Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 09:49, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение вопроса государственных и муниципальных заимствований в системе финансовых отношений.
Достижению поставленной цели подчинены следующие задачи:
Рассмотреть государственные и муниципальные заимствования, их содержание и значение;
Охарактеризовать классификацию и виды государственных займов;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЕ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ……………………………………………………………5
1.1 Экономическое содержание государственного кредита, необходимость его использования в финансовой системе……………………………………………………..5
1.2 Общее понятие о государственном долге, его форма и классификация…….8
1.3 Социально-экономическое значение государственного долга……………….9
2 КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ………….11
2.1 Современная классификация государственных займов, их формы и виды..11
2.2 Внутренние и внешние заимствования, федеральные и муниципальные займы, облигационные, сберегательные и.т.д…………………………………………...14
2.3 Характеристика Государственного сберегательного займа Российской Федерации………………………………………………………………………………….17
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ……………………………………………………………………………………..21
3.1 Общее понятие о долговом рынке государственных ценных бумаг и механизме его функционирования, его состояние в настоящее время в экономической системе РФ…………………………………………………………………………………21
3.2 Особенности рынка государственного внутреннего и внешнего долга……25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………31
Активное использование государственных экспортных гарантий и кредитов может сопровождаться нежелательными последствиями для страны-гаранта или кредитора в развитии внешнеэкономических отношений, если процедуры предоставления гарантий и кредитов не продуманы до мельчайших деталей и не имеют прочной правовой основы.
2. Классификация и виды государственных займов
2.1. Современная классификация государственных займов, их формы и виды.
Государственные займы - это денежные средства, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключенных договоров9.
Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует росту процентных ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство.
Классификация государственных займов:
1) В зависимости от валюты заимствования: различают государственные внутренние и внешние заимствования.
2) В зависимости от субъектов заемных отношений:
займы, размещаемые центральными органами
управления (федеральные займы); займы,
размещаемы правительствами национально-государственных
и административно-
3) В зависимости от обращения на фондовом рынке: рыночные - свободно обращаются на рынке, имеют рыночный курс. ; нерыночные - не подлежат обращению на фондовом рынке, выпускаются для привлечения крупных инвесторов, интересам которых и отвечают, например, страховых компаний, банков
4) В зависимости от обеспеченности долговых обязательств: закладные - обеспечиваются определенными доходами или имуществом (муниципальные облигации), т.е. конкретным залогом (например, зданием администрации); беззакладные - ничем определенным не обеспечиваются (государственные облигации).
5) В зависимости от срока привлечения средств: краткосрочные (до года) (векселя); среднесрочные (от 1 г. до 5 лет) (облигации); долгосрочные (свыше 5 лет, но не более 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.
6) В зависимости от вида ценной бумаги, обслуживающей займы: облигации, векселя, сертификаты, казначейские обязательства и др.
7) В зависимости от вида дохода по ценной бумаге: проценты (плавающие либо фиксированные); купонный доход (постоянный или переменный); доход в виде дисконта от номинальной стоимости; доход в виде выигрыша в лотерею и др.
8) В зависимости от обязательства заемщика строго соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске: обязательства с правом долгосрочного погашения; без права долгосрочного погашения.
9). В зависимости от метода определения дохода: долговые обязательства с твердым доходом; с плавающим доходом.
10). В зависимости от варианта погашения задолженности различают: погашение единовременным платежом; частями: в том числе равными долями; возрастающими; снижающимися долями.
11). По признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на:
а) реализуемые только среди населения. ;
б) реализуемые только среди юридических лиц. Примером может служить внутренний государственный валютный облигационный заем;
в) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения.
12) По форме выплаты доходов займы могут делиться на:
а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.
б) выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигации, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;
в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.
13) Займы могут делиться по методам размещения. Они делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас используются только добровольные займы.
14) По форме займы могут быть облигационными и безоблигационнами. Облигационные займы предлагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашения, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств. Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия. Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковским консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные. Предельный объем государственных внешних заимствований РФ установлен на уровне годового объема платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга РФ. Правительство РФ осуществляет внешние заимствования в объеме сверх установленного законом о федеральном бюджете предельного объема, если оно проводит реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга10.
От имени РФ право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит Правительству РФ. От имени субъекта РФ такое право принадлежит исполнительному органу власти. От имени муниципального образования это право реализует уполномоченный орган местного самоуправления.
2.2. Внутренние и внешние заимствования, федеральные и муниципальные займы, облигационные, сберегательные и т.д.
Государственные внутренние и внешние займы осуществляются в соответствии с программами, утверждаемыми на очередной финансовый год.
Облигация - это государственное долговое обязательство, которое дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Реальная доходность облигаций эмитента определяется курсовой разницей, которая зависит от многих причин, в том числе от величины номинального процента по облигациям, насыщенности рынка ценными бумагами, от состояния хозяйственной конъюнктуры, степени доверия населения правительству11.
Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении этого срока вернуть и сумму долга. Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Она выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляются проценты. Другим видом государственных ценных бумаг в нашей стране являются казначейские обязательства. Отличия от облигаций заключаются в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения.
Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетные фонды или специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета. По облигациям государственных займов доход может выплачиваться в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вовсе (по целевым займам). Условиями выпуска казначейских обязательств предусмотрена выплата дохода только в виде процентов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную сроку.12
К государственным займам могут быть отнесены и казначейские ссуды. Они выражаются в оказании финансовой помощи предприятиям и организациям, а также органам государственной власти и управления за счет бюджетных средств, которые в данном случае являются кредитным ресурсом, на условиях срочности, платности и возвратности.
