Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 09:49, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение вопроса государственных и муниципальных заимствований в системе финансовых отношений.
Достижению поставленной цели подчинены следующие задачи:
Рассмотреть государственные и муниципальные заимствования, их содержание и значение;
Охарактеризовать классификацию и виды государственных займов;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЕ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ……………………………………………………………5
1.1 Экономическое содержание государственного кредита, необходимость его использования в финансовой системе……………………………………………………..5
1.2 Общее понятие о государственном долге, его форма и классификация…….8
1.3 Социально-экономическое значение государственного долга……………….9
2 КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ………….11
2.1 Современная классификация государственных займов, их формы и виды..11
2.2 Внутренние и внешние заимствования, федеральные и муниципальные займы, облигационные, сберегательные и.т.д…………………………………………...14
2.3 Характеристика Государственного сберегательного займа Российской Федерации………………………………………………………………………………….17
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ……………………………………………………………………………………..21
3.1 Общее понятие о долговом рынке государственных ценных бумаг и механизме его функционирования, его состояние в настоящее время в экономической системе РФ…………………………………………………………………………………21
3.2 Особенности рынка государственного внутреннего и внешнего долга……25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………31
Структура портфеля ОФЗ по состоянию на 1 января 2013 года представлена в следующей таблице. Различие между ставками текущих купонных доходов по ОФЗ на 1 января 2013 года и 1 января 2012 года обусловлено изменением ставок купонного дохода в соответствии с условиями выпуска ценных бумаг. ОФЗ по состоянию на 1 января 2013 года и на 1 января 2012 года представлены в отчетности по текущей (справедливой) стоимости.
Таблица 2.1.
Структура портфеля ОФЗ
В целях повышения прозрачности операций по эмиссии государственных ценных бумаг было принято постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2013 г. № 88 «Об утверждении стандартов раскрытия информации о государственных ценных бумагах Российской Федерации, содержащейся в решении о выпуске (дополнительном выпуске) государственных ценных бумаг Российской Федерации и в отчете об итогах эмиссии этих ценных бумаг». Российская Федерация осуществляла размещение облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации в 2010, 2012, 2013 годах в ограниченных объемах в целях формирования репрезентативной кривой доходности по заимствованиям. Размещение дебютного транша данных инструментов в евро в 2013 году позволило создать новый ликвидный эталон для российских корпоративных заемщиков. В 2013 году преобладающая часть средств суверенных фондов размещалась в высоконадежные финансовые активы в иностранной валюте. По состоянию на 1 января 2014 года средства ФНБ были размещены на депозитах во Внешэкономбанке в объеме 474,0 млрд. рублей и 6,25 млрд. долларов США, а также в долговые обязательства иностранных государств на основании отдельного решения Правительства Российской Федерации, без предъявления требования к рейтингу долгосрочной кредитоспособности – в объеме 3,0 млрд. долларов США.
В целях повышения доходности размещения средств ФНБ и диверсификации инвестиционных рисков Правительством Российской Федерации в 2013 году расширен перечень валют, в которые могут размещаться средства ФНБ, за счет включения австралийского доллара, канадского доллара, швейцарского франка и иены, а также перечень стран, в долговые обязательства правительств которых могут размещаться средства ФНБ, за счет включения Австралии, Швейцарии и Японии.
Правительством Российской Федерации установлено, что предельная доля средств, инвестированных в инфраструктурные проекты в совокупности со средствами, размещенными ранее на долгосрочных депозитах во Внешэкономбанке для финансирования антикризисных мер, не может превышать 60% объема ФНБ.
