Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:37, курсовая работа
Современная пенсионная система Казахстана начинает свой отсчет с 1997 года, когда Правительство РК одобрило Концепцию реформирования системы пенсионного обеспечения в стране, и был принят Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан". Нововведения заключались в создании основ накопительной пенсионной системы при постепенном отказе от солидарной системы.
ВВЕДЕНИЕ
Стр.
1.
Теоретические основы функционирования накопительной пенсионной системы Республики Казахстан
1.1
История развития накопительной пенсионной системы
1.2
Законодательные аспекты регулирования пенсионного обеспечения
1.3
Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы
2
Анализ состояния деятельности накопительных пенсионных фондов
2.1
Оценка инвестиционной деятельности накопительных пенсионных фондов
2.2
Состояние и рейтинг доходности накопительных пенсионных фондов Казахстана
2.3
Прирост пенсионных накоплений в разрезе НПФ за январь-май 2013 года (тыс. тг) на примере АО «НПФ Народного Банка Казахстана»
3
Проблемы пенсионных фондов РК
4
Пути совершенствования развития накопительной пенсионной ситемы в Республике Казахстан
5
Прогнозы слияния пенсионных фондов
Заключение
Список использованной литературы
3
Пенсионные накопительные фонды: состояние и развитие
ОГЛАВЛЕНИЕ |
||
ВВЕДЕНИЕ |
Стр. | |
1. |
Теоретические основы функционирования накопительной пенсионной системы Республики Казахстан |
|
1.1 |
История развития накопительной пенсионной системы |
|
1.2 |
Законодательные аспекты регулирования пенсионного обеспечения |
|
1.3 |
Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы |
|
2 |
Анализ состояния деятельности накопительных пенсионных фондов |
|
2.1 |
Оценка инвестиционной деятельности накопительных пенсионных фондов |
|
2.2 |
Состояние и рейтинг доходности накопительных пенсионных фондов Казахстана |
|
2.3 |
Прирост пенсионных накоплений в разрезе НПФ за январь-май 2013 года (тыс. тг) на примере АО «НПФ Народного Банка Казахстана» |
|
3 |
Проблемы пенсионных фондов РК |
|
4 |
Пути совершенствования развития накопительной пенсионной ситемы в Республике Казахстан |
|
5 |
Прогнозы слияния пенсионных фондов |
|
Заключение |
||
Список использованной литературы |
||
Приложения |
Современная пенсионная система Казахстана начинает свой отсчет с 1997 года, когда Правительство РК одобрило Концепцию реформирования системы пенсионного обеспечения в стране, и был принят Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан". Нововведения заключались в создании основ накопительной пенсионной системы при постепенном отказе от солидарной системы.
В настоящее время, совокупные пенсионные активы в Казахстане превысили совокупный банковский капитал, отечественные негосударственные накопительные пенсионные фонды превратились в крупных внутренних институциональных инвесторов.
Финансовые ресурсы пенсионных фондов - это огромный потенциал, который является стратегически важным как для государства, так и для отдельных отечественных предприятий. Пенсионные активы сегодня - это долгосрочные и недорогие источники финансирования, которые, прежде всего, направлены на обеспечение будущего наших граждан.
Наряду с выполнением своей основной функции: сбережение накоплений вкладчиков, задачами участников пенсионной системы являются - приумножение пенсионных активов и инвестирование национальной экономики. Поэтому одним из главных критериев работы пенсионных фондов становиться - эффективное управление пенсионными активами и квалифицированная инвестиционная стратегия, основанная на создании оптимальной структуры портфеля с учетом снижения и распределения рисков и обеспечения стабильного инвестиционного дохода. Достижение данных целей невозможно без государственного контроля и надзора за функционированием накопительной пенсионной системы.
В конце прошлого столетия проблемы пенсионного обеспечения приобрели особую остроту. Причиной тому стали с одной стороны переход к механизмам рыночной экономики, с другой - социально-демографические факторы, присущие Казахстану в 90-х годах прошлого столетия. В условиях действовавшей солидарной пенсионной системы высокие темпы роста инфляции и безработицы среди населения, падение объёмов ВВП, острый бюджетный дефицит стали причинами появления и увеличения задолженностей по выплате пенсий и невозможности обеспечить даже минимального уровня социальных гарантий. На проблемы, связанные с недостаточным финансированием необходимых пенсионных расходов, наслаивались демографические. Некоторые из них были связаны с деформированием возрастной структуры населения и ускорением процессов старения населения в результате сокращения рождаемости на фоне увеличения средней продолжительности жизни казахстанцев.
