Особенности управления финансами бюджетных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и эффективное использования средств бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы. В связи с этим существенное значение имеет финансовое управление деятельности учреждений, финансируемых из бюджета. Бюджетные учреждения одна из самых многочисленных групп, функционирующих в нашей стране. Это учреждения, организации, содержание которых обеспечивается за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ......................................................................... 5
1.1. Понятие и характеристика бюджетного учреждения ................................ 5
1.2. Основные участники бюджетного процесса в РФ и их полномочия ....... 9
1.3. Управление финансами в бюджетных учреждениях............................... 14
2. ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА
ПРИМЕРЕ ГОУ СПО «СТЭК»............................................................................ 18
2.1. Общая характеристика и управление ГОУ СПО «СТЭК»..................... 18
2.2. Анализ основных показателей финансовой отчетности ГОУ СПО
«СТЭК».................................................................................................................. 20
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ......................................................................... 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................. 37
Приложение А. Государственное задание ГОУ СПО «СТЭК» ....................... 39
Приложение Б. План финансово-хозяйственной деятельности на 2014 год и
на плановый период 2015 и 2016 гг.................................................................... 44
Приложение В. Субсидии бюджетным учреждениям в 2013 и 2014 гг....

Файлы: 1 файл

Особенности управления финансами бюджетных организаций.docx

— 78.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7. Отчет о реализации мероприятий, финансируемых за счет средств целевых субсидий на 20 апреля 2013 г.

№, п/п

Наименование субсидий на иные цели в соответствии с Соглашением

Перечень мероприятий/ направлений расходования средств по каждому мероприятию

1

2

3

1

«Капитальный и текущий ремонт государственных учреждений профессионального образования» в сумме 2 300 000 руб.

1.Капитальный ремонт по  замене окон ПВХ в актовом  зале здании коледжа в размере – 399 884 руб.

2.Текущий ремонт кабинетов  № 101,102,103,104 в размере 1 011 548 руб.

3.Капитальный ремонт туалетов  и душевых здания колледжа  в размере – 888 568 руб.

2

«Укрепление материально-технической базы» в сумме 400 000 руб.

1.Приобритение библиотечного  фонда в размере 100 000 руб.

2.Приобретение мебели  – 150 000

3.Приобретение цифровой  и оргтехники – 150 000 руб.

 

ИТОГО: 2 700 000 руб.

2 700 000 руб.


 

 

План финансово-хозяйственной деятельности  на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 гг. отражен в приложении Б.

 

 

 

 

 

 

  1. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

 

 

Бюджетные  ассигнования  федерального  бюджета  по  разделу «Образование» приведены в следующей таблице 8.

Таблица 8. Бюджетные  ассигнования  федерального  бюджета  по  разделу «Образование»

 

Показатели

2013 г.

 

2014 г.

(проект)

2015 г.

(проект)

1

Законопроект (2013 - 2015 гг.),  млрд. руб.

627,1

569,3

591,9

1.1

к предыдущему году,  млрд. руб.

12,4

-57,8

22,6

1.2

к предыдущему году, %

102,0

90,8

104,0

1.3

темпы роста к 2012 году, %

102,0

92,6

96,3

2

ФЗ№ 371-ФЗ(2012 – 2014 гг.),  млрд. руб.

559,1

499,7

 

2.1

к предыдущему году,  млрд. рублей

-55,6

-59,4

 

2.2

к предыдущему году,  %

91,0

89,4

 

3

Законопроект  к  Федеральному  закону

№ 371-ФЗ (с изм.)

     

3.1

млрд. руб.

68,0

69,6

 

3.2

%

112,2

113,9

 

 

Справочно. В 2012 году расходы по данному разделу в соответствии с Федеральным законом № 371-ФЗ (с изм.) – 614,7 млрд. рублей, в соответствии со сводной бюджетной росписью – 617,8 млрд. рублей.

Анализ  динамики  расходов  федерального  бюджета  по  данному  разделу,  по законопроекту,  показывает,  что  по  сравнению  с  соответствующим  предыдущим  годом расходы увеличиваются в 2013 и 2015 годах и снижаются в 2014 году.

Согласно  пояснительной  записке  к  законопроекту  расходные обязательства  по данному  разделу  определяются  федеральными  законами,  постановлениями  Правительства Российской  Федерации,  регулирующими  вопросы  образования,  в  том  числе  высшего и послевузовского,  минимального  размера  оплаты  труда,  стипендиального  обеспечения  и материального обеспечения детей-сирот, а также науки и научно-технической политики.