Казначейская ссуда отличается от банковской тем, что она выдается на льготных условиях, не имеет коммерческой цели, а является средством поддержки важных для государства экономических или властных структур. Иногда правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящим органом власти или управления, и даже выплаты процентов по нему. Однако для каждого случая эмиссии нижестоящими государственными органами или отдельными структурами каких-либо процентных или беспроцентных ценных бумаг вопрос их погашения должен согласовываться с Министерством финансов или Правительством РФ.
Отличие муниципальных займов от государственных состоит в том, что выпуск муниципальных облигаций обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местного бюджета. Государство не несет ответственности по обязательствам муниципальных образований(МО), а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства. Порядок выпуска муниципальных облигаций, размещения, обращения, и распространения их определяется законодательством РФ. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом ОМС о местном бюджете на текущий финансовый год13.
Классификация муниципальных займов:
Займы по целям заимствования делятся на: целевые, ориентированные на инвестиционный сектор экономики; нецелевые, ориентированные на финансовый (фиктивный) сектор;
По характеру решаемых задач эмитируемые в России займы подразделяются на три группы, и при принятии решения о выпуске ценных бумаг эмитенты ставят соответствующие следующие задачи:
инвестиционные - для финансирования инвестиционных проектов: жилищного строительства и развития местной промышленности, производства, транспортной и социальной сферы;
социальные - для финансирования мероприятий и программ в социальной сфере: защита сбережений населения от инфляции; финансирование социальных программ; создание новых рабочих мест; решение экологических проблем;
бюджетные - для текущего обслуживания местного бюджета: финансирование текущих расходов бюджета; сглаживание неравномерности поступления налоговых платежей в бюджет; погашение задолженности местного бюджета перед предприятиями; решение проблемы взаимозачетов; снижение задолженности перед бюджетом по налогам.
По сроку обращения: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (1-5 лет); долгосрочные (5-30 лет).
В зависимости от модели займа выделяют: жилищные займы; телефонные займы; арбитражные займы; ГКО-подобные займы; «сельские» облигации или агрооблигации; инвестиционно-промышленные займы; социально-экономические займы.
В зависимости от характера обеспечения займы делятся на следующие виды: облигации общего покрытия (общего займа) - обеспечиваются средствами бюджета / отдельными его статьями и имуществом / частью имущества, находящегося в собственности эмитента; доходные облигации - обеспечиваются доходами / имуществом от реализации конкретных инвестиционных проектов, профинансированных за счет средств от выпуска облигаций; обеспечением по облигациям смешанного («двойного») покрытия выступают смешанные активы в комбинации с гарантиями третьих лиц.
По видам займы представляют собой: облигации со сроком погашения более года; краткосрочные долговые обязательства эмитируются на срок до года, не преследуют инвестиционных целей и предназначены для финансирования текущих расходов.
По источникам получения доходов и обслуживания долга займы подразделяются на: имущественно-доходные, выпускаемые под конкретный самоокупаемый доходный проект и погашаемые доходами от его реализации; финансовые (депозитно-арбитражные), основным источником дохода в этом случае являются доходы от размещения средств займа на банковских депозитах и от операций с другими высокодоходными финансовыми инструментами (арбитражные операции); бюджетные (бюджетно-налоговые), обслуживаемые за счет налоговых поступлений в бюджет.
По форме выплате дохода (погашение облигации) выделяют: займы с денежной формой погашения; займы с натуральной (неденежной) формой погашения
2.3. Характеристика Государственного сберегательного займа Российской Федерации.
В 2013 году Минфин России осуществлял эмиссию облигаций федерального займа только с постоянным купонным доходом. Объем привлечения средств за счет внутренних рыночных заимствований в 2013 году стал рекордным в новейшей истории России и составил 821,7 млрд. рублей или около 92% от объема программы внутренних заимствований при погашении 463,3 млрд. рублей. Указанные ресурсы были привлечены Минфином России на более благоприятных финансовых условиях, чем в предыдущие годы: доходность размещенных в 2013 году государственных облигаций снизилась с 7,9% годовых в 2012 году – до 6,9% годовых, а средний срок погашения размещенных облигаций вырос с 5,2 лет до 5,8 лет.
Достижению данного результата способствовало завершение в 2013 году реализации ряда важных инициатив в сфере либерализации российского долгового рынка и модернизации его инфраструктуры, направленных на повышение его привлекательности для широкого круга инвесторов, снижение транзакционных издержек участников и поддержание высокой ликвидности внутреннего рынка.14 В результате данных преобразований внутренний долговой рынок стал обладать всеми необходимыми атрибутами развитого долгового рынка: наличие центрального депозитария; возможность прямого доступа нерезидентов на рынок облигаций федерального займа (далее – ОФЗ) через счета в международных депозитарно- клиринговых системах Евроклир и Клирстрим; возможность внебиржевой торговли государственными ценными бумагами; первичное размещение и вторичное обращение государственных ценных бумаг на единой с корпоративными ценными бумагами секции Московской биржи; регулярное предложение инвесторам на аукционах «эталонных» выпусков ОФЗ с постоянными ставками купонного дохода, стандартными сроками погашения (3-15 лет) и объемами; раскрытие основной информации о рынке государственных ценных бумаг на официальном сайте Минфина России; запуск операций трехстороннего РЕПО на корзину государственных ценных бумаг; вторичное обращение ОФЗ как в обычном режиме «Т+0», так и в режиме «Т+2».
Информация о работе Особенности рынка государственного внутреннего и внешнего долга