Казахстан стал первой страной на территории СНГ, которая в 1998 г. начала планомерный переход к системе накопительного пенсионного обеспечения на принципах персональных пенсионных отчислений. Основной целью проведения пенсионной реформы стало построение финансово устойчивой и справедливой системы, учитывающей экономический рост, соразмеряющей трудовой вклад с пенсией через персонифицированный учет пенсионных взносов. К тому же накопительная пенсионная система была призвана решить ряд проблем: смягчить социальную напряженность, постепенно освободить бюджет от бремени пенсионных выплат, способствовать появлению у граждан заинтересованности зарабатывать много и легально. В результате пенсионной реформы будущие пенсии должны были сохраниться и приумножиться, а экономика получить еще одного институционального инвестора - пенсионные фонды.
Меняющаяся ситуация на финансовом рынке отражается на структуре инвестиционных портфелей. Снижение доходности пенсионных активов за последние два года, проблемы нехватки сверхнадежных и высоколиквидных финансовых инструментов, доказывают практическую значимость разработанной нами темы и говорят о ее актуальности и необходимости.
Основанная на принципе солидарности поколений и унаследованная Казахстаном от бывшего Советского Союза пенсионная система являлась частью единой, широкой государственной системы пособий и компенсационных выплат. В СССР текущие выплаты пенсий состоявшимся пенсионерам производились из текущих пенсионных взносов работающих граждан при отсутствии прямой связи между ними. В условиях плановой экономики ее функционирование было достаточно эффективным.
Однако с переходом к рыночной экономике и связанным с этим процессом коренных преобразований и неизбежных в переходный период дестабилизирующих экономических и социально-политических факторов, солидарная пенсионная система, имея существенные недостатки в структуре и организации, а также при отсутствии стимулов для уплаты в сочетании с мягкими критериями для прав на получение пенсии, становилась все более неприспособленной, и в конечном итоге - просто нежизнеспособной. Есть несколько причин перехода к накопительной системе. Во-первых, при "солидарной" пенсионной системе есть вероятность, что объем отчисляемых взносов меньше, чем количество средств, требуемых государству на выплату пенсий.
Рост уровня безработицы и распространение неформальной и неполной занятости привели к негативным сдвигам на рынке труда, следствием которых стал выход части населения из обязательной системы пенсионного обеспечения, чьи взносы были источником для финансовой основы солидарной пенсионной системы. В целях снижения прогнозируемого роста и чрезмерного усиления пенсионной нагрузки на работающее население, предупреждения ухудшения уровня жизни как работающих, так и пенсионеров, обеспечения в будущем бесперебойной выплаты пенсий Правительством Республики Казахстан в качестве альтернативного пути решения данной назревшей проблемы было проведено реформирование пенсионной системы. Во-вторых, существенным поводом изменения системы явилось то, что в Казахстане ежегодно наблюдается снижение количества работающего населения; кроме того, в дальнейшем ожидается продолжение снижения рождаемости. Это означает, что число людей, имеющих право на пенсию, увеличится, а количество работающих станет меньше. "Солидарная" система не в состоянии справиться с такой ситуацией и обеспечить бесперебойную выплату пенсий.
Когда население старится, на каждого престарелого приходится менее 6 человек трудоспособного возраста и доля лиц, вносящих взносы в пенсионный фонд, уменьшается из года в год. В нашей республике на каждого престарелого в 1992 году приходилось - 3 работающих, а в 1996 году только 1,8. Средняя продолжительность жизни в Казахстане у мужчин 63,8 года, у женщин 73,1 года, а средняя продолжительность собственного пенсионного возраста или период получения пенсий составляет у мужчин 13 лет и у женщин 21 год. Если население свыше 60 лет в 1990 году составляло не более 10 %, то в 1998 году - 18 %, к 2013 29%.
Существовавшая в Казахстане система пенсионного обеспечения, основанная на принципе солидарности поколений, практически исчерпала свои возможности. Сохранение пенсионной системы в том виде, в котором она существовала в нашей стране до 1998 года, могло привести к дальнейшему обострению кризиса. Во избежание этого правительством Казахстана было принято решение о реформировании системы пенсионного обеспечения.12 мая 1997 года вышла в свет "Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан". А в 1998 году Казахстан стал первым государством на территории СНГ, который приступил к планомерному переходу к накопительной системе пенсионного обеспечения.
На сегодняшний день в республике действуют две системы:
солидарная (для нынешних пенсионеров и тех граждан, чей трудовой стаж на первое января 1998 года составил не менее шести месяцев);
накопительная (для тех, кто с первого января 1998 года начал отчислять из заработной платы десятипроцентные обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды) .