3.1. Общее понятие о долговом рынке государственных ценных бумаг и механизме его функционирования, его состояние в настоящее время в экономической системе Российской Федерации
Во всем мире рынок долговых инструментов распространен гораздо шире, чем рынок долговых ценных бумаг. Так, в Японии на долговые бумаги приходится пример но 74% совокупного стоимостного оборота страны, в США соотношение облигаций и акций составляет 4:3, а в Германии 10:11 . В России все наоборот. Массовая приватизация 1992 г. и последующие волны перераспределения собственности сделали акции наиболее популярным и ликвидным инструментом фондового рынка, а долговые обязательства длительное время оставались незаметными и мало востребованными инвесторами. Сегодня, в условиях нехватки дополнительных денежных средств для развития производственных мощностей страны, отсутствия свободных долгосрочных источников ресурсов в экономике, особое значение приобретает такой сегмент фондового рынка, как рынок долговых ценных бумаг. В массовом сознании рынок это всегда торговля, т.е. совокупность действий по обмену товара на деньги15.
Главное, что различает рынки между собой, это вид товара. Рынок долговых ценных бумаг отличается от других рынков своим специфическим товаром долговой ценной бумагой.
Из особенностей долговой ценной бумаги как товара проистекают специфические черты и характеристики рынка долговых ценных бумаг, отличающие его от рынка вещественных товаров. Такими различиями являются: отсутствие стадий производства и потребления у долговой ценной бумаги.
Являясь экономической и юридической категорией, долговая ценная бумага обладает следующими признаками:
Однако такой капитал существенно отличается от понятия капитала в экономической теории, так как он не всегда функционирует в процессе производства. Наиболее ярко это проявляется в облигациях, выпускаемых государственными органами власти для покрытия бюджетного дефицита.
Деньги, полученные государством от выпуска подобных займов, фактически не функционируют как капитал, тем не менее, владельцы облигаций имеют право на получение регулярного дохода в виде процента, и поэтому для них облигации служат капиталом.
Удостоверяя имущественные обязательства, долговая ценная бумага получает форму кредитного документа, в соответствии с которым ее владелец приобретает право на определенный доход в виде процентов на отданный в займы капитал. Однако в отличие от ценной бумаги денежная ссуда это форма существования самого денежного капитала, а не нечто отличное от него. В процессе кредитования продаются и покупаются сами деньги как товар, а точнее, денежный капитал, но не нечто отличное от самих денег. Долговая ценная бумага это особая форма существования капитала, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход.
Различия между долговой ценной бумагой и денежной ссудой непременно ведут к отличиям рынка долговых обязательств от кредитного рынка, среди которых выделяются:
-_-различие в типе посредничества на рынке. На рынке может быть два типа посредников: посредники в торговле (в купле-продаже) и посредники в кредитовании (в ссуде) деньгами или товарами. Для долгового рынка наиболее характерным является наличие торгового посредничества в лице брокеров и дилеров, но при определенных операциях (маржинальные сделки, операции репо) имеет место и долговое посредничество. Кредитный рынок это рынок преимущественно долгового посредничества, так как кредитная организация (банк) привлекает свободные денежные средства от одних участников рынка и затем отдает их в ссуду другим участникам, которые нуждаются в кредитах, тем самым выступает посредником в ссуде;
различия в организации рынка. Рынок долговых ценных бумаг может быть организованным и неорганизованным, а кредитный рынок всегда организованный, т.е. это не просто трехсторонний рынок, а рынок, на котором организующим началом является банк. Рынок долговых обязательств представляет собой отношения между эмитентами и инвесторами или только инвесторами, и никакого организующего начала непосредственно в отношениях по поводу ценной бумаги не существует. Поэтому долговой рынок характеризуется множественностью способов его организации. В то время как кредитный рынок имеет своего единственного организатора в лице банка, у рынка долговых ценных бумаг нет такого обязательного всеобщего центра.;
различие в охвате организатором рынка его инструментов. Банк обычно предоставляет весь набор услуг по кредитованию, а организатор торговли долговыми ценными бумагами не в состоянии охватить все обращающиеся бумаги и все возможные операции с ними. В отличие от банка биржи не только не стремятся включить в свой оборот все ценные бумаги того или иного вида, а наоборот, у них имеется право отбора долговых ценных бумаг, допускаемых до биржевых торгов. Роль рынка долговых обязательств в экономике проявляется в выполняемых функциях, которые классифицируются специалистами по-разному.