Расходы  федерального  бюджета  по  разделу «Образование»  в соответствии  с ведомственной  структурой  в 2013 году  будут  осуществлять  48  главных  распорядителя бюджетных средств, в 2014 и 2015 годах – 47. Наиболее крупные из них – Минобрнауки России,  Минобороны  России,  Минздрав  России,  МВД  России,  Минсельхоз  России,  на которые  в 2013 и 2015 годах  будет  приходиться  81 %  расходов  по  данному  разделу,  в 2014 году – 79 %.

Уменьшение расходов по разделу «Образование» в 2014 - 2015 годах по сравнению с 2013  годом  связано  в  основном  с  завершением  ряда  проектов,  реализуемых  в  сфере образования, обеспечением отдельных проектов в меньших объемах, а также прекращением софинансирования  отдельных  расходных  обязательств  субъектов  Российской  Федерации  в области образования.

С 2015 года передается на региональный уровень обеспечение мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (с 2011 года предусматривалось из федерального бюджета по 4 600,0 млн. рублей в год).

Следует  отметить,  что  помощь  из  федерального  бюджета  на  модернизацию региональных  систем  общего  образования  предусмотрена  только  на  2011 - 2013  годы.

Проводимый Минобрнауки России мониторинг выплат заработной платы учителям и другим категориям  педагогических  работников  показал,  что  во II квартале 2012 года  уровень средней  заработной  платы  учителей  учреждений,  реализующих  программы  общего образования, превысил средний уровень зарплаты по экономике региона (данные Росстата за первое  полугодие 2012 года)  только  в 14 субъектах  Российской  Федерации,  тогда  как  по итогам 2011 года таких субъектов было 35. Таким образом, существует риск невыполнения в отдельных  субъектах  Российской  Федерации  требований  Указа  Президента  Российской

Федерации  от 7 мая 2012 г.  № 597 «О  мерах  по  реализации  государственной  социальной политики» (далее – Указ  от 7 мая 2012 г.  № 597)  в  части  доведения  в 2012 году  средней заработной  платы  педагогических  работников  образовательных  учреждений  общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе.

В целях выполнения требований Указа от 7 мая 2012 г. № 597 о повышении к 2018 году  средней  заработной  платы  преподавателей  образовательных  учреждений  высшего профессионального  образования  до 200 % средней  заработной  платы  в  соответствующем регионе,  по  данным  Минобрнауки  России,  необходимо  выделение  дополнительных бюджетных  ассигнований  на 2013 год  в  сумме 12 900,0 млн. рублей,  на 2014 год – 22 700,0 млн. рублей,  на 2015 год – 15 900,0 млн. рублей.  Выделение  дополнительных средств в указанных объемах законопроектом не предусматривается.

По  данным  отчета  за 2011 год,  исполнение  расходов  федерального  бюджета  по разделу «Образование»  составило 553,4 млрд.  рублей,  что  на 0,7 млрд.  рублей,  или  на       0,1 %, больше расходов, утвержденных Федеральным законом № 357-ФЗ (с изменениями), и на 2,6 млрд.  рублей,  или  на 0,5 %, меньше  показателя  сводной  бюджетной  росписи  с изменениями на 2011 год.

 С целью снижения рисков исполнения расходов федерального бюджета в 2013 – 2015  годах  необходимо  продолжить  работу  по  повышению  качества  управления государственными финансами и эффективности использования бюджетных средств.

 

Предоставление субсидий федеральным бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям 2013 – 2015 годы (открытая часть) приведено в следующей таблице 9.

Млрд. рублей

В % к итогу

2015 г. в % к 2012 г.

2012

2013

2014

2015

2012

2013

2014

2015

807,3

895,6

894,8

860,6

7,2

7,7

7,7

  7,1

106,6


 

 

По группе видов расходов «Предоставление субсидий федеральным бюджетным, автономным  учреждениям  и  иным  некоммерческим  организациям»  субсидии бюджетным учреждениям в 2015 году по сравнению с 2012 годом увеличиваются на 9,4 %, а их доля в данной группе – с 88 % в 2012 году до 90,3 % в 2015 году;  субсидии автономным учреждениям – на 44,2 % (доля – с 4,2 % до 5,7 % соответственно); субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных учреждений) снизятся на 45 % (доля – с 7,8 % до 4 %).

