проблемы совершенствования функций органов государственной власти в области управления государственным долгом // Бизнес в законе. -2009. -№ 4. -С. 155.

3 Сергеева И.Г. Взаимодействие финансового и реального секторов экономики в посткризисном мире. Электрон. науч. журнал «Экономика и экологический менеджмент»/ГОУ ВПО «СПб государственный ун-т низкотемпературных и пищевых технологий».- Электрон. Журнал.- СПб.: СПбГУНиПТ, 2012. - №1.- март 2012. – http://www.openmechanics.com/journals.

4 Селезнев, А.З. Государственный долг и внешние активы : Учебное пособие / МГИМО (Университет) МИД РФ. Кафедра международных валютно-кредитных отношений. - М. : Инфра-М, 2010.-С.45.

5 Семернина Ю.В. Российский биржевой рынок облигаций: место в мировой иерархии// Финансы и кредит. - 2012. - №5, - С. 52.

6 Малиновская О.В. Государственные и муниципальные финансы : Учебное пособие - М. : КноРус, 2010.-С.76.

7 Барулин С. В. – Финансы: Учебник. – М.: КНОРУС, 2011.-С.76.

8 Контроль финансовых потоков: Учебное пособие / Селезнев Александр Захарович; Рец. Л.Г.Чередниченко и др.; МГИМО (Университет) МИД РФ. Кафедра международных валютно-кредитных отношений. - М. : Инфра-М, 2010.-С.76.

9 Кротова Н.И. Теоретические проблемы совершенствования функций органов государственной власти в области управления государствен- ным долгом // Бизнес в законе. 2009. № 4. С. 155

10 Контроль финансовых потоков: Учебное пособие / Селезнев Александр Захарович; Рец. Л.Г.Чередниченко и др.; МГИМО (Университет) МИД РФ. Кафедра международных валютно-кредитных отношений. - М. : Инфра-М, 2010.-С.76.

11 Семернина Ю.В. Российский биржевой рынок облигаций: место в мировой иерархии// Финансы и кредит. - 2012. - №5, - С. 52.

12 Семернина Ю.В. Российский биржевой рынок облигаций: место в мировой иерархии// Финансы и кредит. - 2012. - №5, - С. 53.

13 Семернина Ю.В. Российский биржевой рынок облигаций: место в мировой иерархии// Финансы и кредит. - 2012. - №5, - С. 53.

14 Обзор финансового рынка/ Годовой обзор за 2013 год.// http://www.cbr.ru/

 

15 Семернина Ю.В. Российский биржевой рынок облигаций: место в мировой иерархии// Финансы и кредит. - 2012. - №5, - С. 54.

16 Селезнев, А.З. Государственный долг и внешние активы : Учебное пособие / МГИМО (Университет) МИД РФ. Кафедра международных валютно-кредитных отношений. - М. : Инфра-М, 2010.-С.54.

17 Селезнев, А.З. Государственный долг и внешние активы : Учебное пособие / МГИМО (Университет) МИД РФ. Кафедра международных валютно-кредитных отношений. - М. : Инфра-М, 2010.-С.55.

 


 



Информация о работе Особенности рынка государственного внутреннего и внешнего долга