Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:37, курсовая работа
Современная пенсионная система Казахстана начинает свой отсчет с 1997 года, когда Правительство РК одобрило Концепцию реформирования системы пенсионного обеспечения в стране, и был принят Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан". Нововведения заключались в создании основ накопительной пенсионной системы при постепенном отказе от солидарной системы.
ВВЕДЕНИЕ
Стр.
1.
Теоретические основы функционирования накопительной пенсионной системы Республики Казахстан
1.1
История развития накопительной пенсионной системы
1.2
Законодательные аспекты регулирования пенсионного обеспечения
1.3
Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы
2
Анализ состояния деятельности накопительных пенсионных фондов
2.1
Оценка инвестиционной деятельности накопительных пенсионных фондов
2.2
Состояние и рейтинг доходности накопительных пенсионных фондов Казахстана
2.3
Прирост пенсионных накоплений в разрезе НПФ за январь-май 2013 года (тыс. тг) на примере АО «НПФ Народного Банка Казахстана»
3
Проблемы пенсионных фондов РК
4
Пути совершенствования развития накопительной пенсионной ситемы в Республике Казахстан
5
Прогнозы слияния пенсионных фондов
Заключение
Список использованной литературы
В соответствии с новой накопительной пенсионной системой пенсионный счет состоит из взносов, произведенных работодателем (равных минимум 10% от заработка), и полученного инвестиционного дохода.
Пенсионный счет = Взносы + Инвестиционный доход
Размер пенсии будет больше в случаях, если:
доход растет - взносы возрастают;
Работодатель перечисляет больше установленного обязательного минимума, то есть больше 10% от заработной платы. Эти взносы вычитаются при исчислении налога для работодателя, при условии, что за месяц они не превышают 20-кратного размера месячного расчетного показателя.
Новая накопительная система упразднила Государственный пенсионный фонд и создала Государственный центр по выплате пенсий (Пенсионный центр). Теперь Пенсионный центр собирает все взносы на республиканском уровне и осуществляет пенсионные выплаты пенсионерам. Если взносов недостаточно для осуществления пенсионных выплат, то производится прямой перевод из республиканского бюджета в Пенсионный центр для выполнения обязательств по пенсиям. В новую накопительную систему встроено несколько защитных механизмов, гарантирующих ее силу:
Законодательная структура: новая накопительная система поддерживается многочисленными законами и положениями, которые были приняты для поддержания целей новой системы.
Регулярный надзор: правительство сделало больше, чем просто издало законы и постановления. Оно также определило три института, которые осуществляют надзор за накопительной системой: Национальное пенсионное агентство (НПА), которое несет ответственность за выдачу лицензий и надзор за пенсионными фондами; Национальная комиссия по ценным бумагам (НКЦБ), которая несет ответственность за выдачу лицензий и контролирует работу управляющих компаний и кастодианов (сейчас этим занимается Агентство финансового надзора); Государственный центр по выплате пенсий (ГЦВП), который несет ответственность за сбор взносов и перераспределение их в соответствующие пенсионные фонды, а также за присвоение Социального индивидуального кода каждому работнику. ГЦВП также выплачивает пенсии сегодняшним и будущим пенсионерам.
Государством предъявляется ряд требований для обязательного исполнения накопительными пенсионными фондами с целью защиты пенсионных накоплений и эффективной работы фондов. Новая накопительная система устроена так, что в основе работы каждого накопительного пенсионного фонда лежит треугольник, который составляют:
Пенсионная компания, которая несет общую ответственность. Она нанимает управляющую компанию и кастодиан и отслеживает их деятельность. Она хранит индивидуальные записи по каждому вкладчику и регулярно отчитывается перед правительственными организациями. Компания по управлению пенсионными активами (управляющая компания), которая несет ответственность за инвестирование средств вкладчиков. Она решает, каким образом должны быть инвестированы средства со счетов вкладчиков и регулярно оценивает активы.
Банк-кастодиан, который несет ответственность за хранение средств. Все взносы переводятся из Государственного центра по выплате пенсий непосредственно кастодиану. Он размещает их в инвестиции по совету управляющей компании. Пенсионные активы накопительных пенсионных фондов хранятся и учитываются на счетах в банках-кастодианах в соответствии с кастодиальным договором. Банк-кастодиан ведет учет всех операций по аккумулированию пенсионных активов, их размещению, по получению инвестиционного дохода и ежемесячно информирует накопительный пенсионный фонд о состоянии его счетов и деятельности организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами. У накопительного пенсионного фонда должен быть один банк-кастодиан.
Каждый работник наделен следующими правами:
Добровольные взносы - каждый работник имеет право вносить часть своего заработка в пенсионный фонд в виде добровольных взносов. Добровольные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды вносятся вкладчиками - физическими лицами в свою пользу за счет своего дохода при заключении ими договора о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов. Вкладчиками добровольных пенсионных взносов в пользу получателя могут быть физические и юридические лица. Ставка добровольных пенсионных взносов, порядок их уплаты, а также порядок пенсионных выплат устанавливаются по соглашению сторон договора о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов.
В мире существует две системы социального
пенсионного обеспечения –
Модель пенсионной системы Германии характерна также для Австрии, Италии, Франции и большинства других стран Западной Европы. Пенсионная система Германии характеризуется как "система трех уровней".
Первый уровень – обязательное пенсионное страхование. Первый уровень является обязательным для отдельных систем, которые функционируют на основе законодательных норм. В Германии существуют четыре "обязательные системы" такого типа:
- пенсионное страхование
- пенсионное обеспечение
- помощь по старости для
- пенсионное обеспечение по
профессиональным группам (
Государственная пенсия в Германии
имеет распределительный
Второй уровень – "пенсии от предприятий".
