Особенности управления финансами бюджетных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и эффективное использования средств бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы. В связи с этим существенное значение имеет финансовое управление деятельности учреждений, финансируемых из бюджета. Бюджетные учреждения одна из самых многочисленных групп, функционирующих в нашей стране. Это учреждения, организации, содержание которых обеспечивается за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ......................................................................... 5
1.1. Понятие и характеристика бюджетного учреждения ................................ 5
1.2. Основные участники бюджетного процесса в РФ и их полномочия ....... 9
1.3. Управление финансами в бюджетных учреждениях............................... 14
2. ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА
ПРИМЕРЕ ГОУ СПО «СТЭК»............................................................................ 18
2.1. Общая характеристика и управление ГОУ СПО «СТЭК»..................... 18
2.2. Анализ основных показателей финансовой отчетности ГОУ СПО
«СТЭК».................................................................................................................. 20
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ......................................................................... 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................. 37
Приложение А. Государственное задание ГОУ СПО «СТЭК» ....................... 39
Приложение Б. План финансово-хозяйственной деятельности на 2014 год и
на плановый период 2015 и 2016 гг.................................................................... 44
Приложение В. Субсидии бюджетным учреждениям в 2013 и 2014 гг....

Файлы: 1 файл

Особенности управления финансами бюджетных организаций.docx

— 78.74 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и эффективное использования средств бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы. В связи с этим существенное значение имеет финансовое управление деятельности учреждений, финансируемых из бюджета. Бюджетные учреждения одна из самых многочисленных групп, функционирующих в нашей стране. Это учреждения, организации, содержание которых обеспечивается за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов.

В бюджетную систему государства мобилизуется более половины финансовых ресурсов создаваемых в стране. Этим обусловливается большое значение финансов бюджетных учреждений в экономике страны. Подавляющая часть бюджетных учреждений выполняет различные социальные функции. Поэтому от величины средств, предоставляемых из бюджетной системы этим учреждениям, от эффективности их использования зависит выполнение социальных задач, стоящих перед обществом.

Финансирование бюджетных учреждений обусловлено тем, что организации отраслей непроизводственной сферы не имеют, как правило, доходов и получают необходимые им средства из бюджета. Расходы производятся по смете и имеют строго целевой характер. Отпуск средств осуществляется в целях обеспечения конституционных прав граждан и гарантирует одинаковое финансирование определенных социальных стандартов в таких сферах как здравоохранение, культура, образование, социальная защита и некоторые другие.

Актуальность данной работы определяется наличием множества финансовых проблем, существующих в бюджетных учреждениях. В настоящее время в России осуществляют свою деятельность достаточно большое количество учреждений, финансируемых из бюджета, внимание к которым со стороны государства недостаточно или вообще отсутствует. Основной проблемой является катастрофическая нехватка средств и недофинансирование из бюджета. Бюджетные организации - сейчас это наименее экономически защищенная категория хозяйствующих субъектов.

Одним из направлений современной финансовой политики Российского государства является создание эффективно функционирующей системы бюджетных учреждений при более рациональном использовании бюджетных средств, направленных на их содержание. В целях обеспечения прозрачности исполнения бюджета осуществляются мероприятия по совершенствованию бюджетной классификации, плана счетов бюджетного учета, процедур финансового планирования, отчетности об исполнении бюджетов.

В настоящее время проводится реформа бюджетного процесса в Российской Федерации, основными направлениями которой являются: бюджетирование, ориентированное на результат, среднесрочное бюджетное планирование, организация бюджетной функциональной классификации расходов бюджетов по программному принципу в соответствии с целями и задачами государственной политики.

Целью выполнения данной курсовой работы является исследование управления финансами бюджетных организаций и выявление проблем и перспектив данных организаций.

Цель может быть достигнута на базе решения следующих задач:

  • Рассмотрения теоретических аспектов управления финансами бюджетных организаций, а именно:

- ознакомиться с понятием и характеристикой бюджетного учреждения;

- изучить основных участников бюджетного процесса в РФ и их полномочия;

- всецело раскрыть как  можно больше информации об  управлении финансами бюджетных  организаций.

  • Ознакомиться с финансовой отчетностью государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Сыктывкарский торгово-экономический колледж» (ГОУ СПО «СТЭК»):

- изучить общую характеристику и управление организацией;

- произвести анализ основных показателей финансовой отчетности учреждения.

  • Выявить проблемы и перспективы управления финансами бюджетных учреждений.

Основой выполнения курсовой работы явились работы отечественных и зарубежных экономистов, занимающихся изучением вопросов и проблем в области бюджетных организаций, Федеральные законы, законодательные акты, публикации в периодической печати, интернет ресурсы, результаты собственных исследований.

Предметом выполнения курсовой работы является: управление финансами бюджетных учреждений и их эффективность.

Объектом исследования является: ГОУ СПО «СТЭК».

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем работы 50 страниц. Курсовая работа иллюстрирована 9 таблицами и 3 приложениями. Список литературы включает в себя 21 источник.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

    1. Понятие и характеристика бюджетного учреждения

 

Бюджетное учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В таблице 1. кратко описаны показатели, характеризующие бюджетное учреждение.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его

 

Таблица 1. Показатели, характеризующие бюджетное учреждение

Ответственность учреждения по своим обязательствам и распоряжение имуществом

Всем имуществом, кроме:

а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником;

б) любого недвижимого имущества.

Право на совершение крупных сделок

С предварительного согласия учредителя

Особо ценное движимое имущество

Виды могут определять профильные министерства.

Перечни определяет орган, выполняющих функции учредителя

Органы управления

Руководитель (директор, ректор, главный врач и т.д.).

Также могут быть совещательные органы и органы самоуправления.

Создание учреждения

1. Новые федеральные БУ  создаются по решению Правительства  РФ.

Реорганизация и ликвидация

(банкротство запрещено)

Предлагается упростить процедуру,  передав полномочия по федеральным БУ от Правительства РФ профильным министерствам.

Право внесения

имущества в капитал хозяйственных обществ

Только в случаях, прямо установленных законом

(к примеру, Федеральным  законом от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ)

Финансовое обеспечение

В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя, бюджетных инвестиций и субсидий на иные цели.

Доходы поступают в самостоятельное распоряжение

Документы о планах деятельности, государственное (муниципальное) задание

План ФХД (финансово-хозяйственной деятельности),

государственное (муниципальное) задание

Открытие счетов

В органах Казначейства  (финансовых органах)

Заключение контрактов и иных гражданско-правовых договоров

Заключает от своего имени

(за исключением случаев  установленных НПА, когда БУ приравнивается  к получателю бюджетных средств  и заключает госконтракты)

Привлечение заемных средств

Могут (с ограничением тна крупные сделки)

Учет

Бухгалтерский учет по упрощенному бюджетному плану счетов

Финансовый контроль и контроль учредителя

В основном – последующий

(контроль выполнения  госзадания)

Предварительный (санкционирование по  целевым субсидиям и бюджетным .инвестициям)

Отчетность

Бухгалтерская отчетность,

статистическая отчетность,

отчет о результатах деятельности и использования имущества


 

выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

  • Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;
  • местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами.

    1. Основные участники бюджетного процесса в РФ и их полномочия

В соответствии с гл.18 Бюджетного Кодекса РФ участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент РФ;
  • органы законодательной (представительной) власти
  • органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов;
  • иные органы субъектов РФ, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Информация о работе Особенности управления финансами бюджетных организаций