Традиционно выделяются следующие:16
К общерыночным функциям при этом отнесены:
Кроме того, рынок долговых обязательств чутко реагирует на происходящие и предполагаемые изменения в политической, социально-экономической и других сферах жизни общества.
В этой связи обобщенные показатели рынка используются как одни из макроэкономических показателей, характеризующих состояние экономики страны в целом. В качестве специфических функций рынка долговых ценных бумаг рассматриваются перераспределительная и защитная функции. Перераспределительная функция условно делится на:
Получается, что рынок долговых обязательств играет роль регулировщика инвестиционных потоков и позволяет создать оптимальную для общества структуру использования ресурсов. Защитная функция проявляется в предоставлении участникам долгового рынка инструментов защиты капитала от тех или иных рисков.
Таким образом, рынок долговых ценных бумаг является тем механизмом в экономике любого государства, который помогает эмитентам аккумулировать недостающие им денежные средства, а инвесторам приумножить свои сбережения путем вложения их в долговые инструменты и в случае необходимости в любой момент преобразовать долговые ценные бумаги в деньги. Большое значение в деятельности долгового рынка, как механизма аккумулирования и перераспределения денежных средств, играет его подразделение (в зависимости от стадии кругооборота долговой ценной бумаги) на первичный и вторичный рынки. Первичный рынок возникает в момент эмиссии долговых обязательств и характеризуется мобилизацией финансовых ресурсов и инвестированием их в экономику, на нем происходит выпуск и первичное размещение ценных бумаг среди инвесторов. Главная функция первичного рынка аккумулирование капитала путем обеспечения быстрого перевода сбережений в инвестиции. Основными участниками данного рынка являются: эмитенты, инвесторы, андеррайтеры и Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР).17 На вторичном рынке происходит смена собственников долговых ценных бумаг, т.е. эмитированные и купленные долговые ценные бумаги на первичном рынке, перепродаются другим инвесторам. Без первичного рынка, который поставляет для обращения фондовые ценности, не может быть и вторичного рынка. Вторичный рынок, создавая механизм для осуществления операций с долговыми ценными бумагами, усиливает доверие инвесторов к рынку в целом, стимулирует их желание приобретать долговые обязательства, способствует более полноценному аккумулированию ресурсов общества в интересах расширенного воспроизводства, способствует переливу капитала в наиболее перспективные отрасли экономики. При отсутствии вторичного рынка или его слабой организации последующая перепродажа ценных бумаг была бы невозможна или затруднена, что оттолкнуло бы инвесторов от покупки всех или части бумаг. В итоге общество осталось бы в проигрыше, так как многие, особенно новейшие предприятия не получили бы необходимой финансовой поддержки. Главной функцией вторичного рынка является перераспределение капитала.
Основными участниками этого рынка являются: инвесторы; фондовые посредники; организации, обслуживающие рынок; органы регулирования и контроля. Подводя итог вышесказанному, отметим, что для качественного развития экономики страны необходимо уделить рынку долговых ценных бумаг повышенное внимание .
3.2. Особенности рынка государственного внутреннего и внешнего долга.
Государственные заимствования осуществляются на финансовом рынке. Последний представляет собой особую форму организации движения денежных средств от их владельцев к пользователям на основе покупки ценных бумаг или предоставления кредитов, выражающих собой форму движения ссудного капитала. Это означает, что финансовый рынок включает в себя два компонента: рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов. Основными сегментами рынка ценных бумаг являются рынки государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг.
Основными факторами, определяющими его развитие, явились развитие практики финансирования федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ за счет выпуска государственных ценных бумаг; реструктуризация внутреннего валютного долга на основе выпуска облигаций валютного займа; появление специфических финансовых инструментов – казначейских обязательств; постепенное открытие доступа эмитируемым в России ценным бумагам на международные рынки капиталов и доступа иностранным инвесторам на российский рынок.
В качестве приоритетных задач своей стратегии на рынке государственных ценных бумаг исполнительная власть определяет следующие направления:
Информация о работе Особенности рынка государственного внутреннего и внешнего долга