Многие предприятия
Третий уровень – забота о своей старости частным способом.
Для этого приемлемы все формы создания частного капитала (покупка недвижимости, создание фонда ценных бумаг, заключение договоров о долгосрочных сберегательных вкладах, о страховании жизни с целью накопления средств, о пенсионном страховании).
Типичной формой создания частного капитала является заключение договора о страховании жизни с целью накопления средств или заключение индивидуального договора о пенсионном страховании.
Особенностью германской модели является то, что на предприятии создается самоуправляющееся структурное подразделение, которое занимается корпоративными и личными пенсионными программами работников.
Пенсионная система Германии считается одной из самых эффективных в Европе и оказывает большое влияние на развитие и формирование пенсионных систем во многих странах.
Система социального обеспечения была реформирована после вступления 01.01.1998 года в силу закона “О пенсионном обеспечении”.
Пенсионное обеспечение
1. Базовая система:
Базовая пенсия
Выплачивается всем одинаково независимо от трудового участия.
От трудового стажа
Лицам, у которых трудовой стаж на момент выхода на пенсию, по состоянию на 1 января 1998 года, составляет не менее шести месяцев.
Преимущества солидарной системы:
- пенсия выплачивается
- стабильность (защищенность) людей с невысокими доходами.
Недостатки:
- ограничение по максимальному размеру пенсии;
- демографические риски (нарушение баланса между работающим населением и пенсионерами ведет к повышению социальных налогов);
- изменение законодательства;
- сложная система оформления пенсии.
2. Накопительная система
- обязательные взносы;
- обязательные отчисления с фиксированным 10-процентным размером пенсионных отчислений от ежемесячного дохода.
Добровольные взносы
Накопления, основанные на добровольных и добровольно-профессиональных пенсионных взносах
Преимущества накопительной
- прямая зависимость размера пенсии от уровня доходов вкладчика;
- государственная гарантия;
- наследование пенсионных
- увеличение суммы пенсионных
накоплений за счет
- возможность управления своими
пенсионными накоплениями с пом
Недостатки:
- влияние фондовых рынков на размер инвестиционного дохода;
-
не развитая система
-
минимальный размер ОПВ (у
Решение о реформировании пенсионной сферы, принятое Республикой Казахстан несколько лет назад, имело историческое значение для всей страны. Казахстан первым среди стран СНГ начал преобразование старой солидарной системы пенсионного обеспечения гражданина с планомерным переходом к накопительной пенсионной системе. Эта реформа была задумана и реализована, чтобы снять бюджетную нагрузку и создать более справедливую систему пенсионного обеспечения. Также были определены её основные цели - сохранение и преумножение пенсионных накоплений вкладчиков. В части сохранения пенсионных накоплений государство создало мощный механизм трёхступенчатой защиты посредством:
1) установления строгого надзора за накопительной пенсионной системой с помощью государственных институтов - Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (раньше этот комитет назывался Национальным пенсионным агентством), уполномоченного органа по регулированию рынка ценных бумаг в лице Национального Банка Р.К. (до середины 2001 года уполномоченным органом являлась Национальная комиссия) и Государственного центра по выплате пенсий;
2) четкого законодательного разграничения функций и установления системы взаимоконтроля между тремя основными группами участников новой пенсионной системы - накопительными пенсионными фондами, компаниями по управлению пенсионными активами и банками кастодианами;
3) законодательного установления пруденциальных нормативов и строгого определения перечня финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов .
Накопительные пенсионные фонды в Казахстане превратились в серьезных институциональных инвесторов, стали играть значительную роль на финансовом рынке.
Накопительные пенсионные фонды выполняют такие операции как сбор обязательных и добровольных пенсионных взносов вкладчиков и пенсионные выплаты получателям, а также формирование пенсионных активов и инвестирование их через компании по управлению пенсионными активами.
Накопительные пенсионные фонды могут быть:
открытыми;
корпоративными.
Открытые накопительные пенсионные фонды осуществляют прием пенсионных взносов от вкладчиков независимо от места работы и жительства получателя.
Корпоративные накопительные пенсионные фонды создаются для получателей - работников одного или нескольких юридических лиц, являющихся учредителями и акционерами данного накопительного пенсионного фонда.
Государственное регулирование накопительных пенсионных фондов заключается. Во-первых, в установлении требований, обязательных для соблюдения при создании фонда.
В случае уменьшения реальной стоимости пенсионных накоплений акционеры корпоративных накопительных пенсионных фондов несут солидарную ответственность и возмещают потерю инвестиционного дохода в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Собственный капитал накопительных пенсионных фондов - это стоимость активов накопительного пенсионного фонда за вычетом суммы его обязательств. Минимальный размер выпущенного (оплаченного) уставного капитала накопительных пенсионных фондов составляет:
1) для открытого накопительного пенсионного фонда - не менее 250.000.000 (двухсот пятидесяти миллионов) тенге;
2) для корпоративного накопительного пенсионного фонда - не менее 100.000.000 (ста миллионов) тенге.
Минимальный размер выпущенного (оплаченного) уставного капитала накопительного пенсионного фонда для получения лицензии на осуществление деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами:
1) для открытого накопительного пенсионного фонда - не менее 500.000.000 (пятисот миллионов) тенге;
2) для корпоративного накопительного пенсионного фонда - не менее 300.000.000 (трехсот миллионов) тенге.
Предельная величина комиссионного вознаграждения устанавливается накопительным пенсионным фондом в пределах не выше:
Информация о работе Пенсионные накопительные фонды: состояние и развитие