При накопительной пенсионной системе каждый участник копит пенсию индивидуально, перечисляя взносы со своего дохода, и пенсионные накопления являются его собственностью. Таким образом, пенсия не будет зависеть от количества работающих на момент выхода на пенсию, а будет выплачиваться с индивидуального пенсионного счета. В накопительной системе на взносы также начисляются проценты (инвестиционный доход), которые обеспечат более быстрый рост накоплений и защиту их от инфляции.
Особенности реформирования системы направлены в сторону дальнейшего позитивного развития пенсионной реформы.
На сегодняшний день в Казахстане работают 11 лицензированных накопительных пенсионных фондов, из которых один - государственный.
В числе тринадцати негосударственных накопительных пенсионных фондов - один корпоративный и 12 накопительных пенсионных фондов.
Вся система пенсионного обеспечения Законом возложена на трех юридических лиц: государственный или негосударственный накопительный пенсионный фонд, компании по управлению накопительными пенсионными активами, банк-кастодиан. Рассмотрим структуру системы пенсионного обеспечения на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура пенсионного обеспечения
Как видно из рисунка 1, функции строго разделены: фонды осуществляют сбор обязательных и добровольных пенсионных взносов вкладчиков и пенсионные выплаты получателям; компании по управлению активами занимаются непосредственно инвестированием путем размещения средств в депозиты, государственные и корпоративные ценные бумаги и в другие финансовые инструменты; банк-кастодиан оказывает услуги по ответственному хранению, учету вверенных ценных бумаг денежных средств клиентов. Эти структуры взаимно контролируют друг друга и несут имущественную ответственность за свои действия, т.е. создана система многоуровневого контроля. Государственный контроль осуществляет Комитет по финансовому надзору. Кроме того, между банком-кастодианом и компаний по управлению накопительными пенсионными активами (КУПА) не должно быть аффилированности, поскольку банк обязан регулировать соответствие финансовых инструментов, в которые инвестируются активы, с теми нормами, которые устанавливает Национальный Банк Республики Казахстан.
Трехуровневая структура системы пенсионного обеспечения является гарантией сохранности пенсионных накоплений. Контроль над сохранностью накоплений ведется по многим направлениям в самом пенсионном фонде, в Национальном Банке, в банке-кастодиане, а когда они инвестируются в ЦБ - еще и подепозитарно. В основе новой системы пенсионного обеспечения граждан лежит принцип персональных сбережений. Защита интересов вкладчиков обеспечивается жесткой системой постоянного контроля за деятельностью накопительных фондов, компаний по управлению пенсионным активами и банков-кастодианов .
Таким образом, существует много причин, из-за которых правительство приняло решение об изменении пенсионной системы:
неизвестная стоимость: при старой системе пенсия исчислялась единожды по достижении пенсионного возраста. При такой системе правительство не могло знать, какое количество денег понадобиться ежегодно на выплату пенсий, что делало невозможным расчет стоимости пенсионной системы;
Меньше работников, меньше взносов: в будущем ожидается снижение доли работающего населения в связи со снижением рождаемости. Это означает, что число людей, получающих пенсию, увеличится, а число людей, выплачивающих взносы, станет меньше. Старая система не в состоянии справиться с такой ситуацией;
Необходимость накоплений ради своего будущего: при новой накопительной пенсионной системе пенсия складывается из взносов работодателя и инвестиционного дохода на эти взносы. Это означает, что сумма возрастает каждый год, и каждый может быть уверенным, что получит пенсию по достижении пенсионного возраста. Вкладчик сможет каждый год проверять баланс своего пенсионного счета при получении ежегодного отчета от пенсионного фонда;
Каждый копит себе пенсию сам: новая накопительная пенсионная система устроена таким образом, что взносы, производимые за вас работодателем, будут использоваться для обеспечения вашей пенсии. При старой системе за счет взносов выплачивались пенсии уже состоявшимся пенсионерам. Однако не было гарантий, что найдутся деньги на их собственную пенсию по достижении ими пенсионного возраста;
Рвенство означает справедливость: при старой пенсионной системе некоторые работники имели право на досрочный выход на пенсию. Содержание этих людей стоило налогоплательщикам и правительству дополнительных денег, так как они получали пенсию более длительный период времени.
Пенсионное обеспечение в Республике Казахстан регламентируется Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 года "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.03.2010 год).
Информация о работе Пенсионные накопительные фонды: состояние и развитие