Информация  о  бюджетных  ассигнованиях  на  предоставление  субсидий  бюджетным учреждениям  по  соответствующим  разделам  классификации  расходов федерального  бюджета  предусмотренных  законопроектом  на 2013 и 2014 годы  и  утвержденных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» от 30 ноября 2011г. № 371-ФЗ в части планового периода 2013 и 2014 годов представлена в приложении В.

Сравнительный  анализ  бюджетных  ассигнований  на  предоставление  субсидий бюджетным учреждениям  в 2013 и 2014 годах,  показал,  что  идентичные показатели  имеют  значительное  количественное  отличие.  Например,  утвержденный  объем субсидий  бюджетным  учреждениям  на  финансовое  обеспечение  государственного  задания предусмотренный на 2013 и 2014 годы по разделу «Национальная оборона» установленный Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в 53 раза меньше аналогичного показателя предусмотренного законопроектом.

Показатели  бюджетных  ассигнований  на  предоставление  субсидий  бюджетным учреждениям  в 2013 и 2014 годах,  утвержденные  по  разделу «Здравоохранение»  Федеральным  законом «О  федеральном  бюджете  на 2012 год  и  на плановый  период 2013 и 2014 годов»  на 30 % ниже  показателей  предусмотренных  в законопроекте.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Важнейшими субъектами производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства являются бюджетные учреждения.

Финансы бюджетного учреждения - отношения, возникающие у него с распорядителем бюджетных средств, с другими организациями и физическими лицами, с бюджетом по уплате налогов и страховых взносов, с контрагентами, работниками и связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов учреждения для достижения целей деятельности, предусмотренных в его уставе. Основным методом ведения хозяйства таких учреждений является сметное финансирование.

Управление финансами бюджетного учреждения по аналогии с коммерческими включает такие основные элементы, как финансовое планирование, оперативное управление и финансовый контроль. Главным плановым документов является Бюджетная смета.

Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами государственных образовательных учреждений целиком и полностью зависит результат деятельности организации в целом. Если дела в учреждении идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то никакое бюджетное финансирование не позволит образовательному учреждению «держаться на плаву».

В ходе выполнения исследования были выявлены следующие особенности бюджетной организации:

1) Бюджетное учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

2) Бюджетное финансирование осуществляется  по смете доходов м расходов за счет государственных субсидий.

4) Фактические расходы на 1 января  следующего года не могут превышать  объемы бюджетного финансирования.

Доходы бюджетной организации складываются из бюджетных средств и внебюджетных средств, т.к. в современных условиях бюджетные организации вынуждены самостоятельно искать дополнительные источники финансирования, оказывая платные услуги и выполняя различного рода работы.

Анализ структуры доходов бюджета ГОУ НПО «СТЭК» показал, что финансовое обеспечение деятельности этой организации формируется за счет средств бюджета Республики Коми на основе утверждаемой сметы доходов и расходов.

В целом по финансированию бюджетных организаций в России можно сказать что, с  целью  снижения  рисков  исполнения  расходов  федерального  бюджета  в 2013 -2015  гг.  необходимо  продолжить  работу  по  повышению  качества  управления государственными финансами и эффективности использования бюджетных средств.

Общий объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение государственных заданий в 2013 году составит 641,1 млрд. рублей, в 2014 году – 662,8 млрд. рублей, в 2015 году – 683,8 млрд. рублей. 

В  составе  общего  объема  бюджетных  ассигнований  на  выполнение государственных  заданий  субсидии  бюджетным  учреждениям  составляют  более 93 %, субсидии автономным учреждениям – более 6 % расходов.

В общем объеме расходов федерального бюджета в 2013 году объемы бюджетных ассигнований  на  выполнение  государственных  заданий  составят  4,8 %, в 2014 году – 4,2 %, в 2015 году – 4,4 %. 

Наибольшие  объемы  бюджетных  ассигнований  в  составе  общей  суммы предусмотрены  в 2013 году  по  разделам «Образование»,  «Общегосударственные вопросы»  и «Здравоохранение»,  наименьшие – по  разделам «Национальная  оборона»  и «Социальная политика».

Информация о работе Особенности управления финансами бюджетных организаций